Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления антропологии

Поиск

 

Современная антропология ввиду сложности, уникальности и многоаспектности самого объекта исследования развивается в рамках ряда направлений. Существуют такие вполне сложившиеся отдельные ее предметные области как физическая антропология, философская антропология, социальная (культурная) антропология, историческая антропология и юридическая антропология.

Большое значение для формирования физической антропологии в конце XIX в. имели работы Ч. Дарвина и его соратников (Т. Гексли, Э. Геккеля и др.) о происхождении человека от обезьяноподобного предка, а также находки костных остатков неандертальского человека (1856 г.), кроманьонца (1868), яванского обезьяночеловека (1891) и т. д.

Физическая антропология включает в себя три основных раздела: антропогенез, этническую антропологию (расоведение) и морфологию человека. Раздел антропогенеза описывает особенности эволюции биологической природы ближайших предшественников человека (антропоморфных приматов), а также представителей семейства гоминид (ископаемых и современных людей) в течение третичного и четвертичного периодов. В нём рассматриваются место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, а также вопросы, связанные с изучением условий и причин становления человека современного типа. Составными частями раздела антропогенеза являются: приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян; эволюционная анатомия человека; палеоантропология, т. е. изучение ископаемых форм человека.

Необходимыми вспомогательными дисциплинами этого раздела являются: палеонтология, геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности, археология палеолита, психология. Палеонтология – это наука о вымерших растениях и животных (сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности), о смене их во времени и пространстве, обо всех доступных изучению проявлениях жизни в геологическом прошлом.

Расоведение изучает биологическое сходство и различие рас современного человека, причины, время и места их возникновения, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли; разрабатывает систему доказательств принадлежности современных рас единому биологическому виду – Homo sapiens. Расоведение соприкасается с целым рядом смежных дисциплин: генетикой, биометрией, археологией позднего палеолита и последующих эпох, этнографией, языковедением и историей.

Морфология человека рассматривает вопросы, связанные с индивидуальной изменчивостью физического типа, его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, с явлениями полового диморфизма; она изучает типы конституции, а также особенности физической организации человека, возникающие под влиянием различных условий труда. Раздел морфологии состоит из мерологии, изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь, и соматологии, которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека [1, с. 5; 19, с. 4-6].

Философская антропология исследует общую природу человека, силы и способности, которые движут им, основные направления и законы его биологического, психического, духовного и социального развития [18, с 10]. Философскую антропологию определяют также как учение о сущности и сущностной структуре человека, взятого в его основных отношениях к природе, обществу другим людям и самому себе. Для неё характерны поиск и определение духовной сущности, рассмотрение «вечных» вопросов человеческого бытия – смысла и бессмыслицы, жизни и смерти, обладания или подлинного бытия, соотношения души и тела. Философская антропология пытается осмыслить основные феномены человеческого бытия (любовь, смерть, труд, игра, господство) [6, с. 64].

Истоки философской антропологии можно найти в учениях мыслителей Древней Индии, Китая и Греции [4]. Однако в самостоятельное направление она оформилась к XX в. Большой вклад в становление философской антропологии внёс Л. А. Фейербах, обосновавший в конце XIX в. антропологический принцип, согласно которому человек рассматривался в качестве единственного, универсального и высшего предмета философии. В 20 - 50-е гг. прошлого века складываются основные понятия и положения философского учения о человеке, его сущности и природе. Основными разработчиками философской антропологии в этот период были немецкие философы М. Шелер, Х. Плеснер и А. Гелен.

