Упражнение «Сицилийские дебаты». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Сицилийские дебаты».



Цель: отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения и формирование индивидуальных способов эффективного общения, тренировка умения адекватно реагировать в быстро меняющихся условиях общения.

Инструкция: Прежде всего, группа должна разделиться пополам — одна половина встает около окна, другая — около двери... Теперь мне нужно по одному добровольцу от каждой половины. Добровольцы встают друг напротив друга в середине комнаты на расстоянии примерно одного метра друг от друга. Все осталь­ные образуют полукруг позади них. Добровольцы сейчас бу­дут вести спор, в котором, прежде всего необходимо найти убедительные аргументы и быстро реагировать.

Совершенно независимо от того, что вы сами лично думаете, я предлагаю, чтобы «оконная» группа была «за», а «дверная» — «против» предлагаемого мною тезиса. Добровольцы запускают дебаты, начав говорить попеременно и как можно быстрее. Они смотрят друг на друга и соблюдают расстояние между собой — примерно один метр. «За-сторона» — защищает идею, а «Против-сторона» — возражает.

Дискуссия проходит в высоком темпе, аргументы надо высказывать по очереди и желательно очень кратко. Если один из двух ораторов чувствует, что у него больше нет аргументов, Tо он обращается за помощью к своей группе, просто протягивай руку в их сторону, ладонью вверх. Это служит сигналом для его союзников, и кто-то из них может «поспешить на помощь» спорщику, быстро пожав его протянутую руку. Прежний ора­тор в это время выходит из игры.

Может случиться и так, что кто-либо из команды захочет сменить своего оратора раньше, чем он сам попросит о помощи. Тогда этот новый доброволец становится наискосок от прежнего и показывает ему свои протянутые руки. Старый спорщик может коснуться этих протянутых рук и уступить ме­сто новому.

Помните, что дебаты должны вестись быстро, говорить надо коротко. Тема дебатов звучит, например, так: «Надо ли учить психологию в школе?» «Нужна ли в школе единая форма». Помните, что дело не в ваших личных мнениях, а в тех аргументах «за» и «против», которые вы мо­жете придумать.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание: на используемые способы и приемы общения, то, к каким результатам они приводят; на умение слушать и убеждать; на чувства участников по поводу того или иного действие собеседников; на соответствие вербальных и невербальных компонентов общения и т. д.

6. Групповая рефлексия. Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями о сегодняшней встрече.

ЗАНЯТИЕ 3.

«Мы команда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать с позиции сотрудничества.

Задачи:

1. Снять эмоциональное и физическое напряжение.

2. Развивать базовые коммуникативные умения.

3. Воспитывать умение работать в команде.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, банданы или шарфы по количеству участников.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ритуал начала занятия (см.1 занятие)

Игра на копирование других

Цели: повышение креативности, способности к концентрации внимания и осознанию своего тела.

Инструкция:

Вариант 1: дети становятся в круг. Ведущий делает какое-то движение, которые должны повторить все участники по кругу. Когда последний ребенок повторил движение, ведущий повторяет то же движение еще раз. Участник, стоящий следующим за ведущим должен показать новое движение, которое копируется по очереди всеми остальными. Движения могут быть такими: моргание глазами, подъем рук, гимнастические упражнения, гримасы и т.д.

Вариант 2: дети становятся в круг. Ведущий делает какое-то движение. Это движение должно быть точно скопировано участником, стоящим рядом с ведущим. Затем ведущий и скопировавший его участник застывают в одной и той же позе. Другие участники решают, насколько точно их товарищ повторил движение ведущего. Если он все сделал правильно, тогда приходит его очередь сделать какое-то движение, которое скопирует следующий, стоящий в круге.

Путаница

Цели: разминка, демонстрация возможности безопасного тактильного контакта, развитие групповой сплоченности.

Инструкция: Участники встают в круг, закрывают глаза и вытягивают руки.

Медленно идут навстречу друг другу до тех пор, пока руки не соприкоснутся. Каждый должен взять каждой своей рукой руку другого участника группы (ведущий следит, чтобы это произошло). После этого участникам предлагается открыть глаза и «распутаться». Обычно это удается достаточно быстро. Можно озвучить вывод: из любого положения можно выпутаться.

Возможные реакции и как с ними быть: если у участников проявляется страх телесных контактов, то можно предложить им быть наблюдателями и потом дать группе обратную связь – рассказать, что помогало сделать упражнение, а что мешало.

В какой ситуации это упражнение проводить не рекомендуется: когда не установлена безопасная атмосфера в группе.

Тростинка на ветру

Цели: формирование навыка оказания помощи, создание атмосферы доверия в группе.

