Понятие «антропогенез». Положение человека в природе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «антропогенез». Положение человека в природе



Антропогенез – процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в рамках социогенеза – формирования общества. Антропогенез имеет сложный характер. Он включает биологические изменения человека, развитие материальной культуры и общественных отношений.

Для характеристики процесса исторического развития мира организмов (в том числе человека) в науке используется также понятие «филогенез». Филогенез часто рассматривают в единстве и взаимообусловленности с индивидуальным развитием человека и других живых организмов – онтогенезом.

В глубокой древности догадки о происхождении человека от животных нашли отражение в верованиях, мифах, легендах и сказках. В текстах вед и других санскритских рукописях 3-4 тысячелетней давности содержались представления древних индусов о том, что предками людей были крупные наземные обезьяны, появившиеся 18 миллионов лет назад. Сходство и различие между человеком и обезьяной отмечал древнегреческий философ Аристотель.

И. Кант в конце XVIII в. писал об эволюции природы, которая способна превратить в человека человекообразную обезьяну, перешедшую к двуногому хождению и имеющую руку, способную к хватанию. Предположения относительно естественного происхождения человека встречаются в работах Дидро, Дж. Монбоддо, русского ученого А. Каверзнева, Ж. Б. Ламарка и других мыслителей. Однако мысль о происхождении человека от обезьяноподобного предка широко распространилась лишь около ста лет назад после выхода в свет работ Ч. Дарвина [2, с. 17, 18; 6, с. 191; 11, с. 16, 17].

Современная теория антропогенеза базируется на достижениях биологических и социальных наук. Палеоантропология, палеодемография, сравнительная биология изображают анатомические особенности развивающихся человеческих существ в тесной связи с меняющимися условиями среды, а также динамику их популяций. Эволюционная генетика накопила доказательства существования естественного отбора в природе и разработала методы его математического моделирования. Психология и эволюционная морфология мозга прослеживают динамику развития мозга человека и становление речи и мышления в ходе антропогенеза. Этнографические исследования позволяют создать картину формирования общественных отношений у древнейших людей. Данные молекулярной биологии и многих других наук уточняют отдельные моменты эволюции и формируют её теоретическую основу, которая интегрирует дарвинизм и генетику популяций.

Исследование антропогенеза включает в себя изучение прямых и косвенных доказательств родственных связей человека и животных, прежде всего родства человека и высших (человекообразных) обезьян. Прямыми доказательствами являются костные останки ископаемого человека и его предшественников. К числу косвенных доказательств относятся данные сравнительной анатомии, физиологические, биохимические, генетические и другие факты, а также данные сравнительной эмбриологии, исследование рудиментарных органов и атавизмов.

Тело человека имеет много таких признаков, которые роднят его с другими живыми существами на Земле.

Человек принадлежит к миру многоклеточных животных, что легко обнаружить при микроскопическом изучении его тканей. В клетках тела человека есть ядра, что характерно для всех организмов (все животные, большинство растений), относящихся к эукариотам. Среди многоклеточных человек принадлежит к двусторонне-симметричным животным, а также к подтипу Позвоночных, так как обладает внутренним скелетом, необходимым для поддержки и защиты мягких частей тела. У зародыша человека наблюдается нерасчленённая на сегменты спинная струна (хорда). Человек, как все позвоночные, имеет трубчатую по строению центральную нервную систему. Она лежит на спинной стороне и расширяется в головной части. Зародыш человека имеет хвост, подобный аналогичному органу животных. У человека имеются две пары конечностей. Рот закрывается нижней челюстью. Дыхательный аппарат развивается в лёгкие. Сердце находится на брюшной (вентральной) стороне. Кровеносная система замкнутая; имеется воротная система печени. Гемоглобин эритроцитов переносится к тканям и органам тела. Кожа человека многослойна (дерма и эпидермис). Черты сходства между человеком и животными просматриваются в строении органов чувств, в способе крепления мышц к костям сухожилиями, а также в том, что в состав спинномозговых нервов включаются двигательные и чувствительные волокна.

