Особенности познавательной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности познавательной деятельности человека



 

Познание является особым видом духовной деятельности человека. Раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности называется теорией познания или гносеологией (эпистемологией). Она анализирует всеобщие основания, позволяющие рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей [19, с. 678]. Существуют различные теории познания, с которыми Вы познакомитесь, изучая философию.

С точки зрения диалектического материализма, познание – это диалектический процесс взаимодействия субъекта и объекта. Объект определяет субъект и форму активности с ним. Например, для изучения микроорганизмов исследователю необходим микроскоп. Если субъект недостаточно изучил или пренебрегает закономерностями объекта, то неизбежно впадает в логические противоречия. Данная ситуация осознается субъектом как проблемная и тем самым стимулирует его к новым творческим поискам. Объект воздействует на субъект и отражается в сознании субъекта в формах активности последнего (в виде представлений, понятий и т. п.). Активное взаимодействие субъекта с объектом – не только условие возникновения, но и средство разрешения противоречия между ними, залог адекватного отражения объекта. Чем всестороннее изучается объект, чем в больших формах творческой активности раскрывает он свое содержание субъекту, тем глубже и доступная ему истина. Речь идет об использовании познающим человеком различных познавательных средств: приборов, чертежей, схем, моделей, символов, методов и т. д. [13, с. 163-167, 182] Взаимодействие субъекта и объекта осуществляется как единство противоположностей, каждая из которых находит условие своего развития в другой. Если субъект является ведущей, то объект – определяющей стороной познавательного отношения.

Желаемым результатом познания является достижение истины, получение знания, позволяющего ориентироваться в окружающем мире. Однако в результате познавательной деятельности может возникнуть заблуждение. Рассмотрим основные гносеологические понятия.

Ключевым понятием любой теории познания является истина, т. е. адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от субъекта и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Н. А. Бердяев весьма точно заметил, что «истина же не есть просто то, что существует, истина есть достигнутое качество и ценность, истина – духовна» [3, c. 452]. Ценность истины определяется тем, что она дает человеку верные ориентиры в окружающем мире.

Будучи объективной по содержанию, истина является субъективной по форме выражения. Познавая истину, люди выражают ее в формах своей активности: понятиях, законах, теориях и т. д. Истина представляет собой процесс. Для ее характеристики как процесса применяются категории абсолютного и относительного. Абсолютная и относительная истина – два необходимых момента одной и той же объективной истины. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются по степени точности и полноте его отражения.

Под абсолютной истиной понимается: 1) полное, исчерпывающее знание о действительности – гносеологический идеал; 2) такой элемент знаний, который не может быть опровергнут в будущем (например, факт, что Великая Отечественная война в нашей стране началась в 1941 году). Относительность истины заключается в ее неполноте, приблизительности, незавершенности. Конкретность истины состоит в том, что познавательные результаты такого рода отражают ситуации, связанные с условиями определенного времени и места, поэтому их можно использовать применительно именно к этим условиям. Так, теоретические положения Евклидовой геометрии могут применяться в условиях макромира (обычных земных условиях), но не в условиях мегамира (космоса).

Заблуждение – иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение может явиться следствием абсолютизации отдельных моментов или сторон объекта. Заблуждения представляют собой неизбежный, но необходимый момент движения познания к истине. Заблуждение отличается от лжи – намеренного искажения истины, неправды, обмана, а также от ошибок, возникающих вследствие неправильных действий индивида.

Важнейшими предпосылками преодоления заблуждений является изменение и совершенствование породивших их социальных условий, зрелость общественно-исторической практики, совершенствование конкретных методов познания и проверки его результатов.

Знание – это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное отражение её в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. В научно литературе встречаются мнения о том, что знание может быть ложным. О таком толковании знания можно говорить лишь в широком смысле. Более правильной представляется позиция, рассматривающая знание и истину как сопоставимые понятия, как близкие по смыслу. Такая традиция идет от древнегреческих философов Платона и Сократа. Сократ полностью переосмыслил старинное дельфийское изречение «Познай самого себя!» и отождествил знание с благом, добродетелью. Вряд ли можно считать добродетелью ложь. «Знание – сила», - сказал Роджер Бэкон. Эти слова стали девизом философских поисков Френсиса Бэкона, который также занимался разработкой экспериментальных методов научного познания. В них подчеркивается ценность знания для человека, благодаря которому он может добиваться поставленных целей, успешно решать проблемы не только выживания, но и повышения своего благосостояния, удовлетворения духовных потребностей.