В философской антропологии также можно выделить различные направления [16]. В натуралистической философской антропологии задают порядок миру и детерминируют человека философские и биологические закономерности (И. П. Павлов, Д. Уотсон, Э. Торндайк). Персоналистические и индивидуалистические концепции представляют человека как автономную самостоятельную личность, освободившуюся от объективных сил (М. Шелер, В. Штерн, Э. Мунье и др.). Концепции иррационалистической антропологии рассматривают результат эмансипации человека, в том числе от природы и Бога, когда он ввергается в мистические и сверхъестественные построения и смыслы. Человек формирует в этих «проектах» свой внутренний мир в противовес чужому и агрессивному объектно-вещному миру (А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет и др.). По мнению исследователей, достаточно близки к данному направлению концепции экзистенциальной философской антропологии (Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). В трансценденталистской антропологии раскрывается проблема должного и сущего в бытии человека (И. Кант, М. Хайдеггер, Г. Риккерт, Э. Кассирер и др.). Объективация мира и человеческих представлений с разных позиций рассматривается неотомистской антропологией (Ж. Маритен, Р. Гвардини), аксиологической антропологией (Н. Гартман, А. Демпф и др.), прагматической антропологией (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ф. Шиллер, А. Гелен, Г. Плеснер и др.), объективно-идеалистической философской антропологией (Б. Бозанкет, Э. Шпрангер, Т. Литт).

Социальная (культурная) антропология занимает центральное место в современных антропологических исследованиях. Термин «социальная антропология» введён в научный оборот Дж. Фрезером, а формирование этого направления исследования относится к концу XIX в. Большое влияние на процесс становления социальной антропологии оказали достижения этнографии. Поэтому долгое время основным объектом социальной антропологии считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. Наибольшее распространение это направление антропологии получило в Великобритании [10, с. 22].

Во второй половине двадцатого столетия складываются основные концепции социальной антропологии, т. е. учение об общественной, социальной сущности, природе человека, его общественной и социальной роли. Яркой приметой того времени стало движение в Европе и США левых и «новых» левых, которые критиковали антисоциальность, антидуховность, антикультурность и антигуманизм и другие социальные изъяны и пороки капиталистического общества. Сложившаяся тогда Франкфуртская школа (Т. В. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и др.) призывала к революционизированию практики на гуманистических началах. Характерной особенностью теоретических разработок участников этой школы было активное обращение к наследию и творчеству молодого К. Маркса и Г. В. Ф. Гегеля. Их привлекли широкие и глубокие трактовки Марксом сущности и природы человека, его общественных черт и особенностей [15, с. 325].

Сегодня существуют различные взгляды на статус социальной (культурной) антропологии как науки. В одном случае учёные рассматривают социальную и культурную антропологии как одну дисциплину, называя её то социальной, то культурной антропологией, а в другом – как две самостоятельные отрасли антропологии. Таким образом, единого мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (или даже в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе пока нет.

Существует мнение, что социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходит из первичности культуры, а социальная – из первичности социальной структуры общества. Однако поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты считают возможным говорить о существовании не двух, а одной науки – социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирующее положение принадлежит социальной антропологии, разделом которой является культурная антропология [10, с. 29]. Мы разделяем точку зрения Н. Н. Козловой, Ф. И. Минюшова и других авторов, которые разделение на социальную и культурную антропологии считают условным [9, с. 9; 11, с. 7].

По мнению, Ф. И. Минюшова, объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Объект этой дисциплины включает также природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это можно представить в виде статического и динамического состояний: в первом случае речь идёт о системе взаимоотношений человека с этим окружением, во втором – о процессах его взаимодействия с ним. В обоих случаях культура выступает фактором, упорядочивающим эти состояния [11, c. 16].

В научной литературе имеются различные трактовки понятия «культура». С точки зрения антропологии, важно подчеркнуть, что культура является интегральным показателем развития человека. «Культура – все, что человек делает как член общества, включая познание, человеческое понимание, социальные ожидания, которые он разделяет как член группы. Культура – то, чему учат детей (очевидно, что в этом отношении она совпадает с цивилизацией)», - справедливо отмечает Н. Н. Козлова [9, с. 9].

Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. В частности, социальную антропологию интересует становление личности человека в истории и конкретной социальной среде, типичные ситуации его взаимоотношений с другими людьми, принадлежащими как к «своей», так и к иной культуре, отклонения его поведения и деятельности от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат. В данном случае рассматривается микроуровень социальной жизни [11, с. 4]. Предметом социальной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Это окружение рассматривается в функциональных и символических аспектах [11, с. 22].

