Культура процесса муниципального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура процесса муниципального управления



Культура процесса муниципального управления, являясь составной частью человеческой культуры, обладает, вместе с тем, рядом особенностей, которые отличают ее от всех остальных видов и форм культуры.

Специалисты выделяют три уровня культуры управления коллективом — высокий, средний и низкий. Имеется в виду, что высокий уровень отражает наиболее органичный способ взаимодействия системы муниципального управления с объектом муниципального образования. При этом формы и методы управленческого воздействия на управленческие группы коллектива соответствуют интересам всех участников этих процессов.

Высокий уровень культуры процесса муниципального управления характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в трудовом коллективе, большой степенью удовлетворения трудом, стабильными показателями, гласностью и информированностью во всех формах деятельности, широким использованием средств техники и технологии управления и т.д. Такой уровень позволяет быстро и оперативно перестраиваться, внедрять новое и передовое, вовлекать в процесс управления все большее количество людей и формировать у них привычку работать грамотно, творчески, заинтересованно.

Средний уровень культуры процесса муниципального управления присущ тем коллективам, где единство целей и интересов всех участников процесса управления слабо подкрепляется соответствующими методами и формами их реализации. Причинами такого положения являются, как правило, несовершенство знаний руководящих работников в сфере социально-психологических и педагогических проблем муниципального управления, а также недостаточная их подготовленность к взаимодействию с людьми.

Низкий уровень культуры процесса муниципального управления характеризуется устойчивыми конфликтами и противоречиями между большинством членов коллектива и руководством системы муниципального управления, организаций, корпоративными устремлениями определенных групп работников и специалистов, а также широким распространением волюнтаристского бюрократического стиля управления.

Наиболее укрупненная классификация элементов культуры процесса управления современным коллективом системы муниципального управления включает: личную культуру управленческих работников, культуру процессов управления и условий труда, культуру работы с документами и информацией и т.д. Все эти элементы органично связаны между собой и взаимозависимы, но определяющей среди них является личная культура работников управления. Она состоит из многих слагаемых.

Это уровень общей культуры работника, наличие нравственных, деловых и личных качеств, которые сегодня диктуют условия рыночной экономики, знание достижений и практики управления, умение применять современную управленческую технику и технологию.

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют в культуре процесса управления этические, эстетические, технические, экономические, организационные, педагогические, психологические и правовые элементы культуры личности управленческих работников.

Этическая культура процесса муниципального управления. Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Обычно слово «этика» употребляют, когда речь идет об учении о морали, об идеалах и обязанностях людей по отношению друг к другу, семье, обществу, государству. Через отношения людей к труду и производству этика влияет на экономику и управление. Особенности деятельности муниципальных управленческих работников находят свое отражение в профессиональной управленческой этике.

Основным принципом управленческой этики является создание условий для удовлетворения различных потребностей членов коллектива в системе муниципального управления и общества. Это объясняется тем, что управленческий работник планирует, организует, координирует жизненно важные для человека процессы создания материальных ценностей.

Не менее важным является этикет — совокупность правил поведения работников системы муниципального управления, касающихся его взаимоотношений с людьми. Нормы этикета носят согласительный характер, т.е. предполагают как бы договоренности о том, что считать правильным и нормальным в поведении людей, а что — недостойным. Несмотря на относительную условность этих норм, их нельзя расценивать как требования, обязательные лишь в силу тех или иных мер (санкций), к которым общество прибегает, чтобы принудить граждан им следовать. Этикет можно считать формой контроля за поведением человека. Это, прежде всего, вежливость управленца, тактичность, скромность, точность, ответственность, высокий профессионализм, продуманная линия поведения в отношении органов муниципального управления и во внеслужебных контактах с подчиненными. Управленческий этикет включает в себя, по сути, две группы правил поведения руководителя.

Первая — это правила, действующие в сфере отношений между членами одного коллектива или людьми, связанных с совместной работой (правила, определяющие характер отношений «руководитель — подчиненный»). Вторая — это правила, регламентирующие общение работников одного объекта системы муниципального управления или организации с другими объектами, людьми или подразделениями.

Эти нормы этикета закрепляются в форме различных инструкций, положений, различного рода статусов, договоров, регламентов и т.д.

Управленец всегда должен учитывать, прежде чем принять меры административного или даже экономического воздействия, что они должны быть оформлены в сознании подчиненных как готовность (установка) к деятельности, что они неизбежно преломятся через призму нравственных ценностей каждой личности и коллектива в целом.

Если необходимость распоряжения очевидна и оно не противоречит установившимся правилам трудового процесса и морали, то оно будет охотно выполняться. Если же наметилось какое-то противоречие, то исполняться оно будет неохотно с различными проволочками и оттяжками.

Привычка мыслить только административными, техническими и командными категориями не приносит успеха руководителю и существенно сказывается на эффективности процесса управления муниципальным образованием. Следовательно, при решении любого административно-хозяйственного вопроса или при осуществлении конкретного мероприятия управленцами необходимо не только видеть и ставить ближайшие социально-экономические цели, но и необходимо учитывать возможные социально-экономические последствия.

Эстетическая культура процесса муниципального управления. Э стетика — это философская дисциплина, изучающая законы красоты и ее проявления в жизни и искусстве, т.е. наука, изучающая закономерности художественного освоения действительности человеком, законы эстетического ее восприятия.

Многие проблемы, находящиеся в сфере функций эстетики, далеко выходят за область собственно художественного творчества. Уровень и качество системы муниципального управления производством, а также профессиональная управленческая культура определяются системой эстетических показателей. Они разделяются на следующие группы:

· показатели, характеризующие кадровый состав управленческого аппарата и его способность решать те или иные вопросы, связанные с внедрением результатов эстетических исследований в практику управления муниципальным образованием;

· показатели, определяющие принципы взаимодействия управленцев с членами производственного коллектива, с коллективами подразделения, предприятия и организации, а также меру учета эстетических факторов в этом взаимодействии;

· показатели, указывающие на уровень организации управленческой сферы деятельности, как одно из важнейших условий повышения эффективности трудовой деятельности с учетом эстетических факторов;

· показатели, определяющие качество выпускаемой продукции (товаров и услуг), ее товарный вид, а также мероприятия по обеспечению ее наилучшей транспортировки, хранения и доставки заказчику.

Сегодня внутреннее благоустройство производственных и административных помещений — одно из самых важных направлений повышения уровня эстетизации управления объектами муниципального образования.

Правовая культура процесса управления муниципальным образованием. Проявлением правовой культуры управленца прежде всего следует считать: его практику делать точные ссылки на законы, указы, постановления, решения в своих устных официальных выступлениях и особенно при составлении соответствующих организационно-распорядительных документов. В связи с этим каждому работнику рекомендуется приучить себя не только к точному выполнению правового предписания, но и к фактическому распространению его на все совершаемые от имени субъекта действия. Привычка работника, а в ряде случаев обязанность юридически грамотно обосновывать совершаемые действия создают дополнительную гарантию того, что принятые правовые акты им будут еще раз глубоко изучены и продуманы. Наоборот, пренебрежение к нормативным актам из-за ложного представления, что все уже давно известно, может вылиться даже в нарушение законности с причинением имущественного вреда, ущемлением личных прав служащих и граждан.

Отсутствие или наличие терминологической путаницы, даты в документе в определенной степени свидетельствует о том или ином уровне правовой культуры. Если дата не указана, то можно, например, оспорить не только время вступления документа в силу, но и его законность, и тем самым вызвать нежелательные для процесса управления обстоятельства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.008 с.)