Аналитические регистры налогового учета, рекомендованные мнс России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитические регистры налогового учета, рекомендованные мнс России



Как говорилось выше, ст. 313 НК РФ установлено, что в случае, если в регист­рах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять при­меняемые регистры бухгалтерского учета дополнительными рекви­зитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обя­зательные формы документов налогового учета.

Министерство РФ по налогам и сборам в разд. 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 НК РФ разъяснило, что нало­гоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена со­вокупность всех данных, необходимых для правильного определе­ния показателей налоговой декларации по налогу на прибыль орга­низаций, исходя из требований гл. 25 НК РФ по вопросу учета со­ответствующих доходов и расходов.

В Рекомендациях «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации» налогоплательщикам предложены основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показа­телей, необходимых, по мнению МНС России, для исчисления на­логовой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ.

Перечень аналитических регистров налогового учета, как поясни­ло МНС России в разд. 9 Методических рекомендаций по примене­нию гл. 25 НК РФ, определяет перечень регистров, которые нужно создать налогоплательщику для формирования в них показателей, необходимых для расчета налоговой базы в текущем и последующих отчетных (налоговых) периодах. При этом подобные регистры мо­гут быть сформированы как в рамках ведения бухгалтерского учета (с учетом требований, изложенных в указанном разделе), так и в са­мостоятельной системе регистрации фактов хозяйственной деятель­ности, которая группирует доходы и расходы, возникающие у нало­гоплательщика только с точки зрения требований гл. 25 НК РФ.

Министерство РФ по налогам и сборам в Рекомендациях о сис­теме налогового учета также пояснило, что перечень не является полным. В частности, в нем отсутствуют регистры, которые требу­ют дополнительного уточнения порядка их ведения (в том числе в связи с возможными изменениями текста норм гл. 25 НК РФ). Пе­речень приведенных показателей не является исчерпывающим. Раз­работанные регистры могут быть расширены, дополнены, разде­лены или иным способом преобразованы организациями с сохра­нением в используемых организацией регистрах информации по основным перечисленным показателям. Отсутствие регистра в чис­ле предложенных, равно как и отсутствие дополнительных необхо­димых показателей регистров, а также описание регистров не могут служить основанием для применения организацией порядка исчис­ления налоговой базы, не соответствующего правилам, установлен­ным гл. 25 НК РФ.

Рекомендации МНС России «Система налогового учета, реко­мендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации» пре­дусматривают 51 форму аналитических регистров налогового учета, которые распределены по следующим 5 группам:

• регистры промежуточных расчетов (16 регистров);

• регистры учета состояния единицы налогового учета (13 регистров);

• регистры учета хозяйственных операций (7 регистров);

• регистры формирования отчетных данных (12 регистров);

• регистры учета целевых средств некоммерческими организация­ми (3 регистра).

Для целей ведения рекомендуемых регистров налогового учета использованы следующие понятия:

объекты налогового учета — имущество, обязательства и хозяй­ственные операции организации, стоимостная оценка которых оп­ределяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового пе­риода или налоговой базы последующих периодов;

единицы налогового учета — объекты налогового учета, инфор­мация о которых используется более одного отчетного (налогово­го) периода;

показатели налогового учета — перечень характеристик, сущест­венных для объекта учета;

данные налогового учета — информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бух­галтера и иных документах налогоплательщика, группирующих ин­формацию об объектах налогообложения (ст. 314 НК РФ);

аналитические регистры налогового учета — совокупность пока­зателей (сводные формы), применяемых для систематизации дан­ных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппиро­ванных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распреде­ления (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Регистры промежуточных расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточ­ных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмот­рено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, то есть их значения хоть и участ­вуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме че­рез специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме от­разить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры учета состояния единицы налогового учета. Регистры уче­та состояния единицы налогового учета являются источником систе­матизированной информации о состоянии показателей объекта уче­та, информация о которых используется более одного отчетного (на­логового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показате­лей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

К таким регистрам относятся, например, регистр информации об объекте основных средств, регистр информации об объекте НМА, регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО и др.

Регистры учета хозяйственных операций. Регистры учета хозяйст­венных операций являются источником систематизированной ин­формации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. К регистрам… относятся регистр учета операций приобретения имущества; регистр учета расходов на оплату труда и др.

