Муниципальная инвестиционная политика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальная инвестиционная политика



Финансирование реализации концепции перспективного развития муниципального образования требует использования, помимо бюджетных ресурсов, средств отечественных и зарубежных инвесторов. Чтобы добиться значимых результатов в этом направлении деятельности муниципального управления — привлечения инвестиций, — необходима разработка и реализация местной инвестиционной политики. Причем такая политика должна быть взаимообусловлена и взаимосогласована с другими муниципальными экономическими политиками.

Сущность муниципальной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования и, как следствие, улучшения качества жизни населения, образующего местное сообщество.

Содержание муниципальной инвестиционной политики состоит:

· в выявлении приоритетных проблем развития муниципального образования, решение которых требует привлечения инвестиционных ресурсов;

· формировании системы целей укрепления базы местного самоуправления;

· разработке основных направлений и конкретных мер по привлечению инвестиций.

При формировании местной инвестиционной политики следует ориентироваться на следующую систему принципов: целенаправленность, вариантность, избирательность, гласность.

Целенаправленный характер предполагает выбор и обоснование конкретных для рассматриваемого периода целей инвестирования. А также главные цели муниципальной инвестиционной политики должны совпадать с конечной целью местной социально-экономической политики, а задачи ее логически вытекают из существа проблем, возникающих в ходе их реализации.

Принцип вариантности означает разработку и оценку множества возможных стратегий и тактик инвестирования. Практическая реализация этого принципа создает предпосылки для выбора наиболее перспективного с позиций местного сообщества варианта муниципальной инвестиционной политики.

Принцип избирательности осуществляется преимущественно в решении особо приоритетных социально-экономичес­ких проблем развития муниципального образования.

Инвестиционная политика должна разрабатываться в условиях гласности, если это не нанесет ущерб государственной безопасности или не нарушит интересов участников инвестиционного процесса. Это позволит занять активную позицию всем потенциально возможным инвесторам, создаст предпосылки для реализации социально и экономически эффективных инвестиционных проектов.

Местная стратегия инвестиций должна соответствовать ряду условий и требований, главные из которых следующие:

· социальная ориентация инвестиций, что означает, во-первых, приоритет социальных проблем при выборе направлений и объектов инвестирования; во-вторых, приоритет социальных и экологических факторов при оценке прогнозируемых результатов и последствий инвестиций;

· «местная» ориентация инвестиций, что подразумевает приоритетное соблюдение интересов местного сообщества при принятии решений в сфере инвестиционной деятельности;

· соблюдение условий «не навреди», что может быть обеспечено, например, введением института обязательной вневедомственной экспертизы инвестиционных проектов и предложений;

· реализация условий «встречной инициативы», предполагающей активную позицию органов местного самоуправления по отношению к поиску и подбору инвесторов;

· использование различных форм инициирования инвестиционных проектов, направленных на решение проблем местного сообщества.

Укрупнено процесс разработки и реализации местной инвестиционной политики может быть представлен в виде следующих действий:

1. Обоснование проблем развития, решение которых не обеспечено инвестициями.

2. Разработка системы целей укрепления местной инвестиционной базы.

3. Формирование муниципального банка инвестиционных предложений и проектов.

4. Выбор и обоснование эффективных вариантов инвестирования.

5. Создание механизма реализации местной инвестиционной политики.

Одно из центральных мест в формировании местной инвестиционной политики занимает разработка системы целей укрепления инвестиционной основы развития муниципального образования.

Поскольку привлекаемые инвестиции рассматриваются как одно из средств решения проблем социально-экономического развития местного сообщества, то необходимо определить потребности в инвестиционных ресурсах на различные временные горизонты (Блок 1). Такие данные могут быть получены из анализа материалов прогнозно-аналитического развития муниципального образования.

В блоке 2 осуществляется прогноз величины ожидаемого притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования. Такой прогноз носит пассивный характер и может осуществляться методом экстраполяции данных, полученных в результате предварительно проведенного анализа величины и эффективности городского инвестиционного потенциала.

