Актуальность и перспективность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность и перспективность



Пояснительная записка

Актуальность и перспективность

В настоящее время растет процент детей, проводящих дни на пролет на компьютер, страдающих от компьютерной зависимости, низкой самооценки, чувства отчуждения и «никому ненужности», с одной стороны, и привязанностью к экрану компьютера, с другой.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Компьютер — это удобство без которого сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: навигатор, средство связи, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

Важность и неотвратимость компьютеризации современной жизни признается всеми исследователями влияния информационных технологий на человека, его психику, здоровье и жизнь в целом. И действительно, темпы развития всех сторон нашей жизни столь высоки, что без мобильных телефонов, компьютера и других различных электронных устройств представить ее уже невозможно. Однако активное развитие компьютерной индустрии, расширение мобильной индустрии и рынка игрового программного обеспечения для многих взрослых становится интереснее книг, театров и телевидения, а для многих детей – важнее учебы и живого общения со сверстниками. Не надо быть специалистом, чтобы увидеть, какое глубокое воздействие на психику и сознание ребенка (равно как и взрослого человека) оказывают компьютерные технологии и, к сожалению, их зомбирующую и отупляющую роль в развитии его личности.

Многочисленные исследования разного рода зависимостей вызывают большую тревогу у специалистов. Величина проблем, связанных с развитием зависимости человека от компьютера, во многих странах признается уже на уровне государства. В Финляндии, например, молодым людям, признанным зависимыми от Интернета, дают отсрочку от армии на три года. За это время юноши обязаны пройти реабилитационный курс. В нашей Российской действительности такой или хотя бы примерной практики пока нет. Именно поэтому так остро в последнее время встает вопрос своевременной профилактики компьютерной зависимости у подрастающего поколения.

Актуальность её разработки связана еще и с тем, что именно у детей младшего школьного и младшего подросткового возраста риск возникновения игровой компьютерной зависимости связан с решением возрастных задач по преодолению стрессогенных ситуаций, которое в силу определенного уровня психического развития и связанных с ним личностных ограничений является серьезной проблемой. Все социальные отношения ребенка до семи лет разворачиваются, в основном, в знакомой для него среде. После семи – эта ситуация меняется, и ребенку приходится адаптироваться к самым различным, подчас непреодолимым для него ситуациям, начиная с момента поступления в школу, а в процессе взросления и перехода на этап подростничества эти задачи только расширяются и усложняются. Вероятность ухода при этом от реальных трудностей в виртуальную успешность очень высока. Таким образом, достижение цели и задач этой программы способствует не только профилактике риска к формированию зависимого поведения у ребенка, но и лежит в русле преодоления проблем и трудностей его социального развития, а также разрешает актуальные задачи возраста.

Практическая направленность

Предлагаемая программа является одним из вариантов психопрофилактической помощи детям 11-13 лет в русле преодоления склонности к компьютерной зависимости у ее участников. Программа предназначена, в первую очередь, для реализации ее в системе дополнительного образования, имеющей широкие возможности в создании условий для личностного развития и самореализации детей, а также в рамках вторичной профилактики, целью которой является ранее выявление и выявление детей группы риска и детей склонных к игромании и реализации аддиктивных форм поведения. Программа относится к виду профилактических психолого-педагогических программ.

Программа ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач младшего подросткового возраста, на помощь подростку в развитии коммуникативной компетентности, в выработке продуктивных моделей поведения, навыков уверенного поведения, бесконфликтного общения, что в свою очередь снижает риск проявления игровой компьютерной зависимости.

Адресат

Программа предназначена для подростков склонных к проявлениям игровой компьютерной зависимости, потенциальных геймеров (предзависимость), а также подростков, относящихся к «группе риска», которые проводят за компьютером более 3-х часов, у которых доминирует игровой мотив использования компьютера.

В категорию групп риска попадают подростки с несформированной системой ценностных ориентиров, неустойчивой или негативной самооценкой, а также подростки, у которых затруднен процесс социально-психологической адаптации, процесс вступления в социальные контакты, использующие в фрустрирующих ситуациях деструктивные модели поведения (избегания, вытеснения).

Цель программы: формирование условий для профилактики игровой зависимости и развития социально адаптированной гармоничной личности подростка.