Перечень регистров включает все основные операции, свя­занные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных уста­новленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют Регистры по учету опера­ций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Регистры формирования отчетных данных. Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

К ним относятся: регистр-расчет «Учет амортизации ОС»; регистр учета расходов текущего периода; регистр учета доходов текущего периода и др.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регист­ров является формирование в них конечных данных налоговой от­четности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов вы­является и систематизируется и иная информация, переносимая в Регистры учета состояния единицы налогового учета или Регистры промежуточных расчетов.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями.

Это: регистр учета поступлений целевых средств; регистр учета использования целевых поступлений и т.д.

21. Единые требования к формированию налоговых деклараций

1. Налоговая декларация состоит из следующих составных частей: титульного листа, разделов по расчету сумм налога, разделов (приложений), содержащих данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

2. Типовая форма титульного листа налоговой декларации, включающая в себя сведения о виде налоговой декларации (вид налога, по которому она составлена), налоговом периоде, за который она представлена, дате ее представления в налогов орган, основные учетные сведения о налогоплательщике, подпись налогоплательщика -физического лица либо подписи руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика-организации, подтверждающие достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, сведения о проведенной камеральной налоговой проверке налоговой декларации, а также Порядок заполнения типовой формы типового листа налоговой декларации приведены в приложениях № 1 и № 2 к настоящим Единым требованиям.

С учетом специфики вида налога допускается исключать из титульного листа отдельные реквизиты, не имеющие значения для данной категории налогоплательщиков.

3. Раздел по расчету сумм налога должен включать в себя показатели, характеризующие следующие основные элементы налогообложения:

налоговую базу;

налоговую ставку;

сумму налога.

Кроме того, данные разделы могут включать иные показатели, используемые при исчислении налога (объект налогообложения, налоговые льготы, налоговые вычеты и другие).

Последовательность расположения показателей, содержащихся в разделе по расчету сумм налога, и их состав определяется в соответствии с установленным частью второй Налогового кодекса Российской Федерации порядком расчета соответствующего вида налога.

Вместе с тем раздел по расчету сумм налога должен включать показатели кода Общероссийского классификатора объектов -административно-территориальное деления (ОКАТО) территорий определенных муниципальных образований, где аккумулируются денежные средства от уплаты налогов, сборов, а также коды видов доходов от уплаты соответствующих налогов, сборов в соответствии с Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации (КБК).

4. Налоговая декларация содержит расшифровку показателей, используемых при определении налоговой базы, налоговых вычетов, налоговых льгот (при необходимости). Указанная расшифровка может содержаться как в разделе по расчету сумм налога, так и в разделе (приложении), содержащем данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (в случае наличия значительного количества показателей, составляющих элементы налогообложения). В разделе по расчету сумм налога могут содержаться ссылки на номера соответствующих приложений (строк) разделов (приложений), содержащих данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при их наличии).

5. Разделы по расчету сумм налога, а также разделы (приложения), содержащие данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога, могут содержать реквизиты для отражения значений отдельных показателей налоговой декларации, исчисленных по данным налогового органа. Указанные реквизиты предусматриваются для тех показателей налоговой декларации, правильность исчисления которых возможно определить при проведении камеральной налоговой поверки, например, посредством истребования у налогоплательщика дополнительных сведений, получения объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога и т.д.

При отсутствии в налоговой декларации реквизитов для отражения значений отдельных показателей налоговой декларации, исчисленных по данным налогового органа, на последней странице налоговой декларации должны быть предусмотрены специальные строки для отметки и замечаний уполномоченного должностного лица налогового органа по результатам проведенной им камеральной налоговой проверки.

6. Налоговая декларация должна иметь сквозную нумерацию страниц, начиная с первой страницы титульного листа. Каждая страница раздела по расчету сумм налога и разделов (приложений), содержащих данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога, должна быть подписана налогоплательщиком - физическим лицом либо одним из тех лиц налогоплательщика-организации, который подтверждает достоверность сведений на первой странице титульного листа налоговой декларации после слов: «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» с указанием даты подписания. Кроме того, в верхней части каждой страницы разделов по расчету сумм налога и разделов (приложений), содержащих данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога, должен проставляться код формы по КНД, а также ИНН налогоплательщика - физического лица (при наличии) и его фамилия, имя, отчество либо ИНН/КПП налогоплательщика-организации.

