Пятая республика во Франции. Конституция 1958 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятая республика во Франции. Конституция 1958 года



 

Проведенные в 1950-х гг. политические преобразования в значительной степени воз­вращали Францию к режиму Третьей республики. Однако, большая часть населения в условиях разрастающихся социально-экономических противоречий хотела не только уси­ления исполнительной власти, но и придания главе государства роли надпартийного ар­битра.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансовые трудности, вызванные военны­ми расходами. В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля и по его требованию наделил правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

Установленный Конституцией 1958 г. и действующий по настоящее время во Фран­ции государственный строй именуется Пятой республикой.

Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере президент:

- назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

- председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете националь­ной обороны, в Высшем совете магистратуры;

- имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие граждан­ские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

- подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

- оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Конституционный совет;

- передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

- обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуждению;

- принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Президенту отводится роль «высшего арбитра», призванного обеспечивать нор­мальное функционирование государственных органов, а также преемственность государ­ства. Он не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не кон­тролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется прерогативами в облас­ти внешней политики, имеет право объявлять чрезвычайное положение.

Исполнительная власть наряду с президентом принадлежит правительству - Совету министров, в состав которого входят государственные министры, министры и государст­венные секретари.

Премьер-министр считается согласно Конституции вторым лицом в государстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо пре­зидента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Высший орган законодательной власти Франции - парламент, состоящий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Сенат - косвенным голосованием. Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предусматривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента ограничивается вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены мно­гие сферы государственного управления, которые регламентируются декретами кабинета.

Органом конституционного надзора является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и сенаторов, проведения референдумов, а также соответствия Конституции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девяти членов. В его состав также пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.

Контроль за нормативными актами исполнительной власти осуществляет Государст­венный совет.

В департаментах центральная власть представлена префектом, назначаемым прези­дентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте и по­лицией, осуществляет административный контроль над муниципальными службами и т.д. Имеется также орган самоуправления - генеральный совет, избираемый населением. В коммунах избирается муниципальный совет, из состава которого избирается мэр.

Судебная система включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) ин­станции. Имеются также исправительные суды, апелляционные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также специальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, трудовые суды (так называемые «советы сведущих людей»), суды по делам несовершеннолетних.


Глава 3.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.006 с.)