В процессе жизни человеку приходится воспринимать и осваивать самую различную информацию. Информация – это сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. Информация, с которой приходится сталкиваться ученым, философам или людям в повседневной жизни далеко не всегда бывает истинной во всех аспектах, а иногда бывает просто ложной, неправильной. Неправильная информация может явиться и следствием ошибки.

В условиях плюралистического рыночного общества возрастают возможности для дезинформации в виде коммерческой и политической рекламы, обмана в межличностных взаимодействиях. Люди становятся жертвами дезинформации в условиях конкурентной и жизненной борьбы, если не умеют вовремя распознать обман, отличить правду от лжи, истину от заблуждения. Интеллектуальная культура личности предполагает эти умения [18, с. 194].

В целом познание носит творческий характер и представляет собой процесс углубления наших представлений об окружающем мире, т. е. движение от незнания к знанию, от знания неполного и неточного к знанию все более полному и точному.

Познание тесно связано с практической деятельностью людей. Под практикой понимается материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, в процессе которой происходит освоение и преобразование природных и социальных объектов. Практика является всеобщей основой, движущей силой развития человеческого общества и познания.

Наиболее важные формы практики: материальное производство (труд), деятельность, направленная на преобразование природы; изменение существующих социальных отношений в процессе революций, реформ, войн, а также преобразования каких-либо социальных структур; научный эксперимент – активная (в отличие от наблюдения) деятельность по созданию человеком искусственных условий, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания заключаются в следующем:

1. Практика является источником познания. Появление многих знаний вызвано ее потребностями. Например, астрономия возникла в связи с потребностями торговли и мореплавания.

2. Практика выступает как основа познания и его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, формы и уровни познания с его начала и до конца. Она ставит перед познанием определенные проблемы, требующие решения. Обусловленность познания практикой проявляется в том, что его объектом становятся лишь те явления, вещи и процессы, до преобразования которых «дозрели» общественные отношения и средства практического изменения мира. Так, современное состояние общественных отношений сделало актуальным исследования в области антропологии. Практика обеспечивает познание различными техническими средствами и приборами, оборудованием, позволяющими получить более точные познавательные результаты. То, что было недоступно с точки зрения одного конкретно-исторического типа практики, оказывается возможным с точки зрения практики другого типа, т. е. в будущем. Сегодня с помощью метода электронного микрозондирования стало возможным достаточно точно определить древность афарского австралопитека, получившего имя «Люси» (около 4 млн. лет). Эта информация, безусловно, была очень важна не только для антропологов, которые нашли фрагменты костей, но и для научной мысли в целом. [9, с. 276-279].

Практика влияет на структуру самой познавательной деятельности. В трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия убедительно доказано, что психические процессы возникают в результате интериоризации, перехода во внутренний план действий, которые субъект первоначально совершает в предметной форме. Процесс интериоризации не является буквальным копированием операций с внешними объектами. Последние подвергаются определенной трансформации, обобщению, схематизации, предстают, так сказать, в чистом виде [6; 15; 16]. Практическую обусловленность познания не следует абсолютизировать и в другом смысле. Теория воспроизводит процессы и явления в обобщенном виде, безотносительно к частной ситуации практики. Если все знание выводить только из практики, то не ясно как можно получить научное знание, не имеющее практического аналога.

3. Практика является целью познания. Многие исследования проводятся непосредственно для решения практических задач, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, а также улучшения условий их жизни в целом. Однако в каждом конкретном случае связь познания и практики не является жестко детерминированной и однозначной. Иначе не объяснить, почему существует знание, не используемое практически, а некоторые научные открытия морально «изнашиваются» так и не получив применения.

4. Практика представляет собой решающий критерий истины, благодаря чему становится возможным отделить достоверные познавательные результаты от заблуждений. В качестве критерия истины выступает общественно-историческая практика, понимаемая как процесс. Это означает, что истинность тех или иных познавательных результатов может со временем пересматриваться, поскольку сама практика развивается и совершенствуется. Существуют и другие критерии проверки истинности полученных результатов [См.: 20, с. 420-425].

Познание на всех его этапах представляет собой единство чувственного и рационального. Без одного из этих моментов оно невозможно. Органы чувств доставляют разуму соответствующие данные, а разум их обобщает и делает определенные выводы. Кроме того, чувственные данные в той или иной степени осмыслены, регулируются разумом.

