Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методология налогового учетаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Под методологией налогового учета понимается совокупность специальных приемов и способов (категориальные, содержательные, формально-технические), которые применяются в процессе налогового учета. Методы налогового учета — это методы оценки, способы списания активов, порядок классификации отдельных видов доходов и расходов, варианты раздельного учета объектов налогообложения и соответствующих им хозяйственных операций, порядок распределения доходов и расходов, налогового учета отдельных хозяйственных операций и т.д. При выборе конкретного метода налогового учета следует исходить из того, что: • предполагается их прямо предусмотренная вариантность; • предполагается их вариантность, связанная с противоречиями в различных положениях (статьях) НК РФ; • не все способы учета предусмотрены налоговым законодательством; • существуют способы и правила, обусловленные отраслевой принадлежностью, структурой и размером организации. Хотя налоговый учет регулируется общими для всех организаций законодательными нормами, у каждой организации могут быть свои цели и задачи, а также разные критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В связи с этим актуально рассмотрение различных подходов к оптимизации налогообложения организации, основу которой должны составлять выбранные ею методы налогового учета. Практика применения налогового учета позволяет выделить ряд наиболее часто используемых методов. 1. Введение специальных учетно-налоговых показателей и понятий, которые основаны на данных бухгалтерского учета и используются исключительно для целей налогообложения. Речь идет о выработке в налоговом учете своего категориально-понятийного аппарата, посредством которого он реализуется как самостоятельная отрасль финансовых отношений. Например, такой учетно-налоговый показатель, как налоговая база, формируется с использованием показателей бухгалтерского учета по НДС, по налогу на имущество организаций, акцизам и другим налогам. По налогу на прибыль в основу формирования налоговой базы положены данные первичных учетных документов бухгалтерского учета. 2. Установление специальных правил формирования учетно-налоговых показателей, отличных от бухгалтерских учетно-финансовых правил и методик. Так, формирование учетной стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения не совпадает. Аналогично не совпадает порядок формирования первоначальной стоимости материально-производственных запасов и других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. До принятия Минфином России приказа № 115 «О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год» (утратил силу) в основе определения налогооблагаемой базы лежал принцип бухгалтерского учета. После принятия указанного приказа и других последующих приказов порядок формирования налогооблагаемой базы по ряду налогов стал учитывать налогово-учетные показатели. С этого момента все финансовые показатели, напрямую зависящие от даты возникновения выручки от реализации, стали формироваться в финансовой отчетности по моменту отгрузки продукции (выполнения работ) и предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 661 (утратил силу) были установлены два основных метода налогового учета облагаемой базы: кассовый метод; метод начисления. 3.Интерпретация и толкование некоторых общепринятых положений исключительно для целей налогообложения. Указанный метод в чистом виде реализует фискальную функцию налогового учета и в своей основе служит для специального обозначения некоторых явлений из других отраслей (права, экономики, бухгалтерского учета и т.д.). Суть этого метода заключается в том, что для целей налогообложения институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяют в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Это означает, что налоговое законодательство дает собственное толкование какому-либо определению, которое по своему содержанию не совпадает с общепринятым. 4.Установление налогового дисконта (фиктивного дохода для целей налогообложения). Налоговым дисконтом признается поправка, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои полученные доходы. Так, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ в случаях отклонения применяемых сторонами сделки цен в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Объект налогообложения (выручка от реализации) и налоговая база здесь понятия не тождественные. Расчетное доначисление выручки от реализации продукции (налоговый дисконт) по рыночным ценам самим объектом налогообложения (выручкой от реализации) не является, так как это расчетное доначисление никак не связано со стоимостью реализуемой продукции. Кроме того, указанное расчетное доначисление выручки является чисто арифметической операцией, возникает только в специальном расчете и отражается только в налоговом учете. Рассматриваемый способ налогового учета является характерным и может применяться при начислении иных налоговых платежей, в том числе: • при расчете налоговой базы по НДС; • по налогу на прибыль; • по акцизам и др. 5. Определение для каждого вида налогов своего налогового периода. Налоговый период (период обложения) — срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость этого учетно-налогового элемента определяется тем, что многим объектам налогообложения (прибыли, доходу, выручке и т.п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. Налоговый период не увязывается с периодом формирования объекта налогообложения, а призван обеспечить необходимую периодичность налоговых поступлений в бюджет на основе реальной налоговой базы, исчисляемой налогоплательщиком по результатам фактической деятельности в истекшем периоде. Для каждого налога может быть установлен свой налоговый период. 6.Установление специальных налоговых регистров и иной налоговой документации. Ведение специальной налоговой документации является формально-техническим приемом методологии налогового учета. Налоговая документация состоит из следующих разновидностей документов: налоговые расчеты; налоговые регистры. Налоговые расчеты представляют собой специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства (декларации, специальные расчеты по некоторым платежам). Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговые регистры представляют собой сводные систематизации данных налогового учета за налоговый (отчетный) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. К ним относятся счета-фактуры, книга покупок и книга продаж, карточки учета налога на доходы физических лиц, регистры, рекомендации Минфина России для налогового учета налога на прибыль и др.
