Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера



1. Развитие человека — это динамический процесс, идущий в двух направлениях. Растущий человек постоянно испытывает воздействие со стороны различных элементов окружающей его среды и в то же время сам активно реструктурирует свою многоуровневую жизненную среду.

2. «Психологическая экология» человека рассматривается как совокупность таких иерархических подсистем. Связи четырех систем являются гибкими, прямыми и обратными, благодаря чему и осуществляется их взаимодействие:

- микросистема семьи, детского сада, школы и т. п. Личность ребенка формирует его семья, родительские установки и атмосфера семьи. При этом нужно учесть, что все отношения взаимообратны, т. е. не только взрослые влияют на поведение детей, но и сами дети, их физические свойства, характеристики личности и возможности — также влияют на поведение взрослых.

- мезосистема локальной среды общения и проживания (включающая в себя несколько микросистем нижнего уровня). Мезосистема влияет на развитие ребенка не напрямую, а в паре с микросистемой - семьей. На отношения родителей и детей влияют взаимоотношений малыша с воспитателями детского сада, и напротив. С другой стороны, ситуация в семье влияет на то, как будет влиять школа, двор и детский сада на ребенка.

- экзосистема крупных социальных организаций, не оказывающая непосредственного влияния на развитие ребенка. Гибкий график работы, оплачиваемый отпуск мамы и отца, больничный лист для родителей в случае заболевания детей — это то, чем экосистема может посодействовать родителям в воспитании детей и косвенно содействовать развитию.

- макросистема, формируемая совокупностью социо-экономических факторов, национальных обычаев и культурных ценностей. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то ребенок будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. С другой стороны, независимо от частных внешних условий, основные составляющие образа жизни и мировоззрения сохраняются в субкультуре. Бронфенбреннер полагал, что наиболее значительную роль на развитие ребенка оказывает именно макросистема, поскольку макросистема обладает способностью воздействовать на все другие уровни.

Позднее к четырем основным была добавлена пятая подсистема — хроносистема, учитывавшая историческое развитие экологии первых четырех уровней.

 

Свойства среды (М.Черноушек)

Среда - система взаимодействий субъекта с миром, определяемую содержанием его потребностей (Milieu, Environment, Umwelt). Виды сред:

Ø Стабилизирующая и движущая

Ø Общая и разделенная

Ø Физическая, социальная, культурная

 

• У среды отсутствуют твердо фиксированные рамки во времени и пространстве.

• Она воздействует на все чувства сразу.

• Среда дает не только главную, но и второстепенную информацию.

• Она содержит всегда больше информации, чем человек способен переработать.

• Среда воспринимается в связи с деятельностью.

• Любая среда, наряду с материальными особенностями, обладает психологическими и символическими значениями.

• Окружающая среда действует как единое целое.

 

Особенности современной цивилизации (К.Лоренц)

Восемь смертных грехов цивилизованного человечества (К.Лоренц):

1. Перенаселение Земли

2. Опустошение естественного жизненного пространства

3. Бег человечества наперегонки с самим собой

4. «Тепловая смерть чувства» - исчезновение всех сильных аффектов вследствие изнеженности

5. Генетическое вырождение: проявляется в усилении асоциального поведения, выпадении врожденных форм социального поведения и форм торможения

6. Разрыв с традицией

7. Возрастающая индоктринируемость (внушаемость) человечества

8. Ядерное оружие – настроение «конца света».

 

Структура среды обитания человека

Среда обитания современного человека рассматривается как чрезвычайно сложная структура, включающая в себя 4 неразрывно связанные подсистемы:

Собственно природная среда. Это компоненты живой и неживой природы, которые, хотя и претерпели изменения, связанные с деятельностью людей, но способны к самовоспроизводству без участия человека.

Квазиприродная среда. Это компоненты живой и неживой природы, преобразованные людьми так, что не способны к самовоспроизводству без участия человека, хотя и представляют собой элементы, характерные для естественной природной среды. К ней относят сельскохозяйственные угодья, парковые зоны и т. п.

Искусственная природная среда. Это весь материальный мир, созданный человеком и не имеющий аналогов в первых двух подсистемах (промышленные предприятия, машины, здания и т. д.).

Социальная среда или культурно–психологический климат, создаваемый для отдельного человека социальными группами или человечеством в целом.

Все 4 подсистемы находятся в теснейшем взаимодействии. Усиление независимости человека от природной среды является кажущимся, т. к. чем больше люди изменяют природную среду, тем больше они попадают в зависимость от этих изменений. Возникает проблема оптимального соотношения 4-х подсистем в совокупной среде обитания человека.

Структура индивидуальности

Ø Саморазвивающаяся и саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система.

Ø Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие все устойчивые факторы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития материи…

Ø Форма бытия отдельного человека, в рамках которой он сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений.

Операциональная (рабочая) Духовно-мировоззренческие свойства. Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям (изменчивый базис)
Формально-динамический уровень Индивидные свойства (биологический фундамент личности). Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость
Нарративный Самосознание и Я-концепция. Человек может представить себя и свой жизненный путь как историю.
Генетический Т.е. нейрогенетический. Наследственность.

 

18) Специальная теория индивидуальных различий (В.М.Русалов)

Специальная теория индивидуальности – это учение о происхождении, структуре, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств.

1. Биологические факторы индивидуальности – это не только телесная, морфофункциональная организация человека, но и программы поведения, создавшиеся в процессе эволюции живого мира.

2. Существует два типа одновременно действующих законов. В результате действия одних формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность), в результате других – формально-динамические особенности индивидуального поведения.

Формально-динамические свойства, характеризуя все виды человеческой деятельности, позволяют, не растворяясь в мире, сохранять устойчивость, а предметно-содержательные – отвечать самоизменением на все разнообразие окружающего мира.

3. Обобщение врожденных программ идет по трем направлениям: это динамико-энергетические характеристики поведения (выносливость, пластичность, скорость), эмоциональные характеристики (чувствительность, лабильность, доминирующее настроение), предпочтения (стимульной среды, когнитивного стиля).

4. Формальные свойства (традиционно объединяющиеся под общим термином «темперамент») не существуют изолированно, а включаются в более высокоорганизованные структуры личности.

5. Формально-динамические характеристики влияют на ее динамику, своеобразие и стиль, то есть могут определять конечные результаты деятельности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.006 с.)