В блоке 3 проводится сравнение результатов расчетов, осуществляемых в рамках блоков 1 и 2. Наиболее вероятным результатом сравнения будет превышение величины потребных инвестиционных ресурсов над оценкой, полученной в результате пассивного прогноза. Поэтому в блоке 4 определяется величина потребности местного самоуправления в инвестиционных ресурсах, не обеспеченных соответствующими кредитами, займами и т.п. Это можно рассматривать как главную цель укрепления инвестиционной базы местного самоуправления.

В блоке 5 главная цель муниципальной инвестиционной политики структурируется в разрезе отдельных проблем социально-экономического развития муниципального образования, решение которых не обеспечено инвестиционными ресурсами. В результате может быть получена система количественно определенных целей наращивания инвестиционной базы местного самоуправления, увязанная с конкретными проблемами социально-экономического развития муниципального образования.

Практика показывает, что работники органов местного самоуправления испытывают затруднения с формированием инвестиционных предложений и бизнес-планов. Известно, что разработка инвестиционных бизнес-планов трудоемка и дорого стоит, поэтому существуют некоторые рекомендации по организации таких работ.

В случае, если местное самоуправление обладает достаточными средствами, целесообразно заказать бизнес-план намеченного к реализации муниципального инвестиционного проекта. Это существенно облегчит впоследствии подбор инвесторов, позволит вести с ними конкретные переговоры по существу проекта. Кроме того, затраченные средства нетрудно возвратить после начала реализации проекта, ибо это может быть одним из условий заключения соответствующих контрактов (договоров).

Если местное самоуправление не располагает средствами для финансирования в необходимом объеме разработки бизнес-плана намечаемого к исполнению инвестиционного предложения, то может быть применен следующий подход. Для реализации инвестиционного предложения привлекаются потенциально возможные инвесторы, с которыми оговариваются предварительные условия сотрудничества. В качестве одного из непременных требований выдвигается наличие у потенциального инвестора детально проработанного бизнес-плана инвестиционного проекта. В случае необходимости местным самоуправлением может быть организован конкурс инвестиционных бизнес-планов.

Возможные пути привлечения инвесторов, носящие в известной мере «типовой характер», могут быть следующими:

1. Участие в приватизации муниципальной собственности.

2. Различные рекреационные проекты, например создание гостиничных, театрально-концертных, спортивно-оздоровитель­ных и санитарно-курортных комплексов.

3. Сдача инвесторам в аренду земельных участков с последующим строительством, например, жилья, офисов, деловых центров, ресторанов и т.п., а также передача предпринимателям объектов незавершенного строительства.

Важное направление привлечения средств инвесторов для развития муниципального образования связано с приобретением и оснащением малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (хлебопекарни, сыродельни, небольшие мясоперерабатывающие предприятия и т.п.), изготовлению строительных материалов (черепицы, плитки, кирпича, пустотелых блоков и т.д.).

Перечисленные возможные направления инвестиционной деятельности могут быть связаны с привлечением средств зарубежных инвесторов, что подразумевает, например, создание совместных предприятий, продажу предприятий иностранному владельцу или организацию компаний с исключительно иностранным капиталом и т.п.

Оценивая инвестиционный потенциал муниципального образования, необходимо иметь в виду, что одной из его важнейших составляющих могут стать средства населения. Ведь именно местное население заинтересовано в первую очередь в успешном решении проблем жизнеобеспечения, развития социальной сферы и т.д. Речь здесь может идти, в частности, об участии населения в облигационном финансировании решения проблем местного сообщества.

Завершая рассмотрение проблемы разработки бизнес-пла­нирования, следует отметить два аспекта.

Первый — структура бизнес-плана муниципального инвестиционного проекта. Анализ показывает, что разработчики бизнес-планов тщательно рассматривают вопросы, связанные в основном с производственной деятельностью, пытаются показать, что инвестиционные ресурсы будут использованы эффективно. Однако из поля их зрения зачастую выпадает территориальный аспект проблемы. Поэтому целесообразно включать в структуру бизнес-плана специальный раздел, в рамках которого должны быть подробно обоснованы выгоды и охарактеризованы возможные ущербы местного сообщества от реализации инвестиционного проекта.

