Основные элементы учетной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы учетной политики



№ п/п Элементы учетной политики Варианты учетной политики Нормы НК РФ, устанавливающие элементы учетной политики
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
  Момент определения налоговой базы по НДС По мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов – день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг); по мере поступления денежных средств – день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) Пункт 1 ст. 167
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
  Метод (момент) признания доходов/расходов (определение даты получения дохода/расхода) Метод начисления; кассовый метод (этот метод могут выбрать только налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. за каждый квартал (в среднем за предыдущие четыре квартала) Пункт 3 ст. 248, п. 5 ст. 252, статьи 271 - 273
  Метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) для определения размера материальных расходов По стоимости единицы запасов; оценки по средней стоимости; по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) Пункт 8 ст. 254
  Метод начисления амортизации* Линейный метод (к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую – десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов может применяться только данный метод начисления амортизации); нелинейный метод Пункты 1 и 3 ст. 259
  Применение специальных коэффициентов амортизации Специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 (в отношении амортизируемых ОС, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности); специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 (для амортизируемых ОС, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), заключаемого после введения в действие главы 25 НК РФ. Данные положения не распространяются на ОС, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом; специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 2 (вправе применять в отношении собственных ОС налогоплательщики – сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты); специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 (вправе начислять амортизацию на ОС, являющиеся предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие главы 25 НК РФ, налогоплательщики, передавшие (получившие) это имущество). Также возможно применение методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества; допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных ст. 259 НК РФ по решению руководителя организации-налогоплательщика. использование пониженных норм амортизации допускается только с начала и в течение всего налогового периода Подпункты 7, 8 и 10 ст. 259
  Формирование резервов по сомнительным долгам (сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода**, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ) Налогоплательщик вправе: – создавать резерв по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном НК РФ; – не создавать резерв Пункт 3 ст. 266
  Формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (налогоплательщик самостоятельно определяет предельный размер отчислений в этот резерв) Налогоплательщик вправе: – создавать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в порядке, предусмотренном НК РФ; – не создавать резерв Статья 267
  Метод оценки покупных товаров при их реализации для определения стоимости приобретения товаров По стоимости первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара Пункт 1 ст. 268
  Формирование резерва расходов на ремонт ОС Налогоплательщик вправе: – создавать резерв предстоящих расходов на ремонт в порядке, предусмотренном НК РФ (нормативы отчислений утверждаются налогоплательщиком самостоятельно); – не создавать резерв Статья 324
  Формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет Налогоплательщик вправе: – создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в порядке, предусмотренном НК РФ (способ резервирования, предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанные резервы налогоплательщик обязан самостоятельно утвердить, составить специальный расчет (смету); – не создавать резерв Статья 324
  Метод списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг По стоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО); по стоимости единицы Пункт 9 ст. 280
  Установление порядка ведения налогового учета Налогоплательщик самостоятельно устанавливает порядок ведения налогового учета, утверждаемый соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. В частности, налогоплательщик вправе самостоятельно решить, вводить ли ему в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налоговогоучета. В качестве приложений к учетной политике налогоплательщик устанавливает: – формы регистров налогового учета; – порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов Статьи 313 и 314

10. Специальные элементы учетной политики

Группировка элементов учетной политики организа­ции для целей налогообложения подразумевает их условное раз­деление на три группы: основные элементы, специальные эле­менты и дополнительные элементы.

Дополнительная группа является факультативной, так как в ней содержатся элементы учетной политики, которые не опреде­лены законодательством, но тем не менее в законе предусмотрена альтернативная норма, позволяющая налогоплательщику выбрать один из предложенных вариантов. В последнем случае для многих налогоплательщиков целесообразно закрепить свой выбор имен­но в приказе, утверждающем учетную политику для целей налого­обложения. Налогоплательщик может установить и иные имею­щие отношение к порядку исчисления налогов правила, которые посчитает необходимыми, если они будут соответствовать и не противоречить налоговому законодательству.

В учетной политике для целей налогообложения рекомендует­ся закреплять только те элементы, которые нужны налогопла­тельщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необхо­димости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной дея­тельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.