Чувственные данные связывают человека с окружающим миром. Органы чувств возникли и развивались в процессе длительной эволюции и неразрывно связаны с деятельностью головного мозга. Пять основных чувств – вкус, осязание, зрение, слух и обоняние были описаны еще древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Простейший элемент чувственного опыта – ощущение. Ощущение – это отражение свойств объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга.

Пять типов ощущений соответствуют пяти органам чувств. Какой бы предмет человек не наблюдал, он охватывает, прежде всего, его внешние признаки, доступные органам чувств. Этими внешними признаками являются запах, звук, форма, цвет, твёрдость. Слепоглухие люди могут развиваться и познавать мир без опоры на зрительные или звуковые ощущения. Тем не менее, зрительные ощущения и восприятия имеют основное значение в познавательной деятельности человека. С помощью зрения он пишет и читает, воспринимает движение, свет, цвет и форму. Благодаря зрительным анализаторам человек получает до 80 % всей информации. [5, c. 149].

Восприятие – это целостный чувственный образ предмета, результат синтеза различных типов ощущений. Так, когда мы листаем книгу, вся гамма ощущений, связанных с ее объемом, форматом и цветом, соединяется в нашем сознании в единый образ книги, который мы непосредственно воспринимаем. Восприятие служит основой формирования представлений. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется представлением. Человек может представить себе когда-то виденную картину. Некоторые детали могут быть утрачены при сохранении существенных свойств, поэтому такой образ называется обобщенным. С помощью представлений человек комбинирует восприятия, трансформирует их, видоизменяет.

Переработка чувственного опыта представляет собой сложный процесс. В чувственном образе уже незримо присутствует его соотнесенность с прообразом – предметом внешнего мира. Чувственный образ несет в себе способность к распознаванию различия и сходства предметов, составляющих основу его образования. Любой чувственный образ опосредован мышлением: человек видит, слышит сквозь призму своих воспоминаний, пристрастий, знаний. В чистом виде, вне рациональных форм, чувственность не присутствует в познании [21, с. 446].

В целом чувственное познание – более непосредственно, а рациональное носит гораздо более опосредованный характер, поскольку соприкасается с внешним миром с помощью различного рода посредников (слов, символов и т. д.).

Рациональное познание наиболее адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций.

Мышление людей осуществляется в тесной связи с речью, а его результаты фиксируются в языке. Формы, принципы, категории и законы мышления обусловлены развитием труда, общественно-исторической практики. Выделяют два основных уровня мышления – рассудок и разум. Рассудок – это исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы. Рассудком называют обыденное мышление или здравый смысл. Логика рассудка – формальная логика, которая обращает главное внимание на форму знания, а не на его содержание и изменение.

Разум (диалектическое мышление) – это высший уровень рационального познания, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы. Логика разума – диалектика, представляющая собой учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.

Основной формой рационального познания является понятие. Понятия появляются в результате выделения общих признаков в совокупности различных предметов и абстрагирования от других. Понятие – форма мышления, которая отражает общие закономерные связи, существенные связи, признаки явлений, находящие выражение в их определениях. Формами движения понятий выступают суждения и умозаключения. Суждение – это связь понятий. Например, «Москва - столица России». Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений делается новый вывод в виде суждения.

Реальный процесс познания нельзя рассматривать как чисто рациональный, так как он часто переплетается с нерациональными его формами (подсознательными влечениями, интуицией, внезапным озарением). В истории науки известно немало случаев, когда самые неожиданные открытия явились результатом интуиции или внезапного озарения.

Начиная с древних времен, философы видели в познавательной деятельности путь к человеческому совершенству, видели в ней особую реальность, которая возвышается над эмпирической жизнью и привносит в душу мир и покой. Созерцательно-научной деятельности присущи особого рода удовольствия, которые никогда не могут стать избыточными. В ней человек реализует себя как целостное существо: мыслящее и чувствующее.

Достоинство созерцательно-научной деятельности усматривалось мыслителями и в том, что она предстает как свободная от забот о материальных нуждах и от гражданских обязанностей. Она подобна игре. Созерцательно-научная деятельность является роскошью человеческого бытия, не имеющей внешних стимулов, а только внутренние побудители. Человек занимается ею в силу любознательности, свободного решения, в соответствии со своими духовными интересами [7, с. 102].

