Особенности общественного и государственного строя Спарты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности общественного и государственного строя Спарты



 

Спарта, или Лакедемон - древнегреческий полис, город-государство, существовав­ший в VI-! вв. до н. э. Спарта занимала южную часть Пелопоннесского полуострова. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате синойкизма - слияния обособленных родовых общин: ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся для завоевания греческих территорий. Северные пле­мена завоевали долину реки Эврот и превратили местных жителей в рабов (илотов). Для того чтобы держать в повиновении огромную массу людей, спартанцы организуют жизнь в своем государстве на военных началах.

Утверждение социального и политического устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга. Завершение процесса складывания «ликургова строя» в Спарте в форме республики относится к VI в. до н. э.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, со­хранившее пережитки первобытнообщинного строя. Жители Спарты подразделялись на следующие социальные группы:

- спартиаты;

- гипомейены;

- периэки;

- илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте счи­талась собственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданные пол­ноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными, то община спар­тиатов обычно именовалась «общиной равных».

По Законам Ликурга спартиатам было запрещено заниматься торговлей, иметь в лич­ном пользовании золото и серебро, с семилетнего возраста и почти до старости они долж­ны были целиком отдаваться военному делу. Позднее среди спартиатов возникло имуще­ственное неравенство.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свободными, но не име­ли политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приоб­ретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредо­точились ремесло и торговля. Со стороны государства над периэками был установлен над­зор, осуществляемый специальными должностными лицами.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - ило­тами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату госу­дарством. Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты пла­тили господину оброк, равный 50 % урожая, полученного с земли. Илоты также несли военную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами терро­ра. Вместе с тем, илоты могли быть отпущены на волю государством.

Органами Спартанского государства были народное собрание, царь, коллегия эфо­ров и совет старейшин.

Народное собрание - апелла - считалось в Спарте верховным органом власти. Но фактически оно было лишено законодательной власти и не играло значительной роли в политической жизни страны. В собрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30- летнего возраста и сохранившие свои наделы. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о пре­столонаследии, выбор главы военного похода.

Оно участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Но собрание не обсуждало законов: они либо принима­лись, либо отвергались. Все решения Народного собрания находились под контролем со­вета старейшин - геруссии.

Государство возглавлялось двумя царями (архагетами), которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, рассматривали некоторые судебные дела. Однако их полномочия были ограничены сначала геруссией, а затем коллегией эфоров.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторо­нами жизни спартанского общества. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народ­ным собранием из числа всех граждан. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руково­дство деятельностью геруссии и Народного собрания, в их ведении также были вопросы ведения переговоров с иностранными государствами, руководства мобилизацией войск, осуществления надзора за царем во время походов, судебного рассмотрения гражданских дел. Эфоры были вправе возбудить судебное преследование царя и лишить его власти. В своей деятельности эфоры давали отчет только своим преемникам, т.е. по сути были бес­контрольны.

Совет старейшин (геруссия) представлял собой орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. Он состоял из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народ­ным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В геруссию входили и оба царя. Первоначально геруссия рассматривала вопросы, выносив­шиеся на обсуждение Народного собрания, и тем самым направляла его деятельность, а также рассматривала дела о государственных преступлениях Однако, с усилением власти эфоров значение геруссии уменьшилось.

Начиная с VII в. до н.э. Спарта вела успешные завоевательные походы, а в V в. до н.э. участвовала в организации Пелопоннесского союза, объединившего интересы южных полисов. В 431 г. до н.э. этот союз сталкивается с Афинским морским союзом. Война за­кончилась в 404 г. до н.э. победой спартанцев и на всей территории Древней Греции была установлена спартанская гегемония. В IV-III до н.э. в Спарте нарастет имущественное неравенство, что приводит к частым волнениям. 146 г. до н. э. Спарта утратила политиче­скую независимость, став частью греческих провинций Римской империи

Право Древней Греции

 

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Источником права в Афинах первоначально был обычай. Большую роль также играли религиозные установления и нравственные предписания. В 621 г. до н. э. появилось писаное право (за­пись действующих норм права) - Законы Драконта. В VI в. до н. э. были приняты Законы Солона.

К V-IV вв. до н. э. в Афинах скопилось большое количество законодательного мате­риала, но он не был систематизирован и часто содержал много противоречий. Основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полно­той, сохраняя те или иные пережитки родового строя.

Вещное право. Афинскому праву было известно деление имущества на движимое (земля, рабы, скот) и недвижимое (деньги, драгоценности).

Среди вещных прав выделялись собственность и владение. Собственность подразде­лялась на государственную (имения, рудники, мастерские), общественную (земли фил и земли дем) и частную. Частная собственность считалась производной от государственной. Представление о правах собственника еще не сложилось.

Обязательственное (договорное) право. Обязательственные отношения могли возни­кать как из договора, так и из деликта. Афинское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: договор купли-продажи; договор найма; договор ссуды; договор подряда; договор займа; договор хранения вещей; договор товарищества; договор поруче­ния; комиссионный договор. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры обычно заключались в письменном виде. Обязательства из делик­тов возникали в случае причинения имуществу любого вреда. Средствами обеспечения договорных обязательств служили задаток, залог и поручительство.

Семейное и наследственное право. В Афинах брак представлял собой договор, за­ключаемый главой семьи. Вступление в брак считалось обязательным, хотя безбрачие не влекло наказаний. Женщина в семье занимала подчиненное положение, поэтому развод, свободный для мужа, был затруднен для жены. Власть отца над детьми первоначально была очень широкой, но с течением времени сузилась.

Афинское право знало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону существовали наследники первой очереди - сыновья. При отсутствии сыновей на­следство умершего отца могли получить дочери. Если не было прямых наследников, то наследовали боковые родственники. Внебрачные дети наследниками отца не являлись;

Наследование по завещанию признавалось, если завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому насилию, а также если он не имел за­конных детей мужского пола. Не имели права завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. Выделялись следующие виды преступлений:

- государственные преступления;

- преступления против семьи;

- преступления против личности;

- преступления против собственности.

Проводилось различие между умышленными и неосторожными преступлениями, между подстрекателем и исполнителем преступления. Было известно и понятие самообо­роны.

Целью наказания являлось причинение страданий преступнику. К видам наказаний относились: смертная казнь; обращение в рабство; штраф; конфискация имущества; бес­честье (атимия) - лишение политических прав. Наказание для рабов и свободных было различным.

Процессуальное право. В Афинах существовали две разновидности судебного про­цесса: dike и graphe. Выбор типа процесса зависел от характера правонарушения. Разница между ними заключалась в том, что в первом случае процесс мог начаться только по заяв­лению потерпевшего с уплатой им судебной пошлины, истец (обвинитель), как правило, добивался возмещения своего ущерба, но в любое время мог прекратить процесс; во вто­ром случае истец пошлину не платил, обязан был довести процесс до конца, но в результа­те положительного для себя решения никаких материальных выгод не получал.

Процесс начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершенно­летнего приносил глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин. Затем долж­ностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. Если со стороны обвиняемого или ответчика не поступало письменных возражений против рас­смотрения дела по существу, судьи переходили к рассмотрению дела. Все необходимые доказательства по делу представлялись сторонами. По окончании предварительного рас­следования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Реше­ния гелиэи были безапелляционными.


ГЛАВА 2.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО РИМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.011 с.)