Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественно-научная и гуманитарная культуры.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕТОДОВ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ. Понимание — специфический метод наук о духе. Его определяет вопрос: что есть суть и смысл явления. В своеобразии вопроса отчетливо видно отличие понимания от объяснения, которое для прояснения явления обращается хотя и к непосредственно связанным с явлением, но тем не менее к другим, находящимся вне его инстанциям (причинам). Установление настоящей (точной) причинности приближается к пониманию, так как оба имеют целью познание закономерностей, но между ними есть и разница. Можно сказать так: объяснение есть выявление внешней закономерности, а понимание — внутренней (Э. Шпрангер). «Понимание», само собой, связано с познанием — знанием. То, что понято, то и познано, и знание о нем уже добыто. Всякое понимание это знание, но не каждое знание имеет понимательный характер. Например, можно знать, как определять время, как включать телевизор и т.д., но «не иметь понятия» о механизме работы этих предметов. Аналогичное положение подтверждается различием человеческого познания и знания о нем — рефлексии. Описание и объяснение дают определенное знание о предмете или явлении. Иногда мы удовлетворены их данными, кажется, что добыли исчерпывающие знания. Но в действительности это не так — подобным образом полученным знаниям не хватает глубины, смысла. Метод понимания является специфическим для духовных наук (гуманитар-ные науки). Они в отличие от естественных наук имеют дело с человеческим (духовным) выражением. Под выражением подразумевается каждая форма индивидуального выявления: письменное, символическое, словесное, поведенческое, для которых характерна разовость, неповторимость. Для решения проблем понимания и взаимопонимания явлений с таким статусом, установления связи между «скрытым духом» и «понимающим духом» воз-никла необходимость в посреднике (понятие посредника), суть которого нашла свое отображение в герменевтике. Термин «герменевтика» связан с божеством греческой мифологии — Гермесом. Гермес (лат. Меркурий) выполнял роль посредника (посыльный, вещатель) между Олимпом и землей. Он приносит людям послание богов и несет богам пожелания людей, переводит на человеческий язык — язык бессмертных, регулирует дела небесные и земные, является гарантом взаимопонимания. ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени]. Итак, под научной картиной мира понимается целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. А вот естественно-научной картиной мира называется часть общей научной картины мира, которая включает в себя представления о природе. Раньше других возникла физическая картина мира как общая теоретическая основа для всех наук о неживой природе. Биологическая картина мира в качестве теоретической основы наук о живой природе возникла лишь в XIX веке. Первая системная научная картина мира – механистическая. Она сформировалась в XVII-XIX вв. А до этого, начиная с каменного века, фор-мировались отдельные концепции первобытной культуры. Например: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Донаучную картину мира можно условно назвать мифологической. Формирование механической картины мира (МКМ) происходило в течение нескольких столетий до середины девятнадцатого века под сильным влиянием взглядов выдающихся мыслителей древности: Демокрита, Эпикура, Аристотеля, Лукреция и др. Она явилась необходимым и очень важным шагом на пути познания природы. Имена учёных, внесших основной вклад в создание МКМ: Н.Коперник, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, П.Лаплас и др. основные черты механиче-ской картины мира. 1. Все материальные тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном и хаотическом механическом движении. Материя – вещество, состоящее из неделимых частиц. 2. Взаимодействие тел осуществляется согласно принципа дальнодей-ствия, мгновенно на любые расстояния (закон всемирного тяготения, закон Кулона), или при непосредственном контакте (силы упругости, силы трения). 3. Пространство – пустое вместилище тел. Всё пространство заполняет не-видимая невесомая «жидкость» - эфир. 4. Время – простая длительность процессов. Время абсолютно. 5. Всё движение происходит на основе законов механики Ньютона, все наблюдаемые явления и превращения сводятся к механическим перемеще-ниям и столкновениям атомов и молекул. 6. Мир выглядит как колоссальная машина с множеством деталей, рычагов, колёсиков.