Позвоночные животные подразделяются на шесть классов. Человек относится к классу Млекопитающих, что доказывается наличием у него следующих особенностей: 1) редуцированный волосяной покров (у китообразных млекопитающих он редуцирован ещё в большей степени; 2) потовые и сальные железы кожи; 3) грудобрюшная перегородка из мышечной ткани; 4) голосовой аппарат (гортань) в верхней части дыхательной трубки; 5) два поколения зубов – молочные и постоянные; 6) семь шейных позвонков; 7) два мыщелка затылочной кости, с помощью которых череп сочленяется с позвоночником (у птиц и рептилий - один); 8) наличие костного мозга (у птиц кости полые); 9) безъядерные эритроциты (у всех позвоночных – ядерные); 10) одна левая дуга аорты (у амфибий и рептилий – левая и правая дуги); 11) нижняя челюсть соединяется с черепом посредством чешуи височной кости; 12) три слуховые косточки среднего уха (у птиц и рептилий – одна); 13) наличие наружного уха; 14) оформленные губы и мускулистые щёки; 15) молочные железы, снабжённые сосками; 17) наличие плаценты. Кроме анатомических признаков сходства существуют гомологичные физиологические особенности: постоянная температура тела, живорождение, сходные с млекопитающими сроки вынашивания плода и кормления новорождённого.

О родстве человека с более низкоорганизованными животными, вплоть до рыб свидетельствует также встречающиеся у него рудиментарные признаки и атавизмы, т. е. особенно сильно развитые рудименты. Рудименты обнаруживаются в эмбриональном и взрослом состоянии. К числу рудиментарных признаков относятся следующие: зачатки мышц и позвонков хвоста, развитые мышцы уха, бугорок верхнего края завитка уха (остаток остроконечного края низшей обезьяны), жаберные дуги в области шеи плода и т. д. Рудименты отмечены практически для всех систем органов. Рудиментарным рефлексом является способность новорождённых бессознательно цепляться с помощью рук на внешних предметах.

Ярким примером атавизма является чрезмерная волосатость, присущая некоторым людям. Это явление объясняется сохранением у взрослого человека временного волосяного покрова плода. Полимастия (добавочные молочные железы) характерны не только для эмбриона человека, но в 1-5 % случаев встречается у взрослых людей. Аналогичный атавизм встречается у современных человекообразных обезьян. Учёные предполагают, что предки человека обладали несколькими парами молочных желёз. Признаком атавизма у человека является наличие костных остатков в виде своеобразного нароста в области крестца. В редких случаях хвост может быть фиброзным или иметь позвонки.

По критериям зоологической систематики, вид Homo sapiens (Человек разумный) относится к надцарству Эукариот (Eucaryota), царству Животных (Animalia), подцарству Многоклеточных (Metazoa), разделу Двустороннесимметричных (Bilateria), подразделу Вторичноротых (Deuterostomia), типу Хордовых (Chordata), подтипу Позвоночных (Vertebrata), классу Млекопитающих (Mammalia), подклассу Живородящих (Theria), инфраклассу Плацентарных (Eutheria), отряду приматов (Primates), подотряду Человекоподобных (Antropoidea), секции Узконосых обезьян (Catarhina), надсемейству Человекообразных обезьян (Hominoidea), в которое он входит в составе особого семейства – Гоминид (Hominidae) [2, с. 7-9].

Сходство человека с приматами. С позиций зоологической систематики, человек является характерным представителем отряда приматов. Можно выделить черты организации человека, сближающие его со всеми приматами: плоские, слегка сводчатые ногти на первых пальцах кистей и стоп, кисть с наиболее длинными 3 и 4 пальцами, пара млечных желез на груди, прогрессивное развитие зрительного и осязательного анализаторов при ослабленном обонянии, костное кольцо вокруг глазницы, ряд особенностей головного мозга, развитая ключица, дифференцированная зубная система, простая форма желудка, слепая кишка, расположение семенников в мошонке.

