История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи учебного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История государства и права зарубежных стран в системе юридических наук и задачи учебного курса



ВВЕДЕНИЕ


1. Предмет, методология и периодизация истории государства и права зарубежных стран

 

Предметом истории государства и права зарубежных стран (ИГПЗС) являются:

- изучение возникновения, развития, функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

- анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в опреде­ленном времени и пространстве, исследование присущих им причинно-следственных свя­зей и конкретно - исторических закономерностей.

Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы:

1) общелогические, применяемые всеми науками (дедукция и индукция, анализ и син­тез, аналогия, доказательство от противного, абстрагирование и др.);

2) частнонаучные (конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно - структурный методы).

Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.

Сравнительно-правовой метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сход­ных фактов. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного (сопоставление их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновремен­ных явлений) и диахронного (сопоставление явлений между собой в разное время) срав­нения.

Системно-структурный метод заключается в исследовании отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.

История государства и права широко применяет такие научные приемы, как:

1) аналогия - при изучении явлений, сведения о которых неточны или неполны;

2) экстраполяция - для распространения выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть.

Для исследования количественных сторон исторического процесса используется статистический метод.

Периодизация истории государства и права зарубежных стран включает четыре основных исторических периода:

1. История государства и права Древнего мира (IV тыс. до н.э. - V в.н.э.);

2. История государства и права Средних веков (У-ХУШ вв.);

3. История государства и права Нового времени (XVIII - конец XIX в.);

4. История государства и права Новейшего времени (XX - начало XXI в.).

Впрочем, указанные хронологические рамки достаточно условны.

Законы Хаммурапи

 

Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Известные нам Законы Хаммурапи были созданы в конце этого правления. Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем - Покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов и не имеют религиозных или морализирую­щих элементов.

 

Текст сборника законов состоит из трех частей:

- введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для то­го, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

- 282 статьи законов;

- обширное заключение.

Источниками при составлении Законов Хаммурапи послужили: обычное право; шу­мерские судебники; новое царское законодательство.

Право собственности и обязательственное право Вавилонскому праву из­вестны государственная, общинная, частная собственность на землю. Царским и храмо­вым хозяйством управлял царь через чиновников. Коллективными владениями община пользовалась сообща. Эти земли были изъяты из оборота и первоначально не могли быть предметом купли-продажи, дарения и т.п. Земельные наделы воинов, а также имущество солдат («илку»), подчинялись особому правовому режиму.

Сделки об отчуждении имущества имели письменную форму. В некоторых случаях требовалось присутствие свидетелей и произнесение клятвы покупателем. Законами Хам­мурапи подробно регулировались отношения сторон в рамках договоров купли-продажи, аренды, личного найма, займа, хранения.

Семейное и наследственное право. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой право­способностью: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на принесенное ею при­даное, имела право на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если жена была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Бу­дучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей, отда­вать их в качестве заложников за свои долги, отрезать язык за злословие на родителей.

Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования являлось наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети; усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешали усыновление детей); внуки; дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наслед­ства сына, не совершившего преступления.

Уголовное право. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые при­знаются преступными, Законы Хаммурапи не давали. Но из их содержания можно выде­лить три основных вида преступлений:

- против личности;

- имущественные;

- против семьи.

К преступлениям против личности законы относили неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорилось. Подробно рассматривались различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.

Среди имущественных преступлений законы называли кражу скота, рабов. Отлич­ными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считали прелюбодеяние (не­верность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Кроме того, Законы Хаммурапи устанавливали ответственность отдельные за пре­ступления против государства (ответственность хозяйки корчмы за недонесение о гото­вящемся заговоре) и против правосудия (лжесвидетельство, изменение судьёй приговора).

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:

- смертная казнь - сожжение, утопление, посажение на кол;

- членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п.;

- штрафы;

- изгнание.

При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законо­датель руководствовался «принципом талиона» - «мера за меру», когда виновному назна­чалась та же участь, что и потерпевшему.

Процессуальное право. Ведение процессов по уголовным и гражданским делам осу­ществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Явку виновного (ответчика) и других участников процесса в суд обеспечивал потерпевший. Судоговоре­ние проходило в форме своеобразного состязания (спора) между потерпевшим и винов­ным. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (суд божий), например, испытание водой. Согласно нормам процессуального права судья обя­зан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой круп­ного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.

1.3. Периодизация истории и государственный строй
Древнего Египта

 

Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложи­лось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливно­го земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

- период Раннего царства (3100-2800 гг. до н. э.);

- период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

- период Среднего царства (около 2250 - 1600 гг. до н. э.);

- период Нового царства (1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи.

