Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи учебного курсаСтр 1 из 35Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Предметом истории государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) являются: - изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; - анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно - исторических закономерностей. Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы: 1) общелогические, применяемые всеми науками (дедукция и индукция, анализ и синтез, аналогия, доказательство от противного, абстрагирование и др.); 2) частнонаучные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно - структурный методы). Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени. Сравнительно-правовой метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного (сопоставление их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений) и диахронного (сопоставление явлений между собой в разное время) сравнения. Системно-структурный метод заключается в исследовании отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран. История государства и права широко применяет такие научные приемы, как: 1) аналогия - при изучении явлений, сведения о которых неточны или неполны; 2) экстраполяция - для распространения выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод. Периодизация истории государства и права зарубежных стран включает четыре основных исторических периода: 1. История государства и права Древнего мира (IV тыс. до н.э. - V в.н.э.); 2. История государства и права Средних веков (У-ХУШ вв.); 3. История государства и права Нового времени (XVIII - конец XIX в.);
4. История государства и права Новейшего времени (XX - начало XXI в.). Впрочем, указанные хронологические рамки достаточно условны. Законы Хаммурапи
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - Покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов и не имеют религиозных или морализирующих элементов.
Текст сборника законов состоит из трех частей: - введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; - 282 статьи законов; - обширное заключение. Источниками при составлении Законов Хаммурапи послужили: обычное право; шумерские судебники; новое царское законодательство. Право собственности и обязательственное право Вавилонскому праву известны государственная, общинная, частная собственность на землю. Царским и храмовым хозяйством управлял царь через чиновников. Коллективными владениями община пользовалась сообща. Эти земли были изъяты из оборота и первоначально не могли быть предметом купли-продажи, дарения и т.п. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат («илку»), подчинялись особому правовому режиму. Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. Законами Хаммурапи подробно регулировались отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения. Семейное и наследственное право. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею приданое, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если жена была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отдавать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.
Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Уголовное право. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не давали. Но из их содержания можно выделить три основных вида преступлений: - против личности; - имущественные; - против семьи. К преступлениям против личности законы относили неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Кроме того, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность отдельные за преступления против государства (ответственность хозяйки корчмы за недонесение о готовящемся заговоре) и против правосудия (лжесвидетельство, изменение судьёй приговора). Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись: - смертная казнь - сожжение, утопление, посажение на кол; - членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.; - штрафы; - изгнание. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» - «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Процессуальное право. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Явку виновного (ответчика) и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Судоговорение проходило в форме своеобразного состязания (спора) между потерпевшим и виновным. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (суд божий), например, испытание водой. Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
1.3. Периодизация истории и государственный строй
Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет. История Древнего Египта делится на следующие периоды: - период Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.); - период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.); - период Среднего царства (около 2250 - 1600 гг. до н. э.); - период Нового царства (1575 - 1087 гг. до н. э.). В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи. В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине. Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозного обоготворения царя и его деяний. Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.
Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов - правителей номов (областей). Постепенно фараоны ограничивали власть номархов, заменяя независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, что способствовало объединению государства и укреплению центральной власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воины, охранявшие царя. Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Постепенно служилая знать стала отодвигать на второй план знать аристократическую - фараон оказывал покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков. Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникло кадровое офицерство. В Египте начала формироваться царская гвардия и личная охрана царя. В Новом царстве шло расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики была создана постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота. Регулярная армия пополнялась в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи. Полицейские функции в Древнем Египте сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.
Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда. Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы. Право Древнего Египта
Источниками права в Древнем Египте были обычаи (первоначально), законы царей (фараонов), распоряжения джати (первого помощника фараона). Право собственности. Вся земля в Египте находилась в собственности фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во владение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин, ими управлял общинный совет. Обязательственное право. Для заключения договора требовалось произнести торжественную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в письменной форме. Купля-продажа земли дозволялась представителям высших сословий. В VII в. до н.э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. В Египте был также распространен договор займа. До VII в. до н.э. в случае неуплаты долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захватить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника. Сельскохозяйственные угодья могли сдаваться в аренду на один год, при этом обработка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждением арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвозмездной сделкой. Семейное и наследственное право. Брак в Египте заключался на основе договора между мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собственностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее, достаточно высокое положение в семье, утрачивает прежнее равенство с ним. Египетское право разрешало наследование, как по закону, так и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам. Уголовное право. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государственной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбодеяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали. Процессуальное право. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер. 1.5. Государственное устройство и общественный строй