В XIX веке естественные науки накопили огромный эмпирический матери-ал, нуждающийся в переосмыслении и обобщении. Многие полученные в результате исследований научные факты не совсем вписывались в устоявшиеся механические представления об окружающем мире. Во второй половине XIX века на основе исследований в области электромагнетизма сформировалась новая физическая картина мира - электромагнитная картина мира (ЭМКМ). В её формировании сыграли решающую роль исследования, проведённые выдающимися учёными М.Фарадеем и Дж.Максвеллом, Г.Герцем. весь мир заполнен электромагнитным эфиром, который может находиться в различных состояниях. Физические поля трактовались как состояния эфира. Эфир является средой для распространения электромагнитных волн и, в частности, света. 1. Материя считается непрерывной. Все законы природы сводятся к уравнениям Дж.Максвелла, описывающим непрерывную субстанцию: природа не делает скачков. Вещество состоит из электрически заряженных частиц, взаимодействующих между собой посредством полей. 2. На основе электромагнитных взаимодействий объясняются все известные механические, электрические, магнитные, химические, тепловые, оптические явления.
В КПКМ возникает новая концепция - квантовое волновое поле, которое является наиболее фундаментальной и универсальной формой материи, лежащей в основе всех ее проявлений, как волновых, так и корпускулярных. На смену классическим полям типа электромагнитного поля Фарадея-Максвелла и классическим частицам приходят единые объекты - квантовые поля. Основоположниками новой физической картины мира стали Макс Планк, Нильс Бор, Луи де Бройль, Эрвин Шрёдингер, Поль Дирак, Вернер Гейзенберг и многие другие не менее известные и выдающиеся учёные.
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА. Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке. Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкно-венно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Но в то же время картина проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают принципы построения и организации современного научного знания: 1) системность 2) глобальный эволюционизм, 3) самоорганизация 4) историчность. Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов разного уровня сложности и упорядоченности. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство. Глобальный эволюционизм- это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное. Однако у нее есть и еще одна особенность, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картина мира. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.
6. КЛАССИЧЕСКИЙ (ЛАПЛАСОВСКИЙ) ДЕТЕРМИНИЗМ. Понятие причинности в классической физике связывается со строгим детерминизмом в лапласовском духе. Здесь уместно привести фундаментальный принцип, провозглашенный Лапласом, и отметить вошедший в науку в связи с этим принципом образ, именуемый «демоном Лапласа»: «Мы должны рассматривать существующее состояние Вселенной как следствие предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, который в данный момент знал бы все силы, действующие в природе, и относительное положение всех составляющих ее сущностей, если бы он еще был столь обширен, чтобы ввести в расчет все эти данные, охватил бы одной и той же формулой движения крупнейших тел Вселенной и легчайших атомов. Ничто не было бы для него недостоверным, и будущее, как и прошедшее, стояло бы перед его глазами». Тем самым, трансдисциплинарной концепцией естествознания в классический период его развития становится представление о том, что только динамические законы полностью отражают причинность в природе. С философской точки зрения можно сказать, что в динамических теориях нет места взаимопревращению необходимости и случайности. Случайность понимается как некая досадная помеха в по-лучении истинного результата, а не как необходимость, проявленная в дей-ствительности
Причинное объяснение многих физических явлений, т. е. реальное вопло-щение зародившегося еще в древности принципа причинности в естествозна-нии, привело в конце XVIII — начале XIX вв. к неизбежной абсолютизации классической механики. Возникло философское учение — механистический детерминизм, классическим представителем которого был Пьер Симон Лаплас (1749—1827), французский математик, физик и философ. Лапласовский детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенность в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость. Суть его можно понять из высказывания Лапласа: Современные события имеют с событиями предшествующими связь, осно-ванную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела... Воля, сколь угодно свободная, не может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые считаются нейтральными... Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину последующего. Разум, который для какого-нибудь данного момента знал бы все силы, действующие в природе, и относительное расположение ее составных частей, если бы он, кроме того, был достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, обнял бы в единой формуле движения самых огромных тел во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами... Кривая, описываемая молекулой воздуха или пара, управляется столь же строго и определенно, как и планетные орбиты: между ними лишь та разница, что налагается нашим неведением. Дальнейшее развитие физики показало, что в природе могут происходить процессы, причину которых трудно определить. Например, процесс радиоак-тивного распада происходит случайно. Подобные процессы происходят объек-тивно случайно, а не потому, что мы не можем указать их причину из-за недо-статка наших знаний. И наука при этом не перестала развиваться, а обогати-лась новыми законами, принципами и концепциями, которые показывают ограниченность классического принципа — лапласовского детерминизма. Абсолютно точное описание всего прошедшего и предсказание будущего для колоссального многообразия материальных объектов, явлений и процессов — задача сложная и лишенная объективной необходимости. Даже в самом простейшем случае классической механики из-за неустранимой неточности измерительных приборов точное предсказание состояния даже простого объекта — материальной точки — также нереально.