Инструкция: Ведущий дает инструкцию и показывает, как будет выполняться упражнение: «Встаньте в круг, близко друг к другу, плечом к плечу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный, потому что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто хотел бы оказаться в центре первым? Встань в круг, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные – поднимите руки вперед на уровень груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его аккуратно поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы тот, кто в центре, держался прямо, как деревянный». Все участники группы должны побывать в центре круга.

Вопросы для обсуждения в группе:

• Как вы себя чувствовали в центре круга?

• Удалось ли вам довериться кругу?

• Что в упражнении было самым трудным?

• Было ли трудно удерживать тех, кто был в центре?

• Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?

Щепки на реке

Цель: формирование в группе доверительной атмосферы.

Описание. Дети встают в два ряда один напротив другого на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Это берега одной реки. Один ребенок отправляется в путь. Он – первая щепка. Щепка сама решает, как ей двигаться. А вода – руки детей, образующих берега.

Инструкция. «Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между вами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе – вода одной реки. По реке сейчас поплывут “щепки”. Один из вас прямо сейчас отправится в путешествие по реке. Он сам решит, как будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода плавно поможет “щепке” найти дорогу. Может быть, “щепка” будет крутиться.

Вода должна и этой “щепке” помочь найти дорогу. Может быть, “щепка” будет двигаться с открытыми глазами, хаотично или кругами. Когда “щепка” доходит до конца реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая “щепка”. Та встает рядом с первой, и тем самым они составляют реку и постепенно продлевают ее. И так, неспешно, река будет перемещаться по помещению, пока все участники не проплывут по реке, изображая щепки».

Оборудование комнаты: наличие большого количества свободного пространства.

Возможные реакции и как с ними быть: участники могут начать копировать стиль прохождения “щепок” по реке. Им можно предложить попробовать другой стиль. Если река проявляет агрессию по отношению к “щепкам”, ведущий должен обратить на это внимание и проработать возникшую ситуацию с помощью групповой дискуссии. Вопросы: «Как вы считаете, что происходит? Что можно сделать, чтобы это изменить?»

Дети, исполняющие роль берегов и воды, могут агрессивно относиться к «щепкам» (щипать, толкать, ударять и пр.). Первой «щепкой» всегда должен быть один из ведущих. В дальнейшем все ведущие должны внимательно следить за безопасностью «щепок». В некоторых случаях «щепка» может отправляться в путь только в сопровождения одного из ведущих.

Круги

Цель: развитие доверия к людям.

Инструкция: Группа должна образовать две концентрические окружности. Число человек во внутренней окружности должно равняться числу человек во внешней. Стоящие во внешней окружности видят спины тех, кто стоит во внутренней окружности. Таким образом, один ребенок из внешней и один из внутренних окружностей образуют пару. Стоящий во внешней окружности находится на расстоянии вытянутой руки от стоящего во внутренней окружности.

После завершения расстановки один партнер должен падать назад, а второй должен его ловить, не давая упасть. Затем команды могут поменяться местами и повторить упражнение. Идея игры заключается в том, что дети должны научиться доверять своим партнерам, отвечающим за то, чтобы не дать им упасть.

Возможные реакции и как с ними быть: если участники пар не равноценны по росту и весу, то один из партнеров может не удержать другого. Необходимо внимательно следить за ходом упражнения. Для детей, пострадавших от сексуального насилия, может быть невозможным довериться кому-либо настолько, чтобы выполнить это упражнение. В этом случае ведущему не стоит ни на чем настаивать. Если таких участников в группе большинство, то можно поговорить о том, как формируется доверие и почему участникам группы трудно доверять другим людям.

Слепой и поводырь

Цель: развитие доверия и навыков взаимодействия с другими людьми.

Инструкция: Группа делится на пары. Одному из участников завязывают глаза, а другой становится «поводырем» для «слепого» и проводит его по комнате. Пары работают одновременно и стараются избежать столкновения в течение пяти минут, потом меняются ролями. Затем ведущий отводит пять минут на обсуждение и просит группу поделиться опытом и впечатлениями от игры.

Темы, которые можно выбрать для обсуждения:

• Как вы себя чувствовали, когда были «слепым» и «поводырем»?

• Что вы чувствовали к человеку, который водил вас?

• Испытывали ли вы недоверие? Если да, то почему?

• Ваш «поводырь» отдавал вам всё свое внимание?

• Чему вы научились, пока были «слепым», пока вели партнера (или когда падали назад, как в первом упражнении)?

Материалы: шарфы или большие платки.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

«Я тебя понимаю…

(важные качества эффективного общения)»

Цель: расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Задачи:

4. Познакомиться с различными стилями общения.

5. Развивать базовые коммуникативные умения.

6. Воспитывать коммуникативную культуру общения.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, бумага, карандаши, ручки, фломастеры, ватманы.

Ход занятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.154.197 (0.016 с.)