Собрания, лектории, семинары-практикумы для родителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собрания, лектории, семинары-практикумы для родителей



 

Родительское собрание

«Компьютерная зависимость у подростков. Симптомы и последствия кибераддикции»

Цели занятия:

1. Ознакомить родителей о существовании проблем, которые связанны с повышенным интересом детей к компьютерным играм и к общению в Интернете;

2. Проинформировать родителей о возможных симптомах и последствиях кибераддикции;

3. Развивать умения полноценно общаться со своими детьми, с учетом их желаний и потребностей;

4. Сформировать знание о некоторых наиболее опасных компьютерных играх.

Ход родительского собрания:

В нашем мире очень трудно встретить ребенка, который не интересуется компьютером. На сегодняшний день это совершенно нормально, т.к. как мы живем в веке информационных технологий. Благодаря компьютеру мы можем посмотреть погоду, подключенные к интернету; найти далеких родственников, выйдя в социальные сети; прочитать новости; найти какую-нибудь полезную и научную информацию, но, безусловно, несмотря на перечисленные мной плюсы, компьютер может нести в себе и негативные проявления, такую как, например, кибераддикция. Сегодня мы с вами поговорим, что такое кибераддикция, какие существуют симптомы кибераддикции и будет предложен перечень наиболее опасных компьютерных игр для того, чтобы вы были в курсе дела.

Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые «компьютерная зависимость» появилась в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», которая вызывается техническими средствами. Кибераддикция - разновидность аддиктивного поведения и характерна уходом от повседневной жизни и в «мир компьютерной графики». В такие моменты человек не только забывает про свои насущные дела, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

Причины появления компьютерной зависимости:

• отсутствия теплых доверительных отношений, понимания в семье;

• неумения ладить с окружающими, отсутствия друзей;

• отсутствия увлечений, хобби, не связанных с компьютером;

• общая неудачливость ребёнка.

Психологические симптомы:

- эйфория за компьютером: повышенное настроение, хорошее самочувствие, легко идет на контакт в момент игры;

- невозможно остановиться: за компьютером может сидеть больше положенного времени, пренебрегая физиологическими потребностями;

- увеличение количества времени, проводимого за компьютером: если вчера он за компьютером проводил 3 часа, то в следующий день – 5 часов;

- пренебрежение семьей и друзьями: старается всячески отстраниться от общения с родными и друзьями, придумывая различные оправдания;

- ощущение пустоты депрессии, раздражения в момент времяпрепровождения не за компьютером: приступы ярости на просьбы родителей, сниженное самочувствие и настроение;

- ложь членам семьи о своей деятельности: пытается «преврать», чтобы внось сесть за компьютер;

- проблемы с учебой: так как ребенок большее количество времени проводит за компьютером, а не за уроками – падает успеваемость.

Физические симптомы:

¾ синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

¾ сухость в глазах;

¾ головные боли по типу мигрени;

¾ боли в спине;

¾ нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

¾ пренебрежение личной гигиеной;

¾ расстройства сна, изменение режима сна.

Существует классификация компьютерных игр (Шмелев, 1988год). Выглядит она следующим образом:

I. Ролевые компьютерные игры.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя.

3. Руководительские игры.

II. Не ролевые компьютерные игры.

1. Аркады.

2. Головоломки.

3. Игры на быстроту реакции.

4. Традиционно азартные игры.

Далее приведены некоторые пояснения к предложенной классификации.

I. Ролевые компьютерные игры. Основная их особенность - наибольшее влияние на психику играющего, наибольшая глубина «вхождения» в игру, а также мотивация игровой деятельности, основанная на потребностях принятия роли и ухода от реальности. Здесь выделяется три подтипа преимущественно по характеру своего влияния на играющего, силе «затягивания» в игру, и степени «глубины» психологической зависимости.

1. Игры с видом «из глаз» «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир.

2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями этого героя. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».

3. Руководительские игры. Тип назван так потому, что в этих играх играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом.

II. Не ролевые компьютерные игры. Основанием для выделения этого типа является то, что играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, вследствие чего психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека имеют свою специфику и в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков. Выделяется несколько подтипов:

1. Аркадные игры. Этот тип совпадает с аналогичным в жанровой классификации. Такие игры еще называют «приставочными», т.к., в связи с невысокой требовательностью к ресурсам компьютера, широко распространены на игровых приставках.