БИОЦЕНОЗЫ И БИОГЕОЦЕНОЗЫ. Биогеоценоз - эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно самоподдерживающаяся, однородная экологическая система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда. Биогеоценоз характеризуется относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока солнечной энергии. Биогеоценозами являются: луга, леса, поля, водоемы. Биоценоз - взаимосвязанная совокупность микроорганизмов, растений, грибов и животных, населяющих более или менее однородный участок суши или водоема. По систематическим признакам биоценоз делится на фитоценоз, зооценоз и микробоценоз. Функционально биоценоз делится по ступеням экологической пирамиды на группы организмов: продуцентов, консументов и редуцентов, объединенных трофическими связями. Структурно биоценоз делятся на горизонты, слои, ярусы, пологи, меротопы. Биоценоз характеризуется биомассой и биологической продуктивностью. В месте с биотопом биоценоз составляет биогеоценоз. Биогеоценоз – буквально означает “жизнь и земля, функционирующие совместно”, т.е. биогеоценоз – это биоценоз, приуроченный к ограниченному биотопу. В. Н. Сукачевым (1942) введено понятие биогеоценоз, под ко-торым понимается однородный участок земной поверхности с определенным составом живых (биоценоз) и косных (приземный слой атмосферы, сол-нечная энергия, почва и др.) компонентов и динамического взаимодействия между ними (обмен вещества и энергии). Понятие биоценоз введено К. Мёбиусом (1877). Биоценоз — это сосуществование растений, животных и микроорганизмов, находящихся в разных отношениях: постоянное или временное сожительство, совместное сосуществование, симбиоз (постоянное или длительное сожительство организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу), паразитизм. 38. ОТЛИЧИЕ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ ОТ ДАРВИНОВСКОЙ. Экспериментальное изучение факторов и причин, вызывающих приспособительное преобразование популяций, и обобщение их с учетом достижений генетики, экологии, математического моделирования и других наук стали основой синтетической теории эволюции (СТЭ), представляю-щей современный дарвинизм. СТЭ заменила организмоцентристский под-ход в понимании единицы эволюции популяционным. В основе эволюции лежат противоречия не в системе «организм – абиотическая среда», а в системе «популяция – биогеоценоз
Синтетическая теория эволюции — основное достижение биологии ХХ в. Синтез генетики и классического дарвинизма и создание синтетической теории эволюции могут быть отнесены к числу основных достижений биологии XX в., которая характеризуется постулатами. Популяция — наименьшая эволюционизирующая единица; Основной фактор эволюции — естественный отбор случайных и мелких мутаций; У вида, популяции должен быть общий предок, т. е. эволюция носит ди-вергентный характер; Каждая систематическая единица (вид, род, семейство) должна иметь единственный корень, т. е. классификация производится на родстве, а не на сходстве; Эволюция носит постепенный и длительный характер; Вид — генетическая, замкнутая система, а поэтому поток генов возмо-жен только внутри вида; Макроэволюция за пределами вида прекращается, т. е. имеет место путь микроэволюции; Вид состоит из множества популяций; Изменчивость носит случайный характер; Эволюция непредсказуема. Основные элементы биосферы. 1 Живое вещество — вся совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, физико-химически едина, вне зависимости от их систематической принадлежности. Масса живого вещества сравнительно мала и оценивается величиной 2,4…3,6·1012 т (в сухом весе) и составляет менее одной миллионной части всей биосферы (ок. 3·1018 т), которая, в свою очередь, представляет собой менее одной тысячной массы Земли. Но это одна «из самых могущественных геохимических сил нашей планеты», поскольку живые организмы не просто населяют земную кору, а преобразуют облик Земли. Живые организмы населяют земную поверхность очень неравномерно. Их распространение зависит от географической широты. 2 Биогенное вещество — вещество, создаваемое и перерабатываемое живым организмом. На протяжении органической эволюции живые организмы тысячекратно пропустили через свои органы, ткани, клетки, кровь большую часть атмосферы, весь объём мирового океана, огромную массу минеральных веществ. Эту геологическую роль живого вещества можно представить себе по месторождениям угля, нефти, карбонатных пород и т. д. 3 Косное вещество — продукты, образующиеся без участия живых организмов. 4 Биокосное вещество - вещество, которое создается одновременно живыми организмами и косными процессами, представляя динамически равновесные системы тех и других. Таковы почва, ил, кора выветривания и т. д. Организмы в них играют ведущую роль. 5Вещество, находящееся в радиоактивном распаде. 6Рассеянные атомы, непрерывно создающиеся из всякого рода земного вещества под влиянием космических излучений. 7Вещество космического происхождения.