Со всеми обезьянами человек сходен следующими признаками: обращённость глазниц вперёд, костная стенка между полостью глазницы и височной ямкой, сильноразвитый мозг, особое строение сетчатки глаза, форма толстой кишки, простая матка, дисковидная плацента. Важно отметить, что мозг человека в сравнении с мозгом обезьян не содержит ни одного нового типа клеток, тканей или органов, а отдельные его части имеют аналогичные пропорции.

Человек является узконосым приматом, о чем свидетельствуют узость носовой перегородки и два предкоренных зуба.

Важнейшие черты сходства человекообразных обезьян и человека проявляются во внешнем облике, в локомоции, в анатомических особенностях многих систем. Подсчитано, что у человека и шимпанзе 396 общих анатомических признаков, у человека и гориллы – 385, у человека и орангутанга – 359.

Антропоиды отличаются крупными размерами тела (длина тела горилл может достигать 180 см, а вес тела - 200 кг). У них сходны с человеческими такие особенности лица, как строение верхней кожной губы, наружного носа, ушной раковины. В отличие от низших обезьян, антропоиды имеют относительно короткое туловище и длинные конечности.

В процессе передвижения по земле положение тела антропоидов находится в полувыпрямленном или выпрямленном состоянии, что гармонирует с рядом анатомических особенностей, сходных с человеческими. К числу этих особенностей относятся: отсутствие наружного хвоста, увеличенное число крестцовых позвонков (в связи с укреплением таза), зачатки изгибов позвоночника, бочкообразная форма грудной клетки, форма грудины, форма таза, более выраженная шея, более широкие плечи.

Крупный мозг человекообразных обезьян превышает мозг низших обезьян. Внешние признаки головного мозга антропоидов и человека имеют много общего: большое количество извилин на поверхности полушарий, значительное перекрытие мозжечка плащом головного мозга и т. д.

Сходство высших обезьян с человеком проявляется в строении зубов (относительная малость третьего коренного зуба, особенность узора бугорков коронки нижних моляров), а также в характере волосяного покрова (у шимпанзе и гориллы редкий волосяной покров на спине и груди, а на их лицах относительно немного осязательных волос). Антропоиды отличаются от низших обезьян тем, что они чаще всего не имеют седалищных мозолей.

У высших обезьян выделены четыре группы крови, тождественные человеческим (О, А, В, АВ). Антиген резус-фактор найден как у человека, так и у низшей обезьяны – макаки-резус. Экспериментально доказана возможность переливания крови человека обезьяне с учётом схемы переливания между донорами-людьми и реципиентами-людьми. Считается, что кровь карликового шимпанзе бонобо соответствующей группы можно переливать человеку. Человека и антропоидов роднят структуры гемоглобинов и многих других белков.

Анализ данных по изменению состава крови и костного мозга, который обеспечивает кроветворение, у обезьян в процессе старения и в старости показывает полное совпадение с результатами аналогичных исследований у человека. Это обстоятельство является доказательством общности их физиологических механизмов биологического старения.

В результате исследования ДНК установлено, что у человека и шимпанзе 92 %, общих, сходных по первичной структуре генов, у человека и гиббона 76 %.

Со времён Дарвина известно, что высшие обезьяны и человек имеют целый ряд общих инфекционных болезней.

Человека и антропоидов сближают некоторые особенности биологии развития. Срок беременности у гориллы близок к 9 месяцам, половое созревание наступает к 8-12 годам, приближается к человеческой продолжительность жизни.

Многочисленные научные исследования и наблюдения подтвердили, что антропоморфные обезьяны превосходят низших обезьян в плане психического развития. У них быстрее и увереннее происходит осязательное и зрительное распознавание предметов. Шимпанзе по сравнению с другими обезьянами легче идут на контакт с людьми. Они склонны подражать человеку в процессе выполнения им не только простых, бытовых операций, но и достаточно сложных (владение кистью, техникой) [2, с. 14, 15; 11, с. 23].