2. Головоломки. К этому типу игр относятся компьютерные варианты различных настольных игр (шахматы, шашки, нарды и т.д.), а также разного рода головоломки, реализованные в виде компьютерных программ. Мотивация, основанная на азарте, сопряжена здесь с желанием обыграть компьютер, доказать свое превосходство над машиной.

3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Отличие от аркад в том, что они совсем не имеют сюжета и, как правило, совершенно абстрактны, никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.

4. Традиционно азартные игры. Мы употребляем в названии слово «традиционные», поскольку нельзя назвать тип просто «азартными играми», т.к. практически все не ролевые компьютерные игры по своей природе являются азартными. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов, одним словом - компьютерные варианты игрового репертуара казино. Психологические аспекты формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов весьма сходны и, поэтому, мы не будем акцентировать на этом внимание.

Самые опасные игры!

(по данным «The Youth Care Foundation», Швеция)

1. World Of Warcraft (11,5 миллиона пользователей)

2. Grand Theft Auto 4

3. Manhunt 1-2

4. Postal 1-2

5. DOOM 3

6. серия Mortal Kombat

7. Lineage 2

8. Resident Evil 4

9. Condemned

10. Clive Barker’s Jericho

Что нужно делать, если компьютерная зависимость уже есть?

1. Необходима регламентация времени, которое ребенок проводит за компьютером. В случае ухода в «виртуальный мир», он может потерять контроль за временем, пренебрегая своими делами, другими интересами и потребностями;

2. Личный положительный пример – весомый показатель для ребенка. Слова не должны расходиться с делом, а поведение не должно противоречить тому, что Вы требуете от ребенка;

3. Стоит прояснить ребенку, что компьютер может нести не только развлекательную функцию, но и познавательную: предложить овладеть программированием, веб-дизайном, заняться компьютерной графикой. При этом желательная помощь опытного взрослого, который бы смог заинтересовать и помочь овладеть предложенными навыками;

4. Предложить ребенку заняться другими делами, вспомнить свои интересы, не связанные с компьютером (спорт, походы, кино и т.д.)

5. Возможно использование компьютера как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за хорошую оценку в школе, вымытую посуду, уборку квартиры и т.д.)

6. Проследить, в какие игры играет подросток, т.к. это может стать причиной агрессивных проявлений, тревожности, бессонницы и других специфических страхов;

7. В том случае, если родитель не может самостоятельно справиться с проблемой, необходимо обратиться к психологам, в специализированные центры.

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. В силу того, что у них нет возможности проявить себя в реальном мире, они обращаются к компьютерным играм и пытаются заполнить пустоту там, создавая иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.

Говоря о профилактике компьютерной зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь малая часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.

 

Родительское собрание

«Проблемы компьютерной зависимости. Как предотвратить кибераддикцию?»

Цель занятия:

1. Способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером»;

2. Раскрыть причины появления кибераддикции;

3. Предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся.

Ход родительского собрания:

Уважаемые папы и мамы!

Благодаря тому, что наше общество развивается достаточно стремительно, нам стоит не на словах, а на деле познакомиться с изобретением, имеющим магнетические воздействующие силы, который называют «компьютером». Мы все знаем его положительные стороны, но, к сожалению, о них не знают наши дети. Наша задача: постараться донести до них то негативное влияние, которое оказывает компьютер.

В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо (Аддикция). Существует несколько сотен различных аддикций, названия которых обычно включают предмет пристрастия: еде, сексу, видеоиграм, компьютерная аддикция, аддикция к рыбалке, азартным играм, играм на бирже, аукционам и т.п. Зависимость по отношению к химическим веществам (наркомания, токсикомания и др.), азартным играм. Источником такого пристрастия к чему-либо, зачастую, находится не в окружающем мире, а внутри человека, в его голове. Каждый человек реагирует на психотравмирующие ситуации по-разному: кто-то замыкается в себе и не хочет ни с кем общаться; кто-то, наоборот, спешит к своему близкому другу и, таким образом, решает проблему, но есть такие люди, которые уходят от проблем. Считается, что «компьютерная зависимость» и есть уход от проблемы, о которой человек может даже не догадываться. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в 80-х американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости, выделяют некоторые родственные виды зависимостей: Интернет-зависимость и игромания.

