Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сходство и различие методов объяснения и понимания в естествознании и гуманитарных науках.

Поиск

Понимание — специфический метод наук о духе. Его определяет вопрос: что есть суть и смысл явления. В своеобразии вопроса отчетливо видно отличие понимания от объяснения, которое для прояснения явления обращается хотя и к непосредственно связанным с явлением, но тем не менее к другим, находящимся вне его инстанциям (причинам). Установление настоящей (точной) причинности приближается к пониманию, так как оба имеют целью познание закономерностей, но между ними есть и разница. Можно сказать так: объяснение есть выявление внешней закономерности, а понимание — внутренней (Э. Шпрангер). «Понимание», само собой, связано с познанием — знанием. То, что понято, то и познано, и знание о нем уже добыто. Всякое понимание это знание, но не каждое знание имеет понимательный характер. Например, можно знать, как определять время, как включать телевизор и т.д., но «не иметь понятия» о механизме работы этих предметов. Аналогичное положение подтверждается различием человеческого познания и знания о нем — рефлексии. Описание и объяснение дают определенное знание о предмете или явлении. Иногда мы удовлетворены их данными, кажется, что добыли исчерпывающие знания. Но в действительности это не так — подобным образом полученным знаниям не хватает глубины, смысла.

Метод понимания является специфическим для духовных наук (гуманитар-ные науки). Они в отличие от естественных наук имеют дело с человеческим (духовным) выражением. Под выражением подразумевается каждая форма индивидуального выявления: письменное, символическое, словесное, поведенческое, для которых характерна разовость, неповторимость. Для решения проблем понимания и взаимопонимания явлений с таким статусом, установления связи между «скрытым духом» и «понимающим духом» воз-никла необходимость в посреднике (понятие посредника), суть которого нашла свое отображение в герменевтике. Термин «герменевтика» связан с божеством греческой мифологии — Гермесом. Гермес (лат. Меркурий) выполнял роль посредника (посыльный, вещатель) между Олимпом и землей. Он приносит людям послание богов и несет богам пожелания людей, переводит на человеческий язык — язык бессмертных, регулирует дела небесные и земные, является гарантом взаимопонимания.

ЕСТЕСТВЕННО НАУЧНЫЕ КАРТИНЫ МИРА.

ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени]. Итак, под научной картиной мира понимается целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. А вот естественно-научной картиной мира называется часть общей научной картины мира, которая включает в себя представления о природе. Раньше других возникла физическая картина мира как общая теоретическая основа для всех наук о неживой природе. Биологическая картина мира в качестве теоретической основы наук о живой природе возникла лишь в XIX веке. Первая системная научная картина мира – механистическая. Она сформировалась в XVII-XIX вв. А до этого, начиная с каменного века, фор-мировались отдельные концепции первобытной культуры. Например: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Донаучную картину мира можно условно назвать мифологической. Формирование механической картины мира (МКМ) происходило в течение нескольких столетий до середины девятнадцатого века под сильным влиянием взглядов выдающихся мыслителей древности: Демокрита, Эпикура, Аристотеля, Лукреция и др. Она явилась необходимым и очень важным шагом на пути познания природы.

Имена учёных, внесших основной вклад в создание МКМ: Н.Коперник, Г.Галилей, Р.Декарт, И.Ньютон, П.Лаплас и др. основные черты механиче-ской картины мира.

1. Все материальные тела состоят из молекул, находящихся в непрерывном и хаотическом механическом движении. Материя – вещество, состоящее из неделимых частиц.

2. Взаимодействие тел осуществляется согласно принципа дальнодей-ствия, мгновенно на любые расстояния (закон всемирного тяготения, закон Кулона), или при непосредственном контакте (силы упругости, силы трения).

3. Пространство – пустое вместилище тел. Всё пространство заполняет не-видимая невесомая «жидкость» - эфир.

4. Время – простая длительность процессов. Время абсолютно.

5. Всё движение происходит на основе законов механики Ньютона, все наблюдаемые явления и превращения сводятся к механическим перемеще-ниям и столкновениям атомов и молекул.

6. Мир выглядит как колоссальная машина с множеством деталей, рычагов, колёсиков.

 

В XIX веке естественные науки накопили огромный эмпирический матери-ал, нуждающийся в переосмыслении и обобщении. Многие полученные в результате исследований научные факты не совсем вписывались в устоявшиеся механические представления об окружающем мире. Во второй половине XIX века на основе исследований в области электромагнетизма сформировалась новая физическая картина мира - электромагнитная картина мира (ЭМКМ). В её формировании сыграли решающую роль исследования, проведённые выдающимися учёными М.Фарадеем и Дж.Максвеллом, Г.Герцем. весь мир заполнен электромагнитным эфиром, который может находиться в различных состояниях. Физические поля трактовались как состояния эфира. Эфир является средой для распространения электромагнитных волн и, в частности, света.

