Структура и функции органов местного самоуправления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции органов местного самоуправления



 

Состав органов местного самоуправления. Задачи органов местного самоуправления. Классификация органов местного самоуправления. Понятие функций муниципального управления. Классификация функций муниципального управления. Место и роль органов местного самоуправления в управлении муниципальным хозяйством. Принципы построения органов местного самоуправления. Понятие агломерации. Функции учета. Функция планирования. Функция прогнозирования. Контроль и мотивация. Принятие решения (классификационные признаки управленческих решений; регламент проведения совещаний и сессий; регламент документооборота; регламент принятия решений; информационная поддержка принятия решений). Функция управления муниципальной собственностью.

Управление земельными ресурсами. Управление транспортными потоками. Управление жизнеобеспечением муниципального образования и жилищно-коммунальное хозяйство. Управление социальной сферой. Управление потребительским рынком. Управление экологическими процессами.

Функции главы муниципального образования (главы местной администрации). Направления совершенствования организационной структуры местной администрации (городского округа, района, поселения).

Процесс муниципального управления. Определение процесса муниципального управления. Этапы процесса муниципального управления. Решения в процессе муниципального управления. Средства и способы процесса муниципального управления (информация, совокупность технических средств, методы информирования населения о деятельности муниципального образования).

Использование современных информационных технологий в работе местной администрации.

 

2.1.5 Финансы муниципальных образований

 

Определение финансов муниципального образования. Законодательная основа местных (муниципальных финансов). Определение местного (муниципального) бюджета. Виды местных бюджетов. Бюджетный процесс в муниципальном образовании (стадии бюджетного процесса, отличительные особенности стадии принятия муниципального бюджета от принятия федерального и региональных бюджетов).

Расходы местных (муниципальных) бюджетов и их классификация (классификация расходов муниципальных бюджетов, принятая законодательством РФ и принятая мировой практикой).

Доходы местных (муниципальных) бюджетов (регулирующие налоги, местные налоги, доходы от эксплуатации муниципальной собственности, доходы от приватизации муниципальной собственности, дотации, субвенции, субсидии, доходы от выпуска муниципальных ценных бумаг, доходы от лотерей и др.). Влияние федеральных органов государственной власти на доходную базу муниципалитетов. Влияние региональных органов государственной власти на доходную базу муниципалитетов. Выработка механизмов работы муниципалитетов с государственной властью по увеличению доходов в муниципальные бюджеты. Взаимодействие органов местного самоуправления с федеральным казначейством. Взаимодействие органов местного самоуправления со счетной палатой. Взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами. Финансовое планирование деятельности органов местного самоуправления. Ипотечное кредитование в сфере муниципальных финансов. Понятие городской ренты. Налогообложение с учетом городской ренты. Понятие земельной ренты. Налогообложение с учетом земельной ренты.

Финансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территории муниципального образования. Бюджетный процесс на примере городского округа (г. Томск). Бюджетный процесс на примере муниципального района (Томский район). Бюджетный процесс на примере поселения.

 

Муниципальная служба

 

Правовая основа муниципальной службы (федеральное законодательство о муниципальной службе, законодательство субъектов РФ о муниципальной службе, муниципальные правовые акты о муниципальной службе).

Организация труда муниципальных служащих (планирование кадров, отбор и подбор муниципальных служащих, разработка методологии оценки управленческого труда муниципальных служащих, мотивация и контроль, развитие персонала, планирование карьерного роста, технология кадрового учета).

Культура процесса муниципального управления (классификация элементов культуры процесса муниципального управления, этическая культура процесса муниципального управления, эстетическая культура процесса муниципального управления, правовая культура процесса управления муниципальным образованием).

2.1.7 Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований

Объективная необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований РФ. Сущность и структура концепции комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (понятие стратегических целей развития муниципальных образований; приоритеты муниципальной социально-экономической политики; важнейшие направления и средства реализации указанных целей).

Порядок формирования концепции социально-экономи­ческого развития муниципальных образований (организационно-подготовительный этап; аналитический этап; этап разработки проекта концепции; согласование и утверждение концепции).

Аналитический этап: анализ стартовых условий и оценка исходной ситуации (анализ внутренних закономерностей и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, анализ стартовых условий социально-экономи­ческого развития муниципального образования; интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации)

Этап разработки проекта концепции: стратегический выбор и цели развития муниципального образования (определение стратегических целей социального развития; формирование стратегического выбора муниципального образования; определение стратегических целей экономического развития).

 

2.2 Содержание практического раздела дисциплины

Практический раздел дисциплины включает в себя выполнение двух контрольных работ.

Результат выполнения контрольной работы № 1 представляется в виде отчета, подготовленного с помощью редактора WinWord. Отчет должен содержать разделы, соответствующие этапам выполнения работы, описанным в методических указаниях по выполнению контрольных работ (п. 3.1, п. 3.2 и 3.3).

Контрольная работа № 2 представляет собой компьютерную контрольную работу.

 

 

Введение

Основные понятия

Муниципальное управление — научная дисциплина в сфере экономических знаний, изучающая (а) управление внутрирегиональными социально-экономическими системами, (б) социально-экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях.

