Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основы программы
Анализ исследований Р. Кастер, В. В. Зайцева, А. Ф. Щайдулина, М. Орзак, Ц. П. Короленко и Т. А. Донских показал, что дети с игровой компьютерной зависимостью имеют неправильно воспитание в семье, зачастую перенимают модель игровой деятельности у родителей или из ближайшего значимого окружения, имеют постоянное психоэмоциональное напряжение, у них отмечается низкий уровень социально-психологической адаптации, наличие деструктивных паттернов поведения, как правило также приобретаемых в ближайшем социальном окружении. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная и неустойчивая самооценка, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому, отсутствие социальных контактов и стремления к ним, реакция избегания или вытеснения на фрустрирующие ситуации и иллюзорно-компенсаторный способ из разрешения. Анализ научно-методической литературы показывает, что многие специалисты озабочены поиском эффективных средств и методов педагогического воздействия для преодоления отклонений в психологическом состоянии и поведении подростков с игровой компьютерной зависимостью и избавления от зависимости. По утверждению многих из них, эффективным способом преодоления трудновоспитуемости учащихся является вовлечение их в социально значимую деятельность (замена виртуальной деятельности реальной) с последующим изменением отрицательных черт личности. Методологическими основами данной программы явились: ü Признаки, характерные для игровой зависимости как одного из видов аддиктивного поведения, выделенные Ц. П. Короленко и Т. А. Донских: 1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени проводимого в ситуации игры; 2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями; 3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей; 4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с трудно преодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;
5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску; 6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в игре; 7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старым знакомым, разговор на тему игры) гемблинг возобновляется. ü Концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, заключающаяся в понимании непрерывности процесса количественных и качественных, структурных и функциональных изменений психики; ü Психологические и физиологические признаки, выделенные М. Орзак, характерные для компьютерной зависимости: 1. Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям и членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой и учебой. 2. Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приема пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна. При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы: ¾ принцип научности; ¾ принцип системности; ¾ принцип последовательности; ¾ принцип единства диагностики и коррекции; ¾ принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения; ¾ принцип личностного подхода; ¾ принцип «ближайшей зоны развития».
Практическая направленность Предлагаемая программа является одним из вариантов психопрофилактической помощи детям 11-13 лет в русле преодоления склонности к компьютерной зависимости у ее участников. Программа предназначена, в первую очередь, для реализации ее в системе дополнительного образования, имеющей широкие возможности в создании условий для личностного развития и самореализации детей, а также в рамках вторичной профилактики, целью которой является ранее выявление и выявление детей группы риска и детей склонных к игромании и реализации аддиктивных форм поведения. Программа относится к виду профилактических психолого-педагогических программ. Программа ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач младшего подросткового возраста, на помощь подростку в развитии коммуникативной компетентности, в выработке продуктивных моделей поведения, навыков уверенного поведения, бесконфликтного общения, что в свою очередь снижает риск проявления игровой компьютерной зависимости. Адресат Программа предназначена для подростков склонных к проявлениям игровой компьютерной зависимости, потенциальных геймеров (предзависимость), а также подростков, относящихся к «группе риска», которые проводят за компьютером более 3-х часов, у которых доминирует игровой мотив использования компьютера. В категорию групп риска попадают подростки с несформированной системой ценностных ориентиров, неустойчивой или негативной самооценкой, а также подростки, у которых затруднен процесс социально-психологической адаптации, процесс вступления в социальные контакты, использующие в фрустрирующих ситуациях деструктивные модели поведения (избегания, вытеснения). Цель программы: формирование условий для профилактики игровой зависимости и развития социально адаптированной гармоничной личности подростка. Задачи: 1. Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация подростков к групповому взаимодействию. Формирование доверительных отношений с подростком, продуктивного контакта; 2. Мотивирование подростков на участие в групповых занятиях; 3. Развитие коммуникативных навыков у подростков, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу; 4. Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации; 5. Коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения; 6. Вычленение, развитие и закрепление положительных социальных установок; 7. Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и ближайшем окружении; 8. Раскрытие положительных качеств несовершеннолетних и воспитание уверенности в достижении успеха в разных видах деятельности; 9. Создание условий для развития самооценки; 10. Создание условий для понимания мотивов собственного аддиктивного поведения подростком; 11. Создание условий для успешного участия подростков в «реальный» видах деятельности, как условия отказа от компьютерных игр. Продолжительность программы Психологическая помощь подросткам с компьютерной игроманий может осуществляться в индивидуальной и групповой форме. Групповая форма помощи включает в себя обязательный предварительный этап индивидуального взаимодействия специалиста с ребенком и его родителями или законными представителями.
Программа рассчитана на работу с подростками в возрасте от 11 до 13 лет. Количество участников в группе от 6 до 12 человек. Программа состоит из четырех последовательных этапов: 1. Психологическое обследование (первичная психодиагностика); 2. Психологическая коррекция (цикл из 12 занятий); 3. Профилактика и просвещение (родительские собрания, лектории); 4. Повторное психологическое обследование (заключительная психодиагностика). Блок психодиагностики представлен набором психологических методик, направленных на изучение особенностей личности подростка, склонности к кибераддикции, уровня социально-психологической адаптации, выявление стратегий совладающего поведения, коммуникативной компетентности, уровня самооценки, что является основой для выявления и профилактики компьютерной игромании среди подростков. Блок психологической коррекции состоит их цикла коррекционно-развивающих занятий. Длительность одного занятия до 1,5 часов. Данная программа реализуется в период от двух месяцев до полугода, в зависимости от периодичности занятий (1 или 2 раза в неделю), так же от особенностей выявленной симптоматики и динамики группы. Коррекционно-развивающая часть программы состоит из трёх блоков (всего 12 занятий): 1. Развитие коммуникативной компетентности личности (4 занятия); 2. Формирование навыков конструктивного поведения (4 занятия); 3. Развитие самооценки и навыков уверенного поведения (4 занятия). Количество занятий в блоке, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и других условий. Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру: 1. Начало работы в группе – 10-15 минут (ритуал приветствия, разминка, упражнения, поддерживающие групповую атмосферу и фокусирующие внимание). 2. Основной этап – 40-60 минут (решение содержательных задач, информирование, отработка практических навыков и умений). 3. Завершение работы – 10-15 минут (релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с актуальными переживаниями для того, чтобы подросток ушел после занятия в нормальном настроении, рефлексия, обратная связь). Предлагаемая ниже программа является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями может корректироваться с учетом специфики группы и жизненного опыта участников.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.012 с.) |