 

22. Порядок заполнения типовой формы титульного листа налоговой декларации

Страница 1 типовой формы титульного листа налоговой декларации по на­логу заполняется налогоплательщиком до раздела «Заполняется работником налого­вого органа»,

При заполнении необходимо указать:

сведения о виде налоговой декларации (вид налога, по которому она составлена); -налоговый период (отчетный период), за который она представлена;

точное наименование налогового органа, в который она представляется и его код;

точное наименование органа государственной власти, куда представляете второй экземпляр декларации (МПР России, другая налоговая инспекция и т.д.);

полное наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в его учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, а в случае подачи декларации физическим лицом, указывается его фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);

основной государственный регистрационный номер (ОГРН) в соответствии «Свидетельством о государственной регистрации юридического лица» (фор № Р51001) или «Свидетельством о внесении записи в Единый государственный Реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 да» (форма № Р57001), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» (приложения № 11 и № 13 соответственно);

реквизиты свидетельства о постановке на учет: серия, номер, дата выдачи, наименование налогового органа, выдавшего свидетельство, и его код (для российской организации - в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме № 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309; для иностранной организации - в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе по форме 2401ИМД, утвержденной Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124; для физического лица - в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме № 12-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 27.01.1998 № ГБ-3-12/309;

для российской организации:

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на террито­рии Российской Федерации (форма № 12-1-7);

КПП по месту нахождения обособленного подразделения согласно Уведомле­нию о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации (по форме №12-1-8);

КПП по иному месту нахождения на основании соответствующего уведомле­ния о постановке на учет (по формам № 12-1-9, № 12-1-10);

для иностранной организации:

ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (форма № 2401ИМД) и/или информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации (форма № 220 1И);

по иному месту нахождения иностранной организации: ИНН и КПП иностранной организации, имеющей недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской Федерации, на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (по форме № 2401ИМД) и/или информационного письма об учете в налоговом органе недвижимого имущества и транспортных средств (форма № 2202ИМ);

для физического лица - ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (по форме № 12-2-4). В случае неуказания ИНН или изменения учетных данных физического лица в периоде, за который представляется декларация, следует заполнить сведения о физическом лице в таблице на странице 4 типовой формы титульного листа налоговой декларации;

количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации (в случае включения данного показателя в налоговую декларацию) для определения налогового статуса налогоплательщика (резидент или нерезидент Российской Федерации). При этом к налоговой декларации прикладываются подтверждающие документы;

код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);

категория налогоплательщика в соответствии с требованиями налоговой декларации по налогу (например, индивидуальный предприниматель и т.д.);

количество страниц, на которых составлена налоговая декларация;

количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к декларации.

Для организаций достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации или уполномоченного представителя. При этом указываются фамилия, имя, отчество полностью, ИНН указывается при его наличии, и проставляется дата подписания.

В случае неуказания ИНН руководителя или главного бухгалтера организации или изменения их учетных данных в период, за который представляется декларация, а также, если достоверность и полноту сведений удостоверяет уполномоченный представитель, то следует заполнить на странице 4 типовой формы титульного листа налоговой декларации в отношении руководителя и главного бухгалтера сведения (измененные сведения) о документе, удостоверяющем личность (наименование документа, серия, номер, кем выдан и дата выдачи), адресе места жительства, а также ИНН/КПП организации (во второй строке), фамилию, имя, отчество руководителя или главного бухгалтера организации (в третьей строке) и ИНН физического лица при его указании на странице 1 типовой формы (в четвертой строке).

 

 

При заполнении декларации физическим лицом проставляется подпись физического лица, подтверждающая достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, и дата подписания.

Раздел «Заполняется работником налогового органа» содержит сведения представлении налоговой декларации (способ представления; количество страниц декларации; количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к декларации; дату представления; номер, под которым зарегистрирована декларация; фамилию и инициалы имени и отчества работника налогового орган принявшего декларацию; его подпись), а также сведения о проведении камеральной проверки (дату ее проведения, фамилию и инициалы имени и отчества работника налогового органа и его подпись, подтверждающую факт проведения камеральной проверки).

2. На странице 2 типовой формы в первой строке указывается номер формы по КНД, во второй строке указываются ИНН/КПП организации.

В разделе «Сведения о налогоплательщике»:

I. «Российские организации»:

адрес, указанный в учредительных документах, заполняется в соответствии адресом, указанным в учредительных документах организации или ином распорядительном документе о создании юридического лица, либо адресом, указанном в документе о представлении юридического адреса (для общественных организаций объединений);

в зависимости от того, совпадают или не совпадают адрес, указанный в учредительных документах, и адрес постоянно действующего исполнительного органа необходимо отметить соответствующий квадрат знаком V;

адрес постоянно действующего исполнительного органа организации (администрации, дирекции, правления или иного подобного органа) указывается в случае его несовпадения с адресом, указанным в учредительных документах;

контактный телефон указывается, соответственно, руководителя и главного бухгалтера организации.