Задачи:

1. Формирование групповой атмосферы безопасности и адаптация подростков к групповому взаимодействию. Формирование доверительных отношений с подростком, продуктивного контакта;

2. Мотивирование подростков на участие в групповых занятиях;

3. Развитие коммуникативных навыков у подростков, способствующих оказанию помощи и поддержки друг другу;

4. Выработка у подростков социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации;

5. Коррекция деструктивных форм поведения, помощь подростку в поиске адаптивных форм поведения;

6. Вычленение, развитие и закрепление положительных социальных установок;

7. Содействие в формировании адекватных представлений подростка о самом себе и ближайшем окружении;

8. Раскрытие положительных качеств несовершеннолетних и воспитание уверенности в достижении успеха в разных видах деятельности;

9. Создание условий для развития самооценки;

10. Создание условий для понимания мотивов собственного аддиктивного поведения подростком;

11. Создание условий для успешного участия подростков в «реальный» видах деятельности, как условия отказа от компьютерных игр.

Продолжительность программы

Психологическая помощь подросткам с компьютерной игроманий может осуществляться в индивидуальной и групповой форме. Групповая форма помощи включает в себя обязательный предварительный этап индивидуального взаимодействия специалиста с ребенком и его родителями или законными представителями.

Программа рассчитана на работу с подростками в возрасте от 11 до 13 лет. Количество участников в группе от 6 до 12 человек.

Программа состоит из четырех последовательных этапов:

1. Психологическое обследование (первичная психодиагностика);

2. Психологическая коррекция (цикл из 12 занятий);

3. Профилактика и просвещение (родительские собрания, лектории);

4. Повторное психологическое обследование (заключительная психодиагностика).

Блок психодиагностики представлен набором психологических методик, направленных на изучение особенностей личности подростка, склонности к кибераддикции, уровня социально-психологической адаптации, выявление стратегий совладающего поведения, коммуникативной компетентности, уровня самооценки, что является основой для выявления и профилактики компьютерной игромании среди подростков.

Блок психологической коррекции состоит их цикла коррекционно-развивающих занятий. Длительность одного занятия до 1,5 часов. Данная программа реализуется в период от двух месяцев до полугода, в зависимости от периодичности занятий (1 или 2 раза в неделю), так же от особенностей выявленной симптоматики и динамики группы.

Коррекционно-развивающая часть программы состоит из трёх блоков (всего 12 занятий):

1. Развитие коммуникативной компетентности личности (4 занятия);

2. Формирование навыков конструктивного поведения (4 занятия);

3. Развитие самооценки и навыков уверенного поведения (4 занятия).

Количество занятий в блоке, длительность и количество упражнений в ходе занятия и соответственно продолжительность каждого этапа, определяется ведущими в зависимости от динамики группы, временных ресурсов и других условий.

Каждое занятие строится в соответствии с принципом смысловой целостности и имеет следующую структуру:

1. Начало работы в группе – 10-15 минут (ритуал приветствия, разминка, упражнения, поддерживающие групповую атмосферу и фокусирующие внимание).

2. Основной этап – 40-60 минут (решение содержательных задач, информирование, отработка практических навыков и умений).

3. Завершение работы – 10-15 минут (релаксациями и/или упражнениями и играми, не связанными с актуальными переживаниями для того, чтобы подросток ушел после занятия в нормальном настроении, рефлексия, обратная связь).

Предлагаемая ниже программа является моделью, наполнение которой конкретными упражнениями может корректироваться с учетом специфики группы и жизненного опыта участников.

Требования к результату усвоения программы

Планируемые результаты реализации программы:

¾ Улучшение и стабилизация психоэмоционального состояния подростка;

¾ Снижение уровня тревоги, эмоционального напряжения, страха и т.д.;

¾ Повышение уровня социально-психологической адаптации, уровня развития коммуникативных навыков;

¾ Сформированность социально приемлемых способов реагирования на различные жизненные ситуации, конструктивных копинг-стратегий, снижение доли деструктивных форм поведения в спектре поведенческих реакций подростка;

¾ Снижение времени, проводимого за компьютером;

¾ Включение подростка в «реальные» творческие, трудовые, спортивные или образовательные виды деятельности;

¾ Появление и закрепление устойчивых положительных социальных контактов и связей подростков;

¾ Преобладание положительных социальных установок у подростка;

¾ Повышение уровня самопонимания и самопознания у подростка;

¾ Повышение самооценки, адекватное представление подростка о самом себе и ближайшем окружении.