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. Во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожеств­лением ее носителей. В руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централиза­ции управления. Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство - проводились под его общим руководством. Авторитет фараона укреплялся при помощи религиозного обоготворения царя и его деяний.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, вер­ховных жрецов. После царя главным лицом в государственном управлении был верхов­ный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью но­мархов - правителей номов (областей). Постепенно фараоны ограничивали власть номар­хов, заменяя независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти, что способствовало объединению государства и укреплению центральной власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воины, охранявшие царя.

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укре­пление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделе­на на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых ру­ководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался визир. Другими важными чиновниками были главный ка­значей и начальник всех царских работ. Постепенно служилая знать стала отодвигать на второй план знать аристократическую - фараон оказывал покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им санов­ник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникло кадровое офицерство. В Египте начала формироваться царская гвардия и личная охрана царя.

В Новом царстве шло расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики была создана постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота. Регулярная армия пополнялась в ходе периодически проводи­мой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемни­ков из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции в Древнем Египте сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зер­нохранилищ, храмов.

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. В Древнем царстве в каче­стве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции от­носились споры, о земле и воде, семейные и наследственные отношения. Царскими судья­ми в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуще­ствлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником. Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных катего­рий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.

Право Древнего Египта

 

Источниками права в Древнем Египте были обычаи (первоначально), законы царей (фараонов), распоряжения джати (первого помощника фараона).

Право собственности. Вся земля в Египте находилась в собственности фараона. Он мог передавать землю во владение храмам. Чиновники, воины и жрецы получали во вла­дение землю, инвентарь и рабов вместо жалования за службу. Земельные угодья также находились во владении сельских общин, ими управлял общинный совет.

Обязательственное право. Для заключения договора требовалось произнести торже­ственную клятву в присутствии жрецов, позже договор можно было заключить и в пись­менной форме. Купля-продажа земли дозволялась представителям высших сословий. В VII в. до н.э. некоторые категории крестьян получили право продавать свои земельные наделы. В Египте был также распространен договор займа. До VII в. до н.э. в случае неуп­латы долга в срок кредитор мог обратить в рабство должника или членов его семьи, захва­тить имущество должника. Видами обеспечения исполнения договора займа служил залог мумии отца или мумии самого должника.

Сельскохозяйственные угодья могли сдаваться в аренду на один год, при этом обра­ботка земли считалась не только правом, но и обязанностью арендатора. Вознаграждени­ем арендодателя являлась доля полученного урожая. Договор хранения являлся безвоз­мездной сделкой.

Семейное и наследственное право. Брак в Египте заключался на основе договора ме­жду мужем и женой. Имущество, принесенное женой в виде приданого, оставалось собст­венностью жены, что также определялось договором. Развод осуществлялся свободно для обеих сторон. В Египте долго существовал матриархат. С течением времени главой семьи становится муж, и жена, несмотря на ее, достаточно высокое положение в семье, утрачи­вает прежнее равенство с ним.

Египетское право разрешало наследование, как по закону, так и по завещанию. На­следниками по закону были дети обоих полов. Завещание могли составить и муж, и жена. На старшем наследнике лежали обязанности по разделу наследства. Если у покойного не было детей, имущество переходило братьям и сестрам.

Уголовное право. Смертная казнь назначалась за измену, разглашение государствен­ной тайны, чародейство, умышленное убийство священного животного, загрязнение Нила нечистотами. За кражу, подлог, подделку монет преступнику отрубали руку. За прелюбо­деяние у женщины отрезали нос, а мужчину кастрировали.

Процессуальное право. Процесс велся одинаково как по уголовным, так и по граж­данским делам. Дело возбуждалось либо потерпевшим, либо государственным органом (судом). Розыск виновного и сбор доказательств осуществлял судья. Доказательствами служили свидетельские показания, вещественные доказательства, клятвы. При следствии весьма обычным было применение пытки. Делопроизводство имело письменный характер.

1.5. Государственное устройство и общественный строй
Древней Индии

 

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет на­зад в долине реки Инд. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разло­жение первобытнообщинного строя, началось социальное расслоение населения. К середине II тысячелетия до н. э. начался упадок Хараппской цивилизации, который завершил­ся с приходом индоарийских племен.

