Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основы программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основы программы



Анализ исследований Р. Кастер, В. В. Зайцева, А. Ф. Щайдулина, М. Орзак, Ц. П. Короленко и Т. А. Донских показал, что дети с игровой компьютерной зависимостью имеют неправильно воспитание в семье, зачастую перенимают модель игровой деятельности у родителей или из ближайшего значимого окружения, имеют постоянное психоэмоциональное напряжение, у них отмечается низкий уровень социально-психологической адаптации, наличие деструктивных паттернов поведения, как правило также приобретаемых в ближайшем социальном окружении. К личностным особенностям данной категории детей относятся заниженная и неустойчивая самооценка, нежелание проявлять волевые усилия в трудных ситуациях или отсутствие мотивационных установок к этому, отсутствие социальных контактов и стремления к ним, реакция избегания или вытеснения на фрустрирующие ситуации и иллюзорно-компенсаторный способ из разрешения.

Анализ научно-методической литературы показывает, что многие специалисты озабочены поиском эффективных средств и методов педагогического воздействия для преодоления отклонений в психологическом состоянии и поведении подростков с игровой компьютерной зависимостью и избавления от зависимости. По утверждению многих из них, эффективным способом преодоления трудновоспитуемости учащихся является вовлечение их в социально значимую деятельность (замена виртуальной деятельности реальной) с последующим изменением отрицательных черт личности.

Методологическими основами данной программы явились:

ü Признаки, характерные для игровой зависимости как одного из видов аддиктивного поведения, выделенные Ц. П. Короленко и Т. А. Донских:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени проводимого в ситуации игры;

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображение ситуаций, связанных с игровыми комбинациями;

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей;

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с трудно преодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания;

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску;

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в игре;

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старым знакомым, разговор на тему игры) гемблинг возобновляется.

ü Концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, заключающаяся в понимании непрерывности процесса количественных и качественных, структурных и функциональных изменений психики;

ü Психологические и физиологические признаки, выделенные М. Орзак, характерные для компьютерной зависимости:

1. Психологические симптомы: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям и членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой и учебой.

2. Физические симптомы: синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приема пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

При отборе содержания и его организации мы опирались на следующие принципы:

¾ принцип научности;

¾ принцип системности;

¾ принцип последовательности;

¾ принцип единства диагностики и коррекции;

¾ принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения;

¾ принцип личностного подхода;

¾ принцип «ближайшей зоны развития».

Практическая направленность

Предлагаемая программа является одним из вариантов психопрофилактической помощи детям 11-13 лет в русле преодоления склонности к компьютерной зависимости у ее участников. Программа предназначена, в первую очередь, для реализации ее в системе дополнительного образования, имеющей широкие возможности в создании условий для личностного развития и самореализации детей, а также в рамках вторичной профилактики, целью которой является ранее выявление и выявление детей группы риска и детей склонных к игромании и реализации аддиктивных форм поведения. Программа относится к виду профилактических психолого-педагогических программ.

Программа ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач младшего подросткового возраста, на помощь подростку в развитии коммуникативной компетентности, в выработке продуктивных моделей поведения, навыков уверенного поведения, бесконфликтного общения, что в свою очередь снижает риск проявления игровой компьютерной зависимости.

Адресат

Программа предназначена для подростков склонных к проявлениям игровой компьютерной зависимости, потенциальных геймеров (предзависимость), а также подростков, относящихся к «группе риска», которые проводят за компьютером более 3-х часов, у которых доминирует игровой мотив использования компьютера.

В категорию групп риска попадают подростки с несформированной системой ценностных ориентиров, неустойчивой или негативной самооценкой, а также подростки, у которых затруднен процесс социально-психологической адаптации, процесс вступления в социальные контакты, использующие в фрустрирующих ситуациях деструктивные модели поведения (избегания, вытеснения).

Цель программы: формирование условий для профилактики игровой зависимости и развития социально адаптированной гармоничной личности подростка.

Задачи:

1. Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация подростков к групповому взаимодействию. Формирование доверительных отношений с подростком, продуктивного контакта;

2. Мотивирование подростков на участие в групповых занятиях;

3. Развитие коммуникативных навыков у подростков, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу;

4. Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации;

5. Коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения;

6. Вычленение, развитие и закрепление положительных социальных установок;

7. Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и ближайшем окружении;

8. Раскрытие положительных качеств несовершеннолетних и воспитание уверенности в достижении успеха в разных видах деятельности;

9. Создание условий для развития самооценки;

10. Создание условий для понимания мотивов собственного аддиктивного поведения подростком;

11. Создание условий для успешного участия подростков в «реальный» видах деятельности, как условия отказа от компьютерных игр.

Продолжительность программы

Психологическая помощь подросткам с компьютерной игроманий может осуществляться в индивидуальной и групповой форме. Групповая форма помощи включает в себя обязательный предварительный этап индивидуального взаимодействия специалиста с ребенком и его родителями или законными представителями.

Программа рассчитана на работу с подростками в возрасте от 11 до 13 лет. Количество участников в группе от 6 до 12 человек.

Программа состоит из четырех последовательных этапов:

1. Психологическое обследование (первичная психодиагностика);

2. Психологическая коррекция (цикл из 12 занятий);

3. Профилактика и просвещение (родительские собрания, лектории);

4. Повторное психологическое обследование (заключительная психодиагностика).

Блок психодиагностики представлен набором психологических методик, направленных на изучение особенностей личности подростка, склонности к кибераддикции, уровня социально-психологической адаптации, выявление стратегий совладающего поведения, коммуникативной компетентности, уровня самооценки, что является основой для выявления и профилактики компьютерной игромании среди подростков.

Блок психологической коррекции состоит их цикла коррекционно-развивающих занятий. Длительность одного занятия до 1,5 часов. Данная программа реализуется в период от двух месяцев до полугода, в зависимости от периодичности занятий (1 или 2 раза в неделю), так же от особенностей выявленной симптоматики и динамики группы.

Коррекционно-развивающая часть программы состоит из трёх блоков (всего 12 занятий):

1. Развитие коммуникативной компетентности личности (4 занятия);

2. Формирование навыков конструктивного поведения (4 занятия);

3. Развитие самооценки и навыков уверенного поведения (4 занятия).

Количество занятий в блоке, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и других условий.

Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:

1. Начало работы в группе – 10-15 минут (ритуал приветствия, разминка, упражнения, поддерживающие групповую атмосферу и фокусирующие внимание).

2. Основной этап – 40-60 минут (решение содержательных задач, информирование, отработка практических навыков и умений).

3. Завершение работы – 10-15 минут (релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с актуальными переживаниями для того, чтобы подросток ушел после занятия в нормальном настроении, рефлексия, обратная связь).

Предлагаемая ниже программа является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями может корректироваться с учетом специфики группы и жизненного опыта участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.012 с.)