Апробация

Практическая апробация указанной программы запланирована и реализуется с 13 апреля 2015 г. по 22 декабря 2017 г. в рамках реализации проекта «Создание и внедрение системы профилактики игромании у учащихся школ Белгородской области» (АИС «Проектное управление» идентификационный номер 10079040) в следующих образовательных организациях: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 43» г. Белгорода, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яковлевская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области», Муниципальное общеобразовательное учреждение "Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области"

 

Учебный план программы

Наименование блоков Всего часов В том числе Форма контроля
Теоретических Практических
1. Первичная диагностика       Анкеты, опросники, заключения
2. Коррекционно-развивающий блок       Рефлексия, наблюдение, листы явки
3. Профилактика и просвещение       Анкеты, наблюдение, листы явки
4. Заключительная диагностика       Анкеты, опросники, заключения
Итого:        

Учебно-тематический план программы

Наименование блоков Всего часов В том числе Форма контроля
Теоретических Практических
1. Первичная диагностика       Анкеты, опросники, заключения
2. Коррекционно-развивающий блок       Рефлексия, наблюдение, листы явки
2.1 Блок 1. Развитие коммуникативной компетентности личности       Рефлексия, наблюдение
2.1.1 «Знакомство»       Рефлексия, наблюдение
2.1.2 «Какой я в общении»       Рефлексия, наблюдение
2.1.3 «Мы команда»       Рефлексия, наблюдение
2.1.4 «Учимся общаться правильно»       Рефлексия, наблюдение
2.2 Блок 2. Формирование навыков конструктивного поведения       Рефлексия, наблюдение
2.2.1 «Представления о себе»       Рефлексия, наблюдение
2.2.2 «Игровая зависимость и её причины»       Рефлексия, наблюдение
2.2.3 «Конфликтное поведение»       Рефлексия, наблюдение
2.2.4 «Как правильно выражать агрессию»       Рефлексия, наблюдение
2.3 Блок 3. Развитие самооценки и уверенного поведения       Рефлексия, наблюдение
2.3.1 «Мои сильные стороны»       Рефлексия, наблюдение
2.3.2 «Уверенное поведение»       Рефлексия, наблюдение
2.3.3 «Формирование мотивации достижения»       Рефлексия, наблюдение
2.3.4 «Учимся дружить»       Рефлексия, наблюдение
3. Профилактика и просвещение       Анкеты, наблюдение, листы явки
3.1. Классные часы для обучающихся       Анкеты, наблюдение, листы явки
3.2. Собрания, лектории, семинары-практикумы для родителей       Анкеты, наблюдение, листы явки
3.3. Лектории, семинары-практикумы для педагогов и работников образовательного учреждения       Анкеты, наблюдение, листы явки
4. Заключительная диагностика       Анкеты, опросники, заключения
Итого:        

Содержание программы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК

Встреча с подростком или группой подростков и проведение первичного диагностического обследования проводится в заранее договоренном месте и в заранее назначенное время. Одной из основных задач первой встречи является формирование положительной мотивации у подростков на взаимодействие с психологом, особенно в случаях если у несовершеннолетних имеются негативные установки по отношению к психологам, или же если они были в принудительном порядке направлен на диагностику.

В процессе установления контакта необходимо создать доброжелательную, безопасную обстановку. Следует рассказать о том, что результаты конфиденциальны и будут храниться только у психолога. Также необходимо разъяснить несовершеннолетним тот факт, что данная диагностика не носит контролирующий или назидательный характер.

Система оценки достижения планируемого результата включает в себя первичную психологическую диагностику и заключительную психологическую диагностику.

Психологическая диагностика проводится после того как состоялась первичная психологическая консультация, уточнение запроса, выявление особенностей и обстоятельств проблемы, было проведено первичная консультация с подростком, с родителями (законными представителями) или образовательным учреждением, направляющим несовершеннолетнего в систему психолого-педагогического сопровождения.

Исходя из вышеизложенного и учитывая практическую направленность данной программы, был сформирован следующий пакет методик для диагностики детей, склонных компьютерной игромании, от 11 до 13 лет. Методами проведения диагностического исследования выступают (см. Таблица 1.):

Таблица 1.

