Групповая консультация для педагогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая консультация для педагогов



«Технология профилактики кибераддиктивного поведения у детей»

Цель: сформировать представление у педагогов о технологии профилактики кибераддиктивного поведения у детей.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятием «кибераддикция»;

2. Научить выявлять признаки психологической и физической зависимости от компьютерных игр;

3. Классифицировать компьютерные игры по степени опасности.

4. Представить разработанные технологии первичной профилактики кибераддикции.

 

Ход работы:

Термин «кибераддикция» впервые появился в конце прошлого века, когда развитие компьютерных технологий набрало бешеный темп. Психологи называют игровую зависимость разновидностью эмоциональной зависимости, очень похожей на алкогольную или наркотическую зависимость. Она провоцирует ребенка погрузиться в свой вымышленный мир, поверить в собственную легенду о себе и настолько сжиться с ней, что становится практически невозможно нормально существовать в реальном мире. Формирование зависимости можно представить следующим образом: «мозг каждого человека снабжен центром удовольствия, и, если «игромана» оттащить от компьютера на 2 часа и более он, подобно алкоголику, страдающему от похмелья, испытывает абстинентный синдром».

У ребенка, подверженного кибераддиктивному поведению могут наблюдаться симптомы психологической зависимости:

· Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером

· Ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером

· Увеличение количества времени, проводимого за компьютером

· Ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером

· Невозможность остановиться

· Пренебрежение семьей и друзьями

· Проблемы с работой или учебой

И симптомы физической зависимости от компьютерных игр:

· Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц)

· Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи

· Головные боли по типу мигрени

· Боли в спине

· Сухость в глазах

· Пренебрежение личной гигиеной

· Расстройства сна, изменение режима сна

Все компьютерные игры по степени опасности можно классифицировать следующим образом:

1.Ролевые компьютерные игры. Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности. В свою очередь они делятся:

¾ Игры с видом «глазами» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль; погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасно.

¾ Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты». Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.

¾ Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями или даже Творца. Роль не задаётся конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственного героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделённых хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление; другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип игр, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

2. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.

¾ Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх – доказать своё превосходство над компьютером.

¾ Аркады. Эти игры не требовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах – быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психическую зависимость, то кратковременную.

¾ Традиционные азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

¾ Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психическую зависимость человека от этого типа игр.

Профилактика кибераддикции т.е. предупреждение развития патологического использования компьютеров осуществляется по четырём основным направлениям и представляет:

· широкую воспитательную работу среди молодёжи,

· санитарно-гигиеническое воспитание населения,

· общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями,

· административно-законодательные мероприятия.

Стоит помнить о том, что первичная профилактика направлена на улучшение психической адаптации учеников, их межличностных отношений, на ознакомление с признаками развития компьютерной зависимости и возможными её последствиями

Технологии первичной профилактики кибераддиктивного поведения представлены следующим образом:

1. Информационные (публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка);

2. Образовательные (программы обучения для родителей и педагогов, просветительские программы, обучающие программы для учеников);

3. Технологии занятости (клубная работа, дополнительное обучение, временное трудоустройство);

4. Технологии коррекции семейных взаимоотношений (формирование взаимоотношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка, общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддержка, психологическая защита);

5. Религиозные (культура религиозных чувств, осознание высшей и моральной силы).

Для педагогов одним из важнейших этапов профилактики кибераддиктивного поведения детей, является просветительская работа с родителями. Стоит донести до родителей, что стратегия по борьбе с кибераддикцией может выглядить следующим образом:

1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть за компьютером не более часа в день, то и сам он не должен играть по три-четыре часа.

2. Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер — не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.

3. Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).

4. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

5. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

6. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

7. В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, обращаться к психологам, в специализированные центры.

Необходимо помнить, что залог успеха в борьбе с кибераддикцией — это выявление среди пользователей компьютера лиц, составляющих группу риска, и квалифицированная профилактическая и коррекционная работа с ними на начальном этапе формирования кибераддиктивного поведения.

Приложения

Приложение 1

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ

(МЕТОДИКА Г.Н. КАЗАНЦЕВОЙ)

 

Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да» (+), «нет» (–), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь».

 

Текст опросника:

1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

4. У меня отсутствует уверенность в себе.

5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).

6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

7. Я все делаю хорошо (любое дело).

8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).

9. В любом деле я считаю себя правым.

10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

15. Я редко жалею о том, что уже сделал.

16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.

17. Я сам думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.

18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

19. Мне чаще везет, чем не везет.

20. В жизни я всегда чего-то боюсь.

 

Обработка результатов: Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от –10 до +10.

Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от –3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.

 


 

Приложение 2

КОПИНГ-ТЕСТ ЛАЗАРУСА

 

Описание методики:

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.

Теоретические основы:

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, – через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Процедура проведения:

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Обработка результатов:

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:

¾ никогда – 0 баллов;

¾ редко – 1 балл;

¾ иногда – 2 балла;

¾ часто – 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов: 8/18*100=44,4% – это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ:

1. Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.

2. Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.

3. Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.

4. Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.

5. Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.

6. Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

7. Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.

8. Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.

Интерпретация результатов. Описание субшкал:

Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

 

Бланк для ответов копинг-теста:

  ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я... Никогда Редко Иногда Часто
  ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге        
  ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь        
  ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение        
  ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации        
  ... критиковал и укорял себя        
  ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть        
  ... надеялся на чудо        
  ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет        
  ... вел себя, как будто ничего не произошло        
  ... старался не показывать своих чувств        
  ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное        
  ... спал больше обычного        
  ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы        
  ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь        
  ... во мне возникла потребность выразить себя творчески        
  ... пытался забыть все это        
  ... обращался за помощью к специалистам        
  ... менялся или рос как личность в положительную сторону        
  ... извинялся или старался все загладить        
  ... составлял план действии        
  ... старался дать какой-то выход своим чувствам        
  ... понимал, что сам вызвал эту проблему        
  ... набирался опыта в этой ситуации        
  ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации        
  ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами        
  ... рисковал напропалую        
  ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву        
  ... находил новую веру во что-то        
  ... вновь открывал для себя что-то важное        
  ... что-то менял так, что все улаживалось        
  ... в целом избегал общения с людьми        
  ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться        
  ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал        
  ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела        
  ... отказывался воспринимать это слишком серьезно        
  ... говорил о том, что я чувствую        
  ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел        
  ... вымещал это на других людях        
  ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации        
  ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить        
  ... отказывался верить, что это действительно произошло        
  ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому        
  ... находил пару других способов решения проблемы        
  ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах        
  ... что-то менял в себе        
  ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось        
  ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться        
  ... молился        
  .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать        
  ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему        

 


 

Приложение 3

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.83.20 (0.087 с.)