Игра как вид свободной деятельности человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как вид свободной деятельности человека



 

С игрой человек сталкивается с самых ранних лет своей жизни. Вероятно, раньше, чем задумывается над смыслом этого понятия. Однако адекватно раскрыть его смысл не является столь простым делом, как это может показаться на первый взгляд. Неслучайно поэтому в литературе встречаются самые различные характеристики природы игры. Одни авторы пытаются найти аналоги игры в поведении животных и даже в явлениях неживой природы, а другие понимают под игрой одно из специфических состояний, свойственных только человеку. Все эти обстоятельства предполагают специальное рассмотрение различных взглядов на природу игры.

Игра как один из феноменов человеческого бытия давно привлекала внимание философов, эстетиков, психологов, историков и других ученых. Основы теоретического анализа проблем игры были заложены Ф. Шиллером в его Письмах об эстетическом воспитании человека и Г. Спенсером в фундаментальных «Основаниях социологии». Ф. Шиллер рассматривал игру как важную характеристику сущности человеческого поведения, а также обращал внимание на ее эстетическую природу. По его мнению, игра – это наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка сил. Г. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, отметив распространение игры у высших животных и ее упражняющую функцию. Аналогичных взглядов придерживался К. Гросс, который связывал игру с формой упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения, проистекающей из внутренней потребности высших видов животных в деятельности.

Ф. Бёйтендейк подверг теорию К. Гросса критике, указав, что инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении. Исследователи обращали внимание и на другие недостатки этой теории, в частности, на отождествление игры человека и животного. Сам Ф. Бёйтендейк относил игру к категории ориентировочно-исследовательской деятельности, рассматривая ее как действие с предметом, обладающим для животного элементом новизны. В современной этологии описывается игровое поведение животных и его отличие от других видов поведения (например, от исследовательского поведения), однако единство взглядов на природу и функции игры у животных пока не достигнуто [6, с. 195].

Большое значение игре, как феномену становления и формирования человеческой свободы, придавал Ф. Ницше. Заратустра в своей первой речи после того, как он спустился с гор, говорил о трех превращениях духа: как дух становится верблюдом, львом становится верблюд и, наконец, ребенком становится лев. Верблюд – это олицетворение выносливости, а лев – свободы и силы духа. Согласно Ницше, последнее превращение обусловлено тем, что для игры созидания духу нужна своя воля, а духовному миру ребенка в наибольшей степени свойственны и святое слово утверждения, и игра как свободное и творческое проявление духа [4, c. 18, 19]. Рассматривая игру в качестве неотъемлемой части жизни детей, Ф. Ницше не считал её чем-то несерьёзным, только забавой. «Стать зрелым мужем - это значит снова обрести ту серьезность, которою обладал в детстве, во время игр», - отмечал он в своих Афоризмах [5, с. 295].

В марксистской философии определенное внимание игре уделил Г. В. Плеханов, считавший ее важным видом человеческой деятельности, возникающей в ответ на потребности общества в воспитании детей, активными членами которого они должны стать. Как фактор психического развития и социализации, игра рассматривалась в работах отечественных психологов середины XX века Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и других. Основное внимание уделялось ролевой игре детей дошкольного возраста, в процессе которой, беря на себя роль взрослых, они воспроизводят деятельность старшего поколения и систему отношений в обществе.

Существенный вклад в теорию игры, как всеобщей характеристики человеческой деятельности внес нидерландский историк и теоретик культуры Йохан Хейзинга (1872 - 1945), автор фундаментальной работы «Homo ludens» («Человек играющий»). Он впервые выдвинул идею игры как всеобщего принципа источника, формирования и функционирования культуры. Несомненная ценность этой работы для антропологии связана с тем, что она основывается на большом фактическом материале, характеризующем образ жизни, традиции и обычаи народов различных эпох.

Й. Хейзинга считает, что игра старше культуры, так как понятие культуры предполагает человеческое сообщество, а «животные играют точно так же, как люди». По его мнению, основные черты игры уже присутствуют в игре животных» [8, с. 10].

