Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный



Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный

Донаучное знание Донаучные предпосылки дифференциальной Ψ: Характерология (сведение различий между людьми к простым типам; И. Кант, И. Банзен) Психогностика ( выявление отношений между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека) • Физиогномика (И.К. Лаватер): черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. • Френология (краниоскопия) (Ф.А. Галль): определение особенностей человека по форме строения черепа. • Графология (аббат И. Мишон): диагностика особенностей характера по почерку. Характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения.
Естественное знание Научные предпосылки возникновения дифференциальной психологии: • Внедрение в психологию экспериментального метода • Использование методов статистического анализа • Использование данных психогенетики Возникает в тот момент, когда накопленные исследователями факты уже не могут быть объяснены, истолкованы ранее существующими дисциплинами. Датируется серединой Х1Х в. и ознаменовано рядом естественнонаучных открытий (время реакции, психофизическое уравнение, открытие Лейпцигской лаборатории). Характерен позитивизм, плюс верифицируемость (принципиальная непознаваемость вещей) => ограничение непосредственно наблюдаемыми фактами. 1. Обнаруженные закономерности должны содержать строгие причинно-следственные зависимости (детерминизм) 2. Полученные данные должны были быть объективными 3. Создание науки предполагает наличие понятийного аппарата
Гуманитарная парадигма Требования научности (см. принципы выше), привело к тому, что гуманитарный подход формировался в основном в практике - психиатрии и психотерапии. В отечественной науке важным этапом становления гуманитарного подхода было опубликование в 1977 г. программной статьи методологов В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили. Основные методологические принципы гуманитарного изучения психологии личности: 1. Нежесткий детерминизм (индетерминизм) 2. Слабый перенос закономерностей жизни одного человека на жизнь другого. Статистика в гуманитарной науке исключена, здесь каждое явление - единично. 3. Психология (особенно практическая) имеет дело в основном с внутриличностными закономерностями – трактовка через индивидуальное личностное символическое значение.

 

Академическая и практическая психология личности

Академическая Ψ Это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Внеконтекстуальна, абстрактна, аналитична (доказательна), обобщенна, закрепляется в научных продуктах (статьях, учебниках). Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.
Практическая Ψ Психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес. Контекстуальна, симультанна, основана на интуиции, закрепляется в практиках воздействия. Варианты – консультирование, психотерапия, тренинги. Малодоказательна, идиографична. В сравнении с академической, практическая психология обычно более поверхностна, фрагментарна ("скроена на коленке"), наполнена эзотерикой и мистицизмом, иногда - вредоносна.

 

Основные принципы изучения личности

Личность, подобно другим живым системам, является сложной, темпоральной (чувствительной ко времени) и множественной (обладает вариантами своего изменения). Основными методологическими принципами психологии развития являются принципы

- системности,

- развития,

- детерминизма

- дополнительности, заимствованные из синергетики (науки о самоорганизации) Г.Хакена и теории катастроф Рене Тома.

Принципц системности, или Системный подход, согласно взглядам основоположника общей теории систем Л. фон Берталанфи, означает, что: 1) целое всегда больше, чем сумма его частей; 2) все составляющие целого и происходящие в нем процессы взаимно влияют друг на друга. Или, каждое явление рассматривается как обладающее структурой, включенное в более сложную систему отношений и не сводимое к сумме частей - обладающее «системными эффектами», которые надстраиваются над системой. (Точка зрения, согласно которой главные изменения могут быть объяснены посредством связей между элементами, называется элементаризмом).

Системы бывают:

· Сложные или простые: определяется по кол-ву элементов и связи между ними, предсказать поведение сложно => нежесткий детерминизм. НО проблема универсальности и примитивности: если система кажется простой, значит ли это, что она несовершенна, или, напротив, она универсальна и потому не меняется? Пример: при диагностике интеллекта ребенка мы встречаем веер возможных ответов, то это может говорить как о высокой креативности, так и о низкой способности целеполагания в мышлении.

· Открытые или закрытые: психика – открытая система, поскольку она не может существовать замкнуто, и в ней постоянно осуществляется приток и потеря энергии и информации. В психологии понятие энергии точнее всего отражено в понятии потребности; поэтому психическое развитие может быть рассмотрено как смена потребностей и способов их реализации.

· Устойчивые и неустойчивые: В устойчивых соседние элементы не меняют своего взаимного расположения. Примером: пружина (стремится вернуться к исходному состоянию, все участки остаются соседствующими). В развитии психики - и устойчивые, и неустойчивые периоды, когда происходит изменение взаимного соотношения функций.

 

Принцип детерминизма, означает, что каждое явление понимается как обусловленное причинно-следственными закономерностями и потому поддающееся изучению. В системах простых и равновесных чаще всего имеет место механистический детерминизм, то есть по начальным условиям всегда можно предсказать дальнейшее изменение системы (например, школа С.Грофа, где жиза определяется пренатальным периодом). Сложные системы склонны «забывать» начальные условия, точнее, поскольку они изменяются необратимо, то они создают себе новые начальные условия. Нежесткий детерминизм: явление неслучайно, и в то же время однозначно воспроизвести цепочку событий мы не можем. К.Поппер: "Облака" у Поппера символизируют беспорядок, случайность, неопределенность, изменчивость, непредсказуемость; "часы" символизируют порядок, закономерность, определенность, устойчивость, регулярность, предсказуемость. Чем сложнее система, тем менее жестко детерминированным и потому предсказуемым является ее развитие.

Принцип развития, каждое явление нужно рассматривать как обладающее историей. При этом важно, что время может быть внешним и внутренним (внешнее объективно и измеряется относительно небесных светил, а внутреннее определяется количеством изменений, произошедших с системой, то есть темпом, интенсивностью развития).