Впоследствии познание превратилось в особую форму профессиональной научной деятельности. В свое время М. Вебер очень верно отмечал, что научная деятельность должна быть не только профессией, предполагающей определенную специализацию, но и призванием. А это требует от ученого вдохновения, увлечения наукой, бескорыстного служения истине, постоянной готовности к тому, что другие превзойдут его научные результаты. Раскрывая специфическое отличие научной деятельности от всех остальных элементов культуры, он писал: «Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение, доставляя «наслаждение» своими художественными качествами или оставаясь средством обучения научной работе. Но быть превзойденными в научном отношении – это, повторяю, не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в бесконечность» [4, с. 133]. Более подробно различные формы познания будут рассмотрены в следующем разделе.

 

Формы знания и познания

 

Познание как форма духовной деятельности возникло на самых ранних этапах развития общества. На каждом из этих этапов процесс познания осуществлялся в многообразных социально-культурных формах.

Уже на заре человечества существовало обыденно-практическое познание. Издавна люди не только стремились объяснить мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результатов. При этом они накапливали определенные сведения о природе, о самих людях, их условиях жизни и социальных связях. Массу знаний практического характера давала людям деятельность охотника, рыболова, земледельца, повара, лекаря, винодела, строителя. Основой данной формы познания был опыт повседневной жизни людей. Поэтому полученные на этой базе данные не были теоретически обоснованы, а носили разрозненный характер, представляли собой простой набор сведений и правил.

В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивал не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем без специальных усилий, действуя по образцу. Оценочные знания, связанные с повседневным опытом, называют духовно-практическими. Они близки к народной мудрости. Основу народной мудрости составлял обобщенный опыт многих поколений, который фиксировался в виде описаний.

Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, содержащие практические выводы. Всем известна поговорка: «Семь раз отмерь, а один – отрежь». Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность и противоречивость. В своде народной мудрости можно найти прямо противоположные суждения по одному и тому же поводу. Например: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», а рядом – «Утро вечера мудренее». Это обусловлено тем, что в ней отражено отношение разных людей к одним и тем же ситуациям.

Игровое познание как одна из исторически первых его форм стало важным элементом деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек приобретает большой объем новых знаний и необходимых умений, впитывает в себя богатства культуры. Игра способствует формированию духовного мира и навыков общения детей, помогает им осваивать социальные роли. Обязательным элементом в современной системе подготовки и переподготовки кадров стали деловые игры. Сегодня понятие игры широко используется в математике, экономике и других науках. В научном познании, благодаря использованию специальных игровых моделей и игрового сценария, рассматриваются различные варианты течения сложных процессов и решения научных и практических проблем.

Важную роль на начальном этапе исторического развития человечества играло мифологическое познание. Его особенность заключается в фантастическом отражении реальности. В отличие от науки, стремящейся объяснить мир, установить взаимосвязь между причиной и следствием, миф заменяет объяснение рассказом о происхождении, творении мироздания или его отдельных проявлений. Он как бы совмещает в себе обязательный рассказ о прошлом и объяснение настоящего и будущего. Например, в греческой мифологии происхождение науки, знаний о мире объясняется подвигом Прометея, который похитил «премудрое умение» Гефеста и Афины вместе с огнем, так как без огня им невозможно было воспользоваться. Прометей наделил людей разумом. Он научил их также строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежду, считать, писать, читать, приносить богам жертвы.

В мифах, наряду с повествованием о важных для людей событиях содержались определенные знания о природе, космосе, об исторических событиях и условиях жизни людей, о системе ценностей и формах общения, принятых в данном обществе. Так, знания о смене времен года содержались в календарных мифах и были связаны с повествованием об умирающих и воскрешающих богах и героях (Осирисе, Деметре, Персефоне и др.). Примером мифов о реальных исторических событиях и персонажах могут служить мифы о Троянской войне, о которой известно не только по дошедшим до нас сказаниям, но и по данным раскопок немецкого археолога Шлимана.

Исследования в области философии структурализма показали, что мифологическое мышление – это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений [20, с. 368].

В рамках мифологии зарождалась художественно-образная форма познания, которая в последующем получила развитие в искусстве. Искусство имеет дело с художественным освоением мира в различных формах (живопись, скульптура, музыка, литературная проза, поэзия, театр и т. д.). Оно не ограничивается познанием мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Однако, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир.

Историческое прошлое можно изучать по архивным документам и археологическим находкам, а можно узнавать о нем с помощью художественных произведений. Художественное произведение дает эмоционально окрашенное и яркое представление о том, как выглядели герои прошлого, что чувствовали и о чем думали, как вели себя в определенных обстоятельствах, а также помогает ощутить дух времени. Неслучайно поэтому литературный критик В. Г. Белинский назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», так как в нём перед читателем открываются не только картины природы, но и самые разные стороны жизни русского общества начала XIX века.