Й. Хейзинга раскрывает основные признаки игры: действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла, в обозримом порядке, по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Она может целиком овладевать играющим, хотя является вне повседневной жизни выполняемым занятием, которое осознается как «невзаправду». Игра – это сфера свободной деятельности. Понимая, что свободу трудно связать с деятельностью детей и животных, он находит выход из данной ситуации в утверждении: «Ребенок и животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода» [8, с. 18]. Игра вызывает настроение отрешенности и восторга – священного или просто праздничного, в зависимости от того, является ли игра сакральным действием или забавой. Пока происходит игра, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка. Игровое действие сопровождается чувствами подъема и напряжения, а также несет с собой радость и разрядку [8, с. 152]. Характерной чертой игры является непредсказуемость, наличие тайны. Й. Хейзинга не рассматривает как нечто окончательное противоположность «игра – серьезное», так как существуют серьезные игры (например, игра в шахматы). С его точки зрения, человек играет для удовольствия и развлечения ниже уровня серьезной жизни, но он может играть и выше этого уровня, играть с красотой [8, с. 31].

По Й. Хейзинги, игра способствует развитию телесных и селективных способностей детей и животных. Функции игры в ее высокоразвитых формах он выводит из двух существенных аспектов, в которых она проявляется. Й. Хейзинги считает, что игра – это борьба за что-нибудь или представление чего-нибудь, т. е. является состязанием в том, кто лучше других что-то представит. Игра-агон (состязание) в её различных формах (состязание в хуле, браваде, кровавые поединки и т. д) в работе рассматривается очень подробно.

Й. Хейзинга подчеркивает, что культура возникает не как игра и не из игры, а в форме игры, культура первоначально разыгрывается. По мере развития культуры игровой элемент в целом отступает на задний план. Он нашёл своё выражение в поэзии, правосознании, в формах политической жизни и т. д. Й. Хейзинга рассматривает игровые формы философии, искусства, а также войну, правосудие и науку в свете игры-состязания.

Думается, что такой ракурс рассмотрения форм культуры (сквозь призму одной формы игры) не является вполне удачным, так как не позволяет раскрыть специфику различных ее форм. Необходимо также отметить, что в результате анализа игровых элементов культуры и определения признаков игры Й. Хейзинги не удалось в полной мере раскрыть суть феномена игры. Мы согласны с Ф. И. Минюшевым в том, что «эти признаки не конституируют игру, они лишь сопровождают ее», ибо их можно в той или иной степени приписать любому миру людей. Если судить о природе игры только по ее признакам, то легко прийти к выводу, что вся жизнь людей представляет собой игру [3, с. 238.]. А на такой вывод не решается и сам Й. Хейзинга. К сказанному можно добавить, что не помогает раскрыть специфику игры мнение данного автора о том, что играют и животные. На наш взгляд, рассуждения о свободе животных относятся к числу слабых мест анализируемой книги.

В последнее время в научных кругах возрос интерес к философскому наследию Михаила Михайловича Бахтина (1895 - 1975). В его эстетических работах игра рассматривается в социально-философском плане как форма бытия, как образ жизни широких народных масс, в противовес официальному общественному порядку. С точки зрения Бахтина, игра - это праздничное бытие народа, выступающее неиссякаемым источником народной мудрости, свободы, фольклора, искусства. Она является источником профессионального искусства, что находит выражение в величайших творениях В. Шекспира, Ф. Рабле, С. Сервантеса, А. Пушкина, П. Ершова, М. Салтыкова-Щедрина.

В творчестве М. М. Бахтина игровая культура народа представлена как адекватное выражение его духовного мира. В римских сатурналиях, средневековых карнавалах, русских игрищах жизнь народа приобретет новый смысл и новые цели. В этих проявлениях культурной жизни осуществляется своего рода компенсаторская функция игры. Важнейшими атрибутами игры, по М. М. Бахтину, выступают юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений между ее участниками, преодоление жесткости социальной иерархии, социальных ролей личности. Благодаря этим свойствам игра компенсирует внешнюю необходимость жизни с ее обязательностью, иерархичностью и жесткой структурированностью [9, с. 125].