Аналогичной точки зрения придерживаются О. Б. Ионова и В. Д. Чеснокова. По мнению данных авторов, социальная антропология возвращает людей в мир человеческих ценностей, но не на абстрактно-философском уровне, а на уровне повседневной жизни, обыденной культуры. Объектом исследования социальной антропологии является постоянно трансформирующийся культурный блок процесса осуществления жизни, а её предметом является изучение закономерностей социокультурного процесса [5, с. 172].

Объект и предмет социальной (культурной) антропологии отличаются от объекта и предмета культурологии, которая изучает функции и факторы развития культуры, взаимодействие культур, развитие символических систем и т. д. Культурология исследует культуру как продукт деятельности человека, но как бы вне самого человека.

Историческая антропология сформировалась как самостоятельное направление на рубеже 1960-1970 гг. Её появление связывают с деятельностью знаменитой школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Лефевр и др.). Для исторической антропологии характерно применение антропологического подхода к изучению истории конкретной страны или нескольких стран, а также проведение кросс-культурных исследований. В центре внимания этой дисциплины находится «история повседневности» - образ жизни, картины мира, обычаи, привычки и стереотипы сознания, поведение людей, например, в средневековой Франции, а также отношение людей прошлого к жизни и смерти, болезням, возрастным периодам (детство, молодость старость); народная религиозность; взаимодействие различных уровней культуры; праздники и будни; ритуалы, церемонии и т. д. Историки школы «Анналов» более всего заняты изучением «культуры ментальностей» городского населения средневековой Европы [10, с. 54].

История ментальностей является новой областью исследования в исторической науке. Под ментальностями понимают общие источники мышления, которые лежат в основе рационального и логического, определяют типичные формы проявления чувств, т. е. в целом составляют дух той или иной эпохи. Ключевой проблемой данной области знания является анализ представлений. История ментальностей имеет прямое отношение к исторической антропологии. Н. Н. Козлова отмечает, что предметом анализа у историков данного направления становятся не только представления, но также групповые поведенческие нормы и стратегии. Внимание исследователей все больше привлекают символика, обряды, системы жестов и пр. Предметом исторической антропологии является также анализ взаимосвязи мира воображения, неявных предпочтений людей и поведенческих стереотипов. Историческая антропология уделяет большое внимание массовому и групповому поведению. В ней исследуются не только самоочевидные для данного общества и культуры проявления, но и маргинальные, отвергаемые в данной социальной среде.

Эта область исторического знания отдает должное рассмотрению конкретных, индивидуальных случаев. При этом социальное демонстрируется через уникальное. Фактически, речь идёт о микроистории, которая исследует отдельные случаи, приковывает внимание к мотивации, микроконфликтам. Кроме «исторических личностей», учёные обращаются к жизненным проявлениям рядового человека. Поэтому анализируются источники нового типа: любые следы деятельности, оставленные в истории маленькими людьми (записки, дневники и т. п.). Историческая наука сближается с социальной (культурной) антропологией [9, c. 19].

Юридическая антропология изучает совокупность теоретических и эмпирических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Она возникла в Европе в 60-х гг. XIX в. как составная часть всеобщей истории права, а получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Современные российские специалисты в области юридической антропологии сосредоточили своё внимание на охране и использовании природных ресурсов, а также на правах коренных народов на природопользование в современных условиях.

Психологическая антропология - это междисциплинарная отрасль знания, которая изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т. д. Здесь акцент делается на личностных чертах, обусловленных не врождёнными чертами и не принадлежностью к малой группе, а принадлежностью к конкретной культуре. Психологические антропологи пытаются объяснить значение культуры для таких психологических процессов, как восприятие, мышление, запоминание. Относительно времени зарождения этой дисциплины существуют различные точки зрения. По мнению одних учёных, она возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и этнографии. Другие авторы считают, что она возникла в 20-30-х гг. в США [10, с. 44].

Сравнительно молодыми отраслями антропологии являются экономическая антропология и антропология техники.

