Государственный строй четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года



 

Первую мировую войну Франция завершила в числе держав-победительниц. По Вер­сальскому договору (1919 г.) ей были возвращены Эльзас и Лотарингия, а также передана часть германских колоний. Однако, несмотря на высокие темпы развития промышленно­сти и сельского хозяйства, позиции Франции на мировом финансовом рынке были подор­ваны и она превратилась в страну-должника.

В 19)9 г. были произведены серьезные изменения в избирательной системе. Однако, в 1927 г. мажоритарная система выборов была восстановлена.

Экономический кризис 1930-х гг. привел к стагнации промышленного производства и вызвал обострение социально-экономических противоречий в стране. В ответ на активи­зацию деятельности партий фашистского толка произошло объединение коммунистиче­ских, социалистических и радикальных организаций. Сплотивший антифашистов Народ­ный фронт одержал победу на выборах 1936 г. Но одновременно происходил процесс значительного ослабления власти парламента. Почти ежегодно он стал наделять прави­тельство чрезвычайными полномочиями, чтобы проводить непопулярные меры; возросло значение делегированного законодательства.

В сентябре 1939 г. правительство без согласия парламента объявило войну Германии, а в 1940 г. Франция потерпела поражение в этой войне. Его результатом стало падение Третьей республики.

После капитуляции большая часть Франции управлялась немецкими оккупационны­ми органами. В южной и юго-восточной, не оккупированной зоне власть формально нахо­дилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна, получившего название «правительства Виши» (по имени города, где обосновалось правительство). Однако, осе­нью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции, тем самым фактически ликвидировав остатки французской государственности.

С первых дней оккупации страны французские патриоты вели борьбу с немецкими захватчиками. В противовес правительству Петэна в Лондоне в 1940 г. был образован пра­вительственный комитет «Свободная Франция» (с июня 1942 г. - «Сражающаяся Фран­ция»), возглавивший движение Сопротивления в целях борьбы за освобождение страны.

Летом 1943 г. был создан единый Французский комитет национального освобожде­ния, позже реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с генералом де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная ассамблея, состоявшая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились в Норман­дии, и в результате их действий, соединенных с силами Сопротивления, к концу 1944 г. Франция была в основном освобождена.

Важнейшим вопросом внутриполитической жизни страны после ее освобождения яв­лялось будущее государственного строя, проблема новой конституции. Получив на выбо­рах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских ман­датов, коммунисты, социалисты и католическая партия МРП образовали новое трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако на референдуме проект был отклонен. Второй проект был раз­работан в 1946 г. новым составом Учредительного собрания. После утверждения на рефе­рендуме этот проект конституции стал Основным законом Франции.

В преамбуле новой Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и сво­боды человека и гражданина, данные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Кроме того, провозглашались:


- право политического убежища для лиц, борющихся за свободу;

- обязанность работать и право на получение должности вне зависимости от проис­хождения, взглядов, вероисповедания;

- право на организацию профсоюзов и проведение стачек, на заключение коллектив­ных договоров;

- социальная помощь детям, матерям, инвалидам;

- обязательство республики не вести завоевательных войн.

Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат:

- Национального собрания (нижняя палата), которое избиралось на пять лет на осно­ве всеобщего и прямого избирательного права. Только Национальное собрание имело пра­во принятия законов. Законодательной инициативой наделялись члены парламента и председатель Совета министров;

- Совета республики (верхняя палата), который избирался коммунами и департамен­тами на основе всеобщего и косвенного избирательного права. Совет республики получил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключе­ние по законопроектам Совет республики должен был представлять в двухмесячный срок.

Высшим представителем государственной власти Конституция объявила президен­та республики. Он должен был избираться парламентом сроком на 7 лет и мог переизбран еще на один срок. Президент подписывал и ратифицировал договоры с иностранными государствами, осуществлял обнародование законов, утверждал важнейшие правительст­венные декреты. Но каждый из актов президента должен быть скреплен подписью предсе­дателя Совета министров и одним из министров, по ведомству которого осуществляется соответствующий нормативный акт.

Органом, возглавляющим государственное управление страной, является Совет ми­нистров во главе с председателем. Кандидат на пост председателя представлял на рас­смотрение Национального собрания программу будущего кабинета. Если он получал во­тум доверия при открытом голосовании абсолютным большинством голосов, то декретом президента проводилось назначение его и министров. Председатель Совета министров обеспечивал исполнение законов, непосредственно руководил всем государственным ап­паратом, осуществлял общее руководство вооруженными силами.

Отказать Совету министров в доверии могло только абсолютное большинство На­ционального собрания, причем такой отказ вел к коллективной отставке кабинета (приня­тие резолюции порицания также влечет его коллективную отставку).

Конституция провозглашала равенство всех частей французской колониальной импе­рии, которые вместе с метрополией составляли Французский союз.

В 1948 г. вводится мажоритарная система выборов в Совет республики, а вскоре (в 1951 г.) и в Национальное собрание. Новое законодательство позволило консервативным и центристским партиям потеснить левые силы.

В начале 1950-х гг. членам верхней палаты было возвращено звание сенаторов и с 1954 г. установлено почти полное равноправие палат в области законодательства. Кроме того, был введен сессионный режим работы Национального собрание, что упрощало про­цесс формирования правительства и усложняло процедуру его отставки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.006 с.)