Периоды истории Древнего Китая. Общественный и государственный строй древнекитайских государств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды истории Древнего Китая. Общественный и государственный строй древнекитайских государств



 

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;

- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н. э.;

- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;

- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.

Характерной особенностью образования государства в Китае является то, что про­цесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государ­ственный аппарат.

В царствование династии Шан, в более позднее время названной Инь, общество и государство были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства. Иньский господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен.

Большую часть населения составляли свободные общинники. Земля считалась госу­дарственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:

- общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь уро­жай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;

- частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не явля­ясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.

Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства бы­ли: захват пленных на войне; продажа в рабство за долги; обращение в рабство за некото­рые преступления; получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.

Государственный строй в государстве Шан (Инь) на раннем этапе сохранял черты родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдался переход всей полноты власти к царю - вану. Старейшины из племенных вождей становились единоличными пра­вителями. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил. Самым крупным рабовладельцем, верхов­ным военным вождем, высшим судьей и первосвященником был царь, он же возглавлял государственный аппарат.

Высшие должности занимали по назначению царя его близкие родственники, более мелкие должности - профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т.п.

В XII в. до н. э. в государстве Инь укрепило свои силы племя чжоу. В 1076 г. до н. э. объединившиеся племена нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало, и на смену ему пришло царство Чжоу.

Время правления в Древнем Китае династии Чжоу подразделяется на три основных периода:

- период Западного Чжоу - 1122-742 гг. до н. э.:

- период Восточного Чжоу - 770-403 гг. до н. э.;

- период Чжаньго («семи воюющих царств») - 403-221 гг. до н. э.

В период Западного Чжоу на верху общественной лестницы находилась рабовла­дельческая аристократия, которая состояла из чжоуской наследственной и военной знати, а также иньской аристократии, отчасти уцелевшей после покорения.

Интенсивно развивалось крупное землевладение, появилась тенденция к превраще­нию владений в частную земельную собственность. Формально собственником земли счи­тался царь, однако рабовладельческая аристократия могла свободно распоряжаться сво­ими владениями. С течением времени право крупных рабовладельцев на владение землей превращается в право собственности на землю. Однако, общинное землепользование в период Западного Чжоу продолжало играть заметную роль. Положение земледельцев (нунфу) было в целом тяжелым. Многие разорялись и переходили в разряд безземельных арендаторов. Число рабов пополнялось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников.

Верховная власть принадлежала наследственному царю (вану), однако централизо­ванного государства в течение всего периода Чжоу создано не было. Ван непосредственно управлял только столичной областью, а остальная территория страны делилась на княже­ства, которыми управляли владетельные князья (чжухоу). Территории княжеств подразде­лялись на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родоплеменного деления. Низшей административно-территориальной единицей была сель­ская община.

Государственный аппарат, которым руководил высший сановник (сян), состоял из приближенных личных слуг вана и доверенных рабов. В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должност­ными лицами. Высшие чиновники (дафу) разделялись на три класса - старшие, средние, младшие. Армия в царстве Чжоу была постоянной лишь отчасти, и составлялась из не­больших кадровых отрядов и ополчения, которое присоединялось к ним во время войны.

В середине VIII в. до н. э. произошел развал Западного Чжоу ввиду ослабления свя­зей центральной власти и правителей зависимых княжеств, а также неудачных войн с ко­чевниками. Когда страна распалась на ряд самостоятельных государств, то чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения - Восточного Чжоу.

Экономическая и политическая жизнь страны в период Восточного Чжоу характери­зуется следующими изменениями:

- развитием ремесел и торговли, что привело к возрастанию роли купечества в об­щественной жизни;

- упадком наследственного землевладения родовой аристократии. Ее земли посте­пенно переходят к служилой знати. Значительные земельные владения сосредоточиваются в руках военачальников, служилых людей, купцов. Укрепляется частная собственность рабовладельцев на землю.

В период «воюющих царств» - Чжаньго продолжалось развитие крупного землевла­дения. Оно сопровождалось разрушением старого типа землевладения - общинного. С введением земельного налога, когда вместо обработки общинных полей земледельцев обязали уплачивать налог со своей земли, по общинному землевладению был нанесен один из первых ударов.

Царство династии Цинь возникло примерно в X в. до н. э. В период Чжаньго оно вошло в число семи могущественных «воюющих царств».