Благодаря произведениям скульптуры современники могут получить наглядное представление о внешности философов, полководцев и других выдающихся людей древности. Еще большей художественной выразительностью обладает искусство кино. Так, просмотр фильма известного режиссера С. Ф. Бондарчука «Война и мир» дает возможность зрителю стать как бы участником героических событий Отечественной войны 1812 года.

К числу древних форм познания, генетически связанных с мифологией, относятся философское и религиозное познания. Одной из актуальных проблем социально-философского и культурфилософского знания является проблема Запад-Восток. Опасность духовной деградации продолжает исходить от установок Западной цивилизации, развивающей новоевропейскую теорию мироотношения. Рационально-предметное понимание мира, оценка места и роли человека находит своё преломление в отношении западного мира к культурам не-западного происхождения. Только в диалоге с другой культурой, как обоснованно считает А. Г. Инговатова, «появляется шанс и возможность приблизиться к истине, выходящей за пределы «частной культурной правды», встаёт вопрос об истинных основаниях человеческой культуры» [12, с. 84].

Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное. Достаточно мудрой и глубокой сокровищницей знаний религиозного и этического характера, накопленных людьми тысячелетиями, являются, например, Библия и Коран. Библейские истины, гласящие о том, что человеку в тех или иных формах возвращается как добро, так и зло, которое он направляет в мир, подтверждается практикой жизни многих людей.

Основной формой познавательной деятельности в современных условиях является наука. До Нового времени существовали определенные элементы и предпосылки науки. Наука как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт возникла в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. Одним из решающих факторов в возникновении экспериментально-математической науки о природе и формировании всего современного естественнонаучного знания стала секуляризация. Понятие «секуляризация» («обмирщение») обычно употребляется для характеристики духовного, социального и экономического высвобождения общества и человека от религии и церковных институтов [11, с. 74]. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно, но в тесной связи с практикой, получая от неё импульсы для своего развития и, в свою очередь, воздействуя на ход практической деятельности. Наука приобретает важное социальное значение и способствует развитию самого человека.

Наука – это форма духовной творческой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, непосредственной целью которой является постижение истины и открытие объективных законов.

Современную науку принято называть «большой наукой». В ней выделяют три главных аспекта: наука как особого рода деятельность, наука как совокупность знаний (процесс познания), отвечающих определенным критериям, и наука как социальный институт, т. е. совокупность людей, организованных в коллективы («научные сообщества»), занимающие особое место в обществе и выполняющие соответствующие общественные функции.

Сегодня научная деятельность осуществляется усилиями огромного числа разнообразных исследовательских институтов и организаций, действующих как в масштабах отдельной страны, так и на международном уровне. За последнее столетие масштабы научной деятельности возросли во много раз. Так, если в 1900 году в мире насчитывалось около ста тысяч профессиональных ученых, то в конце двадцатого столетия их стало свыше пяти миллионов. Около 90 % всех научных изобретений и открытий, совершенных когда-либо человечеством, пришлось на XX век. При этом количество мировой научной информации удваивалось каждые 10-15 лет. Около 90 % ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками [22, с. 436].

Как творческая деятельность по получению нового знания, наука представляет собой единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний. В то же время в ней существуют множество отраслей знания (частные науки), которые изучают разные формы движения материи. По предмету и методу познания выделяют науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика). Отдельную группу составляют технические науки. Своеобразной наукой является математика.

Наука в качестве формы познания, типа духовного производства и социального института изучает также сама себя с помощью комплекса таких дисциплин, как история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, науковедение и др.

Научное мышление требует строгости и однозначности, оно невозможно без внутренней стройности и логической выдержанности построения мысли. Поэтому в последние десятилетия бурно развивается наука о логике научного исследования – эпистемология, составляющая часть учения о познании – гносеологии [5, c. 229].

Сегодняшняя наука во многом принципиально отличается от науки предшествующих веков. В 80-90-е гг. XIX в. завершается формирование того типа научного знания, который квалифицируется как «классический». Исследователи науки считают, что так называемый кризис в науке на рубеже XIX-XX вв., знаменовал собой начало перехода науки из классической фазы своего развития в постклассическую. Переход науки, прежде всего, естествознания, в новую фазу явился характерной приметой XX столетия.