Принцип дополнительности, Н.Бор: познавая некоторую реальность, мы одновременно изменяем ее, так что в результате исследования она предстает с качествами, отличными от тех, что изначально привлекли внимание ученого.

Структура индивидуальности

Ø Саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Ø Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи…

Ø Форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.

Операциональная (рабочая) Духовно-мировоззренческие свойства. Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям (изменчивый базис)
Формально-динамический уровень Индивидные свойства (биологический фундамент личности). Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость
Нарративный Самосознание и Я-концепция. Человек может представить себя и свой жизненный путь как историю.
Генетический Т.е. нейрогенетический. Наследственность.

 

18) Специальная теория индивидуальных различий (В.М.Русалов)

Специальная теория индивидуальности – это учение о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств.

1. Биологические факторы индивидуальности – это не только телесная, морфофункциональная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира.

2. Существует два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других – формально-динамические особенности индивидуального поведения.

Формально-динамические свойства, характеризуя все виды человеческой деятельности, позволяют, не растворяясь в мире, сохранять устойчивость, а предметно-содержательные – отвечать самоизменением на все разнообразие окружающего мира.

3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям: это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость), эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение), предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля).

4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином «темперамент») не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности.

5. Формально-динамические характеристики влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, то есть могут определять конечные результаты деятельности.

 

Теории темперамента

• Гуморальные

• Конституциональные

• Психологические

Типология В.Вундта: Темперамент = сила эмоциональных реакций + стабильность

Конституциональная гипотеза: Телосложение и поведение значимо связаны друг с другом. Эта связь имеет «конституциональную» природу, т.е., скорее всего, основанную на наследственности.

Конституциональная теория Э.Кречмера:

Пикник – циклотимический. Относительно большие периметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди этого типа склонны к сутулости. Циклотимический темперамент в целом характеризуется повышенной эмоциональностью, быстрыми переходами от радости к печали, легкой контактностью с окружением, реалистичностью.

Астеник (лептосоматик) – шизотимический. Обладает цилиндрической формой туловища, хрупкого телосложения, высокого роста, грудная клетка плоская, вытянутое лицо яйцеобразной формы (анфас). При расстройстве психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздраженности до сухости, упрям, малоподатлив к изменению установок и взглядов. С трудом приспосабливается к окружению, склонен к абстракции.

Атлетик – иксотимический. Имеет хорошую мускулатуру,крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию. Жировая прослойка не выражена. Это спокойный, невпечатлительный человек со сдержан­ными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный, с трудом приспосабливается к переменам.

• (Диспластик)

Конституциональная теория Шелдона:

1. Эндоморфный. Название связано с тем, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей такого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое,с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный. У представителей данного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое по функциям определенных органов тело: противоположное мешковатому и дряблому телу эндоморфа. Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.
3. Эктоморфный. Из эктодермы развивается кожа и нервная ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно плохо защищены.

Этапы развития психологии личности: донаучный, естественнонаучный, гуманитарный

Донаучное знание Донаучные предпосылки дифференциальной Ψ: Характерология (сведение различий между людьми к простым типам; И. Кант, И. Банзен) Психогностика ( выявление отношений между определенными движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера человека) • Физиогномика (И.К. Лаватер): черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека служили основой для предсказания его поведения. • Френология (краниоскопия) (Ф.А. Галль): определение особенностей человека по форме строения черепа. • Графология (аббат И. Мишон): диагностика особенностей характера по почерку. Характеризуется преобладанием метода наблюдения, накоплением житейских знаний и невысоким уровнем обобщения.
Естественное знание Научные предпосылки возникновения дифференциальной психологии: • Внедрение в психологию экспериментального метода • Использование методов статистического анализа • Использование данных психогенетики Возникает в тот момент, когда накопленные исследователями факты уже не могут быть объяснены, истолкованы ранее существующими дисциплинами. Датируется серединой Х1Х в. и ознаменовано рядом естественнонаучных открытий (время реакции, психофизическое уравнение, открытие Лейпцигской лаборатории). Характерен позитивизм, плюс верифицируемость (принципиальная непознаваемость вещей) => ограничение непосредственно наблюдаемыми фактами. 1. Обнаруженные закономерности должны содержать строгие причинно-следственные зависимости (детерминизм) 2. Полученные данные должны были быть объективными 3. Создание науки предполагает наличие понятийного аппарата
Гуманитарная парадигма Требования научности (см. принципы выше), привело к тому, что гуманитарный подход формировался в основном в практике - психиатрии и психотерапии. В отечественной науке важным этапом становления гуманитарного подхода было опубликование в 1977 г. программной статьи методологов В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили. Основные методологические принципы гуманитарного изучения психологии личности: 1. Нежесткий детерминизм (индетерминизм) 2. Слабый перенос закономерностей жизни одного человека на жизнь другого. Статистика в гуманитарной науке исключена, здесь каждое явление - единично. 3. Психология (особенно практическая) имеет дело в основном с внутриличностными закономерностями – трактовка через индивидуальное личностное символическое значение.

 

Академическая и практическая психология личности

Академическая Ψ Это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. Внеконтекстуальна, абстрактна, аналитична (доказательна), обобщенна, закрепляется в научных продуктах (статьях, учебниках). Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.
Практическая Ψ Психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги. С этой точки зрения, практическая психология - это образование, просвещение, сфера услуг плюс бизнес. Контекстуальна, симультанна, основана на интуиции, закрепляется в практиках воздействия. Варианты – консультирование, психотерапия, тренинги. Малодоказательна, идиографична. В сравнении с академической, практическая психология обычно более поверхностна, фрагментарна ("скроена на коленке"), наполнена эзотерикой и мистицизмом, иногда - вредоносна.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.018 с.)