В 359-348 гг. до н. э. государственный деятель Шан Ян, один из основополож­ников философской школы легистов, провел серию реформ, которые способствовали уси­лению центральной власти. Императором были утверждены обязательные для всех зако­ны, введены единые письменные знаки, упорядочены меры веса и длины. В результате преобразований:

- узаконивалось право частной собственности на землю, и была официально раз­решена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению;

- проводилось принудительное дробление больших патриархальных семей, что так­же ускоряло распад общины;

- в целях централизации вся территория государства была разделена на административные уезды (по территориальному принципу);

- налоги стали взиматься исходя из количества обрабатываемой земли;

- войско было перевооружено и реорганизовано.

В III в. до н. э. царство Цинь подчинило себе остальные китайские государства. На­чался третий период истории Древнего Китая, продолжавшийся с 221 до 207 г. до н. э.

В централизованной Циньской империи главой государства являлся император - хуанди. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Имелся разветвленный государственный аппарат, возглавляемый двумя министрами - левым и правым ченсянами. Другими высшими государственными чиновни­ками являлись секретари, начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений.

Когда царство Цинь подчинило себе остальные древнекитайские царства, реформы Шан Яна были распространены на всю страну. В империи были произведены администра­тивные преобразования: территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды - на волости, а волости - на тины, представлявшие собой низ­шую административную единицу. Кроме того, были проведены аграрные, финансовые, и военные реформы. Каждую область возглавляли два управителя - представители военной и гражданской власти, назначаемые и смещаемые императором. Прежние аристок­ратические титулы были уничтожены, критерием знатности стали богатство и заслуги перед государством.

В царстве Цинь наличествовало специальное судебное ведомство, что свидетельст­вовало о выделении судебных функций из общеадминистративных. В качестве высшей судебной инстанции выступал сам император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебное ведомство, во главе которого стоял тинвэй, следило за примене­нием уголовных законов. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Постепенно формировалась постоянная армия, находившаяся на содержании казны. Поначалу ее составляли телохранители императора и части, охранявшие столицу, на кото­рые также возлагались полицейские функции. Впоследствии была введена воинская по­винность. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годич­ную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства. Без указания сроков службы на охрану государственных границ направлялись провинившиеся чиновники, преступники, бродячие торговцы, а так­же те, кто потерял свободу за долги.

Из-за социальных противоречий в империи Цинь постоянно вспыхивали восстания, наиболее мощное из которых в 207-206 гг. до н. э. привело к гибели Циньской монархии. Основателем новой Ханьской династии стал один из руководителей этого восстания сельский староста Лю Бан.

Правление императорской династии Хань принято делить на следующие периоды:

- Западная, или Ранняя (Старшая) Хань (206 г. до н. э. - 8 г. н. э.);

- правление Ван Мана (9-23 гг. н. э.) и Лю Сюаня (Гэн-ши) (23-25 гг. н. э.);

- Восточная, или Поздняя (Младшая), Хань (25-220 гг. н. э.).

Лю Бан, провозгласивший себя императором Гао-цзу, в начале своего правления сделал ряд уступок земледельцам, снизив налоги и отменив суровые законы. Однако его реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения. Рабство, сочетаясь с феодальным укладом, достигло наибольшего развития, что явилось причиной, обострившей социальные противоречия.

Оставив прежней структуру центрального и местного государственного аппарата, царская власть направила свои усилия на централизацию страны. Было проведено новое территориально-административное деление - на 13 крупных округов, с увеличением числа областей и уездов. Во главе округов ставились окружные ревизоры - наместники импера­тора, осуществлявшие контроль за местной администрацией. Области и уезды возглавляли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам.

В 8 г. н. э. престол в результате дворцового переворота захватил Ван Ман. Провоз­гласив себя императором (в 9 г. н. э.), он предпринял новую попытку смягчить реформами классовые противоречия. Вдохновителями его реформ были конфуцианцы, пришедшие на смену легистам.

В области землевладения Ван Маном проведены следующие реформы:

- путем запрета на куплю-продажу земли отменялась частная собственность на нее;

- все земли объявлялись царскими;

- восстанавливалась система общинного землевладения.

Также было отменено частное рабовладение путем запрещения купли-продажи ра­бов, но государство получало законное право владеть рабами, т.е. рабы становились госу­дарственными. Однако реформы не привели к стабилизации политического положения. В 18 г. н. э. вспыхнуло восстание, участники которого получили название «краснобровых».

В ходе борьбы с восставшими землевладельческая аристократия основала новую ди­настию - Позднюю (Младшую, или Восточную) Хань. Восстание «краснобровых» было подавлено в конце 27 г. н. э., но страну удалось объединить только к 37 г. н..э.