Возможно, в широком смысле, следует говорить о «кибераддикции» - зависимости от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям.

Что же делать с нашими опасениями за физическое и психическое здоровье наших детей?

В-первую очередь, мы ложны наблюдать, в какие игры играет наш ребенок. Запреты в данной ситуации не помогут (тем более, если ребенок подросткового возраста). Скорее, стоит смотреть глубже: что же все-так повлияло на то, что мой ребенок стал много времени уделять компьютеру, а не семье, друзьям, хобби? Возможно, как раз в одной из сфер у ребенка существует проблема, именно поэтому он ушел таким образом из реального мира в виртуальный, более перспективный и успешный. Чаще всего игровая зависимость рождается на почве каких-то неудовлетворенных потребностей.

Очень часто, сложно провести границу между «нормальной» увлеченностью и «ненормальным» влечением.

Говоря упрощенно, склонность может быть здоровой, патологической или совмещать в себе оба эти понятия. Увлеченность, желание приобретения новых знаний, реализации творческого потенциала и самовыражения. Даже некоторые нездоровые пристрастия могут включать в себя эти положительные характеристики. Но в, по-настоящему, патологических склонностях равновесие нарушено - негативные факторы перевешивают позитивные. В результате теряется способность нормально функционировать в реальном мире.

Если ваш ребенок чрезмерно увлекся игрой, попытайтесь выяснить, что он получает за монитором: чувство собственной полноценности? Компенсацию отсутствия близости в семье? Возможность самостоятельно принимать решения? Или просто забытье? Во всем это лучше разобраться, а потом уже думать об избавлении от зависимости.

А что же вообще привлекает человека в компьютерных играх?

Почему виртуальный мир становиться ближе, чем реальный?

Как формируется компьютерная зависимость и каковы пути освобождения от нее?

Можно выделить два основных фактора, формирующих компьютерную зависимость и делающих виртуальный мир более привлекательным, нежели реальный:

Первый фактор - уход от реальности. В данной ситуации ребенок уходит от реальных жизненных проблем и ситуаций. Благодаря тому, что в виртуальном мире у него все успешно (ему ненужно не за что отвечать, нет проблем во взаимоотношения с другими, где все дозволено и где самые порицаемые поступки являются нормой), такой ребенок вряд ли захочет вернуться в реальный мир, тем более, если там, в том самом реальном мире, у него существуют проблемы в какой-либо сфере.

Проживая жизнь в виртуальном пространстве, человек настолько погружается в этот вымышленный мир, что неосознанно пытается перенести законы игрового мира на реальный. Вполне закономерно, что он встречает непонимание и отпор, потому что человек не может в реальном мире делать все то, что ему дозволено в виртуальном. Таким образом, сталкиваясь с противостоянием, для ребенка реальный мир начинается казаться чужим и опасным. Один компьютерный фанат, который увлекается в основном играми типа action сказал: «Когда я встаю из-за компьютера и выхожу на улицу, мне не хватает оружия, которое есть у меня в игре. Без него я чувствую себя беззащитным, поэтому стараюсь по-быстрее прийти домой и снова сесть играть.»

Подводя итог, можно сказать, что постоянный уход от реальности приводит к усилению этого стремления, к появлению устойчивой потребности бегства от реальности. Компьютерная зависимость является полной аналогией с наркотиками и наркотической зависимостью: с каждой принятой дозой сила зависимости увеличивается; с каждым часом игры зависимость от нее усиливается и вскоре для человека становится невозможным обходиться без виртуального мира.

Второй фактор – принятие роли. Ребенок играет в компьютерные игры для того, чтобы примерять на себя какую-то особенную роль, которую он не прочувствовал бы в реальном мире. Ребенок представляет себя в роли кого-то существующего или вымышленного персонажа. Имитируя образ жизни того самого вымышленного героя, он пытается понять мир, вырабатывает стратегии поведения, правила социального поведения, нормы поведения жизни, с учетом выбранного персонажа. Кроме того, ребенок будет выбирать те игры, того персонажа, который будет максимально раскрывать его потенциал, раскрывать его «идеальную» натуру, но который не может быть реализован в реальной жизни и в реальном времени, в силу его физиологической, психологической и социальной незрелости.