1. Материя считается непрерывной. Все законы природы сводятся к уравнениям Дж.Максвелла, описывающим непрерывную субстанцию: природа не делает скачков. Вещество состоит из электрически заряженных частиц, взаимодействующих между собой посредством полей.

2. На основе электромагнитных взаимодействий объясняются все известные механические, электрические, магнитные, химические, тепловые, оптические явления.

 

В КПКМ возникает новая концепция - квантовое волновое поле, которое является наиболее фундаментальной и универсальной формой материи, лежащей в основе всех ее проявлений, как волновых, так и корпускулярных. На смену классическим полям типа электромагнитного поля Фарадея-Максвелла и классическим частицам приходят единые объекты - квантовые поля.

Основоположниками новой физической картины мира стали Макс Планк, Нильс Бор, Луи де Бройль, Эрвин Шрёдингер, Поль Дирак, Вернер Гейзенберг и многие другие не менее известные и выдающиеся учёные.

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ

МИРА.

Мир, в котором мы живем, состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется некоторым общим закономерностям. При этом он имеет свою долгую историю, которая в общих чертах известна современной науке.

Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкно-венно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Но в то же время картина проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают принципы построения и организации современного научного знания: 1) системность 2) глобальный эволюционизм, 3) самоорганизация 4) историчность. Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов разного уровня сложности и упорядоченности. Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство. Глобальный эволюционизм- это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции.

Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

Однако у нее есть и еще одна особенность, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картина мира. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.

 

6. КЛАССИЧЕСКИЙ (ЛАПЛАСОВСКИЙ) ДЕТЕРМИНИЗМ.

Понятие причинности в классической физике связывается со строгим детерминизмом в лапласовском духе. Здесь уместно привести фундаментальный принцип, провозглашенный Лапласом, и отметить вошедший в науку в связи с этим принципом образ, именуемый «демоном Лапласа»: «Мы должны рассматривать существующее состояние Вселенной как следствие предыдущего состояния и как причину последующего. Ум, который в данный момент знал бы все силы, действующие в природе, и относительное положение всех составляющих ее сущностей, если бы он еще был столь обширен, чтобы ввести в расчет все эти данные, охватил бы одной и той же формулой движения крупнейших тел Вселенной и легчайших атомов. Ничто не было бы для него недостоверным, и будущее, как и прошедшее, стояло бы перед его глазами». Тем самым, трансдисциплинарной концепцией естествознания в классический период его развития становится представление о том, что только динамические законы полностью отражают причинность в природе. С философской точки зрения можно сказать, что в динамических теориях нет места взаимопревращению необходимости и случайности. Случайность понимается как некая досадная помеха в по-лучении истинного результата, а не как необходимость, проявленная в дей-ствительности

 

Причинное объяснение многих физических явлений, т. е. реальное вопло-щение зародившегося еще в древности принципа причинности в естествозна-нии, привело в конце XVIII — начале XIX вв. к неизбежной абсолютизации классической механики. Возникло философское учение — механистический детерминизм, классическим представителем которого был Пьер Симон Лаплас (1749—1827), французский математик, физик и философ. Лапласовский детерминизм выражает идею абсолютного детерминизма — уверенность в том, что все происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость. Суть его можно понять из высказывания Лапласа:

Современные события имеют с событиями предшествующими связь, осно-ванную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела... Воля, сколь угодно свободная, не может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые считаются нейтральными... Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину последующего. Разум, который для какого-нибудь данного момента знал бы все силы, действующие в природе, и относительное расположение ее составных частей, если бы он, кроме того, был достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, обнял бы в единой формуле движения самых огромных тел во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами... Кривая, описываемая молекулой воздуха или пара, управляется столь же строго и определенно, как и планетные орбиты: между ними лишь та разница, что налагается нашим неведением.

Дальнейшее развитие физики показало, что в природе могут происходить процессы, причину которых трудно определить. Например, процесс радиоак-тивного распада происходит случайно. Подобные процессы происходят объек-тивно случайно, а не потому, что мы не можем указать их причину из-за недо-статка наших знаний. И наука при этом не перестала развиваться, а обогати-лась новыми законами, принципами и концепциями, которые показывают ограниченность классического принципа — лапласовского детерминизма. Абсолютно точное описание всего прошедшего и предсказание будущего для колоссального многообразия материальных объектов, явлений и процессов — задача сложная и лишенная объективной необходимости. Даже в самом простейшем случае классической механики из-за неустранимой неточности измерительных приборов точное предсказание состояния даже простого объекта — материальной точки — также нереально.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.4 (0.011 с.)