Сущность ситемного метода роль системного метода заключается в том, что с его помощью достигается наиболее полное выражение единства научного знания. Это единство проявляется, с одной стороны, во взаимосвязи различных научных дисциплин, которая выражается в возникновении новых дисциплин на "стыке" старых (физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, биогеохимия и другие), в появлении междисциплинарных направлений исследования (кибернетика, синергетика, экологические программы и т. п.). С другой стороны, системный подход дает возможность выявить единство и взаимосвязь в рамках отдельных научных дисциплин. Как уже отмечалось выше, свойства и закономерности реальных систем в природе находят свое отображение прежде всего в научных теориях отдельных дисциплин естествознания. Эти теории в свою очередь связываются друг с другом в рамках соответствующих дисциплин, а последние как раз и составляют естествознание как учение о природе в целом. Итак, единство, которое выявляется при системном подходе к науке, заключается, прежде всего, в установлении связей и отношений между самыми различными по сложности организации, уровню познания и целостности охвата концептуальными системами, с помощью' которых как раз и отображаются рост и развитие нашего знания о природе. Чем обширнее рассматриваемая система, чем сложнее она по уровню познания и иерархической организации, тем больший круг явлений она в состоянии объяснить. Таким образом, единство знания находится в прямой зависимости от его системности. С позиций системности, единства и целостности научного знания становится возможным правильно подойти к решению таких проблем, как редукция, или сведение, одних теорий естествознания к другим, синтез, или объединение кажущихся далекими друг от друга теорий, их подтверждение и опровержение данными наблюдений и экспериментов. Широкое распространение идей и принципов системного метода способствовало выдвижению ряда новых проблем мировоззренческого характера. Более того, некоторые западные лидеры системного подхода стали рассматривать его в качестве новой научной философии, которая в отличие от господствовавшей раньше философии позитивизма, подчеркивавшей приоритет анализа и редукции, главный упор делают насинтез и антиредукционизм. В связи с этим особую актуальность приобретает старая философская проблема о соотношении части и целого.
