Гражданский кодекс Франции 1804 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданский кодекс Франции 1804 года



 

Французский гражданский кодекс был принят в 1804 г. (с 1807 по 1816 гг. он имено­вался Кодексом Наполеона) воплощает и развивает принципы, заложенные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Его разработчики активно использовали революцион­ное законодательство, нормы римского права, а также сохранили некоторые положения французского обычного права. В развитие Гражданского кодекса были изданы: Граждан­ско-процессуальный кодекс 1806 г. и Французский Торговый кодекс 1807 г.

Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Польше, Швейцарии и ряде других стран.

Кодекс построен по институционной системе и состоит из вводного титула и трех книг: первая посвящена лицам; вторая содержит правила об имуществах и видоизменени­ях собственности; в третьей говорится о способах приобретения собственности.

В качестве субъектов гражданского права Кодекс признает только физических лиц. При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства. Од­нако, лица иностранного происхождения и замужние женщины полной правоспособно­стью не обладают.

Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисля­ет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на: индивидуальную (частную), государственную (об­щественное обладание) и общинно-коммунальную.

В Кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сер­витут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.

Помимо права собственности Кодекс закрепил и другие вещные права: право на чу­жие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держа­ние. Кодекс уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.

В соответствии с Кодексом «договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо». Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства.

Договорные отношения должны строиться на следующих принципах:

- принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская док­трина понимает согласие воль (внутреннего психического акта);

- принцип незыблемости договора: соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно».

В кодексе рассматривались различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи.

Помимо договора к основаниям возникновения обязательств Кодекс относит причи­нение вреда.

Кодекс рассматривал брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий: взаимное согласие супругов; достижение брачного возраста (для мужчин - 18 лет, для женщин - 15); не состояние в другом браке; согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год).

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства. Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть прелюбодея­ние, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого, при­суждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию, взаимное и упорное желание супругов развестись. В 1816 г. развод был отменен, но в 1884 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому раз­вод по взаимному согласию не восстанавливался.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчине­ния: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу».

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключен­ным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа, и он распоря­жался доходами с этого имущества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совер­шеннолетия или до эмансипации - освобождения из-под власти. Относительно внебрач­ных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.

Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имуще­ства, при двух детях - одной четвертью имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу.


Глава 4.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

4.1. Создание Германского Союза и образование Германской империи

 

К началу XIX в. Германия все еще оставалась, хотя и номинально, «Священной рим­ской империей германской нации», в составе которой числилось более 300 государств, на практике обладавшими полной самостоятельностью.

С 1806 по 1813 гг. на западных территориях Германии был образован Рейнский союз из 16 достаточно крупных государств, который отделился от остальных германских госу­дарств и принял руководство Наполеона, обязавшись участвовать в военных действиях на его стороне. Эти государства заявили о выходе из Священной римской империи.

Наполеон завоевал значительную часть германских земель и ликвидировал Священ­ную римскую империю. Он отменил крепостное право и феодальные привилегии. В борь­бе с ним, хотя и на «вторых ролях» принимали участие Австрия и Пруссия. Однако, пора­жение Франции не восстановило единства Германской империи.

В целях восстановления разрушенного хозяйства правители Прусского государства провели комплекс буржуазных по своему духу реформ, ликвидирующих отдельные пере­житки феодализма (отменена личная зависимость крестьян, разрешена свободная купля- продажа земли, введена новая система налогообложения и т.д.).

В 1814 г. Парижским трактатом был образовано новое объединение германских зе­мель - Германский союз, состоявший из 34 государств (королевств, княжеств, герцогств) и 4 вольных городов - Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Союз был не федерацией или конфедерацией, а международным объединением государств. Каждое из вошедших в него государств сохраняло свою независимость. Реальное главенство в союзе принадлежа­ло Австрии. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, состоявший из представителей правительств государств, вошедших в союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что парализовывало его деятельность.

