Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5 Человек как биосоциальное существо
Природа человека
Анализ активности субъекта социального процесса предполагает уяснение основополагающих социологических понятий: человек, индивид. Человек – это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект и продукт общественно-исторической деятельности и культуры. До сих пор существуют различные точки зрения на природу человека. Известны несколько способов анализа его природы. Космодетерминистский. С давних пор для объяснения человека применялась модель его как микрокосмоса, тождественного макрокосмосу. Человек является как бы сосредоточением огромного количества объективных связей и тенденций, существующих в космосе. Реинкарнационный способ описания и объяснения человеческого бытия основан на тезисе вечности человеческой души и возможности и необходимости периодического воплощения её в той или иной земной телесной оболочке. Демиургический способ объяснения происхождения и эволюции человека базируется на положении о создании человека высшими, неземными силами. Натуралистический подход исходит из положения о вполне естественном (из Природы), пока до конца не объяснимом (возможно, случайном) возникновении человека. Исследователи чаще всего ориентируются на космодетерминистский и натуралистический подходы, которые позволяют вырабатывать всё более совершенные рациональные концепции человека [3, с. 46]. Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие человека, но и его слабость. Природа человека – это уникальное в своей противоречивости единство телесного и духовного, природного и культурного, биологического и социального [9, с. 116-144; 15, с. 540, 541]. Человек – существо биопсихосоциальное. Однако в данном разделе акцент будет сделан на его биологических и социальных характеристиках. Человек обладает физическим телом, которое функционирует на такой же основе, как и у других живых организмов на земле. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики: нервную систему, систему желез, обмен веществ, побуждения (голод, жажду и т. п.), особенности созревания организма [16, с. 106, 107]. Биологические характеристики человека оказывают определенное влияние на поведение человека, но не определяют его сущность. Учитывая, что человек является не только живым организмом, но и воспитывается в обществе, некоторые авторы склоняются к мысли, что биосоциальной является как природа, так и сущность человека [1, с. 90].
Существуют и другие точки зрения относительно сущности человека. По мнению М. Шелера, сущность человека заключается в его духовности, которая не сводится к психическим функциям и способностям. Такое «духовное» существо не привязано к влечениям и окружающему миру, но «свободно от окружающего мира» [18, с. 53]. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы [3, с. 125-29]. Согласно определению К. Маркса: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» [10, с. 265]. Г. Г. Кириленко и Е. В. Шевцов полагают, что «сущность человека» - это понятие из мира должного, притягательный образ для сверхчеловека. Марксово определение сущности человека, по мнению авторов, при ближайшем рассмотрении обнаруживает эту идеальную нормативность, недоступность для полного и окончательного воплощения [15, с. 542]. Н. А. Белоусов, анализируя метафору: «человек есть ансамбль всех общественных отношений», также отмечает, «что данное положение необходимо рассматривать скорее как методологический принцип, а не как констатацию какого-либо эмпирического факта» [3, с. 47]. Сущность человека следует искать не внутри организма, а во всех тех отношениях, в которые люди вступают между собой. Поэтому слова К. Маркса можно понимать не только как способность быть «всем», но и в том смысле, что сущность человека социальна. Ибо только в обществе, общаясь с другими людьми, индивид, имеющий соответствующие генетические предпосылки и принадлежащий к виду Homo sapiens sapiens, может стать человеком в полном смысле слова. Об этом свидетельствуют встречи с феральными людьми. Феральные люди – это существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Этот термин ввёл в научный оборот шведский учёный К. Линней в XVIII веке. Одичавших, не цивилизовавшихся людей называют ещё «детьми джунглей» или «маугли». Возможность социализации «маугли» носит крайне ограниченный характер и не приводит к возникновению личности. Науке известно свыше 30 случаев, когда дети вырастали среди животных, как маугли из повести Р. Киплинга. «Маугли», возвращенные в общество, смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из нескольких десятков слов. Они так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу, прожив в человеческом обществе не более десяти лет [8, с. 59].
Существует мнение, что в ходе индивидуального психического созревания существует некий критический период - в возрасте примерно от 7 до 9 лет, перевалив за который, дети-маугли (если они не были возвращены к людям доэтого) окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными. Правда, известно немало случаев, когда детей, воспитанных животными, возвращали в общество в более раннем возрасте, но полноценными людьми они уже не смогли стать. Истории известны примеры другого рода. Слепоглухие дети, обучавшиеся с раннего возраста по специальной методике А. И. Мещеряковым, успешно включались в нормальную человеческую деятельность, достигали значительных высот в духовном развитии. Несколько воспитанников А. И. Мещерякова окончили МГУ им. М. В. Ломоносова. Известный отечественный философ Э. В. Ильенков, наблюдавший за духовным развитием этих рябят в период обучения в университете, отмечал их хорошие знания в области философии. Один из них А. И. Суворов стал научным сотрудником Института психологии РАО. Он принимал участие в телевизионных передачах. Однако речь А. И. Суворова по интонациям голоса отличается от речи людей, которые слышат свою речь. Данные примеры свидетельствуют о том, что социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в социальное. Понятие «человек» отражает, прежде всего, то общее, что присуще всем людям. Данное понятие необходимо отличать от понятия «индивид». Индивид – это отдельный обособленный член социальной общности: народа, общества, класса, социальной группы. Формируясь в условиях определенной социальной среды, человек сохраняет определенные биологические свойства. Механизм взаимодействия и взаимопроникновения биологического и социального в природе человека представляет важную проблему, требующую дальнейшего изучения. Преобразование биологического под воздействием социальных отношений и человеческой деятельности отнюдь не ведет к исчезновению природного в человеке. Диалектическое единство и взаимопроникновение биологического и социального не означает ни их взаимного растворения, ни параллельного сосуществования двух начал. Биологические структуры и функции человеческого организма под воздействием социального фактора (прежде всего, трудовой деятельности) в значительной мере (но не полностью) претерпели модификацию и достигли в ряде отношений более высокого уровня развития, чем у других представителей животного мира. Иными словами, биологическое в человеке предстает в самой сфере социального в снятом виде. Сочетание биологического и социального в термине «биосоциальное» следует понимать как соподчиненное, причем социальное сохраняет приоритетную, а именно интегративно-преобразующую роль. В человеке не только биологическое сохранено в социальном, но и физическое в химическом, химическое – в биологическом и т. д. [13, c. 48]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.007 с.) |