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ. Ученые и специалисты насчитывают более 170 определений понятия культура. Это свидетельствует о универсальности данного явления человече-ского общества. Понятием культура обозначают и обычные явления, и сорта растений и умственные качества человека, и образ жизни, и систему положи-тельных ценностей и так далее. В таком контексте все созданное человеком есть культура Мы используем одно из определений культуры, которое связано с ее инструментальной трактовкой. Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой реализуются действия индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно меняются и совершенствуются. Принято выделять три типа культуры: материальную, социальную и духовную. Материальная культура — совокупность средств бытия человека и общества. Она включает разнообразные факторы: орудия труда, технику, благосостояние человека и общества. Социальная культура — это система правил поведения людей в различных видах общения. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную и т. д. разновидности деятельности человека. Более подробно содержательная часть первой и второй культур изучается в других дисциплинах. Духовная культура — это составная часть культурных достижений человечества. Основные виды духовной культуры — мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит из относительно самостоятельных частей. Эти части взаимосвязаны и относятся к духовной культуре человечества. Под наукой в настоящее время понимают ту сферу человеческой дея-тельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические науки. В науке принято выделять систему знаний о природе — естествознание, которое является предметом естественнонаучной культуры и систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества — гуманитарные науки или гуманитарную культуру. До того, как наука оформилась в самостоятельную часть культуры человечества, знания о природе и ценностях общественной жизни входили в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, натурфилософия и т. д. Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: • они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества, в создании оптимальных условий для самосохра-нения и самосовершенствования; • осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами; • взаимно координируют в процессе развития человечества; • являются самостоятельными ветвями единой системы знаний науки и духовной культуры в целом. Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, экономисты, ме-неджеры и другие специалисты — гуманитарии начинают применять в своей работе системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации, знание фундаментальных законов естествознания и в частности физики. Поясним вышесказанное примерами из практики. Юрист разбирает дело о столкновении судов. Конечно, ему нужно знать законы, приняты в мировой практике судовождения. Но, с другой стороны, если он не знает, что такое масса, радиус поворота, скорость, ускорение и т. д., он не сможет реально применить свои профессиональные знания. Социолог изучает общественное мнение путем опроса. Но как он сможет оценить степень достоверности результатов, если не имеет представление о теории вероятности и теории погрешностей. Без знания этих разделов есте-ственных наук, результаты его предсказаний не будут представлять практиче-ской ценности. Критерии разли-чения Естественные науки Гуманитарные науки Объект исследо-вания природа, общество Ведущая функ-ция Объяснение (истина доказывается) Понимание (истина истолко-вывается) Характер мето-дологии Генерализирующий (обобщающий) индивидуализирующий Антропоцен-тризм изгоняется Неизбежен Взаимоотноше-ния субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают Количественно- качественные ха-рактеристики Преобладание количе-ственных оценок (матема-тика) Преобладание качествен-ных оценок Применение экспериментальных методов Составляют основу ме-тодологии Затруднено Характер объек-та исследования 1. материальный; 2. относительно устойчивый 1. больше идеальный, чем материальный; 2. относи-тельно изменчивый 2 ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ" И НАУЧНЫЙ МЕТОД. Следует отметить, что в современной науке существует тенденция отказа от теорий и допущений "здравого смысла". Предметы при тщательном изучении оказываются не такими, какими они казались поначалу. Теория Птолемея является теорией "здравого смысла". Коперниковская теория — абстрактна. "Любой может видеть, что Земля не движется и что Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли". И тем не менее, среди астрономов сегодня существует всеобщее соглашение, что Солнце является центром Солнечной системы, а Земля вращается вокруг Солнца. Наша современная теория о природе материи также абстрактна. Попытайтесь убедить дикаря, не вкусившего плодов современного научного образования, что стол — это в основном пустое пространство и что он состоит из частичек, находящихся в постоянном движении. Он скажет вам, что вы сумасшедший. В математике Неевклидова геометрия, с ее концепцией искривленного про-странства, — тоже абстрактная теория. В физике теория относительности — абстрактна, поскольку противоречит здравому смыслу. Квантовая механика — в высочайшей степени абстрактна. Она и теория относительности "ведут к реальностям по ту сторону обыденного опыта, который нельзя отвергать" [2]. Реальность