«Обособленное подразделение»:

наименование обособленного подразделения;

адрес обособленного подразделения заполняется в случае подачи налоговой декларации в налоговый орган, в котором организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения;

контактный телефон указывается либо руководителя, либо главного бухгалтера организации (обособленного подразделения), либо иного должностного лица, ответственного за составление налоговой декларации.

Сведения, указанные на странице, в строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» заверяются подписью одного из тех лиц, который подтверждает достоверность сведений на первой странице, и проставляется дата подписания.

3. На странице 3 типовой формы в первой строке указывается номер формы по КНД, во второй строке указывается ИНН/КПП отделения иностранной организации осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации.

В разделе II «Иностранные организации»:

контактный телефон указывается главного бухгалтера, либо руководителя отделения, либо уполномоченного представителя иностранной организации;

в подразделе А указывается полный адрес места нахождения отделения иностранной организации в Российской Федерации;

в подразделе В «Код налогоплательщика в стране регистрации или его аналог (если имеется)» указывается код налогоплательщика, присвоенный в стране инкорпорации;

в подразделе С указывается полное наименование иностранной организации;

в подразделе D указывается полное наименование страны регистрации (иностранной корпорации) и ее код в соответствии со справочником «BIC Directory»;

в подразделе Е указывается полный адрес иностранной организации, указанный в учредительных документах.

4. На странице 4 типовой формы указывается:

в первой строке - номер формы по КНД;

во второй строке - ИНН/КПП организации, в случае заполнения раздела III «Физические лица» для руководителя или главного бухгалтера организации;

в третьей строке - фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);

в четвертой строке - ИНН физического лица (при его указании на странице 1 типовой формы) в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоге органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (по форме № 12-2-4).

В разделе III «Физические лица» для взаимодействия налогового органа с налогоплательщиком указывается номер контактного телефона. При наличии у физического лица домашнего и служебного телефонов указываются оба номера.

В случае неуказания ИНН физическое лицо сообщает персональные данные по всему перечню, приведенному в таблице. При изменении учетных данных в периоде, за который представляется декларация, сообщаются только измененные сведения.

В случае неуказания ИНН руководителя или главного бухгалтера организации или изменения их учетных данных в период, за который представляется декларация, а также если достоверность и полноту сведений удостоверяет уполномоченный представитель, то следует заполнить в отношении руководителя и главного бухгалтера сведения (измененные сведения) о документе, удостоверяющем личность (название документа, серия, номер, кем выдан и дата выдачи), и адресе места жительства.

При заполнении сведений данной таблицы следует обратить внимание, что:

дата рождения (число, месяц, год) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность, при этом название месяца записывается словом:

место рождения указывается в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность.

Если налогоплательщик указал документ, удостоверяющий личность, в котором нет сведений о дате и месте рождения, то эти показатели, заполняются на основании Свидетельства о рождении или другого документа, содержащего такие сведения;

пол указывается путем проставления знака «V» в соответствующем квадрате;

в строке «гражданство» указывается название государства, гражданином которого является декларант. При отсутствии гражданства записывается: «лицо без гражданства»;

в строке «вид документа, удостоверяющего личность» записывается конкретное название документа (паспорт, удостоверение личности, военный билет и т. п.) и указывается код документа в соответствии со справочником, действующим в системе налоговых органов;

далее указываются те реквизиты, которые имеются в документе, удостоверяющем личность;

адрес места жительства в Российской Федерации указывается на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с обязательным указанием почтового индекса и кода субъекта Российской Федерации в соответствии со справочником, действующим в системе налоговых органов.

Для иностранных граждан и лиц без гражданства при отсутствии адреса места жительства в Российской Федерации указывается адрес ведения деятельности в Российской Федерации;

показатель «адрес места жительства в стране, резидентом которой является декларант» заполняется в случае включения данного показателя в титульный лист декларации.

Сведения, указанные на странице, в строке «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» заверяются подписью одного из тех лиц, который подтверждает достоверность сведений на первой странице, и проставляется дата подписания.

 

23. Понятие и классификация доходов в налоговом учете

Налоговый учет доходов

 

Налоговая база по налогу на прибыль согласно ст. 313 НК РФ определяется на основе данных налогового учета.


Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, которые группируются в соответствии с порядком, установленным НК РФ.

Налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях исчисления налога на прибыль проводимых хозяйственных операций. Кроме того, налоговый учет обеспечивает необходимой информацией внутренних и внешних пользователей.


Система налогового учета организуется налогоплательщиками самостоятельно, при этом необходимо соблюдать принципы последовательности применения норм и правил налогового учета. Принятая учетная политика должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации.


Учетная политика для целей налогообложения в соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, и является обязательной для обособленных подразделений организации, если такие подразделения создаются. Вновь созданные организации должны утвердить учетную политику не позднее окончания первого налогового периода. Принятая учетная политика считается применяемой со дня создания организации.


В случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации, а также в случае выбора налогоплательщиком иных способов и методов учета, предлагаемых НК РФ, необходимо внести изменения в учетную политику организации.


Если внесение изменений в учетную политику связано с изменениями в законодательстве Российской Федерации, решение о внесении изменений должно быть принято не ранее момента вступления в силу изменений норм законодательства.


Если налогоплательщик принял решение об изменении применяемых способов и методов учета, то решение об изменении учетной политики принимается с начала следующего налогового периода. Приказ о внесении изменений должен быть подписан не позднее 31 декабря текущего налогового периода.


Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: при изменении законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности, на что обращено внимание специалистов Минфина России в Письме от 14.04.2009 N 03-03-06/1/240.


Статьей 313 НК РФ установлено, что данные налогового учета должны отражать, в частности, порядок формирования суммы доходов. Данные налогового учета подтверждаются первичными учетными документами, в том числе справкой бухгалтера, аналитическими регистрами налогового учета, а также расчетом налоговой базы.


В Письме УФНС Российской Федерации по г. Москве от 27.12.2007 N 20-12/124747 сказано, что в качестве первичных учетных документов в налоговом учете выступают копии первичных документов, используемых в бухгалтерском учете.


Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными документами, на основе которых в организации ведется бухгалтерский учет.


Первичные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам первичной учетной документации. Если какая-либо форма документа не предусмотрена альбомами унифицированных форм, организация может самостоятельно разработать необходимый документ.


Форма документа, разработанного самостоятельно, должна содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.


При осуществлении внешнеэкономической деятельности для подтверждения хозяйственных операций используются документы, составленные в соответствии с требованиями иностранных государств, представителями которых являются контрагенты. Такие документы должны содержать реквизиты, отражающие суть операции. В иностранных документах в обязательном порядке должны быть те же обязательные реквизиты, которые предусмотрены и для российских первичных документов. На это обращено внимание в Письме УФНС России по г. Москве от 13.04.2007 N 20-12/035154. Также в Письме отмечено, что в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей ее территории является русский язык. В связи с этим организация вправе представить документы, оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства и подтверждающие расходы, при условии, что они переведены на русский язык.


Если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, налогоплательщик вправе дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.


Аналитические регистры налогового учета согласно определению, содержащемуся в ст. 314 НК РФ, представляют собой сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.


Для форм аналитических регистров налогового учета также предусмотрены обязательные реквизиты: наименование регистра, период (дата) его составления, измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении, наименование хозяйственных операций и подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.


После вступления в действие гл. 25 НК РФ МНС России разработало Рекомендации "Система налогового учета, рекомендуемая МНС Российской Федерации для исчисления прибыли в соответствии с нормами гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации".


Согласно данным Рекомендациям учет следует организовать таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.


Налогоплательщики могут самостоятельно определять порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях. Регистры могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде и (или) любых машинных носителях.


В случае обнаружения ошибок в аналитические регистры налогового учета допускается внесение исправлений, которые должны быть обоснованы и подтверждены подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты.


Для налогового учета доходов могут применяться следующие регистры налогового учета, рекомендованные МНС России:

- регистр учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав, входящий в состав регистров учета хозяйственных операций. Регистр формируется для обобщения информации об операциях выбытия имущества налогоплательщика, реализации им работ, услуг, прав и формирования сумм соответствующих доходов от реализации, подлежащих включению в состав налоговой базы в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. Ведение регистра должно обеспечивать возможность группировки информации по условиям получения налогоплательщиком дохода и по видам полученных доходов;

- регистр учета доходов текущего периода, входящий в состав регистров формирования отчетных данных. Регистр формируется для обобщения информации об операциях получения доходов отчетного (налогового) периода в целях выявления сумм доходов (в том числе внереализационных доходов) отчетного (налогового) периода, используемых при заполнении декларации по налог



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.44 (0.096 с.)