Государственный строй Франции по Конституции 1791 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный строй Франции по Конституции 1791 года



 

Конституция 1791 г. состояла из преамбулы, 7 разделов, которые делились на главы, главы - на отделы, отделы - на пункты. Ею утверждались основные принципы, опреде­ляющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, из­бирательной системы. Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суве­ренитета и представительного правления.

Согласно Конституции высшим органом законодательной власти становилось одно­палатное Национальное собрание. Оно избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Законопроект, принятый собранием, подлежал утверждению королем, хотя королевское вето носило лишь отлагательный характер.

В компетенцию Национального собрания входили следующие вопросы:

- в области финансов - ежегодное составление и утверждение бюджета, установле­ние налогов, контроль за расходованием государственных средств;

- в области административного управления - учреждение и упразднение государст­венных должностей;

- в области юстиции - привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и других высших должностных лиц, возбуждение уголовного преследо­вания лиц, подозреваемых в заговоре против безопасности государства;

- в области военных дел - издание ежегодных постановлений о численности и соста­ве вооруженных сил, определение их денежного содержания, объявление войны;

- в области внешних отношений - ратификация договоров с иностранными государ­ствами.

Король должен был осуществлять исполнительную власть с помощью назначаемых им министров:

- руководить внутренним управлением и внешними отношениями;

- утверждать назначение высших чиновников;

- возглавлять вооруженные силы, назначая часть командного состава.

При этом он имел право действовать лишь в рамках законов, принятых Нацио­нальным собранием, а его распоряжения приобретали законную силу лишь после подпи­сания их соответствующим министром.

Местное управление возлагалось на выборные органы, деятельность которых кон­тролировали руководившие ими министры. Если решения местных властей противоречи­ли законам и постановлениям правительства, король мог отменить их, а в случае непови­новения - отстранить чиновников от должности, поставив об этом в известность Нацио­нальное собрание.

Судебная система предусматривала создание:

- Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также пре­ступления, угрожающие безопасности государства;

- суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

- кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона. Он должен был принимать решения по жалобам на приговоры, вынесенные судами в последней инстанции, и некоторым другим заявлениям.

3.3. Жирондистская (Первая) республика, Якобинская республика и режим Директории во Франции (1792-1799 гг.)

Принятие Конституции не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные полити­ческие группировки:

- фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно- монархической буржуазии и либерального дворянства;

- жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

- якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремес­ленников, крестьянства.

В это же время европейские монархии начали открытую интервенцию против рево­люционной Франции. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия, в 1793 г. - Великобритания, Испания и др. Измена многих генералов облегчила интервентам проник­новение на территорию Франции, а затем наступление на Париж.

Слухи о заговоре короля и дворян подтолкнули народные массы к восстанию 10 ав­густа 1792 г. Оно свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов.

На втором этапе революции (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.) власть сосредото­чилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Зако­нодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнитель­ный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783 депутата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадле­жали ни к одной из группировок и составляли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 г. Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции. Декретом от 25 сентября 1792 г. Франция объявлялась единой и неде­лимой республикой.

2 июня 1793 г. произошло восстание вооруженных граждан и национальных гвар­дейцев. Оно завершилось изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - Якобинская республика, продолжавшийся до 27 июля 1794 г.

Серией декретов, принятых в июне-июле 1793 г., Конвент, где теперь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льготной цене) и полностью ликвидировал все ос­тавшиеся феодальные права и привилегии. Одновременно с этим проводились преобразо­вания в государственном строе.

24 июня 1793 г. была принята новая Конституция («Конституция первого года рес­публики»), гораздо более демократическая. Как и предыдущая, она состояла из Деклара­ции прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.

Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законода­тельный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием.

Однако, критическое положение республики в связи с внутренними и междуна­родными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие нового конститу­ционного режима и заменить его режимом диктатуры, где всей полнотой власти облада­ли:

- Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

- Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом прави­тельства;

- Комитет общественной безопасности.

На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и «народные общества». Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента. Судопроизводство осуществлял революционный Чрезвычайный уголовный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания.

В октябре 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных опе­раций, а к лету 1794 г. военная опасность для республики исчезла. Вместе с тем, в якобин­ском блоке усилились внутренние разногласия. Этот процесс сопровождался усилением авторитарности правящего режима, который потерял поддержку крестьянства. Для спасе­ния режима якобинцы усилили террор, но это не предотвратило их отстранение от власти.

27 июля 1794 г. (9 термидора II года по республиканскому календарю) в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории, просуществовав­ший до 9 ноября 1799 г.

В целях его правового закрепления в 1795 г. была принята новая Конституция (Кон­ституция «III года республики»), состоявшая из преамбулы и 372 статей. Согласно данной Конституции законодательную власть во Франции осуществляли: Совет старейшин (Верхняя палата), который состоял из 250 депутатов не моложе 40 лет, и Совет 500 (Ниж­няя палата), состоявший из 500 депутатов, избиравшихся коллегией выборщиков.

В исполнительную ветвь власти входили Директория, министры и ведомства. Ди­ректория состояла из 5 членов, избираемых тайным голосованием Законодательного кор­пуса с ежегодной заменой одного из них. Председатель избирался из состава Директории сроком на 3 месяца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.011 с.)