Исключительно важное место игра занимает в творчестве немецкого философа-феноменалиста Эйгена Финка (1905 - 1975) - ученика и сотрудника Э. Гуссерля. На русском языке опубликована работа Э. Финка «Основные феномены человеческого бытия». Относя к числу основных феноменов бытия человека труд, власть, любовь, смерть и игру, он посвящает работу рассмотрению содержания, статуса и формам игры, а также возможным способам ее постижения. Э. Финк дает весьма лаконичное и достаточно точное определение игры: «игра: не просто калейдоскоп игровых актов, но прежде всего основной способ человеческого общения с возможным инедействительным» [7, с. 363]. Он считает игру общечеловеческой ценностью, без которой человеческое бытие превратилось бы в растительное существование.

Э. Финк справедливо подчеркивает: «Играть может только человек. Ни животное, ни бог играть не могут» [7, с. 360]. Животное не играет потому, что ему недоступен выход за пределы собственной природы и своего реального бытия. «Животное не знает игры фантазии как общения с возможностями, - пишет автор, - оно не играет, относя себя к воображаемой видимости» [7, с. 371]. Бог не нуждается в таком выходе, ибо для него не существует нереального мира. Божественный разум безграничен, закончен и завершен. Человек же в игре выходит за пределы «отведенной для него природы». В игре человек значительно расширяет свои возможности, способности и даже может выйти за рамки необходимости.

Э. Финк раскрывает характерные черты игры. Игра – это не только возможность ребенка, но и человека вообще. Процесс игры вызывает игровое удовольствие. Он обращает внимание на то, что «игра-страсть, переживаемая как удовольствие, влечет за собой катарсис души, который есть нечто большее, нежели разрядка застоявшихся аффектов» [7, с. 366]. Игра связана с правилами, которые она сама себе ставит и которым покоряется. Игрок играет с самим собой, принимая на себя определенную смысловую функцию в смысловом целом общественной игры: он играет средствами игры, вещами, признанными подходящими или специально для нее изготовленными. К ним относятся: игровое поле. Обозначение границ, отметки, необходимые инструменты, а также вспомогательные средства вещественного характера. Если игра в форме соревнования нуждается в разнообразном игровом инвентаре, то игра-представление – в настоящей игрушке. Игрушка является реальной вещью в реальном мире и одновременно вещью в воображаемом мире. Игрок также - просто человек, который играет, и одновременно – герой в соответствии с игровой «ролью».

Ключевым понятием для игры-представления является «игровой мир». Он находится одновременно внутри самих людей (в представлениях, помыслах и фантазиях самих играющих) и вне их, в качестве ограниченного воображаемого пространства, границы которого знают и соблюдают объединившиеся игроки. Игровой мир существует только в воображении, но занимает в реальном пространстве особое игровое пространство, а в реальном времени – особое игровое время: один час «игры» может охватывать жизнь целого поколения.

Игра является не только способом становления личности, она не сопровождает человека всю его жизнь. Подобно труду, любви, власти, смерти, игра есть экзистенциальный феномен. Через игру человек «пропускает» всю свою жизнь, и даже смерть. В игре он «проигрывает» и саму игру. Это позволяет Э. Финку считать, что игра есть более сущностное основание человеческого бытия, чем труд, власть, любовь и смерть. В процессе игры человек осуществляет связь с действительным и нереальным. Поэтому основным пространством реализации игры выступает духовный мир человека. Игра является одним из способов осмысления человеком своей жизни. Так или иначе, человек «проигрывает» в своем сознании любые свои действия, любые жизненные ситуации. Кроме того, наблюдая игру актеров на сцене, он может лучше понять себя, осознав идентичность черт своего характера с духовными особенностями персонажей пьесы [7, с. 388].

Игра осуществляется в свободное от повседневных забот время. Она - инструмент свободного выбора человека. Играя, человек может, как бы отстранить от себя свое прошлое и вновь начать с точки отсчета. Прошлое вновь оказывается в его распоряжении, и он может пересмотреть свои поступки, скорректировать намечаемые действия. Только в игре человек вновь может стать тем, кем перестал быть в реальном мире. Аналогичная позиция возможна и по отношению к будущему. В игре человек способен к самому свободному предвосхищению (например, устранить любые препятствия). Мы разделяем точку зрения исследователей игры, считающих, что она способствует процессу самопознания, самовоспитания, совершенствования, утверждения человека как личности.