Экономическая антропология в последнее время активно развивается в рамках общей антропологии. Экономисты-антропологи исследуют системы производства и распределения продуктов в традиционном обществе. Они изучают организацию производства и разделение труда в разных культурных средах путём регулярного проведения кросс-культурных исследований и сравнения индустриальных обществ с традиционными, доиндустриальными.

Антропология техники представляет собой философское раскрытие бытия человека в мире техники, а также проявление через неё человеческой природы [10, с. 47; 18, с. 11].

Каждый год возникают новые направления антропологии: этнозоология, киберантропология, визуальная антропология, педагогическая антропология, религиозная антропология и др.

Этнозоология, или антрозоология – подотрасль антропологии, изучающая взаимоотношения человека и животных в различные исторические эпохи и в различных культурах, в том числе процесс их приручения.

Киберантропология (интерактивная антропология) – авангардное направление – изучает структуру, динамику и природу интернет-сообществ и киберкультуры. В самом широком смысле она анализирует электронные сообщества, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и т. п. При этом интерактивная компьютерная среда квалифицируется как разновидность субкультуры.

Визуальная антропология с помощью киноаппарата и видеокамеры стремится запечатлеть образ жизни, экзотическую культуру различных народов мира, живущих в самых отдалённых уголках нашей планеты. В последнее время визуальная антропология пытается отобразить и другие антропологические явления: художественные, педагогические, религиозные и т. д.

Религиозная антропология – научная и богословская дисциплина, которая решает проблему человека и человеческого существования путём перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г. Плеснера, М. Шелера, А. Гелена и др.). Её интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, прощения и т. д. В России в связи с ренессансом православия и других конфессий заметно оживился интерес к религиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие корни.

Педагогическая антропология – учение о человеке, который формируется в сфере образования. В последние десятилетия в нашей стране эта отрасль антропологии стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и прикладной дисциплины. В западной Европе она рассматривалась в начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования [10, с. 59-67].

Недавно заявили о своем существовании медицинская антропология, политическая антропология и антропология организаций.

В науке до сих пор не стихают споры по поводу правомерности появления той или иной отрасли человековедения. Тем не менее, процесс возникновения новых направлений антропологии, в том числе на стыке различных наук, по нашему мнению, необратим, так как человек остается малоизученным объектом. Его трудно втиснуть в рамки какого-либо узкого предмета исследования. Дифференциация антропологических исследований актуализирует изучение социально-философских аспектов проблемы человека. В. С. Барулин достаточно точно определил предмет и область проявления этой науки: «Предметно-проблемным пространством социально-философской антропологии является отношение человек - общество. В этом пространстве центральное место занимает человек. Социально-философская антропология исследует, как человек создает общество как способ и средство своего существования и деятельности, как его человеческая сущность пронизывает все поры общества и преломляется в нем, как общество, сложившись, развиваясь и функционируя, воздействует на человека, способствуя как формированию и развитию его сущности, так и деформирующе влияя на человека. Всеобщие социально-философские принципы, законы взаимодействия общественной сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии составляют предмет социально-философской антропологии» [2, с. 41].

Многие российские учёные осознают необходимость интеграции антропологических знаний. А. Г. Мысливченко в этой связи значительную роль отводит философии. Он резонно замечает, что вычленение философского уровня познания позволяет снять известную ограниченность частнонаучных подходов в изучении человека как целого [12, с 45]. Аналогичной точки зрения придерживается Б. Т. Григорьян [3, с. 36]. Начиная с 2002 года в Институте человека РАН периодически проходят заседания методологического семинара «Многомерный образ человека», на которых обсуждаются вопросы, касающиеся возможности создания единой науки о человеке или «интегральной антропологии» как нового направления комплексных и междисциплинарных исследований мира человека. На неё возлагается задача: преодолеть искусственный разрыв, который образовался между философской и научной антропологией, между физической и социальной (культурной) антропологией, между антропологией и другими науками о человеке. Итоги дискуссий ведущих специалистов в области антропологии освещаются на страницах журнала «Человек» [6; 7].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 4310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.013 с.)