Мне в определенном порядке, т. е. структурирование, составляют
Содержание книги
- Му в процессе правотворчества необходимо стремиться к тому,
- Определенную трудовую функцию и соблюдать правила внутрен-
- Табак трубочный, табак курительный, махорка —крупка куритель-
- Нять, почему принят данный нормативный документ, и тем самым
- Струирования) законов, но какого-либо особого смысла в термин
- Договорных отношений (допустим, санкции), конструкция не будет
- Именуют логической нормой права, частями которой являются ги-
- Рукций как способа реализации интеллектуальных возможностей
- Ческое исследование2. Выдвинутые им научные идеи были вос-
- Перечислим некоторые презумпции из области уголовного
- Ii.m;i 6. Правила формирования содержания нормативных актов 201
- Есть фикции общего порядка, но их очень мало.
- Ственников (ст. 51 Конституции РФ), а если между ними отноше-
- Влечь определенным субъектам права для себя пользу из этого или
- Правила, касающегося брачного возраста: при наличии уважительных
- Нормативного акта. Но в таком случае, думается, эти предписания
- Дическими формами предпринимательства, к тому же такими, кото-
- Их влияние неоднозначно и поэтому неодинаково. Перечислю
- Как видим, выигрыш здесь есть и, как оказывается, немалый.
- Ческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
- Нормы других нормативных актов, к которым все равно придется об-
- Известно, что только представительный орган власти может уста-
- Нове кадастра их размер исчисляется исходя из средней доходности
- Сложность общественной жизни влечет усиление работы исполни-
- Ские подходы, виды и функции // Законодательная дефиниция: логико-
- Мне в определенном порядке, т. е. структурирование, составляют
- Высить плодовитость животных, как эффективно использовать чело-
- Кации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной,
- Ления законов в древнем риме. В древнем Риме многие зако-
- Мобилизует общественность на осуществление юридических пред-
- Во все составы преступления, и законодатель, чтобы исключить по-
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ тоже демонстрирует деление
- Поступления на государственную службу, прохождения государствен-
- Возмездное изъятие назначается судьей.
- Об условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также
- Моченных рассматривать дела об административных правонаруше-
- В случае совершения им административного правонарушения в связи
- Правового регулирования определенных общественных отноше-
- Тивного акта. Ее скорее можно назвать редкой. В приложении, как
- Располагать нормативный материал надо так, чтобы более
- Что не может служить основанием для отмены решения о резуль-
- Цию о внутрисистемных связях понятий, словосочетаний.
- Средств их обеспечения осуществляется в целях предупреждения пра-
- Несколько иначе, более широко. Ее составляют четыре группы
- Пользование которых в нормотворческой практике вызывает наи-
- Предложения —основная смысловая единица нормативного
- В нормативном предложении порядок слов часто нарушается.
- Уже приходилось неоднократно цитировать Федеральный закон
- Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из
- См.: Власенко Н. А. Основы законодательной техники. С. 30.
Его внутреннюю форму.
Средства правотворческой техники, относящиеся к внутренней
Форме нормативного акта, позволяют надлежащим образом за-
Фиксировать нормы права. Они, в свою очередь, делятся на две
группы:
1) структурные правила;
Языковые правила.
Структура нормативного акта
Система структурных единиц нормативных актов
Структура нормативного акта —это его строение. Одним из глав-
Ных средств юридической техники является расположение норма-
Тивного материала в определенном порядке, его последовательная
Дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их со-
Держанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законода-
Тельных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и
Сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру
Отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значи-
Тельным. В небольших по объему нормативных документах, которые
Являются более простыми и по содержанию, нет необходимости ис-
Пользовать все структурные возможности для дифференциации нор-
Мативного материала. Перечислим все возможные единицы струк-
турной организации текста нормативных актов:
—заголовок;
—оглавление;
—преамбула;
—часть;
—раздел;
—глава;
—статья;
—параграф;
—пункт;
—подпункт;
—абзац;
—примечание;
—заключительные положения;
—приложение.
Рассмотрим их по порядку.
Особенная часть I ii;ina 7. Требования к внутренней форме нормативных актов 229
Заголовок
Заголовок —это наименование нормативного акта. Не следует
Думать, что заголовок —просто реквизит нормативного акта (и от-
Носится только к его внешней форме). Он выполняет куда более
Значительную роль: представляет собой одно из средств выраже-
Ния смысла определенной группы юридических норм, поэтому его
Одновременно следует относить и к внутренней форме норматив-
Ного акта.
Цель заголовка —лаконично отразить основную идею норма-
Тивного акта, его тематику.
Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:
—точность. Это означает, что он должен весьма определенно
отражать содержание закона.
Если проанализировать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1
≪О занятости населения в Российской Федерации≫, можно сде-
Лать вывод, что центр тяжести в нем падает на регулирование без-
Работицы и выплату пособий по безработице. Однако по назва-
Нию Закона этого нельзя даже предположить. Неточное название,
Скорее всего, сделано умышленно. Дело в том, что он был принят
В 1991 г., когда общественное сознание после многих лет совет-
Ской жизни еще не воспринимало безработицу как вполне нор-
Мальное социальное явление. Акцент в названии Закона на отно-
Шения, связанные с отсутствием работы, мог вызвать у людей не-
доумение и даже озлобление;
—краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать
Суть нормативного акта.
Примером нарушения этого аксиоматичного правила является
Федеральный закон ≪Об основных гарантиях избирательных прав
И права на участие в референдуме граждан Российской Федера-
ции≫. Не случайно полное название этого Закона практически не
употребляется;
—оптимальная обобщенность содержания нормативного акта.
Имеется в виду ситуация, когда законодатель в погоне за кратко-
Стью заголовка не раскрывает смысла нормативного акта. Одно-
Сложные заголовки часто настолько общие, что не ориентируют
Пользователей нормативного акта, поскольку не содержат доста-
Точной информации.
Недоумение вызывает Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.
№ 52-ФЗ ≪О животном мире≫. Его заголовок имеет довольно общий
Характер, вследствие чего сложно понять, что именно регулируется
Данным Законом. Казалось бы, в нем должны быть отражены такие
вопросы, как: что есть животное, а что таковым не является, как по-
|