Э. Финк отмечает наличие игровых элементов в сферах труда и политике, во многих областях культуры. Праздничная игра стала корнем и основанием искусства. Согласно его взглядам, не все игры представляют собой искусство, но искусство является наиболее оригинальной формой игры, «она есть высочайшая возможность посредством «видимости» явить сущность». «Репрезентирующая функция игры, - пишет Финк, - исполняется тут двояко: фигура игрового мира замещает нечто, что обладает сверхреальностью сущности, а декорация замещает всю вселенную» [7, с. 402.].

Исследователи творчества Э. Финка, оценивая несомненный вклад, внесенный им в теорию игры, не без основания отмечают определенные, слабые стороны его концепции. В частности, В. В. Шаронов обращает внимание на то, что Э. Финк чересчур настойчиво акцентирует такие черты игры, как а) отсутствие целей за ее собственными пределами, ее не нацеленности за пределы внутреннего духовного мира человека; б) самоценность игры как отдохновения от тягот реального внешнего бытия; в) изначальность игры и в этом плане невыводимость ее из объективных условий и обстоятельств реальной жизни человека; г) невозможность рационального проникновения в сокровенный смысл игры.

Эти акценты отрывают игру от внешней действительности бытия, что не согласуется со многими другими тезисами Э. Финка, например, с положением о всебытийности игры [9, с. 127]. К этому ценному замечанию В. В. Шаронова следует добавить, что данные акценты не вполне обоснованы еще и потому, что далеко не всякая игра позволяет отдохнуть от тягот реального внешнего бытия.

Изучение различных точек зрения на природу игры позволяет понять, что игра - весьма сложное и многогранное явление. Наиболее убедительными представляются взгляды Э. Финка, Ф. И. Минюшева, С. А. Смирнова, В. В. Шаронова, которые считают игру специфической характеристикой состояния человеческой духовности, видят ее отличие от похожих на игру внешних форм поведения животных, а тем более от явлений в природе. «Игра» красок, волн и звуков, забавы детенышей животных, любовные игры взрослых особей, - все это на самом деле лишь внешняя похожесть на игру, совершающуюся во внутреннем духовном мире человека и объективирующуюся в специфических поведенческих действиях… Внешний антураж человеческой игры - лишь оформление и проявление того буйства внутренних духовных сил, которое и составляет подлинное содержание игры», - справедливо отмечает В. В. Шаронов [9, с. 123].

Исходный смысл игры заключается в стремлении человека к полноте бытия, порождающее новые миры и дающее ему ощущение такой полноты. Свободное и активное состояние, которое ощущается в процессе игры, - это не тренировка и подготовка к жизни, а сама жизнь в мире символики, рожденном фантазией. Игра своим проявлением и развитием обязана природе человека, в которой заложено стремление к самоопределению в мире людей. Фантазия человека в этом случае играет роль конструктора мира игры. Однако отдельный человек, рождаясь и социализируясь, застает множество уже сложившихся форм и видов игры, поэтому его включение в мир игры производится как бы самой игрой. «Игра в той же мере творит игрока, как играющий воспроизводит и творит мир игры» [3, с. 239]. Являясь одним из феноменов бытия человека, игра в той или иной степени оказывает влияние на искусство и другие формы жизнедеятельности человека. Вместе с тем она ни в коем случае не является синонимом жизни вообще или ряда ее сфер.

Анализ различных взглядов на природу игры, позволяют сделать вывод, что сущность игры не может быть сведена к какой-либо одной из её функций. В зависимости от специфики те или иные формы игры могут выполнять важные для жизни человека функции. К числу основных функций игры можно отнести: познавательную, воспитательную, компенсаторскую и эстетическую. Важная функция игры заключается также в том, что она является фактором психического развития и социализации.