С 1816 по 1847 г. в государствах Германского союза были приняты конституции, не­сколько ограничивающие самовластие монархов.

В 1834 г. по предложению Пруссии был образован Таможенный союз германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза. Австрия попыталась под­чинить этот союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией.

В марте 1848 г. под влиянием Французской революции началось вооруженное вос­стание в Берлине. Прусский король Фридрих Вильгельм IV вынужден был официально признать необходимость установления конституционной монархии. Буржуазно- демократическое движение охватило и многие другие германские государства. Короли и князья дали согласие на созыв всегерманского Учредительного собрания, которое вырабо­тало проект федеративной конституции, но он так и не был реализован, поскольку после подавления революции королевская власть отказывается от многих своих обещаний.

В Пруссии в 1850 г. была принята новая Конституция. Законодательную власть должны были осуществлять две палаты ландтага (парламента): нижняя палата, состоящая из 350 депутатов и выбираемая избирателями-мужчинами по куриальной системе, и верх­няя (палата господ), формируемая по королевскому указу из принцев крови, князей и дру­гих назначенных короной пэров.

Король был главой исполнительной власти. Он также обладал правом законодатель­ной инициативы, правом абсолютного вето и правом роспуска парламента. Министры короны были неподотчетны ландтагу.

В результате войны с Австрией в 1866 г. Пруссия аннексировала Ганновер, Нассау, Франкфурт и другие земли. В этом же году был упразднен Германский союз и образовался Северо-германский союз, в который вошли все северогерманские государства, а также ряд западно- и южногерманских.

В 1867 г. была принята Конституция Северо-германского союза, согласно которой вся власть переходила президенту союза - прусскому королю, канцлеру и двум палатам Общесоюзного рейхстага. Нижняя палата рейхстага создавалась на основе всеобщего из­бирательного права.

В 1870 г. Пруссия начала войну с Францией, победоносно закончив ее и заключив в 1871 г. Франкфуртский мир - договор, по которому к Германии были присоединены Эль­зас и Лотарингия, а также получена контрибуция в размере 5 млрд. франков.

Объединение Германии завершилось присоединением Бадена, Баварии, Вюртемберга, Гессен-Дармштадта, что было оформлено договорами, ратифицированными парламентами соответствующих стран. 18 января 1871 года в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом воз­никло новое государство - Германская империя.

Согласно Конституции Германской империи 1871 г. в состав империи вошли 22 мо­нархии и несколько вольных городов.

Главой империи был прусский король. Королю присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил, назначал чиновников империи, включая главу правительст­ва - имперского канцлера. Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция дозволяла ему непосредственное руково­дство министрами империи и самой Пруссии.

Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты парламента - Союзного со­вета (бундесрата) - назначались правительствами союзных государств. Бундесрат счи­тался высшим представительным органом, в котором были представлены германские го­сударства. Нормы представительства от каждой земли были установлены в конституции. Пруссию представляли 17 депутатов, остальные государства имели от одного до шести депутатов. Союзный совет вместе с рейхстагом осуществлял законодательную власть, а вместе с канцлером - власть исполнительную.

Нижняя палата - Рейхстаг избирался сначала на 3 года, а с 1887 г. - на 5 лет, на ос­нове всеобщего мужского избирательного права. Конституция отводила рейхстагу важное место в законодательном процессе, но фактическая власть рейхстага была небольшой. Законы, принятые рейхстагом, должны были быть утверждены бундесратом. В тех случа­ях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, бундесрат утвер­ждал его в качестве указа.

Имперское правительство было представлено единственным лицом - канцлером. Ка­бинета министров не существовало.

В целом объединение Германии на правовой основе Конституции 1871 г. было ком­промиссом между феодально-юнкерским землевладением и развивающимся прусско-германским капиталом. Вместе с тем, будучи событием политическим (государственным) объединение придало мощнейший импульс германской экономике, и Германия в короткий срок стала ведущей европейской державой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.01 с.)