Муниципальное управление, в широком смысле, — форма управления территориальным хозяйством в городах, районах и т.д., включающая в себя производственную и социальную сферы экономики; а в более узком — форма управления местной (муниципальной) собственностью.

Муниципальное управление тождественно местному самоуправлению как форма управления местной (муниципальной) собственностью.

Муниципальное управление — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, основанный на принципе самоуправления и направленный на удовлетворение общественных интересов и потребностей в рамках, определенных законом.

Муниципальное управление — это управление социальными общностями на основе территориального принципа. Целью муниципального управления является обеспечение оптимальных условий для функционирования и развития территориальных общностей, располагающих статусом относительно самостоятельной хозяйственной единицы.

Принцип самоуправления — это правило, которым необходимо руководствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения.

Муниципальное образование — понятие, относящееся к городским, сельским поселениям, нескольким поселениям внутри региона, объединенным общей территорией, в пределах которой осуществляется муниципальное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (исходя из законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении). В международной практике приняты также термины «община», «коммуна», «местное сообщество».

Границы муниципального образования устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом исторических границ компактного проживания населения.

Муниципальное хозяйство является частью территориального хозяйства, и по определению Л.А. Велихова, — это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».

Местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая конституцией страны самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Можно выделить две сферы общественных отношений, называемых местным самоуправлением, это:

а) область гражданской самостоятельности и общественной активности населения;

б) специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов РФ.

Основные сферы жизни муниципального образования — производственно-экономическая, социально-психологическая и духовно-идеологическая. Соответственно им различают четыре вида управления:

1) управление производством;

2) экономическое управление;

3) социально-политическое управление;

4) управление духовной сферой жизни территории.

Правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы, к которым относится РФ, является Европейская Хартия о местном самоуправлении.

В соответствии с Европейской Хартией о местном самоуправлении выделяют следующие основные принципы местного самоуправления:

а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе местного самоуправления и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям;

г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;

д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

з) гласность деятельности местного самоуправления;

и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

к) государственная гарантия местного самоуправления.

Инфраструктура — составные части общего устройства экономической и политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической и политической системы в целом; например, в экономическую инфраструктуру входят транспорт, связь, образование и профессиональное обучение, жилье, коммунальное хозяйство, от состояния которых зависит жизнедеятельность города.

Инфраструктура рынка — совокупность экономических институтов, обеспечивающих функционирование рынка. Включает сеть предприятий торговли, посреднических организаций, бирж, кредитных учреждений, страховых фирм и другие обслуживающие отрасли.

Инфраструктура инженерная — система инженерных сооружений и коммуникаций (как наземных, так и подземных), обеспечивающая поступление в город и распределение воды, энергии (электрической, тепловой) и других ресурсов и утилизацию продуктов жизнедеятельности города.

Муниципальная служба — профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления.

Понятие «муниципальная собственность» предполагает собственность муниципального образования. Муниципальной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления. Муниципальное образование имеет местный бюджет, который формируется, утверждается и исполняется органами местного самоуправления. Они же осуществляют и контроль за исполнением бюджета при участии в контрольных функциях государственных органов власти.

Муниципальный заказ — это договор органов местной власти с предприятиями хозяйственных систем на выполнение определенных видов работ, финансируемых из местного бюджета или муниципальных внебюджетных фондов, а также из других собственных источников материальных средств муниципального образования.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятельных и независимых от государства связей и институтов, в рамках которой реализуются частные интересы как индивидов, так и целых коллективов.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Предметом муниципального управления являются управленческие отношения, формы и методы, которые складываются в процессе муниципального управления. Совместная деятельность людей создает систему отношений, вызывающую необходимость сформировать определенный механизм для организации совместной деятельности, поскольку интересы отдельной личности постоянно пересекаются с групповыми интересами. Взаимодействие этих интересов требует установления механизма взаимоотношений между людьми.

По мере расширения хозяйственной жизни муниципального образования усложняются отношения между людьми, изменяются соотношения между частными и общественными интересами. Все это требует разработки более эффективных форм и способов организации и рационализации усложненных связей. Для регулирования этих процессов создаются общественные институты, выполняющие функции координации и контроля в сферах:

· организации хозяйства и жизни населения;

· создания властных структур для регулирования процессов самоуправления.

Муниципальная власть на основе нормативных правовых актов регулирует отношения элементов процесса самоуправления (людей, частных и общественных интересов). Усложнение общественных отношений в процессе социально-экономичес­кого развития муниципального образования носит циклический характер.

Цикличность данного процесса связана с природой хозяйственной жизни, так как для достижения определенного благополучия необходимы ресурсы и инвестиции, которые у разных предприятий, отраслей и территорий неодинаковы. Поэтому система управления государством в целом и хозяйственными системами в частности зависит от вида и типа хозяйства.

Цель муниципального управления — повышение уровня жизнеобеспечения населения муниципального образования. Для этого муниципальное управление решает следующие задачи:

· создание социальной инфраструктуры;

· стабилизация экономики;

· регулирование социально-экономических процессов;

· развитие региональных и межрегиональных связей;

· поддержание экологической безопасности;

· сохранение единого экономического пространства.

