Рассказ о правилах, по которым будет работать группа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказ о правилах, по которым будет работать группа.



Цель: установление общих правил работы в группе.

Инструкция: «После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил наших занятий. В каждой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила:

· Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наиболь­шей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обраще­ния на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положе­ния, жизненного опыта и т. д.

· Общение по принципу «здесь и те­перь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них харак­терно стремление уйти в область общих рас­суждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особен­ности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с на­ми в группе.

· Персонификация высказываний. Для более откровенного общения вовремя за­нятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказыва­ния типа: «Большинство людей считает, что...» на та­кое: «Я считаю, что...», «Некоторые из нас думают...» на Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных сужде­ний о других. Заменяем фразу типа; «Многие меня не поняли на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня.

· Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходяще­го, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы мол­чим. Это правило означает открытое выраже­ние своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естествен­но, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем толь­ко чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

· Конфиденциальность всего проис­ходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения мо­жет стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

· Определение сильных сторон лич­ности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремит­ся подчеркнуть положительные качества че­ловека, с которым мы работали вместе. Каж­дому члену группы - как минимум одно хоро­шее и доброе слово.

· Недопустимость непосредствен­ных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нра­вится твоя манера общения. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто под­черкнем: «Ты совершил плохой поступок».

· Разнообразие контактов и обще­ния с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами груп­пы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

· Активное участие в происходя­щем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включе­ны в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если уз­нали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положи­тельных эмоций. Мы все время в группе, вни­мательны к другим, нам интересны другие люди.

· Уважение говорящего. Когда вы­сказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку воз­можность сказать то, что он хочет. Мы помо­гаем говорящему участнику, всем своим ви­дом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем чело­века и молчим до тех пор, пока он не закон­чит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

· Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение.

· Не опаздывать на занятия».

Подробно объясняется участникам эти правила, даются ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых. Все «торжественно обещают» следовать этим правилам. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании.

В конце обсуждения, когда правила группы приняты, необходимо условно изобразить их на ватмане и повесить на видное место в кабинете. Желательно, чтобы данное символичное напоминание находилось в комнате на каждом занятии на протяжении всего тренинга.

Упражнение «Комплименты».

Цель: освоениеспособов передачи и приема обратной связи, установление доброжелательных отношений.

Инструкция: Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг.

7. Групповая рефлексия. Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями о первой встрече.

ЗАНЯТИЕ 2.

«Тема: Какой я в общении?»

Цель: создание условий для анализа собственных коммуникативных позиций, их конструктивности.

Задачи:

1. Развивать умения анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

2. Воспитывать коммуникативную культуру общения.

3. Расширение ролевого репертуара поведения в различных ситуациях.

4. Создание условий для осознания собственной ответственности в отношениях с другими людьми

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, бумага формата А4, ручки, карточки с заготовленными названиями животных, бланки «Список качеств важных для общения».

Ход занятия:

Приветствие. Ритуал начала занятия (см.1 занятие) В этом занятии мы попробуем разобраться в вопросах о том, как мы общаемся и успешны ли мы в этом. В чем выражается эта успешность? Могу ли я понимать других людей, понимают ли меня? Умею ли я конструктивно разрешать конфликты? Что другие думают обо мне, каким они меня видят? Кто меня окружает и кто мне ближе и почему? В чем моя ответственность в отношениях с другими людьми?

1. Упражнение «Пересядьте все те, кто…»

Цель: создание благоприятной рабочей атмосферы в группе, сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение «Найди пару».

Цель: интенсификация межличностного взаимодействия путем невербальных способов общения.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Упражнение «Рисунок вдвоем».

Цель: обращение к индивидуальному опыту взаимодействия, выработка умения действовать скоординированно с партнером, развитие невербальной коммуникации.

Инструкция: Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т.д. Ведущие подчеркивает, что в случае столкновения интересов взаимодействующих людей гармоничность отношений может нарушаться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.009 с.)