Компьютерного героя уважают, с его мнением считаются, он сильный, он - супермен, и для человека очень приятно входить в роль этого персонажа, чувствовать себя им, т.к. в реальной жизни такие ощущения испытать большинство людей не имеют возможности. Таким образом, чем больше человек играет, тем все больше он начинает чувствовать контраст между «им реальным» и «им виртуальным», что еще больше притягивает человека к компьютерной игре и отстраняет от реальной жизни. В таком случае, игра уже начинает приобретать средств компенсации жизненных проблем, где личность начинает реализовываться не в реальном, а в игровом мире, что, безусловно, влечет за собой ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки.

Как можно заметить, в основе механизмов возникновения компьютерной зависимости лежат глубоко скрытые комплексы и нереализованные потенции. На типичном примере попытаемся проследить, как психологические проблемы влияют на формирование игрового пристрастия.

Одной из важных правил, которое вы должны усвоить, это способность ценить своего ребенка даже за мелкие и, казалось бы, незаметные успехи. Наверняка, каждый родитель хотя бы раз мог прикрикнуть на своего ребенка, уличив его в неправильном поступке. Обобщенно это можно сформулировать следующим образом: «Ты не на что не способен!» или «Ну что после этого от тебя ожидать?!». Так вот, такие ситуации должны, все-таки, контролироваться с вашей стороны, а иначе вы сами запускаете процесс отречения ребенка от своего «Истинного Я».

Ребенок растет. Наступает время полового созревания и вместе с ним старый комплекс в виде: «А вдруг у меня ничего не получится? А вдруг меня будут ругать или надо мной будут смеяться?» Подобные мысли сразу же “зажимают” человека. Он не дает сам себе совершать поступки, в которых он мог бы проявиться. Но человек не может постоянно находиться в “зажатом” состоянии. Ему нужна “отдушина”. Начинается неосознанный поиск психологической компенсации. В том случае, если вами будет создана ситуация успеха, ребенок никогда не станет кибераддиктом.

Где же выход из этого порочного круга?

В-первую очередь, мы должны донести своим детям, что что жизнь, которую он ведет, по крайней мере, неестественна и абсурдна; что он много себя лишает и многое теряет в жизни.

Мы не можем говорить об «освобождении от компьютерной зависимости» за короткий срок – это длительный и трудоемкий процесс, в котором вы должны постараться восполнить те «пробелы», которые вы все-таки обнаружили. Если зависимость уже сформирована, проблему надо решать всеми возможными и доступными средствами. Целенаправленные усилия, безусловно, принесут желаемые результаты, главное не опускать руки.

Сегодня же мы говорим скорее о профилактике такого рода зависимостей.

Существует ли гармоничная форма сосуществования компьютера и ребенка? Как бороться с «зарождающейся» компьютерной зависимостью?

Конечно же, возможно гармоничное существование ребенка и компьютера. В том случае, если обстановка в семье несет в себе позитивный, насыщенный и доброжелательный климат, ребенок не станет прибегать к уходу от реальности, т.к. просто нет необходимости, потому что его любят, ценят и понимают. В данном случае ребенок может играть в развивающие игры, использовать компьютер в познавательных целях, что может только повысить эффективность его знаний и, соответственно, повысит его успеваемость в школе.

Как не допустить зависимость от компьютера?

• Обеспечьте разнообразную занятость ребенка (кружки, широкие интересы).

• Приобщайте к домашним обязанностям с раннего возраста.

• Ежедневно общайтесь с ребенком, будьте в курсе возникающих у него событий: радостей и огорчений, проблем и достижений.

• Расширяйте кругозор ребенка любыми доступными средствами: рассказами, чтением, поездками, экскурсиями и пр.

• Обязательно поощряйте любые его успехи в «реальной жизни» - в учебе в творчестве, в спорте…

• Познакомьте ребенка с временными нормами работы за компьютером.

• Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

• Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно. Выработайте вместе с ребенком запрет на вхождение определенной информации.

• Используйте компьютер в познавательных и образовательных целях.

• Сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка (с учетом своих норм, естественно).

Помните, от вас зависит, прежде всего, это создание благоприятного климата для развития вашего ребенка. Благоприятный климат в семье – уже 70% успешного развития вашего ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.051 с.)