Непосредственно содержание элементов основной группы определяется в соответствии с редакцией НК РФ, которая будет действовать в планируемом году.

Например, один из основных элементов, который необходимо закрепить в учетной политике в целях исчисления налога на при­быль, — метод начисления амортизации. Налоговый кодекс РФ предусматривает два метода начисления амортизации — линей­ный (для 8—10-й амортизационных групп) и нелинейный.

Один из способов следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Выбор варианта зависит от условий дея­тельности налогоплательщика.

Для упорядочения процесса разработки учетной политики для целей налогообложения все элементы можно сгруппировать по однородным признакам, определяющим конкретное направление учетной политики.

Так, в группу, регулирующую порядок признания доходов налогоплательщика, рекомендуется включить следующие эле­менты:

• порядок признания доходов;

• порядок признания доходов, относящихся к нескольким от­четным (налоговым) периодам;

• порядок документирования доходов и их отражение в нало­говом учете.

В группу, регулирующую порядок признания расходов, можно включить такие элементы, как:

• порядок группировки расходов налогоплательщика;

• методы, условия и даты признания конкретных доходов ис­ходя из особенностей финансово-хозяйственной деятельно­сти налогоплательщика;

• порядок распределения расходов;

• порядок документирования расходов и отражения их в на­логовом учете;

• порядок учета прямых и косвенных расходов, включая со­став прямых расходов;

• порядок признания расходов на приобретение права на зе­мельные участки.

В группу элементов, определяющих налоговый учет матери­альных расходов, можно включить такие, как:

• порядок оценки материальных ресурсов, в том числе фор­мирование стоимости приобретения товаров;

• порядок определения материальных расходов.

В группу элементов, связанных с формированием амортиза­ционной политики, рекомендуется включить:

• порядок отнесения имущества к амортизируемому;

• состав амортизируемого имущества, не подлежащего амор­тизации;

• порядок оценки амортизируемого имущества;

• порядок и условия изменения первоначальной стоимости амортизируемого имущества;

• условия определения срока полезного использования амор­тизируемого имущества, бывшего в употреблении;

• порядок учета амортизационной премии;

• условия и порядок применения методов амортизации и ко­эффициентов.

В группу элементов оценки незавершенного производства, го­товой продукции и отгруженных товаров включаются соответст­вующие элементы, определяющие учетную политику соответст­вующим направлением.

Отдельную группу элементов учетной политики составляют те из них, которые формируют расходы, связанные с выбытием иму­щества и по налоговому учету операций с ценными бумагами. В эту группу можно отнести элементы, определяющие порядок формирования расходов, связанных с реализацией имущества, особенностями определения налоговой базы по операциям с цен­ными бумагами и определения критериев отнесения сделок к срочным.

Самостоятельную группу составляют элементы учетной поли­тики, определяющие порядок формирования и учета создаваемых налогоплательщиком резервов.

Согласно НК РФ налогоплательщик вправе формировать сле­дующие резервы:

• резерв на ремонт основных средств;

• резерв на гарантийный ремонт;

• резерв по сомнительным долгам;

• резерв предстоящих расходов, направленных на цели, обеспе­чивающие социальную защиту инвалидов.

Группа элементов, связанных с организацией и ведением на­логового учета, является обязательной, поскольку все организа­ции, являющиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны вести налоговый учет.

Заключительную группу представляют элементы, определяю­щие особенности учетной политики налогоплательщика при на­личии обособленных подразделений.

Действовавший до 2006 г. момент определения налоговой ба­зы по НДС — день оплаты позволял осуществлять налоговые пла­тежи только по тем операциям, по которым поступали денежные средства. Его следовало применять небольшим организациям с ограниченными оборотными средствами.

Существующий метод учетной политики «по отгрузке» более простой и позволяет исключить различные ошибки, возникаю­щие в связи с необходимостью правильно определять дату опла­ты. С другой стороны, метод «по оплате» позволял отсрочить на­логовые платежи и более экономно и рационально распределять денежные средства. В то же время практика применения методов учетной политики в целях определения налоговой базы по НДС по­казала, что при совпадении моментов отгрузки и оплаты (напри­мер, в розничной торговле) приемлемым оставалось использова­ние метода учета «по отгрузке».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.019 с.)