обыденного опыта в классическом мире, как полагают некоторые, — "лишь малая часть того, что существует" [З]. На протяжении всей истории науки в ней существовала тенденция уходить от здравого смысла к абстракт-ным объяснениям. Такое направление мысли уместно и когда звучит аргумент, дескать здравый смысл говорит нам, что ископаемые родственны потомкам, и что любой может видеть "существенные изменения", произошедшие за некоторый период исто-рии земли. Ученый мечется между изучением фактов и разработкой объяснений тем наблюдениям, которые он производит. Он может собрать множество данных (фактов) и начать мысленно их сортировать, классифицировать и сопоставлять. Затем он может предложить объяснение для них и из своего объяснения вывести следствия. Эти две последние процедуры являются мыслительными процессами. Далее он, скорее всего, примется проверять правильность своего объяснения, производя дополнительные наблюдения. Так он и мечется между фактами и объяснениями. Еще следует упомянуть, что один из критериев научности теории — это ее проверяемость. Должно быть возможно выведение следствий из теории или гипотезы — прогнозирование и проверка этих следствий. В теории эволюции мало что можно проверить в силу самой ее природы. Невозможно подвергнуть исследованию изменения, которые предполагаются теорией эволюции. Существует множество научных методов. Ученый не беспомощен, очень хоро-шо, когда у него есть ясные теории и гипотезы, это по-настоящему стимулирует его развивать их. Если же у него нет четкого и ясного определения, выраженного в адекватной теории или гипотезе, то он оперирует расплывчатыми идеями. Такая ситуация характерна для любой молодой науки. Эмпирический путь необходим, но очень трудоемок. Медицина — прекрасный тому пример. Мы можем содрогаться от практики врачевания в прошлом и благодарить Бога, что родились в конце XX столетия. Однако то, что это был эмпирический процесс, необходимый для прогресса медицины, благами коей мы наслаждаемся ныне, — остается фактом. В 1860 году Оливер Вендель Холмс, декан медицинского колледжа в Гарварде, сказал: 'Я твердо верю, что если всю используемую сегодня materia medica погрузить на дно морское, то человеку стало бы от этого только лучше, а рыбам — хуже". Главная цель науки, в таком случае, — развивать более приемлемые объясне-ния, которые, возможно, будут более адекватно описывать реальность. Возникает один вопрос: можно ли доверять нашим органам чувств? Можем ли мы опираться на данные, которые мы получаем с их помощью и рассматриваем как "факты"? Мы все та комы с миражами и оптическими обманами. Мы также знаем, что наши чувства могут иногда вводить нас в заблуждение. Например, нечто очень горячее может на мгновение показаться холодным — и, наоборот, очень холодный предмет "обжигает". Однако остается фактом то, что наши органы чувств достаточно надежны, и данные, которые мы получаем через них, достаточно достоверны. Эти органы чувств — дар Божий, предназначенный Им для того, чтобы мы были способны ощущать окружающий мир. В качестве таковых они "хороши" (Быт. 1:31). Рассудочные процессы менее надежны. Как мы отмечали, предметы не всегда являются тем, чем кажутся. Неадекватность имеет место как в индуктивном, так и в дедуктивном методе. Очевидно, что человеческое мышление в большей степени подлежит критике, чем его органы чувств. Объяснения должны корректироваться и оцениваться чаще, чем наблюдения, хотя, конечно, случаются ошибки и в наблюдениях. Одно очень важное замечание, как ни трудно его принять, состоит в том, что человеческий мозг ограничен. Мы — поколение гордецов. Мы стремимся воз-двигнуть интеллектуальные башни, которые достигнут небес. Бог действительно позволил нам узнать многое о природе Вселенной и о том, как она действует. Однако есть вещи, которых мы не можем понять из-за ограниченности человеческого мышления. Определенно, для того чтобы успешно исследовать их, нам необходимо осознавать, что кое-что остается по ту сторону нашего восприятия. Более того, нам следует осознавать, что предметы могут не быть такими, какими они кажутся. Свидетельство тому — развитие научного теоретизирования от здравого смысла к абстрактности и современные дискуссии в области квантовой механики. Эйнштейн часто повторял поговорку, что Господь может быть хитрым, но Он не бывает злым. Существует третья возможность. Может быть, некоторые из наших проблем происходят по причине нашей неспособности раскрыть Его хитрости. Пятьдесят миллионов ученых, в отличие от 50-ти миллионов французов, могут быть неправы. Флогистон и светоносный эфир, которые когда-то были обще-признаны научным сообществом, — теперь лишь исторические казусы. Научный метод считается фундаментом научного познания и приобретения новых знаний на основе физических доказательств. Элементы научного метода Важными элементами научного метода являются следующие четыре шага, повторяемые итеративно и рекурсивно: 1. Наблюдения (описания, измерения) 2. Гипотеза (теория, гипотетическое объяснение наблюдений и изме-рений) 3. Предсказания (логические следствия из гипотезы) 4. Эксперимент (опыты, проверяющие описанные шаги) Каждый из этих шагов проверяется на предмет возможных ошибок. Дея-тельность учёных не описывается только этими активностями, которые больше относятся к естественно-научным направлениям (например, физика, химия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.016 с.) |