Период развития Древней Индии с середины II тысячелетия до н. э до первой поло­вины I тысячелетия до н. э. получил название ведийского. Этот период отмечен образова­нием классового общества и государства - крупные достижения в области производства привели к расслоению общества, к усилению общественного неравенства. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся народным собра­нием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи стала на­следственной, а роль народных собраний существенно уменьшилась. Органы племенной администрации переросли в государственные органы. Рабовладельческая знать заняла высшие должности в государственной администрации, а племенная дружина превратилась в постоянное войско. Таким образом, в ведийский период на базе родоплеменных коллек­тивов начали возникать государственные образования, принимавшие форму монархий или республик. По большей части их территории были невелики.

Магадхо-Маурийская эпоха была названа так потому, что самым крупным и сильным государством из возникших в ведийский период, стала Магадха, а наивысшего расцвета это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью почти всю территорию Индостана.

Империя Маурьев состояла из племен и народов, находившихся на разных ступенях развития. Поэтому Маурьям не удалось сохранить единство государства - во II в. до н. э. Индия, несмотря на сильную армию и аппарат управления, распалась на множество госу­дарственных образований.

Особенностью общественного строя Древней Индии явилось то, что разложение пер­вобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства при­вело к появлению сословий - варн. Все свободные люди стали делиться на группы, нерав­ные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабо­владельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману существовали следующие варны:

- брахманы - члены жреческих родов;

- кшатрии - военная аристократия;

- вайшьи (вайшии) - свободные полноправные общинники;

- шудры - низшая варна, неравноправные члены общества.

Образ жизни каждой варны был сформулирован в специальных законах - дхармах. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление. Вайшьям предпи­сывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. Вне варн стояли отверженные (чандалы и парии), а также рабы.

С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому, в частно­сти, способствовали наследственно закрепленные профессии, строгое запрещение перехо­да из одной варны в другую, ограничение смешанных браков. Впоследствии, с превраще­нием свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению прибли­жаться к шудрам, а две первые касты знати обособились от двух низших.

Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Маурийский период была община, поскольку она объединяла значительную часть населе­ния - свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная родовая.

Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался госу­дарственной властью, постепенно превращаясь в ее представителя. В общине наблюдался процесс имущественного расслоения:

- верхушка, эксплуатировавшая рабов и наемных работников;

- общинники, которые сами работали на своих участках;

- разорившиеся общинники, которые лишались земли и орудий труда и были выну­ждены работать в качестве арендаторов.

Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью - наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытнообщинного строя: индий­ские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не терял своих семейных, ро­довых и кастовых связей. Характерной чертой древнеиндийского рабства также было на­личие законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Рабский труд не играл значительной роли в экономике. Кроме того, в праве древ­неиндийского государства отсутствовало отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, но варны заслоняли собой классы.

Для государственного устройства Древней Индии Магадхо-Маурийской эпохи были характерны усиление монархической власти и падение роли институтов племенного управления. Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наслед­ником престола. Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодатель­ной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников.

В число высших царских чиновников входили:

- пурохита - главный советник и жрец царя, принадлежавший к влиятельному брах­манскому роду;

- охармадьякша - верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства;

- сеналпати - командующий армией.

При царе существовали советы: паришад - совет царских сановников; тайный совет; раджа-сабха, или царский совет.

В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти, оказывал значительное воздействие на раджу и его полити­ку. Постепенно он сократился по количественному составу, аристократизировался, а его роль была сведена к выполнению совещательных функций при царе. Подобные преобра­зования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.

В эпоху Маурьев государство имело следующее и административно – территориальное деление: главные провинции; обычные провинции (джанапады); области (прадеши); округа (ахале); деревни. Главных провинций было четыре, и они обладали особым статусом, в том числе большой автономией. Ими управляли царевичи. Для про­верки царевичами действий местных чиновников существовал институт специальных ин­спекторов. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники - раджуки. В главных городах округов имелись канцелярии. Деревня была низшей единицей провинци­ального управления.

В Древней Индии существовали две системы судов:

- царские;

- внутриобщинные (кастовые).

Высшей судебной инстанцией был царский суд, в котором участвовал сам царь вме­сте с брахманами и советниками или замещавшая его судебная коллегия (сабха), состояв­шая из назначенного царем брахмана и трех судей. Царю как высшему судье принадлежа­ло право ежегодно объявлять амнистии. Толковать в суде нормы права мог брахман, в крайнем случае, кшатрий или вайший.

Начиная с десяти деревень, во всех административных единицах должна была назна­чаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, уголовные дела разбирали специальные судьи. Борьбой с преступлениями в городах занимались городские власти. Большинство дел рассматривали общинные кастовые суды.

