Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно-научная и гуманитарная традиции понимания и объяснения мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История развития духовной культуры сформировала два подхода, две традиции изучения мира. Одна из них сложилась в процессе изучения природы, вторая – в процессе исследования явлений общественной жизни. Речь, таким образом, идет о естественно-научной и гуманитарной культурах. Поскольку научные знания составляют основу двух этих культур, то уместно их взаимосвязь рассматривать в контексте общности, различий и взаимовлияния естествознания и гуманитарных наук. Различие между естествознанием, как системой знаний о природе, и гуманитарными науками, как системой знаний о позитивно значимых ценностях общества, объективно заложено в различии объектов их исследования и отчетливо проявляется в реализации их подхода к основным функциям науки – объяснению, пониманию и предсказанию явлений и событий. Принято считать, что отличительной особенностью естествознания является то, что оно в силу своей методологической направленности дает объяснение, которое в наиболее широком смысле можно определить как выявление соответствия фактов и процессов некоторым общим закономерностям. Следует отметить, что объяснения, основанные на законах естествознания, обладают значительной эвристической силой, т. е. позволяют достоверно прогнозировать, предсказывать события и явления природы, что придает таким объяснениям особую научную ценность. Итак, объяснение характерно для естественных наук, понимание – для гуманитарных, и это различие непосредственно обусловлено индивидуальной спецификой двух систем знания. Естествознание характеризуется высокой степенью объективности, является наиболее достоверной областью всего массива человеческого знания, отличается глубокой специализацией. Гуманитарное знание представляет собой систему духовных ценностей, позитивное значение которых в определенной степени зависит от субъективных факторов на уровне индивида, социальной группы, нации, государства. Естественным продолжением объяснения и понимания в научной деятельности является предвидение, или предсказание, базирующееся на логическом выводе из общих утверждений. В естественных науках роль таких общих утверждений играют универсальные законы природы, установленные благодаря глубокой теоретической проработке и многократной экспериментальной проверке. Поэтому предсказания здесь, как правило, однозначны и достоверны. Что же касается предсказаний в гуманитарной сфере, то они носят вероятностный характер, поскольку их базой служат полуэмпирические закономерности статистического типа, отводящие к тому же заметную роль субъективному фактору. За естествознанием в силу ряда объективных причин, способствовавших его интенсивному развитию, включающему к тому же периоды революционных ускорений, прочно закрепилась роль пионера, лидера, являющего образцы получения наиболее достоверного знания и облечения его в ясную и стройную форму. Безусловным и объективным достижением естественно-научной мысли является разработка научного метода, отражающего единство всей совокупности знаний об окружающем мире. В настоящее время общепризнанным является тот факт, что процесс познания в естественных, технических, гуманитарных и социальных науках происходит в целом по определенным общим принципам и правилам. В широком понимании метод складывается как вырабатываемая практикой совокупность требований и правил соблюдения последовательности тех или иных действий в процессе деятельности. С возникновением и развитием науки как специфического вида человеческой деятельности неизбежно появилась необходимость создания и закрепления эффективных и достоверных способов (приемов) получения новых знаний. Важнейший, хотя и естественный, шаг на этом пути – создание специального учения о научном методе, называемого методологией.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.224 (0.007 с.) |