7. Классификация элементов учетной политики Между тем если рассматривать причины появления такой учетно-налоговой категории, как «учетная политика для целей налогообложения», то следует отметить, что учетная политика является заключительным звеном в сложной системе финансового планирования в организации, как инструмент не только налоговой оптимизации расходов, но и оптимизации доходов, формирующих финансовые потоки организации. В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности налогоплательщика можно выделить два этапа налогового планирования — стратегическое и оперативное. В основе стратегического планирования лежит налоговая политика организации, которая определяет основные направления и принципы налоговой оптимизации налогоплательщика и рассчитана на длительную перспективу. Оперативное налоговое планирование вытекает из целей налоговой политики, носит среднесрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения налогоплательщика, определенных его налоговой политикой. Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения подразумевает их условное разделение на три группы: основные элементы, специальные элементы и дополнительные элементы. К основным относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено НК РФ, и те, на которые в конкретном законе есть прямые ссылки. Необходимость использования элементов специальной группы требуется тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности, либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками. Именно для них налоговое законодательство предусматривает специальные элементы налоговой политики. Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения подразумевает их условное разделение на три группы: основные элементы, специальные элементы и дополнительные элементы. Дополнительная группа является факультативной, так как в ней содержатся элементы учетной политики, которые не определены законодательством, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Налогоплательщик может установить и иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, если они будут соответствовать и не противоречить налоговому законодательству. В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения. Непосредственно содержание элементов основной группы определяется в соответствии с редакцией НК РФ, которая будет действовать в планируемом году. Например, один из основных элементов, который необходимо закрепить в учетной политике в целях исчисления налога на прибыль, — метод начисления амортизации. Налоговый кодекс РФ предусматривает два метода начисления амортизации — линейный (для 8—10-й амортизационных групп) и нелинейный. Один из способов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Выбор варианта зависит от условий деятельности налогоплательщика. Для упорядочения процесса разработки учетной политики для целей налогообложения все элементы можно сгруппировать по однородным признакам, определяющим конкретное направление учетной политики. Так, в группу, регулирующую порядок признания доходов налогоплательщика, рекомендуется включить следующие элементы: • порядок признания доходов; • порядок признания доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам; • порядок документирования доходов и их отражение в налоговом учете. В группу, регулирующую порядок признания расходов, можно включить такие элементы, как: • порядок группировки расходов налогоплательщика; • методы, условия и даты признания конкретных доходов исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; • порядок распределения расходов; • порядок документирования расходов и отражения их в налоговом учете; • порядок учета прямых и косвенных расходов, включая состав прямых расходов; • порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки. В группу элементов, определяющих налоговый учет материальных расходов, можно включить такие, как: • порядок оценки материальных ресурсов, в том числе формирование стоимости приобретения товаров; • порядок определения материальных расходов. В группу элементов, связанных с формированием амортизационной политики, рекомендуется включить: • порядок отнесения имущества к амортизируемому; • состав амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации; • порядок оценки амортизируемого имущества; • порядок и условия изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества; • условия определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении; • порядок учета амортизационной премии; • условия и порядок применения методов амортизации и коэффициентов. В группу элементов оценки незавершенного производства, готовой продукции и отгруженных товаров включаются соответствующие элементы, определяющие учетную политику соответствующим направлением. Отдельную группу элементов учетной политики составляют те из них, которые формируют расходы, связанные с выбытием имущества и по налоговому учету операций с ценными бумагами. В эту группу можно отнести элементы, определяющие порядок формирования