Средневековое мусульманское право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средневековое мусульманское право



 

Мусульманское право - шариат (прямой путь) - сформировалось на основе религи­озной идеологии ислама. Его основными источниками были:

1) Коран - главная священная книга ислама;

2) Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, из­ложенных его сподвижниками (содержат нормы семейно-наследственного и процессуаль­ного права);

3) иджма - решения мусульманских правоведов, восполняющих пробелы Корана и Сунны;

4) фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно вопросов общественной жизни.

Вещное право. В средневековом мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

- хиджаз - земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями), государственная соб­ственность. С проживающих на этих землях мусульман взималась десятина;

- вакуф, или вакф, - пожертвования, земли, переданные мечетям, школам и другим организациям на религиозные и благотворительные цели. Они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми;

- икта - условные временные пожалованные феодалам за службу земли вместе с проживавшим на них крестьянским населением типа бенефиция. Впоследствии стали пре­вращаться в феодальную собственность и приобрели налоговый судебно- административный иммунитет;

- мульк - частная земельная собственность. Мульк не был обусловлен несением го­сударственной службы, он мог быть продан, подарен или передан по наследству.

Водные владения могли находиться в общественной (общинной) собственности (озе­ра, реки, ручьи) и частной собственности (колодцы и другие объекты, созданные руками человека). Одновременно различались два вида пользования водой: шеффет («право жа­жды») и шибра (право использовать для полива общественную воду).

Обязательственное право. Система обязательств мусульманского права отличалась большой разработанностью. Выделялось две группы договоров, в которых: 1) предмет сделки должен быть передан другой стороне (мена, купля-продажа); 2) такая обязанность отсутствует (поручение, поклажа).

Наследственное право. Мусульманское право признавало два порядка наследования: по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Ос­тавшееся имущество переходило к законным наследникам. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, которые вызвали смерть наследодателя.

Характерными чертами наследования по завещанию были:

- завещание не могло составляться в пользу законных наследников;

- завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;

- составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.

В семейном праве шариат рассматривал брак как религиозную обязанность мусуль­манина, при этом права мужчины значительно больше прав женщины. Разрешалось иметь 4 законные жены и неограниченное число наложниц. Вместо самой женщины согласие на брак вправе были выразить её родители. Выйдя замуж, она полностью переходила под власть мужа. Муж мог применять к жене телесные наказания. Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Муж имел право развестись с женой и по точно опре­деленным поводам, и без повода; жена имела право потребовать развода через суд по строго определенным основаниям (например, при невыделении средств на её содержание, отсутствии мужа более полугода).

Уголовное право. Преступления и наказания за них дифференцировались следующим образом: 1) преступления против религии и государства (вероотступничество, богохуль­ство и др.) наказывались смертной казнью; 2) в случае преступлений против отдельных лиц наказание за убийство выбирал родственник убитого (смертная казнь, прощение убий­цы, принятие выкупа за кровь); нанесение телесных повреждений наказывалось по прин­ципу талиона (например, за кражу отсекалась рука; 3) правонарушения, наказания за ко­торые выбирал суд.

Процессуальное право. Первоначально судебная власть осуществлялась непосредст­венно правителями всех уровней. Позднее суд стал вершиться знатоками шариата, обра­зовалась группа профессиональных судей - кадиев. Помимо осуществления правосудия кади осуществлял надзор за распределением наследства, установлением опеки и многое другое. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение дела кадием, отсутствие больших различий между гражданским и уголовным процессом. В качестве доказательств выступали признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Наличествовал также институт «постоянных свидетелей» из числа мусульман, обладающих хорошей репутацией. Кади обладал большой свободой усмотре­ния и не был связан жестким порядком судопроизводства. Допускался пересмотр судьей своего приговора (решения) в случае открытия новых фактов и обстоятельств.


Глава 2.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

Образование Франкского государства. Династия Меровингов

 

Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меро­вингов (481-511 гг.). К 510 г. этот король становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приоб­ретает право диктовать собственные законы, взимать налоги с местного населения и т.д. При нем была создана Сапическая правда - запись обычного права салических франков. Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциа­ция франкского общества.

По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией. Оно не­сет в себе элементы старой общинной организации и учреждений племенной демократии, поскольку возникло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

- с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

- с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феодальные отношения. В V-VI вв. общинные, ро­довые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в пра­вящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.

Салическая правда содержит указания на существование у франков следующих со­циальных групп: служилая знать - приближенные короля; свободные франки (общинни­ки); полусвободные (литы); рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхождением и правовым стату­сом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королев­ской службе, к складывающемуся государственному аппарату.

В 496 г Хлодвигом было принято христианство. Возрастающая идеологическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, но уже начала становиться крупным землевладельцем, получая многочисленные земельные пожертвования от прави­телей и простых людей. Религиозная власть все более тесно переплеталась со светской.

В ходе завоевательных войн VI-VII вв., когда в руки франкских королей, служилой аристократии и королевских дружинников перешла значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, у франков активно развивались процессы феодализации. Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мелких арендаторов земли) стано­вится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжения завоеванной землей. Знать пополнялась галло-римской аристократией, пе­решедшей на службу к франкским королям. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться феодальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господ­скую и крестьянскую.

Рост крупного землевладения сопровождался распрями землевладельцев, которые показали непрочность королевства Меровингов. Королевский земельный фонд уменьшал­ся за счет раздачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномочия расширились, и майордом стал фактическим главой государства. На рубеже VII-VIII вв. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, поло­жившего начало династии Каролингов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.008 с.)