Второй аспект инвестиционного бизнес-планирования связан с оценкой эффективности проектов. Следует отметить, что в России сложилась определенная методология и практика определения эффективности инвестиционных проектов, причем во главу угла ставилась оценка собственно экономической эффективности инвестиций, а факторы социального и экологического характера рассматривались в качестве вторичных, выступая как дополнительные условия и ограничения. При этом принятые критерии общей и сравнительной экономической эффективности капитальных вложений строились из предпосылки, что основные фонды, созданные за счет инвестиций, воспроизводятся по окончании нормативного срока службы за счет накопленной амортизации в первоначальном виде. Это допущение значительно упрощало расчеты, позволяя определять критерии эффективности в стоимостной форме. Вместе с тем использование таких критериев не позволяет инвестору убедиться в том, что он вернет вложенные в проект средства и получит прибыль в расчетный срок. Поэтому следует ориентироваться на «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» (М.: НПКВЦ «Теринвест», 1994), утвержденные Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России № 7 — 12/47 от 31 марта 1994 года.

При разработке политики привлечения инвестиционных ресурсов особую роль играет использование нетрадиционных источников финансирования — развитие инвестиционного заимствования на внутреннем и внешнем рынках. Интересен и полезен в этой связи опыт разработки инвестиционных программ заимствования в некоторых городах России. Заимствования среднесрочные (2—4 года) и долгосрочные (4—17 лет) позволяют привлечь дополнительные финансовые ресурсы в регион; обеспечить независимость от текущего поступления доходов и инвестирования расходов бюджета; обеспечить своевременный ввод объектов и сокращение сроков строительства; снизить расходы на обслуживание города; повысить эффективность инвестиций, ориентированных на сроки окупаемости вложений или возможность бюджета по возврату заимствований.

Однако практически программы заимствований реализуемы только при определенных условиях, главное из которых — возможно низкий уровень инфляции.

Другое условие — низкий уровень дефицита бюджета, при котором гарантируется возврат необходимых заимствований. Однако социально-экономическое положение большинства муниципальных образований таково, что трудно рассчитывать на снижение дефицита их бюджетов. Скорее, наоборот, в ближайшем будущем произойдет его увеличение. При разработке программ заимствования следует также иметь в виду обеспечение стабилизации налоговой системы и распределения по бюджетам.

Также следует обратить особое внимание на необходимость развития инвестиционного лизинга, стимулирование высокоэффектиных инвестиций; предоставление приоритета проектам с высокой окупаемостью и привлекающим значительные объемы частных инвестиций; рациональное использование инвестиций (предотвращение их распыления); создание в капитальном строительстве нормальной конкурентной среды (известно, что проведение подрядных торгов позволит снизить стоимость строительства на 25—30 %, значительно сократить сроки выполнения, снизить ресурсо- и энергоемкость строительства).

Важным направлением деятельности местных властей по привлечению инвестиций является презентация муниципального образования, активная реклама привлекательных для потенциальных инвесторов аспектов. В общем случае механизм презентации муниципального образования включает следующие элементы:

1. Разработку и издание презентационных материалов о муниципальном образовании, каждый из которых представляет разные стороны рекламируемого объекта в зависимости от той цели, которая будет поставлена перед распространением издания. К таким изданиям можно отнести:

· рекламный проспект на русском и иностранных языках, который привлекал бы внимание всех, кто незнаком с муниципальным образованием (в данном издании должны быть кратко, но ярко изложены все положительные стороны, все привлекательные черты муниципального образования);

· рекламный проспект для туристов, в том числе зарубежных, который должен выглядеть особенно красочно и включать краткое описание всех основных историко-архитектурных памятников, объектов культуры, досуга, рекреационной инфраструктуры;

· информационную брошюру-справочник о социально-эко­но­мическом развитии муниципального образования, включающую адресный перечень всех предприятий, организаций, инфраструктурных объектов по отраслям и видам деятельности. Подобный справочник необходим тем, кто хочет серьезно познакомиться с муниципальным образованием для дальнейшего сотрудничества. В это издание можно включить справочные сведения общего характера: географическое положение, объем и структура площадей, основные характеристики коммунальной сферы в объемах и удельных величинах, показатели социально-экономического развития, структура жилого фонда, показатели, характеризующие население и демографические процессы, здравоохранение, культуру, спорт, досуг, календарь культурных мероприятий на год. Такой справочник должен обновляться ежегодно;