По мнению учёных, самым человекообразным из всех приматов является карликовый шимпанзе бонобо. У него утолщённые красные губы, а у самок – отчётливо выраженные молочные железы. Для таких шимпанзе характерна склонность к прямохождению, сложная социальная организация и повышенная сексуальность. Для урегулирования социальных отношений бонобо используют не только поцелуи, объятия и касания, как другие шимпанзе, но и сексуальные элементы во взаимоотношениях между особями своего и противоположного пола. У бонобо отмечены исключительные языковые способности. Дикие бонобо в процессе общения между собой используют до сотни звуковых сигналов и десятки жестов. Бонабо легко учатся понимать человеческую речь и осваивают язык глухонемых [11, с. 24].

Отличие человека от приматов. В ходе длительного процесса антропогенеза возник ряд качественных отличий человека как наземного прямоходящего примата от животных, в том числе и человекообразных обезьян.

Признаки адаптации к двуногому передвижению: вертикальность туловища и шеи при полной разогнутости нижних конечностей в коленном суставе; особое развитие и расположение тазобедренных мышц; расширенная форма таза, особая форма тазобедренного сустава; изогнутый позвоночник S-образной формы; череп хорошо уравновешен на позвоночнике, черепная коробка может развиваться во всех направлениях, что создаёт возможность значительного увеличения объёма мозга; уплощённость грудной клетки; сильное развитие мышц ноги; сводчатость стопы, укороченность пальцев стопы, сильное развитие первого пальца, который не противопоставлен остальным. Благодаря прямохождению освобождаются руки и создаются предпосылки для изготовления и применения орудий труда.

Признаки, обусловливающие возможность трудовой деятельности: относительно малая длина руки; увеличение подвижности и прочности кисти; усиление скелета первого и второго пальцев; большая длина первого пальца; укрепление ладонного отдела руки, сильное развитие мышцы, противопоставляющей первый палец, обособление мышцы, сгибающей первый палец; развитие способности к ротации (круговращению) руки; сильное развитие отделов мозга, обеспечивающих тонкие движения кисти.

Специфические признаки черепа и зубов: уменьшение лицевого отдела черепа по сравнению с мозговым; уменьшение размеров нижней челюсти; выпрямление профиля лица; уменьшение размеров клыков; отсутствие гребней на черепе; развитие подбородочного выступа; выступающий носовой отдел.

Редукция волосяного покрова: специфическое распределение волос на теле (они остались на голове, под мышками и частично на половых органах); поредение и укорочение волосяного покрова в связи с половым и естественным отбором; функция волосяного покрова, как средства терморегуляции утрачивается.

Признаки строения гортани, связанные с речевой функцией: изменение топографии гортани; развитие хрящей и связок.

Признаки прогресса в строении головного мозга: существенное увеличение размеров головного мозга; сильное развитие новой коры и ассоциативных зон; значительное развитие «интеллектуальных» зон – теменной и лобной долей; более крупные размеры мозолистого тела (тяж нервных волокон, соединяющий левое и правое большие полушария головного мозга); развитые речевые центры; богатство межнейрональных контактов. Соотношение абсолютного числа нейронов коры человеческого мозга и коры мозга обезьян равно 1,4:1,0.

Генетические признаки. Несмотря на то, что в целом у человека и приматов имеется одинаковая структура генов, однако существует разница в характеристике, которая называется «экспрессия генов». Речь идёт об активности генов, скорости, с которой при их посредстве рождаются новые белки. Учёные определили, что в мозге человека эта экспрессия в 5 раз выше, чем у обезьян.

Среди антропологов существует мнение, что на каком-то очень раннем этапе эволюции приматов предок человека по неизвестным причинам получил неожиданное преимущество в виде «быстрых» мозговых генов. Иначе говоря, его мозг начал эволюционировать в 5 раз быстрее [2, с. 16, 17; 11, с. 24, 25].