 

Классификации игр

 

Такой интересный феномен, как игра, проявляется в различных формах. В мире существует множество самых разных игр. Теоретики игры пытаются классифицировать игры по разным основаниям. Рассмотрим некоторые из этих классификаций. Представляется перспективным подход, на который обращает внимание Ф. И. Минюшев, к классификации игр. Сущность этого подхода заключается в применении дедуктивного метода расчленения одной большой игры на ряд «малых», что позволяет понять внутреннее движение игры как феномена и увидеть перспективы развития тех или иных форм игры. В рамках этого подхода выделяются следующие виды классификации игр [3, с. 240-242].

1. Р. Каюйа рассматривает четыре типа игр:

а) игра-агон (борьба, состязание). В нее играют соперники с целью одержать победу. В этой связи анализируются спортивные игры, проходящие на стадионах или спортивных залах;

б) игра-alea (жребий, игральная кость). К данной категории относятся все азартные игры, игры на везение, в которых побеждает случай. В этих играх главная роль отводится риску (например, биржевая игра, лотерея, карты, пари, рулетка). Чаще всего они проходят за игорным столом или рулеткой. Страсть к подобным играм особенно усиливается в кризисные времена, когда увеличивается число бедных, поскольку питает их мечты о лучшей жизни. В настоящее время миллионы больных - новых «наркоманов», пристрастившихся к игральным автоматам и испытывающих непреодолимую потребность в эмоциональных потрясениях, сопровождающих выигрыши или проигрыши, находятся под наблюдением психиатров;

в) игра-mimicry (подражание, имитация). Этот тип игры характерен для театра и других сценических видов искусств. Главный ее участник – актер, играющий на сцене, принципом игры которого является подражание реальности;

г) игра-ilinx, игра головокружения. Яркими примерами такой игры могут быть разного рода рискованные мероприятия вплоть до «русской рулетки». В этих случаях игрок играет с самой смертью в прятки, и на карту ставится его жизнь. Данный тип игры локализован самой жизнью играющего.

2. Выделяются три плана игры: play (играние), game (вид игры), performance (мотивация игрока, его отношение к игре). Такой метод классификации позволяет описать конкретные виды игр с четким расчленением их на составные части.

3. С. А. Смирнов, классифицируя игры, включает в схему соответствующие стили жизни людей, что делает понимание игры достаточно антропологичным. Его классификация включает в себя три типа игр.

Игра-мимезис (соответствует театру, языковым играм, играм с текстом) Ее родовая природа заключается в подражании, удвоении мира (аполлоновское начало в культуре). Она находит выражение в игре воображения и ума человека с целью развития личности играющего. Эта игра может проявляться в различных квази-формах: эстетстве, салонных играх, богемном поведении.

Когда фантазия приобретает прочные формы, игра-мимезис переходит в игру-агон, родовая природа которой – борьба, состязательность с целью победы. Эта игра осуществляется в условном мире, огороженном множеством правил (рыцарские турниры, спортивные состязания, конкурсы эрудитов). Здесь свободы меньше, чем в первом типе игр, так как нет места для импровизации, индивидуальной интерпретации роли. В агонистике человек приобретает выносливость. При условии нарушения меры игры появляются квази-формы (война), которые могут привести к уничтожению игрока и данного типа игры.

Игра-экстазис доводит борьбу до предела, игрок ходит по краю пропасти, вплоть до тяжбы с Богом (Гамлет, Дон-Кихот). Родовая природа этой игры: постижение смысла бытия, построение своего мира, дионисийское начало в культуре. Данный тип игры нашел свое воплощение в героях А. С. Пушкина: Евгении из «Медного всадника», Сальери, Германе из «Пиковой дамы». На примере своих героев великий русский писатель показал как идея, становящаяся абстрактным принципом, знаменем, фетишем, превращается в идола, в дубинку для уничтожения живого. Идолу нужна олицетворенная сила, и он находит ее в лице фанатика. Квази-формами игры-экстазис являются рулетка, кости, карты [3, с. 242].

Учитывая проблемы, которые могут возникнуть в практике социальной работы, необходимо специально рассмотреть взгляды на игру американского психотерапевта Э. Берна – автора известной книги «Игры, в которые играют люди». В ней он называет игрой серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций (единиц общения) с четко определенным и предсказуемым исходом. Эта серия ходов содержит ловушку, какой-то подвох. Для психологических игр характерно наличие: 1) скрытых мотивов; 2) выигрыша [1, с. 36].