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет назад в долине реки Инд. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершился с приходом индоарийских племен. Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой половины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образованием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся народным собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи стала наследственной, а роль народных собраний существенно уменьшилась. Органы племенной администрации переросли в государственные органы. Рабовладельческая знать заняла высшие должности в государственной администрации, а племенная дружина превратилась в постоянное войско. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллективов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики. Магадхо-Маурийская эпоха была названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период, стала Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана. Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и аппарат управления, распалась на множество государственных образований. Особенностью общественного строя Древней Индии явилось то, что разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению сословий - варн. Все свободные люди стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны: - брахманы - члены жреческих родов; - кшатрии - военная аристократия; - вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники; - шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Вне варн стояли отверженные (чандалы и парии), а также рабы. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому, в частности, способствовали наследственно закрепленные профессии, строгое запрещение перехода из одной варны в другую, ограничение смешанных браков. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые касты знати обособились от двух низших. Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку она объединяла значительную часть населения - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного расслоения: - верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников; - общинники, которые сами работали на своих участках; - разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Характерной чертой древнеиндийского рабства также было наличие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Рабский труд не играл значительной роли в экономике. Кроме того, в праве древнеиндийского государства отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы. Для государственного устройства Древней Индии Магадхо-Маурийской эпохи были характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. В число высших царских чиновников входили: - пурохита - главный советник и жрец царя, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду; - охармадьякша - верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства; - сеналпати - командующий армией. При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, а его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи. В эпоху Маурьев государство имело следующее и административно – территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для проверки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных инспекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинциального управления. В Древней Индии существовали две системы судов: - царские; - внутриобщинные (кастовые). Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состоявшая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший. Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды. Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Она должна была стоять на защите государственной целостности, а также выполняла функции по охране общественного порядка. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу, среди солдат. Армию комплектовали из следующих источников: - наследственные воины - кшатрии; - наемники; - воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами. Право Древнего Китая
Основными источниками права Древнего Китая были обычаи, писаные законы, акты китайских правителей (царей). Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: идеологии легистов и конфуцианской религии. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона. Вещное право. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земли и рабы. В период Инь земля находилась в собственности императора (вана), а приближенные лишь имели право пользования полученными в дар землями. Во времена Чжоу землевладения превращаются в частную собственность. В период Цинь в ряде царств стало интенсивно развиваться частнособственническое землевладение. Рабы в период Инь считались государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало. Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V-III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Цинь велась широкая и свободная торговля рабами. Обязательственное право. Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе: договор мены; договор купли-продажи; договор дарения; договор займа; договор аренды земли; договор личного найма. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V-III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли. Семейное право. В Древнем Китае брак заключали родители. Мужчины могли вступать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным. Уголовное право. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, направленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода были детально разработаны понятия формы вины, стадий совершения преступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Согласно же воззрениям легистов жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Поэтому перечень преступлений был огромен: так, в эпоху Чжоу их насчитывалось более 3000. Распространение взглядов легистов привело к появлению устрашающих наказаний, таких как смертная казнь путем поджаривания на огне, разрубания на мелкие части, обезглавливания, закапывания, живым в землю, а также членовредительных наказаний (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация). Широко применялось привлечение к ответственности не только виновного, но и его родственников. Процессуальное право. Расследование преступления возбуждалось подачей заявления. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пытки, действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии. Раздел 2. ГЛАВА 1. 1.1. Периодизация истории Древней Греции.
В конце II - начале I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, начались процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появились рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действовали общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулировались с помощью обычаев. При этом неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов - городов-государств. Полисный этап принято подразделять на три периода. - гомеровский период- XI - IX вв. до н. э.; - архаический период - VIII - VI вв. до н. э.; - классический период - V - IV вв. до н. э. Гомеровский период характеризовался господством родоплеменных отношений. Земля представляла собой племенную собственность, общинники имели лишь право пользования ею. Однако уже были и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существовало, владычествовала первобытная военная демократия. Во главе общества стоял родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и верховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоянно действовал совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играли народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому приходит рабовладельческий строй. В архаический период на смену первобытнообщинным окончательно пришли рабовладельческие отношения классического типа. Именно этот период ознаменован созданием Афинского государства. По древнегреческому преданию Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем (Тезеем) синойкизма - объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Свободное население афинской общины было разделено Тесеем на следующие социальные группы: - эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков; - геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам; - демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, т.е. ограничен в правах. Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства и права приобретать недвижимость. К метекам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности. Рабы в Афинах широко использовались в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами своей личной свободой и свободой членов своей семьи. Все афинские рабы подразделялись на рабов, принадлежавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею. После реформ Тесея сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В 594 г. до н. э. Солоном был проведен ряд реформ: отменено долговое рабство, ликвидированы все поземельные долги, должники, проданные за пределы Афин в рабство, выкуплены за общественный счет (сисахвия); уничтожены наследственные привилегии знати; граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку: 1 разряд - пентакосиомедимны; 2 разряд - всадники; 3 разряд - зевгиты; 4 разряд - феты. Также были созданы гелиэя - судебный орган и Совет 400 - орган управления, состоящий из граждан первых трех разрядов и готовящий законопроекты для народного собрания. 1.2. Государственное устройство Афинской демократии
Расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя относится к классическому периоду греческой истории. В V в. до н. э. Афины, отстояв свою самостоятельность в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.), вступили в период наибольшего подъема.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.095 с.) |