· справочник учреждений управления муниципальным образованием: представительная и исполнительная власти, территориальные структуры государственных органов власти. Целесообразно в таком справочнике привести данные о важнейших руководителях города с указанием их компетенции, а также руководителей влиятельных общественных организаций и объединений города. Такой справочник будет способствовать росту доступности органов муниципального управления для потенциальных инвесторов;

· издание, посвященное вопросам формирования и расходования местного бюджета. Подобное красочное небольшое (4—6 страниц) издание с графиками и схемами на тему «Как расходуются деньги жителей» не только может помочь инвесторам познакомиться с финансовыми проблемами муниципального образования, но покажет населению реальную картину его финансового благополучия или неблагополучия. Распространение такого издания среди всех жителей муниципального образования повысит их сопричастность к сбору налогов и активной местной инвестиционной политике;

· специальное рекламное издание, посвященное отдельным крупным проектам, осуществляемым местными властями;

· специальные краткие листовки, посвященные проектам сотрудничества с инвесторами, с подробной характеристикой земельного участка, идеей проекта и т.д.;

· краткий справочник по свободным земельным участкам.

2. Создание рекламного видеофильма о муниципальном образовании на 10—15 минут, в котором были бы наглядно выделены его привлекательные черты (например, природа, транспортная доступность, историко-культурный и рекреационный потенциал).

3. Распространение печатной, видео- и устной информации о принятой концепции развития муниципального образования. С этой целью нужно использовать все доступные каналы: средства массовой информации, специализированные издания, современные телекоммуникационные сети, каналы связи предприятий и организаций, торгово-промышленной палаты.

4. Проведение различных мероприятий, способных существенно повысить интерес к муниципальному образованию: конференций, выставок, фестивалей, ярмарок, спортивных соревнований, конкурсов.

5. Участие предприятий и фирм города в выставках и ярмарках, проводимых в других городах России и за рубежом.

6. Стимулирование программ, осуществляемых совместно с соседними городами и регионами в области маркетинга и экономической политики.

Важные условия преведения эффективной местной инвестиционной политики состоят:

· в создании благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования;

· установлении партнерских взаимоотношений местных властей с предприятиями и инвесторами;

· использовании международных финансовых организаций и программ технической помощи для реализации проектов муниципального развития;

· формировании схем многоканального финансирования инвестиционных проектов.

Инвестиционный климатэто совокупность находящихся под влиянием властей универсальных условий для хозяйственной деятельности и инвестиций, определяемых городским хозяйственным регулированием, традициями и практикой хозяйственных отношений, влияющих на принятие решений об изменениях масштабов и характера производства (инвестициях, реконструкциях, расширении производства, обучении рабочих, создании новых компаний и т.д.).

Условия производства и жизнедеятельности существенно варьируются в разных муниципальных образованиях. Каждое из них имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства.

Составляющие местного инвестиционного климата могут быть сгруппированы в три блока в следующем порядке:

блок 1 включает географическое положение, природные богатства территории, состояние окружающей среды;

блок 2 включает структурное разнообразие, уровень развития инфраструктуры рынка, уровень культуры и образования населения;

блок 3 включает нормативно-правовое поле, информационное и коммуникационное поле, уровень социально-политичес­кой стабильности, уровень экономической стабильности, уровень взаимодействия органов управления с предприятиями, систему льгот инвесторам.

При организации работы по созданию благоприятного инвестиционного климата местным властям рекомендуется опираться на следующие параметры, позволяющие оценивать благоприятность инвестиционного климата (табл. 7.2).