Характер трансакций зависит от состояния Я (или системы чувств, представляющих собой набор согласованных поведенческих схем). Каждый человек располагает ограниченным репертуаром состояний, присущих его Я. Неформально проявление этих состояний Я Э. Берн называет Родитель, Взрослый, Ребенок. Родитель - это олицетворение нормативности, традиционализма, воспитательного начала. Он передает опыт, помогает Взрослому сберечь массу времени и сил для решения нестандартных проблем. Ребенок является источником интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Взрослый рационально относится к жизни: в суждениях и поступках руководствуется понятиями полезности и целесообразности. Он контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними. Все три аспекта в структуре личности очень важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы, когда один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. Преобладание во внутреннем мире того или иного человека одного из этих аспектов во многом обусловливают его стремления, поступки и участие в определенных типах игр.

Игры, в которые играют люди, передаются от поколения к поколению, от родителей к детям в процессе воспитания. Друзья, партнеры и близкие люди чаще всего выбираются из числа тех, кто играет в те же игры. По Берну, игры являются неотъемлемой частью неосознаваемого плана жизни (сценария) каждого человека, заполняя время ожидания развязки сценария и в то же время приближая ее. Э. Берн описывает сценарии жизни, которые реализуются как в трансакциях, так и во внутреннем мире человека. Сценарий должен закончиться чудом или катастрофой в зависимости от его конструктивности или деструктивности. Игры бывают конструктивные и деструктивные.

Э. Берн предлагает различные классификации игр. Например, он классифицирует игры на основе следующих факторов: 1) число игроков; 2) используемый материал (слова, деньги, части тела); 3) клинические типы (истерический, депрессивный и т. д.); 4) психодинамические характеристики (проецирующие и т. д.); 5) инстинктивные влечения (мазохистские, садистские и т. д.).

Игры различаются по количественным характеристикам: 1) гибкость (в некоторых их них используют один материал, а другие в этом смысле отличаются большей гибкостью); 2) цепкость (одни люди легко отказываются от своих игр, а другие более упорны); 3) интенсивность (одни люди играют с лёгкостью, другие – более напряженно). По наблюдениям автора книги, наиболее интенсивно играют люди, утратившие душевное равновесие (за исключением некоторых шизофреников). В концепции Э. Берна рассматриваются игры различной степени тяжести, учитывая последствия для их участников. Игра первой степени является социально приемлемой в определённом кругу людей. Игра второй степени не грозит непоправимым ущербом, но игроки предпочитают скрывать ее от посторонних. Игра третьей степени ведется до последней «точки», поэтому может закончиться в операционной, в зале суда или в морге [1, с. 50,51].

Ролевые игры выполняют различные функции: 1) удовлетворительно структурируют время; 2) выступают заменителями искренности в отношениях между людьми, выполняя своего рода компенсаторскую функцию (помогают некоторым людям поддерживать душевное здоровье). Хотя они и компенсируют отсутствие подлинно духовных отношений, однако, последствия компенсации бывают разными. Э Берн раскрывает специфику исполняемых ролей в зависимости от типов игр. Так, конструктивные игры одновременно приносят пользу другим игрокам и позволяют личности самореализоваться в позитивном смысле [1, с. 141]. К числу хороших игр относятся: «Трудовой отпуск», «Кавалер», «Рад помочь вам», «Местный мудрец», «Они будут счастливы, что знали меня». Их доля сравнительно невелика среди остальных игр, анализируемых Э. Берном.