Пакет диагностических методик используемый при первичном и повторном диагностическом обследовании

 

Название применяемых методик Диагностируемые показатели
  Методика Г.Н. Казанцевой «Изучение общей самооценки» Диагностика уровня самооценки личности
  Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (тест копинг-стратегий) Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
  Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонда Изучение особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
  Тест коммуникативных умений Михельсона Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
  Тест К. Янг на определение интернет-зависимости Определения наличия интернет-зависимости.

 

Методы, используемые при повторном диагностическом обследовании должны совпадать с методами, применяемыми при первичном обследовании. Также специалист может на собственное усмотрение добавить промежуточную оценку результативности реализации программы (см. Приложение 1-5).

При проведении первичной и повторной диагностики каждый участник получает диагностическую тетрадь (см. Приложение 6.), с которой он работает индивидуально и в которой он отвечает на задания тестов.

ЗАНЯТИЕ 1

«Введение. Принятие правил групповой работы. Знакомство»

Цель: Знакомство участников тренинга между собой, принятие правил групповой работы, создание благоприятного психологического климата.

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для работы группы, познакомить учащихся с основными принципами тренинга.

2. Вместе продумать и принять правила работы группы.

3. Начать освоение способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Материалы и оборудование: Небольшие листки бумаги с булавками для именных табличек, бэйджи, бумага, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ватман или флипчарт, клубок ниток.

Ход занятия:

1. Вступление ведущего, что такое тренинг, для чего он нужен. Рассказ о целях занятий, форме их проведения.

 

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Инструкция: Я хочу поговорить с вами о том, как обычно приветствуют друг друга люди. Кто из вас может продемонстрировать типичное русское рукопожатие? Я хотела бы, чтобы вы сейчас придумали смешное приветствие, которое мы будем использовать в ближайшее время. Это рукопожатие должно стать своего рода отличием нашей группы. Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты, чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. Нам необходимо выбрать то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующих встречах.

Оформление визиток.

Цель: знакомство участников группы друг с другом.

Инструкция: В начале работы нашей группы каждый из вас оформит визитку, где должно быть указано тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Ваше тренинговое имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Эти визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг другу по этим именам. У вас есть 5 минут для того, чтобы выбрать имя, сделать свои визитки.

Игра «Паутина».

Цель: освоение способов самораскрытия, освоение активного стиля общения.

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста в один большой круг, у каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам всем имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своем увлечении, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе… (Педагог начинает игру сам).

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему участнику».

Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все подростки не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. По окончании дискуссия: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После разговора нужно будет распутать паутину. Для этого каждый подросток должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ. Так продолжается пока клубок не вернется к педагогу. Возможно, иногда нить будет запутываться при попытке распустить паутину. В таком случае можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно «связаны между собой».

Анализ упражнения: «Все ли высказались в ходе игры?, Как вы чувствуете себя сейчас?, Чувствуете ли вы себя теперь иначе, не так, как в начале игры?, Трудно ли вам было запоминать?, Чьи рассказы вас заинтересовали больше всего?, Кто в группе вызывает у вас любопытство?»

Упражнение «Комплименты».

Цель: освоениеспособов передачи и приема обратной связи, установление доброжелательных отношений.

Инструкция: Все участники группы становятся в два круга, образуя внешний и внутренний круг, лицом друг к другу. Стоящие лицом друг к другу образуют пару. Первый член пары оказывает искренний знак внимания партнеру, стоящему напротив, то есть говорит ему что-нибудь приятное. Тот отвечает: «Да, конечно, но кроме этого я еще и…» (называет то, что он в себе ценит и считает, что заслуживает за это знаков внимания). Знаками внимания могут быть отмечены поступки, навыки, внешность и др. Затем партнеры меняются ролями, после чего делают шаг влево и таким образом образуют новые пары. Все продолжается до тех пор, пока не пройдет полный круг.

7. Групповая рефлексия. Выполнив упражнение, участники обмениваются впечатлениями о первой встрече.

ЗАНЯТИЕ 2.

«Тема: Какой я в общении?»

Цель: создание условий для анализа собственных коммуникативных позиций, их конструктивности.

Задачи:

1. Развивать умения анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

2. Воспитывать коммуникативную культуру общения.

3. Расширение ролевого репертуара поведения в различных ситуациях.