 

Таблица 7.2 — Основные параметры благоприятного инвестиционного климата и определяющие их показатели

     
Составляющие инвестиционного климата Параметры оценки составляющих Показатели
Система льгот инвесторам; уровень экономической стабильности города 1. Налоговая система приемлема и стабильна Сбалансированный бюджет, высокая доля инвестиций в бюджете, пониженные по сравнению со средними по стране налоговые ставки местных налогов
Уровень экономической стабильности 2. Производственные затраты, находящиеся под контролем властей, низки Уровень цен на энергию, топливо, услуги инфраструктуры сопоставимы с соседними регионами
Нормативно-правовое поле; система льгот инвесторам 3. Хозяйственное законодательство и регулирование не ограничивают развития производства Регистрационные и разрешительные процедуры осуществляются властями четко и быстро (число виз и согласований, среднее время рассмотрения дел и т.п.), экологические запреты не чрезмерны
Уровень развития инфраструктуры рынка; информационное и коммуникационное поле 4. Системы инфраструктуры работают быстро и надежно Затраты на инфраструктуру в расчете на душу населения; процент предприятий и семей, использующих современные системы связи; объем перевозок грузов и пассажиров; уменьшение доли инфраструктурных сооружений, находящихся в плохом состоянии
Уровень культуры и образования населения 5. Уровень образования населения высок Доля выпускников вузов; процент взрослого населения с высшим и средним образованием; расходы на обучение студента в сравнении со средними по стране; число выпускников школ, получивших медали
  6. Рабочие имеют необходимую квалификацию, и существуют возможности для обучения нужным профессиям Число рабочих мест, для которых было проведено обучение, уровень заработка до и после обучения, продолжительность занятости после обучения
Уровень взаимодействия органов управления с предприятиями 7. Существуют возможности получения консультаций по методам управления Доля предприятий, которым была оказана помощь и которые внедрили передовые методы управления
  8. Существует практика партнерских отношений Количество договоров, заключенных между органами городского самоуправления и предприятиями
Структурное разнообразие города; информационное и коммуникационное поле 9. Университеты и исследовательские организации обеспечивают приток свежих идей для разработки новых продуктов и услуг Уровень расходов на исследования и разработки, число предприятий, имеющих договоры с исследовательскими структурами на передачу технологий; число выданных жителям города патентов на изобретения; число вновь созданных предприятий на тысячу населения
Уровень экономической стабильности города 10. Существует доступ к инвестиционному капиталу и кредитным ресурсам Сумма общественных средств, использованных для стимулирования частных вложений и инвестиций; доля бюджетных вложений в отношении к частным инвестициям: сумма кредитов, выданных банками и частными венчурными фон­дами в расчет на одного занятого
  11. Оказывается содействие внешнеэкономической деятельности Объем экспорта и его рост, доля экспорта в валовом продукте, число международных авиарейсов местного аэропорта

 

Особую роль в создании и поддержании благоприятного инвестиционного климата играет механизм взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами.

Целью взаимодействия местных властей с предприятиями и инвесторами является создание дополнительных благоприятных условий для устойчивой работы действующих и создания новых предприятий, ускорения инвестиционных процессов в городе. Для этого авторы [5] рекомендуют ряд мер и направлений работы.

Меры по созданию режима взаимопонимания между местными властями и предпринимателями:

· открытость и четкость долговременных целей муниципального развития и конкретных производств;

· объяснение имеющихся и возможных трудностей у каждого из партненров;

· обсуждение возможных областей взаимоподдержки в процессе реализации проекта;

· обсуждение взаимных обязательств, сроков и возможных санкций при нарушениях;

· максимальная преемственность решений и договоренностей независимо от личностей в органах местной власти или представителей фирм, проводящих переговоры и реализующих решения;

· выявление зон потенциально конфликтных ситуаций и выработка мер по их предотвращению или разрешению;

· максимальное предотвращение или быстрое устранение случаев неправомерного нарушения договоров.

Меры в области территориально-инфраструктурного взаи ­ мо ­ действия:

· наличие утвержденной в установленном порядке концепции развития и зонирования территорий муниципального образования;

· содействие со стороны органов местного самоуправления выделению в долговременную аренду или продажу участков, удобных для организации производства;

· обсуждение и учет со стороны местных властей интересов инвестора в области развития муниципальной инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, развитие аэропорта, линии связи, общественный транспорт, автостоянки, социальная инфраструктура и т.д.).

Меры в области финансового взаимодействия.