Большинство психологических игр, с точки зрения Берна, несут в себе негативный потенциал. В таком свете автор рассматривает целый ряд игр, относящихся к категориям: «Игры на всю жизнь», «Супружеские игры», «Игры в компаниях», «Сексуальные игры», «Игры преступного мира», «Игры на приеме у психотерапевта». Деструктивные игры становятся источником ролевых конфликтов, имеющих тяжелые последствия для их участников: заканчиваются разводом, например, в супружеских играх, потерей психического здоровья и т. п. Поэтому участники таких игр, как «Посмотри, что я из-за тебя сделал», «Алкоголик», «Загнанная домохозяйка» могут вполне стать объектом для социальной и психотерапевтической работы. Думается, что не все в концепции Э. Берна является бесспорным. Так, вызывает серьезные возражения его утверждение о том, что наиболее зловещей игрой является война [1, с. 37].

Представляется актуальным с антропологической точки зрения более обстоятельное изучение вопроса о степени распространённости психологических игр среди населения различных стран. На наш взгляд, не все люди играют в психологические игры, но таких людей немало не только в американском обществе, но и в России. Для определения того, в какой степени люди подвержены конкретным видам игр, необходимы специальные социологические исследования.

В любом случае игры, в которых люди теряют психическое здоровье, представляют интерес для психологов, психотерапевтов и специалистов по социальной работе, в арсенале которых должны находиться методы помощи клиентам – участникам подобных игр. Изучение идейного наследия Э. Берна позволит специалистам всех этих уровней значительно укрепить свою теоретическую базу. Прочитав книгу известного отечественного психотерапевта М. Е. Литвака «Если хочешь быть счастливым», можно убедиться в эффективности применения метода трансакционного анализа для лечения неврозов в условиях нашей страны [2]. Вместе с тем важно обратить внимание на недопустимость ситуаций, описываемых Берном, когда участниками игр («Я всего лишь пытаюсь помочь вам», «Неимущий») бывают сами социальные работники, которые лишь создают видимость деятельности, участия в судьбе клиента, а реальной помощи ему не оказывают.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какова природа игры?

2. Кем из мыслителей была заложена основа теоретического анализа проблем игры?

3. Дайте характеристику основных функций игры?

4. Какие классификации игр Вы знаете?

5. Какое значение имеет теория игры Э. Берна для практики социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы: пер. с англ. / Э. Берн / под общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.

2. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым / М. Е. Литвак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 640 с.

3. Минюшев Ф. И. Социальная антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ф. И. Минюшев. – М.: - Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. – 288 с.

4. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. / пер. с нем.; сост., ред. и авт. примеч. С. А. Свасьян. – М.: Мысль, 1990. – С. 5-237.

5. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т. 2 / пер. с нем.; сост., ред. и авт. примеч. С. А. Свасьян. – М.: Мысль, 1990. – С. 238-406.

6. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

7. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблема человека в западной философии: переводы / сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. – М.: Прогресс, 1988. – С. 357-403.

8. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня: пер. с нидерл. / Й. Хейзинга / общ. ред. и послесл. Г. М. Тавризян. – М.: Прогресс, Прогресс-академия, 1992. – 464 с.

9. Шаронов М. Основы социальной антропологии / М. Шаронов. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.

Вопросы для итогового контроля по курсу антропологии

1. Антропология как наука. Междисциплинарный характер антропологии.

2. Антропологические основания социальной работы.

3. Антропогенез. Влияние природных и социальных факторов на эволюцию человека.

4. Отличие человека от животного.

5. Древний человек на Алтае.

6. Основные элементы этнической структуры населения.

7. Различия в адаптации к среде обитания человека и животного.

8. Влияние географической среды на морфофизиологические признаки современного человека, проживающего на территории России.

9. Влияние социокультурных факторов на конституцию и психофизиологическую природу человека.

10. Социокультурные факторы эволюции человека на рубеже ХХ и ХХI веков.

11. Человек как биосоциальное существо. Диалектика биологического и социального в человеке.

12. Теория дифференциации полов в проблемах человека.

13. Особенности формирования индивидуальных свойств личности. Генотип и фенотип.

14. Влияние нервной системы человека на формирование индивидуально-психологических различий. Соотношение способностей и склонностей.

15. Индивидуальное развитие человека. Соотношение понятий: «онтогенез», «жизненный цикл», «жизненный путь», «время жизни».

16. Особенности развития человека в различные периоды его жизненного пути. Проблема увеличения числа пожилых людей и сохранения их трудоспособности.

