Ресурсы муниципального хозяйства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы муниципального хозяйства



 

Под ресурсами муниципального хозяйства понимают совокупность материальных и нематериальных возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции законом.

В понятие материальных ресурсов включают природные ресурсы (земля, недра, др.). Чаще всего сюда относят и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

В понятие нематериальных ресурсов включают кадровый потенциал территории, обладание современными технологиями (пример послевоенного развития Японии, практически не имеющей природных ресурсов), объем полномочий для ведения хозяйственной деятельности (наличие богатых природных ресурсов еще не означает богатства населения, проживающего на данной территории, например без права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может).

Значительную роль играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные и т.п.

Природные ресурсы, расположенные на территории городского или сельского муниципального образования, могут являться ресурсами различных уровней власти либо частных хозяйств. Принадлежность ресурсов определяется законом.

Отсюда необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Какие виды ресурсов должны быть закреплены в законе?

2. Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти?

3. Каков минимальный набор ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального хозяйства?

Исходя из целей деятельности муниципального образования, ответим на первые два вопроса: ресурсы муниципального хозяйства должны быть, во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования; во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач. Так, например, если за местным самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д.), должен быть отнесен к ведению органов местного самоуправления. Исходя из этого же принципа должен решаться вопрос о наделении органов местного самоуправления муниципальной собственностью.

Важнейшим принципом при рассмотрении вопроса о закреплении ресурсов за определенными уровнями власти должен быть принцип наибольшей эффективности использования ресурса. Очевидно, что максимальная эффективность в использовании земли будет достигнута на муниципальном уровне, поскольку легче всего наладить контроль за ее использованием и оперативное регулирование процессов распоряжения землей на местном уровне.

Чтобы ответить на третий вопрос, рассмотрим, какие ресурсы формируют основу местного самоуправления. Общепринято выделять следующие основы местного самоуправления:

· правовую (законодательную) (полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления);

· финансовую (комплекс финансовых ресурсов, проявляющийся ярко в бюджетном процессе);

· экономическую (ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью);

· управленческую (структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы).

В силу особого места муниципальное хозяйство несет черты как государственного, так и частного хозяйств. Способы получения доходов ставят муниципальное хозяйство в один ряд с иными хозяйствующими субъектами, а право на регулирование хозяйственных отношений на своей территории и общественный характер распределения прибыли свидетельствуют о принадлежности данного вида хозяйства к общественному сектору, регулируемому местными органами власти.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Опираясь на рис. 3.1—3.3, разъясните, каким образом усложнение хозяйственной жизни оказывает влияние на формирование общественных институтов.

2. Опишите коммунальную модель муниципального хозяйства.

3. Чем коммунальная модель отличается от коммунально-рентной модели?

4. Дайте определение муниципально-рентной модели муниципального хозяйства.

5. Что вы понимаете под ресурсами муниципального хозяйства?

6. Как вы определите понятие «муниципальная компетенция»? Приведите примеры.

7. Каков принцип отнесения тех или иных ресурсов к тому или иному уровню власти?

8. Каков минимальный набор ресурсов, необходимый для нормального функционирования муниципального хозяйства?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.004 с.)