На начальном этапе предпринимаемых проектов любая финансовая поддержка со стороны местных властей может быть очень ценной и даже решающей, так как она, помимо финансовой помощи, является и морально-психологической поддержкой данного предприятия или инвестора со стороны органов власти.

Способами финансовой поддержки со стороны местных органов власти являются:

· предоставление или продажа участков по льготной цене; освобождение или отсрочка выплаты определенных местных налогов;

· предоставление социальных льгот или услуг определенным работникам предприятия;

· прямое финансовое участие муниципального образования в развитии предприятия (если это касается структурообразующего производства) и т.п.

Кроме того, должно использоваться и финансовое участие предпринимателей на долевой основе и с учетом окупаемости затрат в финансировании инфраструктурных проектов по развитию города.

Меры в области экологического взаимодействия местных органов власти и предприятий:

· согласование реальных и допустимых сроков проведения мероприятий по защите окружающей среды;

· прямая или косвенная финансовая помощь предприятиям по экологическим проектам;

· ходатайства местных властей в различные инстанции (включая международные) для получения поддержки предприятиям по реализации экологических проектов.

Меры в области социальных интересов граждан.

Проекты инвестиций, развития производства, его модернизации необходимо тщательно обсуждать и находить решения с учетом интересов горожан, имея в виду также:

· влияние мероприятий на уровень безработицы, в том числе по отдельным социальным группам;

· влияние мероприятий на уровень благосостояния граждан (уровень доходов и заработной платы);

· влияние мероприятий на развитие муниципальной социальной инфраструктуры (непосредственно или через расширение налогового потенциала местных властей);

· предотвращение криминального влияния развития данного производства или проекта.

Одним из действенных рычагов активизации инвестиционной деятельности на территории является использование финансовых организаций и программ технической помощи для реализации проектов муниципального развития.

В рамках международной поддержки рыночных и демократических преобразований в России действует множество организаций и программ, предоставляющих ресурсы и знания для помощи в реализации разнообразных проектов. Местные власти могут и должны уметь привлекать эти ресурсы в свои города. Среди основных организаций можно назвать Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, программу «Тасис» Европейского Союза, различные финансовые консорциумы, консультационные организации.

Местные власти при реализации крупных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры должны использовать схемы многоканального финансирования, которое предполагает вовлечение в проект всех возможных источников финансов.

Основные цели многоканального финансирования:

· обеспечить сбор необходимого объема средств;

· разделить финансовые риски между многими партнерами и тем самым снизить общий уровень риска проекта;

· создать стабильную заинтересованность всех влиятельных сил в реализации проекта.

Основные принципы многоканального финансирования:

· вовлечение всех потенциально заинтересованных участников; вовлечение всех участников, имеющих целевые средства и обязанности в сфере, затрагиваемой проектом;

· окупаемость средств частных инвесторов за счет прямых и косвенных (например, возрастание цены недвижимости);

· анализ надежности привлекаемых партнеров и подготовка вариантов действий на случай невыполнения обязательств одним из партнеров.

Основные партнеры по многоканальному финансированию муниципальных инвестиционных проектов:

· местные власти (местный бюджет);

· региональные власти (региональный бюджет и специализированные фонды, целевые программы);

· федеральные власти (федеральный бюджет, целевые программы, целевые фонды);

· частный капитал (банки, финансовые корпорации и инвестиционные фонды, средства населения, привлекаемые через займы и акции, крупные инвесторы);

· международные финансовые организации (Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития);

· международные программы технической помощи;

· международные специализированные фонды (например, экологические);

· специализированные фонды отдельных иностранных государств (напрмер, «USAID» — программа правительства США).

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Дайте определение концепции перспективного комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

2. Чем программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования отличается от концепции перспективного комплексного социально-экономического развития муниципального образования?

3. Перечислитеэтапыразработкипрограммысоциально - экономическогоразвитиямуниципальногообразования.

4. По каким направлениям производится анализ стартовых условий комплексного социально-экономического развития муниципального образования?

5. Дайте определение понятию «инвестиционный климат».

6. Перечислите основные параметры благоприятного инвестиционного климата муниципального образования.

7. Приведите примеры показателей благоприятного инвестиционного климата муниципального образования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 999; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.076 с.)