расходов, связанных с реализацией имущества, особенностями определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и определения критериев отнесения сделок к срочным. Самостоятельную группу составляют элементы учетной политики, определяющие порядок формирования и учета создаваемых налогоплательщиком резервов. Согласно НК РФ налогоплательщик вправе формировать следующие резервы: • резерв на ремонт основных средств; • резерв на гарантийный ремонт; • резерв по сомнительным долгам; • резерв предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Группа элементов, связанных с организацией и ведением налогового учета, является обязательной, поскольку все организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны вести налоговый учет. Заключительную группу представляют элементы, определяющие особенности учетной политики налогоплательщика при наличии обособленных подразделений. Действовавший до 2006 г. момент определения налоговой базы по НДС — день оплаты позволял осуществлять налоговые платежи только по тем операциям, по которым поступали денежные средства. Его следовало применять небольшим организациям с ограниченными оборотными средствами. Существующий метод учетной политики «по отгрузке» более простой и позволяет исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты. С другой стороны, метод «по оплате» позволял отсрочить налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства. В то же время практика применения методов учетной политики в целях определения налоговой базы по НДС показала, что при совпадении моментов отгрузки и оплаты (например, в розничной торговле) приемлемым оставалось использование метода учета «по отгрузке». Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения подразумевает их условное разделение на три группы: основные элементы, специальные элементы и дополнительные элементы. Дополнительная группа является факультативной, так как в ней содержатся элементы учетной политики, которые не определены законодательством, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Налогоплательщик может установить и иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, если они будут соответствовать и не противоречить налоговому законодательству. В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения. Непосредственно содержание элементов основной группы определяется в соответствии с редакцией НК РФ, которая будет действовать в планируемом году. Например, один из основных элементов, который необходимо закрепить в учетной политике в целях исчисления налога на прибыль, — метод начисления амортизации. Налоговый кодекс РФ предусматривает два метода начисления амортизации — линейный (для 8—10-й амортизационных групп) и нелинейный. Один из способов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Выбор варианта зависит от условий деятельности налогоплательщика. Для упорядочения процесса разработки учетной политики для целей налогообложения все элементы можно сгруппировать по однородным признакам, определяющим конкретное направление учетной политики. Так, в группу, регулирующую порядок признания доходов налогоплательщика, рекомендуется включить следующие элементы: • порядок признания доходов; • порядок признания доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам; • порядок документирования доходов и их отражение в налоговом учете. В группу, регулирующую порядок признания расходов, можно включить такие элементы, как: • порядок группировки расходов налогоплательщика; • методы, условия и даты признания конкретных доходов исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; • порядок распределения расходов; • порядок документирования расходов и отражения их в налоговом учете; • порядок учета прямых и косвенных расходов, включая состав прямых расходов; • порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки. В группу элементов, определяющих налоговый учет материальных расходов, можно включить такие, как: • порядок оценки материальных ресурсов, в том числе формирование стоимости приобретения товаров; • порядок определения материальных расходов. В группу элементов, связанных с формированием амортизационной политики, рекомендуется включить: • порядок отнесения имущества к амортизируемому; • состав амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации; • порядок оценки амортизируемого имущества; • порядок и условия изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества; • условия определения срока полезного использования амортизируемого имущества, бывшего в употреблении; • порядок учета амортизационной премии; • условия и порядок применения методов амортизации и коэффициентов. В группу элементов оценки незавершенного производства, готовой продукции и отгруженных товаров включаются соответствующие элементы, определяющие учетную политику соответствующим направлением. Отдельную группу элементов учетной политики составляют те из них, которые формируют расходы, связанные с выбытием имущества и по налоговому учету операций с ценными бумагами. В эту группу можно отнести элементы, определяющие порядок формирования расходов, связанных с реализацией имущества, особенностями определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и определения критериев отнесения сделок к срочным. Самостоятельную группу составляют элементы учетной политики, определяющие порядок формирования и учета создаваемых налогоплательщиком резервов. Согласно НК РФ налогоплательщик вправе формировать следующие резервы: • резерв на ремонт основных средств; • резерв на гарантийный ремонт; • резерв по сомнительным долгам; • резерв предстоящих расходов, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Группа элементов, связанных с организацией и ведением налогового учета, является обязательной, поскольку все организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны вести налоговый