Указы и распоряжения Ван Манна были отменены, одновременно сделаны некото­рые уступки крестьянству, отчасти облегчено налоговое бремя. Существенным изменени­ям подвергся государственный аппарат - был создан императорский совет, высший сове­щательный орган при императоре; функции по управлению страной разделили между со­бой пять ведомств. Экономика страны стала стабилизироваться.

Во второй половине II в. н. э. власть династии Хань в результате мощных крестьян­ских восстаний пришла в упадок. В ходе борьбы с восставшими крупные военачальники стали независимыми от центрального правительства. Это привело к политическому кризи­су и к разрушению хозяйственной системы страны. В 220 г. единая Ханьская империя была уничтожена - она распалась на три самостоятельных царства, период существования которых получил название Саньго (Троецарствие).

Право Древнего Китая

 

Основными источниками права Древнего Китая были обычаи, писаные законы, акты китайских правителей (царей). Древнекитайское право испытывало влияние двух учений: идеологии легистов и конфуцианской религии. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на том, что жизнь подданных должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона.

Вещное право. Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земли и рабы. В период Инь земля находилась в собственности императора (вана), а при­ближенные лишь имели право пользования полученными в дар землями. Во времена Чжоу землевладения превращаются в частную собственность. В период Цинь в ряде царств ста­ло интенсивно развиваться частнособственническое землевладение.

Рабы в период Инь считались государственной собственностью. Хотя рабы и нахо­дились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало. Во времена Чжоу стали возможны обмен и покупка рабов. В V-III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные. В период Цинь велась широкая и свободная торговля рабами.

Обязательственное право. Древнекитайское право регламентировало различные ви­ды договоров, в том числе: договор мены; договор купли-продажи; договор дарения; дого­вор займа; договор аренды земли; договор личного найма.

Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обяза­тельной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V-III вв. до н. э. часто заключался договор аренды земли.

Семейное право. В Древнем Китае брак заключали родители. Мужчины могли всту­пать в брак с 16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Развод разрешался, в некоторых случаях закон прямо предписывал расторгнуть брак. Замужняя женщина не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограни­ченным.

Уголовное право. Конфуцианское учение исходило из того, что виновность лица и строгость наказания определяются душевным состоянием нарушителя норм морали, на­правленностью его воли, а не тяжестью совершенного проступка. Во время господства такого подхода были детально разработаны понятия формы вины, стадий совершения пре­ступления, соучастия, смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Согласно же воз­зрениям легистов жестокая кара за малейшее отступление от предписаний закона являлась одним из средств управления государством. Поэтому перечень преступлений был огро­мен: так, в эпоху Чжоу их насчитывалось более 3000.

Распространение взглядов легистов привело к появлению устрашающих наказаний, таких как смертная казнь путем поджаривания на огне, разрубания на мелкие части, обез­главливания, закапывания, живым в землю, а также членовредительных наказаний (отре­зание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация). Широко применя­лось привлечение к ответственности не только виновного, но и его родственников.

Процессуальное право. Расследование преступления возбуждалось подачей заявле­ния. Дознанием занимались чиновники окружного или уездного уровня. Судебные органы не отделялись от органов управления. При разбирательстве дела в суде применялись пыт­ки, действовал принцип презумпции виновности обвиняемого, решения выносились по аналогии.


Раздел 2.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНТИЧНОГО МИРА

ГЛАВА 1.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1.1. Периодизация истории Древней Греции.
Возникновение рабовладельческого государства в Афинах

 

В конце II - начале I тыс. до н.э. в племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, начались процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появились рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действовали общин­ные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулировались с помощью обычаев. При этом неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции на­ступил так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов - горо­дов-государств. Полисный этап принято подразделять на три периода.

- гомеровский период- XI - IX вв. до н. э.;

- архаический период - VIII - VI вв. до н. э.;

- классический период - V - IV вв. до н. э.

Гомеровский период характеризовался господством родоплеменных отношений. Зем­ля представляла собой племенную собственность, общинники имели лишь право пользо­вания ею. Однако уже были и безземельные лица, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существовало, владычествовала первобытная воен­ная демократия. Во главе общества стоял родоплеменной вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного военачальника, верховного судьи и вер­ховного жреца; первоначально она была выборной, затем стала наследственной. Постоян­но действовал совет наиболее видных представителей родовой знати - совет старейшин (булэ). Значительную роль играли народные собрания. К концу данного периода родоплеменные отношения разлагаются, на смену родовому приходит рабовладельческий строй.

В архаический период на смену первобытнообщинным окончательно пришли рабо­владельческие отношения классического типа. Именно этот период ознаменован создани­ем Афинского государства. По древнегреческому преданию Афинский полис возник в ре­зультате проведения царем Тесеем (Тезеем) синойкизма - объединения обособленных ро­довых общин вокруг афинского акрополя.