Признаки, характеризующие существенные различия психики животных и человеческой психики: у человека более богатый и разнообразный эмоциональный мир (он может смеяться, презирать, ненавидеть, любить в высоком смысле слова и т. д.); человек оперирует образами и понятиями, содержание которых свободно от ограничений пространства и времени, и может относиться к воображаемым событиям, т. е. он обладает абстрактно-логическим мышлением в отличие от конкретно-образного мышления животных; человек способен познавать мир, проникать в его структуру и строить модели мира, а также предвидеть некоторые события; только человек имеет сознание, проявляющееся в понимании той или иной ситуации, самосознание и саморефлексию, т. е. он может размышлять над собственным существованием, относиться к нему, а также осознавать неизбежность смерти; только у человека есть понятие о нравственности; он может как соблюдать существующие моральные нормы поведения, так и разрушать их, а также деградировать в духовном отношении.

Любые чувства, переживания, мысли человек может выражать с помощью речи. Он способен даже передавать информацию, не относящуюся к настоящему моменту. Эти способности обусловлены наличием в мозге человека специальной области, управляющей понятийной стороной речи. Человек является единственным приматом, который благодаря такой морфологической особенности как низкое положение гортани, способен к членораздельной речи. Уникальные вокальные возможности людей проявляются в том, что они могут изображать голоса различных животных и птиц, а также петь.

Судя по современным научным данным, ближайшие родственники человека – шимпанзе, бонабо и горилла – понимают символы, оперируют ими, комбинируют знаки, создавая новые значения. Эта способность наиболее характерна для карликовых шимпанзе. Однако все эти возможности приматов коренным образом отличаются от вербальных способностей человека.

Признаки, характеризующие деятельность человека в отличие от животных. Человек способен к сознательной, целенаправленной деятельности в соответствии с предварительно разработанным планом. Он не наследует формы деятельности вместе со структурно-анатомической организацией тела, как животные. Формы деятельности передаются ему опосредованно, через формы предметов, созданных трудом предшествующих поколений людей. Человек умеет изготавливать орудия труда и способен к длительной концентрации внимания, необходимой для выполнения трудовых операций [2, с. 26]. В целом трудовая деятельность человека носит творческий характер, преобразующий мир.

Начиная с самых древних времён, человек, в отличие от животных, использовал огонь и хоронил трупы.

Таким образом, качественное отличие человека от современных человекообразных обезьян заключается в том, что он является разумным существом, обладающим сознанием, носителем социальной формы движения материи.

 

Концепции антропогенеза

Теория антропогенеза опирается на данные ряда биологических и социальных наук. Несмотря на веские научные аргументы, сегодня существуют и другие точки зрения на происхождение человека. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, существует религиозная концепция, имеющая многовековую традицию: человек создан Богом и есть подобие Бога. Она распространена и сегодня. Однако существуют попытки со стороны известных религиозных деятелей увязать эту концепцию с научными теориями. Так, в 1950 г. папа Пий XII в специальной энциклике «Происхождение человека» согласился с правомерностью эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела, подчеркнув при этом, что душа человека создана Богом.

Во-вторых, существует идея нисхождения духа на биологическую субстанцию и преобразования под его влиянием тела обезьяны в тело человека (Ф. Шеллинг).

В-третьих, существует инопланетная версия происхождения человека, которая имеет немало вариаций. Одна из них заключается в том, что в незапамятные времена на Землю высадились инопланетные гуманоиды, которые по какой-то причине утратили связь со своим миром и постепенно одичали. После этого история земной цивилизации началась заново. Другая версия сводится к тому, что высокоразвитая цивилизация инопланетян вырастила в пробирке или вывела путем селекции популяцию разумных существ, наиболее пригодных для земных условий. Современные люди рассматриваются в качестве прямых потомков этих существ. Наконец, существует предположение, что гуманоиды положили начало человеческому роду, скрещиваясь с земными приматами. Но в этом случае теория внеземного происхождения человека теряет свою оригинальность.

