Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ii блок. Развитие самооценки и уверенного поведения.

Поиск

Подростковый возраст — это период онтогенеза, соответственный переходу от детства к юности. Говоря о переходном возрасте, мы часто подразумеваем «кризис», подчёркивая, что сложности и проблемы, присущие, этому периоду, закономерны и встречаются в жизни практически каждого.

Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Формирование Я -образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением. Именно поэтому важным моментом при этом является становление самооценки.

Учитывая тот факт, что у большинства подростков, имеющих игровую компьютерную зависимость самооценка, как правило, занижена или нестабильна. Низкая самооценка у ребенка — это почва для формирования любой нежелательной зависимости или её закрепления. Если приятных стимулов, которые доставляют радость, успокаивают, подбадривают, удивляют, смешат, вдохновляют, в жизни слишком мало, любое удовольствие, в том числе игра на компьютере, может вызвать зависимость.

Цель блока: формирование благоприятной самооценки и навыков уверенного поведения.

Задачи блока:

1. Вычленение, развитие и закрепление положительных социальных установок;

2. Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и ближайшем окружении;

3. Раскрытие положительных качеств несовершеннолетних и воспитание уверенности в достижении успеха в разных видах деятельности.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9.

«Мои сильные стороны»

Цель: содействие в формировании адекватных представлений о самом себе ближайшем окружении, раскрытие положительных качеств несовершеннолетних, повышение уровня уверенности в себе.

Задачи:

1. Вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому;

2. Повышение самооценки и уверенности в достижении жизненных целей.

3. Развитие навыков пересмотра отношения к собственным отрицательным качествам;

4. Актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Материалы и оборудование: листы А4, цветные карандаши.

Ход занятия:

Приветствие. Ритуал начала занятия.

Говорим друг другу комплименты».

Цель: вызвать позитивное отношение подростка к себе и позитивное отношение группы к каждому.

Инструкция: Ведущий знакомит с условиями: отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.

Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.

Обсудить, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.

Чтобы поддержать позитивную самооценку, мы прибегаем к разным стратегиям. Например, подчеркиваем свой позитивный опыт, избегаем постановки глобальных целей, обесцениваем других и др. Таким образом человек формирует несколько образов «Я», строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов «Я».

Я - подарок человечеству».

Цель: Повышение самооценки в достижении позитивных жизненных целей.

Инструкция: Ведущий: «Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддерживает своего товарища заявлениями: «Это действительно так!»

Замечания: Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом затруднительно и для взрослого человека.

Переклеиваем «ярлыки»

Цель: Развитие навыков пересмотра отношения к собственным отрицательным качествам.

Инструкция: Порой людям кажется, что в любом психологическом тесте существует такой прием, как «наклеивание ярлыка». Подросткам также может показаться, что негативные качества, которые они вдруг открыли в себе в предыдущем упражнении — это «ярлык», «клеймо». Это очень ошибочно, ведь даже отрицательные свойства можно представить как положительные, важно отношение самого человека к своим качествам.

Всем участникам предлагается посмотреть на свои отрицательные психологические свойства и представить их группе как положительные. Например: упрямый — человек хочет добиться своего, он будет идти к своей цели, преодолевая любые препятствия, но важно, чтобы цель была положительна не только для него самого, но и для окружающих.

Обсуждение. Насколько трудно было принять свои отрицательные качества? Насколько трудно было найти в них положительное? А нужно ли принимать свои негативные стороны? Может быть, стоит просто не обращать на них особого внимания? А если на негативные стороны своего характера не обращать внимания, что будет?

В случаях затруднений следует помочь ребятам найти в отрицательные положительные стороны.

Я - великий мастер».

Цель: Актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Инструкция: Каждый участник по желанию выходит в центр круга и объявляет о своих умениях: «Я — великий мастер делать...» Можно заявлять о любых своих способностях: готовить какое-то блюдо, играть на гитаре, рисовать. Задача выступающего — убедить остальных в том, что он делает что-то лучше других. Ведущий может спросить: «Может, кто-то умеет это делать лучше?» Если таких участников не находится, и группа соглашается с утверждением, то выступающий признается «Великим мастером» и награждается овациями.

Обсуждение: Трудно ли было хвалить себя и почему? В каких ситуациях нужно говорить о своих достоинствах?

Замечания: В группе могут оказаться ребята, которых для ведущих уже столько ругали, что в результате их самооценка оказалась существенно занижена, и они не могут найти в себе ничего положительного. Им необходимо помочь, так как на середину круга должен выйти каждый. Это требование является обязательным для выполнения.

Такое вот кино».

Цель: Развитие умения прогнозировать и актуализировать свои жизненные цели.

Инструкция: Подросткам предлагается расслабиться, закрыть глаза и представить, что они находятся в зрительном зале, на экране которого демонстрируют фильм про них самих же, но в будущем, например, через двадцать лет. В этом фильме они уже взрослые, имеют семьи, друзей, увлечения, работу. Что-то уже достигнуто в их взрослой жизни, что-то еще предстоит сделать?

После того как участники вышли из релаксации, им даются цветные карандаши, и они создают рисунок по мотивам той картинки что увидели в воображении.

Обсуждение: Что вы увидели в своем «кино»? Понравились ли вы сами себе? Чего вы достигли в жизни? А может быть, кому хочется что-либо изменить в сценарии?

Замечания: Желательно не останавливать «полет фантазии» участников, пусть ребята помечтают. Достаточно часто случается, что человек именно в таких «полетах» начинает осознавать, чего же ему хочется от жизни и как исполнить свою мечту.

 

 

ЗАНЯТИЕ 10.

«Уверенное поведение»

Цель: Развитие навыков уверенного поведения, создание условий для повышения самооценки несовершеннолетних.

Задачи:

1. Формирование понятия уверенного и неуверенного поведения;

2. Создание условий для повышения самооценки несовершеннолетних;

3. Моделирование ситуации уверенного поведения, отработка навыка.

Материалы и оборудование: магнитофон, ритмичная музыка, стулья по количеству участников.

Ход занятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.006 с.)