Основные особенности современного научного познания. Главная задача научного познания состоит в обнаружении объективных законов действительности. Однако постклассическая наука по-новому ставит проблему объективности, поскольку вынуждена признать, что человек является неотъемлемой частью той реальности, которую он изучает, т. е. приходится изучать процесс взаимодействия человека с изучаемым объектом. Речь идет о признании субъектности научного знания, которое не следует путать с субъективным произволом. Одним из наиболее наглядных проявлений субъектности принято считать особенности познания мира элементарных частиц. Прибор, осуществляющий регистрацию процессов микромира, становится фактором поведения микрочастиц, которые в его отсутствии, вероятно, вели бы себя по-другому. Поэтому, с новой точки зрения, объективность научного знания понимается как обусловленный особенностями объекта (которые в полной мере неизвестны исследователю) характер его ответной реакции на познавательные действия субъекта.

Новое понимание объективности не означает разрыва связи с практикой: знание ответных реакций объекта позволяет прогнозировать практическую деятельность, создавать технические устройства и разнообразными способами использовать научные достижения для удовлетворения потребностей людей.

Обнаружение принципиальной хаотичности и неопределенности ряда процессов и состояний привело к тому, что в современной науке, наряду с динамическими закономерностями, все большую роль играют закономерности вероятностно-статистические. Закономерности динамического типа (например, в классической механике) позволяют предсказывать поведение объектов точно и определенно. Что касается вероятностно-статистических закономерностей, то они не позволяют делать абсолютные предсказания.

Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является постижение объективной истины преимущественно с помощью рациональных средств и методов. В то же время современная наука вынуждена признать существенную роль познавательных внерациональных средств.

Научное познание представляет собой сложный противоречивый процесс производства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке, естественно сформировавшемся у каждого народа, а также в искусственном (математическая символика, химические формулы) языке. В процессе создания теорий учёными используется опыт обыденного познания. Теоретическая разработка проблем происходит в условиях непрерывного самообновления концептуального арсенала науки.

Современное научное познание невозможно без применения таких специфических материальных средств, как приборы, инструменты, компьютеры, радиотелескопы, электронные микроскопы, синхрофазотроны и т. д. Все эти средства используются главным образом в процессе изучения природных объектов для осуществления наблюдения и проведения экспериментов. Благодаря использованию сложных технических средств, стало возможным изучение в равной мере объектов микромира, макромира и мегамира. Предметы макромира исследователь может наблюдать непосредственно с помощью несложных приборов таких, как бинокль или оптический микроскоп. Процессы, происходящие в микромире и мегамире, наблюдать непосредственным путем невозможно. Ученый имеет дело с отображениями, носящими вторичный характер. Картина происходящего здесь реконструируется, а наглядность становится чисто условной.

Кроме материальных средств, в науке используются различные идеальные средства и методы: диалектика, кибернетический и др. Ввиду того, что эксперимент не всегда пригоден для изучения объектов микро- и мегамира, в современной науке значительная роль отводится моделированию, т. е. использованию заместителей реального объекта, воспроизводящих его особенности и позволяющих выявлять закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир. Наиболее перспективным в этом отношении является математическое моделирование, которое выражает тенденцию к интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.

Характерной чертой классической науки была отчетливая дисциплинарность знания. К XIX в. сложились основные естественные науки (физика, химия, биология и др.), но уже к концу этого века появился ряд междисциплинарных направлений. В XX в. резко усилился процесс возникновения смежных направлений. На стыке классических наук возникли такие новые науки, как физическая химия, биогеохимия и др. Процесс интеграции сопровождался созданием общенаучных дисциплин и методов, применимых для многих наук. В этой связи необходимо сказать о теории систем, синергетике и т. п.

Большое значение в научном исследовании имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, что необходимо для уверенной ориентации в сложной системе научного знания, в котором немало догадок и предположений, а также для получения обоснованных результатов и достоверных выводов.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия, т. е. изучение самих научных методов, средств и приемов, при помощи которых познаются объекты научного познания [20, с. 451-453; 22, с. 437-442]. Впервые в современном смысле употребил понятие рефлексии философ Дж. Локк. По его мнению, рефлексия – особое оперирование субъекта с собственным сознанием, порождающее в результате идеи об этом сознании. Внешний опыт, базирующийся на «ощущениях», был отделён от внутреннего опыта, основанного на способности человека анализировать своё собственное мышление [23, с. 67].

Научное познание должно быть достаточно хорошо обосновано. Внимание к поиску исходных, базисных элементов знания привело к разработке проблемы соотношения чувственного и рационального, эмпирического и теоретического.

Большинство специалистов по методологии научного познания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 2364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.67.16 (0.044 с.)