К инопланетной версии склоняются не только фантасты, но в той или иной степени и учёные, например, Н. П. Бехтерева, крупный специалист в области физиологии психической деятельности. Она обращает внимание на то, что требования, которые предъявляют земные условия к мозгу человека, во много раз ниже, чем его возможности. Однако сама Бехтерева формулирует трудность, возникающую в этом объяснении: «Где та планета, на которой исходные требования к мозгу на много порядков выше, чем здесь?». К сожалению, такая планета пока неизвестна [10, с.223].

Тем не менее сторонники данной версии для её обоснования опираются и на другие факты: таинственные рисунки в пустыне Наска, изображения космонавтов в скафандре на стенах пещер, необъяснимые знания некоторых первобытных племен о звездах, которые нельзя увидеть невооруженным глазом, и т. д. Главным же доказательством у сторонников инопланетной теории считаются кости человека разумного и металлические изделия, найденные в слоях земной коры, которые пролежали там сотни тысяч и даже миллионы лет.

Принимая во внимание эти находки, получается, что человек разумный является не потомком австралопитеков и питекантропов, а их ровесником. А это возможно только в том случае, если разумная жизнь привнесена на Землю извне [6, с. 206]. На наш взгляд, одно из уязвимых мест инопланетной версии заключается в том, что она оставляет открытым и вопрос о происхождении человека на неизвестной планете.

В-четвертых, современная научная антропология старается обосновать теорию происхождения человека и обезьяны от общего предка. Остановимся на этой теории подробнее.

Сегодня представления о механизмах процесса антропогенеза опираются на работы великого английского биолога Ч. Дарвина (1809-1882) и его последователей. К моменту опубликования в 1860 г. в Лондоне труда Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» его автор был уверен в применимости установленных им законов развития органического мира к человеку. Главный антропологический труд Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871) был создан с учетом того предварительного вклада в решение проблемы антропогенеза, который внесли соратники Дарвина: Т. Гексли, Э. Геккель, Ч. Лайель, А. Уоллес.

Ч. Дарвин поставил своей задачей доказать постепенное изменение представителей человеческого рода на основе свойств изменчивости и наследственности в ходе борьбы за существование, естественного отбора и адаптации к условиям окружающей среды. Он подробно рассмотрел «способ» развития человека от некой низшей формы, постарался учесть при этом все возможные факторы: влияние среды, тренировки отдельных органов, остановки в развитии, связь между изменчивостью различных частей организма. Творец эволюционной теории отметил, что огромное преимущество по сравнению с другими видами живых существ люди получили благодаря прямохождению, формированию руки, развитию мозга, возникновению речи. По мнению Дарвина, все эти свойства человек приобрел в процессе естественного отбора.

В своем главном «антропологическом» труде великий натуралист привел множество доказательств, касающихся происхождения человека от низших форм. Они распределены по трем группам: 1) сходство в строении тела и его функций у человека и других современных животных (особенно - высших обезьян); 2) повторяемость в процессах зародышевого развития, в строении эмбриона человека и других животных; 3) существование рудиментарных органов у человека. Он обратил внимание на следующие остаточные (бесполезные или малополезные) признаки: червеобразный отросток слепой кишки, копчик, грудные железы у мужчин и др.

Ч. Дарвин рассмотрел и другие проблемы теории антропогенеза: 1) место человека в системе животных; 2) родство человека и обезьян; 3) вероятную прародину человека; 4) древность человеческого рода. Современная обезьяна, по его мнению, отличалась от древнего предка человека; она претерпела собственную эволюцию, независимую от эволюции человека. Данный вывод опрокидывал обиходное утверждение: «человек произошел от обезьяны». Дарвин считал прародиной человечества древнюю Африку (возможно, Европу), так как она заселена обезьянами, сходными с людьми. Дарвин провел интересный мысленный эксперимент: из суммы рудиментов и атавизмов человека был составлен «портрет» предка.