Войны и грабеж других народов рассматривались как один из главных источников процветания государства. В связи с этим армия играла весьма важную роль в Древней Индии. Она должна была стоять на защите государственной целостности, а также выпол­няла функции по охране общественного порядка. Главнокомандующим армией считался царь. Большая часть награбленного имущества переходила царю, остальное подлежало дележу, среди солдат.

Армию комплектовали из следующих источников:

- наследственные воины - кшатрии;

- наемники;

- воины, поставляемые зависимыми союзниками, вассалами.

Право Древнего Китая

 

Основными источниками права Древнего Китая были обычаи, писаные законы, акты китайских правителей (царей). Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: идеологии легистов и конфуцианской религии. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона.

Вещное право. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земли и рабы. В период Инь земля находилась в собственности императора (вана), а при­ближенные лишь имели право пользования полученными в дар землями. Во времена Чжоу землевладения превращаются в частную собственность. В период Цинь в ряде царств ста­ло интенсивно развиваться частнособственническое землевладение.

Рабы в период Инь считались государственной собственностью. Хотя рабы и нахо­дились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало. Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V-III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Цинь велась широкая и свободная торговля рабами.

Обязательственное право. Древнекитайское право регламентировало различные ви­ды договоров, в том числе: договор мены; договор купли-продажи; договор дарения; дого­вор займа; договор аренды земли; договор личного найма.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обяза­тельной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V-III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

Семейное право. В Древнем Китае брак заключали родители. Мужчины могли всту­пать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограни­ченным.

Уголовное право. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, на­правленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода были детально разработаны понятия формы вины, стадий совершения пре­ступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Согласно же воз­зрениям легистов жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Поэтому перечень преступлений был огро­мен: так, в эпоху Чжоу их насчитывалось более 3000.

Распространение взглядов легистов привело к появлению устрашающих наказаний, таких как смертная казнь путем поджаривания на огне, разрубания на мелкие части, обез­главливания, закапывания, живым в землю, а также членовредительных наказаний (отре­зание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация). Широко применя­лось привлечение к ответственности не только виновного, но и его родственников.

Процессуальное право. Расследование преступления возбуждалось подачей заявле­ния. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пыт­ки, действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.


Раздел 2.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

ГЛАВА 1.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1. Периодизация истории Древней Греции.
Возникновение рабовладельческого государства в Афинах

 

В конце II - начале I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, начались процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появились рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действовали общин­ные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулировались с помощью обычаев. При этом неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции на­ступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов - горо­дов-государств. Полисный этап принято подразделять на три периода.

- гомеровский период- XI - IX вв. до н. э.;

- архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

- классический период - V - IV вв. до н. э.

Гомеровский период характеризовался господством родоплеменных отношений. Зем­ля представляла собой племенную собственность, общинники имели лишь право пользо­вания ею. Однако уже были и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существовало, владычествовала первобытная воен­ная демократия. Во главе общества стоял родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и вер­ховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоян­но действовал совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играли народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому приходит рабовладельческий строй.

В архаический период на смену первобытнообщинным окончательно пришли рабо­владельческие отношения классического типа. Именно этот период ознаменован создани­ем Афинского государства. По древнегреческому преданию Афинский полис возник в ре­зультате проведения царем Тесеем (Тезеем) синойкизма - объединения обособленных ро­довых общин вокруг афинского акрополя.

Свободное население афинской общины было разделено Тесеем на следующие соци­альные группы:

- эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

- геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

- демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец

были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, т.е. огра­ничен в правах.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства и права приобретать недвижимость. К метекам отно­сились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Рабы в Афинах широко использовались в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами своей личной свободой и свободой членов своей семьи. Все афинские рабы подразделялись на рабов, принадле­жавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц зани­мали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными ра­бами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

После реформ Тесея сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углубля­лись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

В 594 г. до н. э. Солоном был проведен ряд реформ: отменено долговое рабство, ли­квидированы все поземельные долги, должники, проданные за пределы Афин в рабство, выкуплены за общественный счет (сисахвия); уничтожены наследственные привилегии знати; граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку: 1 разряд - пентакосиомедимны; 2 разряд - всадники; 3 разряд - зевгиты; 4 разряд - феты.

Также были созданы гелиэя - судебный орган и Совет 400 - орган управления, со­стоящий из граждан первых трех разрядов и готовящий законопроекты для народного собрания.

1.2. Государственное устройство Афинской демократии
(V-IV вв. до и. э.)

 

Расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя относится к классическому периоду греческой истории. В V в. до н. э. Афины, отстояв свою само­стоятельность в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.), вступили в период наи­большего подъема.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 2072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.095 с.)