учет. Заключительную группу представляют элементы, определяющие особенности учетной политики налогоплательщика при наличии обособленных подразделений. Действовавший до 2006 г. момент определения налоговой базы по НДС — день оплаты позволял осуществлять налоговые платежи только по тем операциям, по которым поступали денежные средства. Его следовало применять небольшим организациям с ограниченными оборотными средствами. Существующий метод учетной политики «по отгрузке» более простой и позволяет исключить различные ошибки, возникающие в связи с необходимостью правильно определять дату оплаты. С другой стороны, метод «по оплате» позволял отсрочить налоговые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства. В то же время практика применения методов учетной политики в целях определения налоговой базы по НДС показала, что при совпадении моментов отгрузки и оплаты (например, в розничной торговле) приемлемым оставалось использование метода учета «по отгрузке». 8. Дополнительные элементы учетной политики Дополнительные элементы учетной политики включают правила, которые могут не найти отражения в налоговом законодательстве, что не запрещает налогоплательщику применять их в целях учета. НК РФ содержит и альтернативные нормы, которые прямо не отнесены законодателем к элементам учетной политики, но могут быть включены в нее в качестве равноправных элементов. В частности, в НК РФ содержатся варианты, которыми налогоплательщик при определенных условиях может воспользоваться. Например, организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализациитоваров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб., могут использовать право на освобождение от уплаты НДС. Также организации, реализующие товары (работы, услуги), которые не подлежат налогообложению согласно п. 3 ст. 149 НК РФ, имеют право отказаться от освобождения от налогообложения таких операций. Допускается выбор сроков уплаты налога: ежемесячно или ежеквартально. Это возможно только дли организаций, у которых ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) без учета налога не превысила 2 000 000 руб. Следовательно, налогоплательщик в зависимости от условий осуществления своей деятельности может выбрить тот или иной вариант. Свой выбор он должен закрепить в учетной политике для целей налогообложения. К отрицательным аспектам налогового законодательства следует отнести нормы, определяющие лишь общие положения по отдельным вопросам, требующим конкретных способов реализации. В первую очередь это касается порядка организации раздельного учета затрат у предприятий, имеющих операции, одновременно облагаемые и не облагаемые НДС. Например, при отгрузке продукции на экспорт и на внутренний рынок. Если раздельный учет у налогоплательщика отсутствует, сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается (абз. 4—5 п. 4 ст. 170 НК РФ). Таким образом, чтобы избежать лишних споров с налоговой инспекцией, в учетной политике нужно установить порядок ведения раздельного учета. Другой пример, касающийся обязанности ведения раздельного учета, связан с реализацией подакцизных товаров при использовании разных налоговых ставок. Если такой учет отсутствует, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) подакцизных товаров. Следовательно, порядок ведения раздельного учета в отношении подакцизных товаров также необходимо отразить в учетной политике. Глава 25 НК РФ содержит положения, определяющие понятие расходов, а также порядок их группировки. При этом законодатель допускает существование затрат, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов. В этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы. Налогоплательщикам, имеющим такую категорию затрат, удобнее всего сделать свой выбор и закрепить его в учетной политике. Статья 248 НК РФ устанавливает понятие доходов и их классификацию. Например, п. 4 ст. 250 НК РФ устанавливает обязанность для налогоплательщика по отнесению видов доходов от сдачи имущества в аренду (субаренду) к доходам от реализации или к внереализационным. Доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности) также могут относиться как к доходам от реализации, так и к внереализационным. При осуществлении деятельности вахтовым способом или при работе в полевых (экспедиционных) условиях и содержании вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, налогоплательщики должны включать в состав прочих расходов затраты на содержание перечисленных объектов, причем в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления. На практике часто такие нормативы отсутствуют. В этом случае налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание указанных объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных органам местного самоуправления, причем это также нелишне закрепить в учетной политике для целей налогообложения. По общему правилу организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода в соответствии со ст. 54 НК РФ. Это исключительно важное положение содержит правило, согласно которому основой для исчисления налоговой базы служат данные регистров бухгалтерского учета. В связи с этим можно говорить о недопустимости изоляции законодательства о бухгалтерском учете от законодательства о налогах и сборах. В то же время можно говорить и о том, что правила ведения бухгалтерского учета и положения законодательства о налогах и сборах, регулирующие исчисление налоговой базы, могут отличаться и реально отличаются друг от друга, причем весьма существенно. Однако это обстоятельство не дает оснований для утверждений о полной неприменимости актов законодательства о бухгалтерском учете для исчисления налоговой базы по тем или иным налогам. В то же время положение п. 1 ст. 54 НК РФ допускает принципиальную возможность ведения отдельного налогового учета, хотя на практике большинство организаций