Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Необитаемый остров».

Поиск

Цель: диагностика и отработка способов, стилей взаимодействия, психологических умений; необходимых для эффективного решения задач, стоящих перед группой, развитие внимания друг к другу.

Инструкция: «Сейчас мы сядем в большой круг для того, чтобы выслушать информацию и правила предстоящей ролевой игры. Вам предстоит серьезная и ответственная работа, в результат те которой вы сможете более глубоко понять свои привычки и более объективно оценить свою манеру общения. Постарайтесь увидеть новым взглядом и всех других участников группы.

Итак, в результате кораблекрушения вы, вся ваша группа в полном составе, оказались на необитаемом острове. На нем богатый жи­вотный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий хо­лод, могут быть и визиты каннибалов с сосед­них островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.

Поймите серьезность и опасность проис­шедшего. Люди иногда в этих обстоятельст­вах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, что­бы солнце не спалило вашу кожу, и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего, решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное реше­ние? Все жители острова единогласно (кон­сенсус), или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом бу­дет контролироваться выполнение? Под стра­хом наказания, смерти?

Как будет добываться и распределяться пи­ща? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работа­ли? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других?

Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Какими будут семейные устои вашего со­общества?

Кто и как будет воспитывать детей? Одним словом, вопросов очень много, а ответов пока нет. Вам предстоит найти их со­вместными усилиями.

Разработайте нравственно-психологиче­ский кодекс взаимоотношений, примерно из 5-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению проблем и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за на­рушения установленных правил. На все обсуждение и принятие правил дается 20 минут и полная свобода действий в рамках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т.п.»

В ходе группового обсуждения ведущий обращает внимание участников группы, что во взаимодействии каждый из них прибегает к различным стилям общения: Существует четыре основных стиля взаимодействий: ритуальный, императивный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль

Этот стиль обычно задается культурой, в которой живет человек. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно», как бы дела ни обстояли в действительности. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», не стесняясь отвешивать негативные характеристики собственному существованию.

Императивный стиль

Это авторитарная, директивная форма взаимодействия. Цель императивного стиля – достижение контроля над поведением другого, над его установками или принуждение к определенным действиям и решениям. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Сферы, где достаточно эффективно используется императивное общение – это отношения «начальник – подчиненный».

Манипулятивный стиль

При использовании манипулятивного стиля влияние на собеседника осуществляется скрытно. Цель остается той же: добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении собеседник воспринимается не как целостная личность, а как носитель определенных нужных манипулятору качеств.

Гуманистический стиль

К этому стилю относятся все разновидности диалогического общения: это равноправное взаимодействие, цель которого – взаимное познание, самопознание. Гуманистический стиль общения лишен императива и позволяет достичь глубокого взаимопонимания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 6891; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.008 с.)