Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъятие документов налогового учета

Поиск

Впункте 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ) установле­но, что первичные учетные документы могут быть изъяты только:

• органами дознания;

• органами предварительного следствия;

• органами прокуратуры;

• судами;

• налоговыми инспекциями;

• органами внутренних дел.

В пункте 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» также указано, что основаниями для изъятия документов являются постановления указанных органов, вынесенные в соответствии с за­конодательством Российской Федерации.

Пункт 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» пре­доставляет главному бухгалтеру или другому должностному лицу организации право при изъятии первичных учетных документов с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Действующее законодательство устанавливает различный поря­док изъятия документов (в том числе и первичных учетных доку­ментов) в зависимости от того, в рамках какого вида контрольной или правоохранительной деятельности органов государственной власти производится изъятие. В частности, возможность изъя­тия учетных документов предусмотрена в рамках следующих видов деятельности:

• налоговый контроль;

• финансовый контроль;

• оперативно-розыскная деятельность;

• уголовно-процессуальная деятельность;

• производство по делам об административных правонарушениях.

Налоговый контроль. В рамках осуществления налогового контро­ля изъятие документов производится только при проведении нало­говых проверок в форме выемки документов.

Налоговым органам предос­тавляется право производить выемку документов у налогопла­тельщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, измене­ны или заменены.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит вы­емку необходимых документов в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой провер­ки документов или непредставления указанных документов в уста­новленные сроки.

Пункт 4 ст. 94 НК РФ предусматривает добровольный и принуди­тельный порядок производства выемки документов и предметов:

• должностное лицо налогового органа обязано предложить лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добро­вольно выдать их. В случае, если лицо соглашается с предложени­ем, то имеет место добровольно проводимая выемка;

• в случае же, если лицо отказывается выдать документы и пред­меты, выемка производится принудительно. При этом должностное лицо налогового органа вправе самостоятельно вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке докумен­ты и предметы, но избегая причинения не вызываемых необходимо­стью повреждений запоров, дверей и других предметов.

Финансовый контроль. В рамках осуществления финансового кон­троля право изъятия документов предоставлено инспекторам Счет­ной палаты РФ при проведении проверок и ревизий. Как установле­но ст. 26 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счет­ной палате Российской Федерации», инспекторы Счетной палаты при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений изымать необхо­димые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.

Оперативно-розыскная деятельность. Органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодатель­ства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить провер­ки организаций и физических лиц в соответствии с законодательст­вом Российской Федерации.

В случае необходимости проведе­ния в ходе проверки осмотра производственных, складских, тор­говых и иных служебных помещений, других мест хранения и ис­пользования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпри­нимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных об­разцов сырья, продукции и товаров, соответствующие действия осуществляются в порядке, установленном п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции».

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляет­ся право

При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нару­шении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйствен­ную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях уста­новления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному поста­новлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя милиции предоставляется право производить в присутствии не менее двух понятых и пред­ставителя юридического лица, лица, осуществляющего предприни­мательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постанов­ления, а также копии протоколов и описей, составленных в результа­те указанных в этом пункте действий, а при отсутствии таковых — с участием представителей органов исполнительной власти или орга­нов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и ис­пользования имущества.

При наличии тех же данных, в тех же целях и на основании того же постановления милиции предоставляется право:

• требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности;

• самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;

• изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымае­мых документов либо их копий.

Как установлено в п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О милиции», в слу­чае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются ко­пии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передают­ся лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъ­ятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, обязано передать заверенные копии документов лицу, у которого были изъя­ты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Изъятие документов в рамках осуществления оперативно-ро­зыскной деятельности производится органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Уголовно-процессуальная деятельность. В рамках производства по уголовному делу документы могут быть изъяты в ходе проведения таких следственных действий, предусмотренных Уголовно-процес­суальным кодексом РФ, как обыск, выемка и личный обыск.

След­ственные действия, в том числе и перечисленные, исходя из поло­жений УПК РФ вправе производить прокурор (в случае, если он участвует в производстве предварительного расследования и лично производит отдельные следственные действия), сле­дователь (при осуществлении предварительного следствия по уго­ловному делу), начальник следственного отдела (в слу­чае, если он принял уголовное дело к своему производству и про­изводит предварительное следствие), орган дознания (в случае выполнения неотложных следственных действий по уголов­ному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно) и дознаватель (в случае, когда на него возложены полномочия по дознанию по уголовному делу, по кото­рому производство предварительного следствия необязательно).

Порядок производства обыска определен в ст. 182 УПК РФ, вы­емки — в ст. 183, личного обыска — в ст. 184.

Вещественными доказательствами (ст. 81 УПК РФ) документы могут быть признаны в случае, если они сохранили на себе следы преступления либо они могут служить средствами для обнаруже­ния преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

Документы, являющиеся веще­ственными доказательствами, остаются при уголовном деле в те­чение всего срока хранения последнего либо передаются заинте­ресованным лицам по их ходатайству. Иными документами (ст. 84 УПК РФ) изъятые документы являются в случае, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Документы приоб­щаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему.

Производство по делам об административных правонарушениях. Изъятие документов в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является мерой обеспече­ния производства по делу об административном правонарушении. Изъ­ятие документов производится в целях пресечения административ­ного правонарушения, обеспечения своевременного и правильно­го рассмотрения дела об административном правонарушении и ис­полнения принятого по делу постановления.

Порядок изъятия документов в рамках производства по делу об административном правонарушении определен ст. 27.10 КоАП РФ. Изъятие документов производится должностными лицами, уполно­моченными составлять протоколы об административных правона­рушениях.

Вопрос об изъятых документах должен быть решен в постановлении по делу об административном правонарушении. При этом документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего сро­ка хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам.

Понятие вещественных доказательств по делу об административ­ном правонарушении определено в ч. 1 ст. 26.6 КоАП РФ: орудия со­вершения или предметы административного правонарушения, в т.ч. орудия совершения или предметы административного правонаруше­ния, сохранившие на себе его следы. Согласно ч. 4 ст. 26.7 КоАП РФ в случаях, если документы обладают указанными признаками, то та­кие документы также являются вещественными доказательствами.

 

15. Обеспечение тайны содержания данных налогового учета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.007 с.)