Свободное население афинской общины было разделено Тесеем на следующие соци­альные группы:

- эвпатриды - родовая аристократия, владельцы крупных земельных участков;

- геоморы - земледельцы, мелкие земельные собственники, постепенно попадавшие в долговую зависимость к эвпатридам;

- демиурги - ремесленники. Вместе с геоморами они составляли демос.

Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец

были гражданами Афин. Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, т.е. огра­ничен в правах.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой - метеки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе права гражданства и права приобретать недвижимость. К метекам отно­сились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метека должен был быть свой простат - посредник между метеком и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повинности.

Рабы в Афинах широко использовались в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т.п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, поскольку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами своей личной свободой и свободой членов своей семьи. Все афинские рабы подразделялись на рабов, принадле­жавших частным лицам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц зани­мали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными ра­бами признавалось право приобретать собственность и распоряжаться ею.

После реформ Тесея сохранялось старое деление демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью ежегодно избиравшимися из среды аристократов архонтами и ареопагом - советом старейшин. По мере роста имущественного неравенства углубля­лись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой ари­стократией и демосом, добивавшимся уравнения в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы.

В 594 г. до н. э. Солоном был проведен ряд реформ: отменено долговое рабство, ли­квидированы все поземельные долги, должники, проданные за пределы Афин в рабство, выкуплены за общественный счет (сисахвия); уничтожены наследственные привилегии знати; граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку: 1 разряд - пентакосиомедимны; 2 разряд - всадники; 3 разряд - зевгиты; 4 разряд - феты.

Также были созданы гелиэя - судебный орган и Совет 400 - орган управления, со­стоящий из граждан первых трех разрядов и готовящий законопроекты для народного собрания.

1.2. Государственное устройство Афинской демократии
(V-IV вв. до и. э.)

 

Расцвет древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя относится к классическому периоду греческой истории. В V в. до н. э. Афины, отстояв свою само­стоятельность в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н. э.), вступили в период наи­большего подъема.

В 509 г. до н. э. Клисфеном были проведены новые государственные реформы. введено деление населения по территориальному признаку - Афины были разделены на 10 территориальных фил, которые, в свою очередь, делились на триттии, а те - на демы, упразднен Совет 400.

После блестящих побед Афинского морского союза, объединившего города-полисы для борьбы с персами, произошло возвышение Афин. Наступил «золотой век» афинской истории, связанный с именем Перикла. На базе развитого ремесла, торговли и морепла­вания, в обстановке острой внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвер­дился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной ра­бовладельческой демократии.

В V-IV вв. до н. э. по форме правления Афинское государство оно представляло со­бой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Замещение государ­ственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.

Основными органами Афинского государства являлись: Народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Право участия в нем имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, обсуждало и утверждало бюджет. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт «жалобы на про­тивозаконие»: любой гражданин имел право подачи письменной либо устной жалобы на лиц. нарушающих существующие закон, в специальную коллегию для охраны законов.

Совет пятисот (булэ) - выступал в качестве рабочего органа Народного собрания. Члены совета ежегодно избирались территориальными филами (по 50 человек от каждой путем жеребьевки). В его компетенцию входило предварительное обсуждение дел, рас­сматривающихся в собрании; финансовое управление; надзор за военными силами; управление в области внешней политики; контроль за деятельностью должностных лиц; рассмотрение дел о государственных преступлениях. Совет делился на 10 комиссий (пританий), ведавших повседневными делами.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архон­тов. Коллегия стратегов (их было десять) осуществляла военное управление. В чрезвы­чайных обстоятельствах стратеги становились верховными правителями в государстве. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Особыми органами финансо­вого управления были коллегии колакретов и аподектов.

Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно изби­равшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спор­ные дела между союзниками. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функ­ции в области законодательства и имела право отклонить проект любого закона. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых раз­бирала лишь определенные дела: четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Ареопаг (суд старейшин) состоял из архонтов и бывших архонтов и рассматривал дела о преступлениях против жизни.

В 431 г. до н. э. началась война Афинского морского союза со Спартой, в которой побели спартанцы и их союзники. В 411 и 404 гг. до н. э. в Афинах произошли два олигар­хических переворота. После каждого переворота афиняне возрождали демократию, одна­ко, Афины уже навсегда утратили свою ведущую роль в истории страны. Во второй поло­вине IV в. до н. э. Афинское государство вошло в состав империи Александра Македон­ского, а во II в. до н. э. стало частью римской провинции и окончательно потеряло поли­тическую независимость.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.214 (0.054 с.)