Обеспечение тайны содержания данных налогового учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение тайны содержания данных налогового учета



В соответствии со ст. 313 НК РФ содержание данных налогово­го учета (в том числе данных первичных документов) является на­логовой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержа­щейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тай­ну. За ее разглашение они несут ответственность, ус­тановленную действующим законодательством.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым орга­ном, органами внутренних дел, органом государственного внебюд­жетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплатель­щике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах от­ветственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохрани­тельным органам других государств в соответствии с международны­ми договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налого­выми (таможенными) или правоохранительными органами (в час­ти сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разгла­шению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению на­логовой тайны относится, в частности, использование или переда­ча другому лицу производственной или коммерческой тайны нало­гоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджет­ного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в на­логовые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, состав­ляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Утрата документов, содержа­щих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение та­ких сведений влечет ответственность, предусмотренную федераль­ными законами. Видами такой ответственности являются дисци­плинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

в п. 2 ст. 139 части первой Гражданского кодекса РФ установлено, что лица, незаконными методами получившие инфор­мацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возла­гается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в т.ч. контракту, и на контраген­тов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору; стать­ей 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях преду­смотрена административная ответственность за разглашение ин­формации с ограниченным доступом; уголовная ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих ком­мерческую, налоговую или банковскую тайну, предусмотрена ст. 183 Уголовного кодекса РФ.

В процессе осуществления налоговыми органами Россий­ской Федерации своих функций, установленных Налоговым ко­дексом РФ и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, част­ная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется зако­ном, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса кон­фиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладаю­щих в силу закона правом обращения к налоговым органам за пре­доставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указан­ных в законе целях.

Следует упомянуть, что в соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухгалтерско­го учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерче­ской тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащей­ся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Представляется, что приведенные положения применимы и к документам налогового учета, в связи с чем целесообразно привес­ти законодательные положения, регулирующие режим коммерче­ской тайны.

Как определено в ст. 3 Федерального закона «О коммерческой тайне»:

• коммерческая тайна — это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных об­стоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

• информация, составляющая коммерческую тайну, — это научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-эко­номическая или иная информация (в том числе составляющая сек­реты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном ос­новании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

• режим коммерческой тайны — это правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, со­ставляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденци­альности.

Статьей 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» установ­лено следующее в отношении предоставления информации, состав­ляющей коммерческую тайну:

• обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предос­тавляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть под­писано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляю­щей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами (ч. 1 ст. 6);

• в случае отказа обладателя информации, составляющей коммер­ческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, ино­му государственному органу, органу местного самоуправления дан­ные органы вправе затребовать эту информацию в судебном поряд­ке (ч. 2 ст. 6);

• обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные ор­ганы, органы местного самоуправления, получившие такую ин­формацию в соответствии с ч. 1 рассматриваемой статьи, обяза­ны предоставить эту информацию по запросу судов, органов про­куратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основа­ниях, которые предусмотрены законодательством Российской Фе­дерации (ч. 3 ст. 6);

• на документах, предоставляемых указанным в ч. 1 и 3 рассматри­ваемой статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тай­на» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное на­именование и место нахождения, для индивидуальных предприни­мателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося инди­видуальным предпринимателем, и место жительства) (ч. 4 ст. 6).

 

16. Первичные документы налогового учета

Все хоз операции, проводимые орган, офор-ся оправдательными докум. Под перв докум понимается письменное доказательство по совершению хозяй-х операций и разрешению о ее проведении. На основании первич учетных докумв ведется бухучет. Бух доку оформляются любые хоз-­ные операции в той посл-ти, в какой они совершают­ся. Первич учетные док принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах униф-­ных (типовых) форм первичной учетной документации. С 1 января 1999г. организации применяют формы первичных учетных документов, содержащихся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. № 71а.Униф-ные формы первич док должны применяться в организации без изменений. Формы первич докум, не предусмотренных альбомами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.008 с.)