Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказ о правилах, по которым будет работать группа.
Цель: установление общих правил работы в группе. Инструкция: «После того, как мы выбрали имена и познакомились, приступим к изучению основных правил наших занятий. В каждой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже лежат в основе работы практически всех групп. Сейчас мы обсудим основные из них, а затем приступим к выработке правил работы именно нашей группы. Поэтому внимательно выслушайте предлагаемые правила: · Доверительный стиль общения. Для того, чтобы группа работала с наибольшей отдачей, чтобы участники максимально доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на «ты». Это психологически уравнивает всех членов группы, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т. д. · Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача нашей работы - превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый из вас смог бы увидеть себя во время своих разнообразных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами в группе. · Персонификация высказываний. Для более откровенного общения вовремя занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывания типа: «Большинство людей считает, что...» на такое: «Я считаю, что...», «Некоторые из нас думают...» на Я думаю...» и т. п. Отказываемся мы и от безадресных суждений о других. Заменяем фразу типа; «Многие меня не поняли на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня. · Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естественно, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем только чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.
· Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения может стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом. · Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работали вместе. Каждому члену группы - как минимум одно хорошее и доброе слово. · Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения. Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок». · Разнообразие контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. · Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если узнали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны другие люди.
· Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку возможность сказать то, что он хочет. Мы помогаем говорящему участнику, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем человека и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним. · Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответ – тот, который на самом деле выражает твое мнение. · Не опаздывать на занятия». Подробно объясняется участникам эти правила, даются ответы на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участников предложения об изменении правил или добавлении новых. Все «торжественно обещают» следовать этим правилам. Придумывается какой-нибудь общий знак и восклицание, которые будут открывать и завершать каждое занятие, напоминая участникам об их обещании. В конце обсуждения, когда правила группы приняты, необходимо условно изобразить их на ватмане и повесить на видное место в кабинете. Желательно, чтобы данное символичное напоминание находилось в комнате на каждом занятии на протяжении всего тренинга. Упражнение «Комплименты». Цель: освоениеспособов передачи и приема обратной связи, установление доброжелательных отношений. Инструкция: Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг. 7. Групповая рефлексия. Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями о первой встрече. ЗАНЯТИЕ 2. «Тема: Какой я в общении?» Цель: создание условий для анализа собственных коммуникативных позиций, их конструктивности. Задачи: 1. Развивать умения анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей. 2. Воспитывать коммуникативную культуру общения. 3. Расширение ролевого репертуара поведения в различных ситуациях. 4. Создание условий для осознания собственной ответственности в отношениях с другими людьми Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, бумага формата А4, ручки, карточки с заготовленными названиями животных, бланки «Список качеств важных для общения». Ход занятия: Приветствие. Ритуал начала занятия (см.1 занятие) В этом занятии мы попробуем разобраться в вопросах о том, как мы общаемся и успешны ли мы в этом. В чем выражается эта успешность? Могу ли я понимать других людей, понимают ли меня? Умею ли я конструктивно разрешать конфликты? Что другие думают обо мне, каким они меня видят? Кто меня окружает и кто мне ближе и почему? В чем моя ответственность в отношениях с другими людьми?
1. Упражнение «Пересядьте все те, кто…» Цель: создание благоприятной рабочей атмосферы в группе, сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками. Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге». Упражнение «Найди пару». Цель: интенсификация межличностного взаимодействия путем невербальных способов общения. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон». Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». Упражнение «Рисунок вдвоем». Цель: обращение к индивидуальному опыту взаимодействия, выработка умения действовать скоординированно с партнером, развитие невербальной коммуникации. Инструкция: Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т.д. Ведущие подчеркивает, что в случае столкновения интересов взаимодействующих людей гармоничность отношений может нарушаться.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.009 с.) |