Для решения этих задач формируется система муниципального управления, которая:

· контролирует использование природных ресурсов муниципального образования;

· охраняет природу;

· осуществляет санитарный надзор;

· организует жилищно-коммунальное обслуживание населения;

· создает социальную инфраструктуру;

· сохраняет памятники;

· обеспечивает жизнедеятельность и занятость населения;

· обеспечивает финансово-экономическую самостоятельность и т.д.

Для достижения поставленных целей и решения вышеперечисленных задач необходимо использовать систему методов управления. На практике применяется множество методов управления, различных по своему содержанию (в зависимости от того, какие отношения управления они выражают), назначению (средством реализации каких законов они являются), по связям с мотивами деятельности (какие из этих мотивов выражают), по формам применения (единоличные, коллегиальные, коллективные) и другим признакам.

Важное место в этой системе принадлежит методам, цель которых — воздействие на коллективы, отдельных работников и целостные социально-экономические системы для достижения целей и задач, поставленных перед данным звеном системы, в том числе: нормативных, административных, экономических, организационно-распорядительных, социально-психологических.

Методы управления используются не изолированно, а комплексно. Поэтому управленческая деятельность проявляется как результирующая приложения различных методов и средств. Каждая группа методов имеет свои специфические особенности, собственные формы проявления и рамки применения.

Муниципальное управление как научная и учебная дисциплина тесно взаимодействует, прежде всего, с «Экономической теорией». Данное взаимодействие основано на том, что муниципальное управление опирается в первую очередь на объективные экономические законы. Разграничение между ними заключается в следующем. Экономическая теория исследует и изучает экономические и производственные отношения. Отношения управления, складывающиеся в процессе самоуправления территорией муниципального образования, также являются экономическими. Но они одновременно выступают и как идеологические отношения, действующие в надстроечной сфере жизни населения (общества). В отличие от экономической теории (а также социологических наук) наука «Муниципальное управление» изучает не отдельные стороны взаимоотношения людей в процессе самоуправления муниципальным образованием, а их совокупность, то есть как единое целое.

«Муниципальное управление» также базируется на дисциплинах: «Системный анализ», «Статистика», «Бухгалтерский учет», «Теория организации», «Государство и право», «Муниципальное право», «Государственные и муниципальные финансы». Предметом этих научных дисциплин являются конкретные методологические проблемы развития экономики, разработка и совершенствование экономического и организационного механизмов управления.

Как наука, «Муниципальное управление» не ставит своей целью продолжение тех же исследований своими средствами — это было бы вторжение не в свою сферу. Ее задача — исследование методов наиболее эффективного использования достижений всей совокупности конкретных экономических наук в организации процесса самоуправления территорией.

«Муниципальное управление» тесно соприкасается с правом (административное, гражданское, трудовое и муниципальное право). Правовые науки определяют юридические основания управленческой деятельности, рамки этой деятельности, права и ответственность юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций, муниципальных образований), порядок отношений между ними, а также между юридическими лицами и гражданами, права и ответственность должностных лиц и т.п. Все это регламентирует работу управленческого аппарата в процессе самоуправления муниципальным образованием. Правовые науки устанавливают принцип гомогенности в методах муниципального управления, который предполагает приоритет федерального и регионального права над муниципальным.

Наука «Муниципальное управление» использует достижения правовых наук в своих разработках.

Таким образом, перечисленные науки и соответствующие им учебные дисциплины исследуют отдельные стороны и проблемы управления. «Муниципальное управление» изучает систему и процессы самоуправления в целом. Следовательно, данная дисциплина не только увязывает в единое целое проблемы управления, рассматриваемые в других дисциплинах, но и исследует это целое как научное явление, имеющие собственные предметы, теорию и метод.

Теория концентрирует в себе наиболее существенные знания, полученные в результате исследования явлений процессов народовластия, протекающих на местном уровне управления. Она дает целостное представление о закономерностях и существенных связях явлений системы муниципального управления и относится к наиболее развитой форме научного знания.

Предмет —это система отношений, складывающихся в процессе народовластия на местном уровне управления.

Метод — это способы познания закономерностей, процессов и явлений в процессе народовластия на местном уровне управления.

Для исследования систем муниципального управления используются подходы: институциональный, функциональный, организационный, системный. Институциональный подход в частности предполагает анализ трансакционных издержек процесса муниципального управления.

Муниципальное управление как новая система управления, наиболее целесообразная в условиях становления рыночных отношений, пришла на смену долголетней для России командно-административной системе управления, осуществляющейся из единого центра управления — Госплана СССР. Основные функции — командно-распорядительные — подавляли инициативу и демократию на местах. «Муниципальное управление» тесно связано с экономическими дисциплинами — экономической географией и регионоведением. Экономическая география изучает размещение производительных сил, регионоведение — территориальную организацию хозяйства, экономические районы, а муниципальное управление — внутрирегиональные социально-экономические системы и управление ими. Главный метод — системный анализ, так как данные научные дисциплины имеют общую цель — повышение уровня жизнеобеспечения населения в условиях становления рынка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.033 с.)