4. Создание условий для осознания собственной ответственности в отношениях с другими людьми

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, бумага формата А4, ручки, карточки с заготовленными названиями животных, бланки «Список качеств важных для общения».

Ход занятия:

Приветствие. Ритуал начала занятия (см.1 занятие) В этом занятии мы попробуем разобраться в вопросах о том, как мы общаемся и успешны ли мы в этом. В чем выражается эта успешность? Могу ли я понимать других людей, понимают ли меня? Умею ли я конструктивно разрешать конфликты? Что другие думают обо мне, каким они меня видят? Кто меня окружает и кто мне ближе и почему? В чем моя ответственность в отношениях с другими людьми?

1. Упражнение «Пересядьте все те, кто…»

Цель: создание благоприятной рабочей атмосферы в группе, сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто любит мороженое», - и все, кто любит мороженое должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».

Упражнение «Найди пару».

Цель: интенсификация межличностного взаимодействия путем невербальных способов общения.

Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой тоже написано «слон».

Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Упражнение «Рисунок вдвоем».

Цель: обращение к индивидуальному опыту взаимодействия, выработка умения действовать скоординированно с партнером, развитие невербальной коммуникации.

Инструкция: Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему. Готовые рисунки обсуждаются по принципу «почему нарисовали именно это», «кто что рисовал», «как вам рисовалось» и т.д. Ведущие подчеркивает, что в случае столкновения интересов взаимодействующих людей гармоничность отношений может нарушаться.

ЗАНЯТИЕ 3.

«Мы команда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование умения работать с позиции сотрудничества.

Задачи:

1. Снять эмоциональное и физическое напряжение.

2. Развивать базовые коммуникативные умения.

3. Воспитывать умение работать в команде.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, банданы или шарфы по количеству участников.

Ход занятия:

1. Приветствие. Ритуал начала занятия (см.1 занятие)

Игра на копирование других

Цели: повышение креативности, способности к концентрации внимания и осознанию своего тела.

Инструкция:

Вариант 1: дети становятся в круг. Ведущий делает какое-то движение, которые должны повторить все участники по кругу. Когда последний ребенок повторил движение, ведущий повторяет то же движение еще раз. Участник, стоящий следующим за ведущим должен показать новое движение, которое копируется по очереди всеми остальными. Движения могут быть такими: моргание глазами, подъем рук, гимнастические упражнения, гримасы и т.д.

Вариант 2: дети становятся в круг. Ведущий делает какое-то движение. Это движение должно быть точно скопировано участником, стоящим рядом с ведущим. Затем ведущий и скопировавший его участник застывают в одной и той же позе. Другие участники решают, насколько точно их товарищ повторил движение ведущего. Если он все сделал правильно, тогда приходит его очередь сделать какое-то движение, которое скопирует следующий, стоящий в круге.

Путаница

Цели: разминка, демонстрация возможности безопасного тактильного контакта, развитие групповой сплоченности.

Инструкция: Участники встают в круг, закрывают глаза и вытягивают руки.

Медленно идут навстречу друг другу до тех пор, пока руки не соприкоснутся. Каждый должен взять каждой своей рукой руку другого участника группы (ведущий следит, чтобы это произошло). После этого участникам предлагается открыть глаза и «распутаться». Обычно это удается достаточно быстро. Можно озвучить вывод: из любого положения можно выпутаться.

Возможные реакции и как с ними быть: если у участников проявляется страх телесных контактов, то можно предложить им быть наблюдателями и потом дать группе обратную связь – рассказать, что помогало сделать упражнение, а что мешало.

В какой ситуации это упражнение проводить не рекомендуется: когда не установлена безопасная атмосфера в группе.

Тростинка на ветру

Цели: формирование навыка оказания помощи, создание атмосферы доверия в группе.

Инструкция: Ведущий дает инструкцию и показывает, как будет выполняться упражнение: «Встаньте в круг, близко друг к другу, плечом к плечу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный, потому что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто хотел бы оказаться в центре первым? Встань в круг, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные – поднимите руки вперед на уровень груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его аккуратно поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы тот, кто в центре, держался прямо, как деревянный». Все участники группы должны побывать в центре круга.

Вопросы для обсуждения в группе:

• Как вы себя чувствовали в центре круга?

• Удалось ли вам довериться кругу?

• Что в упражнении было самым трудным?

• Было ли трудно удерживать тех, кто был в центре?

• Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?

Щепки на реке

Цель: формирование в группе доверительной атмосферы.

Описание. Дети встают в два ряда один напротив другого на расстоянии чуть больше вытянутой руки. Это берега одной реки. Один ребенок отправляется в путь. Он – первая щепка. Щепка сама решает, как ей двигаться. А вода – руки детей, образующих берега.

Инструкция. «Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между вами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе – вода одной реки. По реке сейчас поплывут “щепки”. Один из вас прямо сейчас отправится в путешествие по реке. Он сам решит, как будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А вода плавно поможет “щепке” найти дорогу. Может быть, “щепка” будет крутиться.

Вода должна и этой “щепке” помочь найти дорогу. Может быть, “щепка” будет двигаться с открытыми глазами, хаотично или кругами. Когда “щепка” доходит до конца реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая “щепка”. Та встает рядом с первой, и тем самым они составляют реку и постепенно продлевают ее. И так, неспешно, река будет перемещаться по помещению, пока все участники не проплывут по реке, изображая щепки».

Оборудование комнаты: наличие большого количества свободного пространства.

Возможные реакции и как с ними быть: участники могут начать копировать стиль прохождения “щепок” по реке. Им можно предложить попробовать другой стиль. Если река проявляет агрессию по отношению к “щепкам”, ведущий должен обратить на это внимание и проработать возникшую ситуацию с помощью групповой дискуссии. Вопросы: «Как вы считаете, что происходит? Что можно сделать, чтобы это изменить?»

Дети, исполняющие роль берегов и воды, могут агрессивно относиться к «щепкам» (щипать, толкать, ударять и пр.). Первой «щепкой» всегда должен быть один из ведущих. В дальнейшем все ведущие должны внимательно следить за безопасностью «щепок». В некоторых случаях «щепка» может отправляться в путь только в сопровождения одного из ведущих.

Круги

Цель: развитие доверия к людям.

Инструкция: Группа должна образовать две концентрические окружности. Число человек во внутренней окружности должно равняться числу человек во внешней. Стоящие во внешней окружности видят спины тех, кто стоит во внутренней окружности. Таким образом, один ребенок из внешней и один из внутренних окружностей образуют пару. Стоящий во внешней окружности находится на расстоянии вытянутой руки от стоящего во внутренней окружности.

После завершения расстановки один партнер должен падать назад, а второй должен его ловить, не давая упасть. Затем команды могут поменяться местами и повторить упражнение. Идея игры заключается в том, что дети должны научиться доверять своим партнерам, отвечающим за то, чтобы не дать им упасть.

Возможные реакции и как с ними быть: если участники пар не равноценны по росту и весу, то один из партнеров может не удержать другого. Необходимо внимательно следить за ходом упражнения. Для детей, пострадавших от сексуального насилия, может быть невозможным довериться кому-либо настолько, чтобы выполнить это упражнение. В этом случае ведущему не стоит ни на чем настаивать. Если таких участников в группе большинство, то можно поговорить о том, как формируется доверие и почему участникам группы трудно доверять другим людям.

Слепой и поводырь

Цель: развитие доверия и навыков взаимодействия с другими людьми.

Инструкция: Группа делится на пары. Одному из участников завязывают глаза, а другой становится «поводырем» для «слепого» и проводит его по комнате. Пары работают одновременно и стараются избежать столкновения в течение пяти минут, потом меняются ролями. Затем ведущий отводит пять минут на обсуждение и просит группу поделиться опытом и впечатлениями от игры.

Темы, которые можно выбрать для обсуждения:

• Как вы себя чувствовали, когда были «слепым» и «поводырем»?

• Что вы чувствовали к человеку, который водил вас?

• Испытывали ли вы недоверие? Если да, то почему?

• Ваш «поводырь» отдавал вам всё свое внимание?

• Чему вы научились, пока были «слепым», пока вели партнера (или когда падали назад, как в первом упражнении)?

Материалы: шарфы или большие платки.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

«Я тебя понимаю…

(важные качества эффективного общения)»

Цель: расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Задачи:

4. Познакомиться с различными стилями общения.

5. Развивать базовые коммуникативные умения.

6. Воспитывать коммуникативную культуру общения.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, бумага, карандаши, ручки, фломастеры, ватманы.

Ход занятия:

Ритуальный стиль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.127 с.)