17. Структура личности. Элементы внутреннего мира личности и их взаимосвязь.

18. Аутоидентичность и изменчивость личности. Механизмы личностных изменений и психокоррекционная работа.

19. Понятие «потребность». Классификации потребностей людей.

20. Классификации интересов. Жизненно важные интересы людей.

21. Роль социальных работников в реализации потребностей и обеспечении интересов клиентов. Значение понятия «потребительская корзина» для практики социальной работы.

22. Сущность социализации. Механизмы и агенты социализации.

23. Виды и причины девиантного поведения. Люди с девиантным поведением как объект социальной работы.

24. Смысл и ценности жизни человека.

25. Свобода как характеристика родовой природы человека.

26. Сущность теории отчужденного труда, его причины и отрицательные последствия для человека.

27. Особенности познавательной деятельности человека. Формы знания и познания.

28. Любовь как источник жизни. Виды любви.

29. Игра как вид свободной деятельности человека. Функции игры.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

Тема 1 АНТРОПОЛОГИЯ КАК НАУКА.. 5

1.1 Человек как объект изучения различных наук. Место антропологии в системе наук 5

1.2 Основные направления антропологии.. 8

1.3 Практическое значение антропологии.. 17

1.4 Антропологические основания социальной работы.. 22

Тема 2 АНТРОПОГЕНЕЗ. 26

2.1 Понятие «антропогенез». Положение человека в природе. 26

2.2 Концепции антропогенеза. 34

2. 3 Основные стадии эволюции человека. 47

2 4 Проблема прародины современного человека. 65

2.5 Древний человек на Алтае. 66

Тема 3 ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТРОПОЛОГИИ.. 70

3.1 Расы и факторы их образования. 70

3.2 Основные элементы этнической структуры населения. 78

3.3 Влияние географической среды на морфологические и физиологические признаки современного человека 88

3.4 Влияние социокультурных факторов на телесную конституцию и психофизиологическую природу человека 93

Тема 4 ЖИЗНЕННАЯ СРЕДА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 97

4.1 Экологическая проблема в жизни современного человека. 97

4.2 Социокультурные факторы эволюции человека на рубеже XX и XXI веков 101

4.3 Адаптация человека к современной экологической ситуации.. 113

Тема 5 ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО.. 122

5.1 Природа человека. 122

5.2 Конституции и психологические особенности людей.. 126

5.3 Психофизиологические основы социальной активности человека 135

5.4 Половой диморфизм.. 145

Тема 6 ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.. 154

6.1 Формирование индивидуальных свойств личности.. 154

6.2 Влияние нервной системы на формирование. 161

6.3 Основные понятия, характеризующие индивидуальное развитие человека 167

6.4 Особенности развития человека в различные периоды жизни.. 179

Тема 7 ДУХОВНЫЙ МИР И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ.. 186

7.1 Структура личности. Элементы духовного мира личности и их взаимосвязь 186

7.2 П отребности человека. 193

7 .3 Классификации интересов. 204

Тема 8 СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНКУЛЬТУРАЦИЯ ИНДИВИДА.. 210

8.1 Сущность, механизмы и агенты социализации.. 210

8.2 Виды и причины девиантного поведения. Девианты как объект социальной работы 226

Тема 9 СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ.. 251

9.1 Ценности жизни.. 251

9.2 Смысл жизни человека. 262

Тема 10 СВОБОДА КАК ХАРАКТЕРИСТИКА РОДОВОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА 275

10.1 Проблема определения понятия «свобода». 275

10.2 Свобода как объект современных антропологических концепций. 284

10.3 Формы проявления свободы.. 292

Тема 11 ТРУД В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. «ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ». 302

11.1 Человек как субъект деятельности.. 302

11.2 Причины и последствия отчуждения человека. 305

Тема 12 МИР ЗНАНИЯ. «ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ». 319

12.1 Особенности познавательной деятельности человека. 319

12.2 Формы знания и познания. 326

Тема 13 МИР ЛЮБВИ. «ЧЕЛОВЕК ЛЮБЯЩИЙ». 346

13.1 Природа любви. Отношение к любви в различных культурах. 346



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.214 (0.135 с.)