формирует налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета. Наличие слова «иных» свидетельствует о возможности организации отдельного налогового учета, изолированного от данных регистров бухгалтерского учета, на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Часть первая НК РФ содержит перечень способов исполнения обязанностей по налоговым платежам, перечисленных в п. 3 ст. 45 НК РФ по конкретному налогу: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 2) с момента отражения на лицевом счете организации, в которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, в кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с законодательством о налогах и сборах решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; 5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с законодательством о налогах и сборах на налогового агента; 6)со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с Федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами. Налогоплательщику не предоставлено право избирать какие-либо иные способы исполнения этой обязанности, а налоговым органам — право вводить такие способы. Следует иметь в виду, что «конституционное обязательство по уплате законно установленных налогов и сборов может считаться исполненным в тот момент, когда денежные средства налогоплательщиков поступают на бюджетные счета. В процессе исполнения этого обязательства принимают участие, кроме налогоплательщика, кредитные учреждения, государственные органы. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет». По некоторым вопросам налоговое законодательство устанавливает только общие нормы, но не содержит конкретных способов исчисления налогов. Такая ситуация складывается, например, в отношении раздельного учета затрат у предприятия, имеющего одновременно облагаемые и необлагаемые НДС обороты. В связи с тем, что в действующем налоговом законодательстве не установлен порядок ведения раздельного учета для целей налогообложения по НДС, организации должны разрабатывать собственную методику расчета НДС и оформлять ее организационно-распорядительным документом.
9. Основные элементы учетной политики Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения подразумевает их условное разделение на три группы: основные элементы, специальные элементы и дополнительные элементы. К основным относятся элементы учетной политики, обязательное наличие которых предусмотрено НК РФ, и те, на которые в конкретном законе есть прямые ссылки. Необходимость использования элементов специальной группы требуется тем налогоплательщикам, которые осуществляют определенные виды деятельности, либо налогоплательщикам, обладающим определенными отличительными признаками. Именно для них налоговое законодательство предусматривает специальные элементы налоговой политики. Группировка элементов учетной политики организации для целей налогообложения подразумевает их условное разделение на три группы: основные элементы, специальные элементы и дополнительные элементы. Дополнительная группа является факультативной, так как в ней содержатся элементы учетной политики, которые не определены законодательством, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор именно в приказе, утверждающем учетную политику для целей налогообложения. Налогоплательщик может установить и иные имеющие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, если они будут соответствовать и не противоречить налоговому законодательству. В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения. Непосредственно содержание элементов основной группы определяется в соответствии с редакцией НК РФ, которая будет действовать в планируемом году. Например, один из основных элементов, который необходимо закрепить в учетной политике в целях исчисления налога на прибыль, — метод начисления амортизации. Налоговый кодекс РФ предусматривает два метода начисления амортизации — линейный (для 8—10-й амортизационных групп) и нелинейный. Один из способов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Выбор варианта зависит от условий деятельности налогоплательщика. Для упорядочения процесса разработки учетной политики для целей налогообложения все элементы можно сгруппировать по однородным признакам, определяющим конкретное направление учетной политики. Так, в группу, регулирующую порядок признания доходов налогоплательщика, рекомендуется включить следующие элементы: • порядок признания доходов; • порядок признания доходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам; • порядок документирования доходов и их отражение в налоговом учете. В группу, регулирующую порядок признания расходов, можно включить такие элементы, как: • порядок группировки расходов налогоплательщика; • методы, условия и даты признания конкретных доходов исходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; • порядок распределения расходов; • порядок документирования расходов и отражения их в налоговом учете; • порядок учета прямых и косвенных расходов, включая состав прямых расходов; • порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки. В группу элементов, определяющих налоговый учет материальных расходов, можно включить такие, как: • порядок оценки материальных ресурсов, в том числе формирование стоимости приобретения товаров; • порядок определения материальных расходов. В группу элементов, связанных с формированием амортизационной политики, рекомендуется включить: • порядок отнесения имущества к амортизируемому; • состав амортизируемого имущества, не подлежащего амортизации; • порядок оценки амортизируемого имущества; • порядок и условия изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества; • условия определения срока полезного использования
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 2382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.165.68 (0.014 с.) |