К недостаткам дарвиновской теории можно отнести переоценку роли естественного отбора в истории развития стран и народов. Дарвин не смог выделить основное свойство развившегося человека и поэтому утверждал, что между человеком и обезьяной нет качественных различий. В теории Дарвина не оценивалась роль труда как фактора эволюции человека, отсутствующего в других линиях эволюции, а также способность людей организовать общественное производство. Поэтому Дарвин не мог осветить обратное влияние общественного производства на естественный отбор, показать, что с возникновением человека на смену биологическим законам пришли социальные закономерности [2, с. 18-20; 11, с. 45-46].

Впервые вопрос о трудовой деятельности как решающем факторе формирования человека был специально рассмотрен Ф. Энгельсом, который разработал трудовую теорию антропогенеза. Эта теория в своем первоначальном классическом варианте была изложена в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1876 г. и впервые опубликованной в 1896 г. В дальнейшем она стала составной частью его известной работы «Диалектика природы».

Основой концепции Энгельса является понятие о труде как первом и основном условии всей человеческой жизни, притом в такой степени, что в известном смысле можно сказать, что «труд создал самого человека» [12, с. 486]. Под трудом он понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. Решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку связан с тем, что под влиянием своего образа жизни обезьяны стали усваивать всё более и более прямую походку. Ф. Энгельс дает определение руки как органа и продукта труда, рассматривает возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития. Труд и членораздельная речь способствовали превращению мозга обезьяны в человеческий мозг. С точки зрения Энгельса, положительное влияние на развитие всего организма человека, а также его мозга оказало употребление им разнообразной, особенно мясной пищи. Употребление мясной пищи привело к двум новым достижениям: к пользованию огнём и к приручению животных.

В работе подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами живых существ. Однако Энгельс отмечает, что влияние человека на окружающую среду имеет не только те последствия, на которые он рассчитывал, но и «непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [12, с. 496].

По мнению Ф. Энгельса, труд не отменяет действия биологических законов, но человек учится правильно понимать законы природы и учитывать всё более отдалённые последствия своего активного вмешательства в её естественный ход. Труд развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует формированию самого человека. Именно с трудовой деятельностью Энгельс связывает развитие руки, а в значительной степени - речи, мозга и мышления человека. Благодаря трудовой деятельности возникает сотрудничество людей и сплочение их в социальные коллективы. Труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляется социальный опыт человека, его навыки, умения, способы мышления. Орудия труда являются и основным способом передачи этого опыта, т. е. лежат в основе новой, социальной формы наследования.

Ученых всегда интересовал вопрос о факторах, способствовавших становлению человека современного типа. Многие современные исследователи развивают идеи своих предшественников. Интересную картину антропогенеза рисует Н. Н. Моисеев. Около трех миллионов лет тому назад началось общее похолодание климата, уменьшилась влажность, и как следствие начала сокращаться площадь тропических лесов. Их место стала занимать засушливая саванна. Ареал обитания человекообразных обезьян и других приматов резко сузился. И в лесах сохранились лишь приматы, наиболее приспособленные к новым условиям. Более слабые, менее приспособленные к жизни в тропическом лесу должны были либо погибнуть – на всех пищи уже не хватало, либо уйти из леса в саванну и найти новую, еще не занятую экологическую нишу и суметь приспособиться к совершенно новым для себя условиям жизни. Обстоятельства жизни в саванне качественно отличались от прежних, в которых предки австралопитеков обитали уже миллионы лет. Начался стремительный переходный процесс, который должен был привести либо к вымиранию вида, либо к появлению нового биологического вида.

В саванне нет спасительных деревьев, дающих пищу и кров, а самое главное – защищающих обезьян от их многочисленных врагов. Наш хилый предок, утверждает Н. Н. Моисеев, вегетарианец, как и все человекоподобные, вынужден был, чтобы не погибнуть, овладеть совершенно новыми для него условиями жизни, приучиться и к новой пище. Ему пришлось отказаться от вегетарианства. Но именно это и сделало его более сильным, более энергичным и подвижным. В новых условиях австралопитек оказался лишенным деревьев, на которые он мог бы забраться в минуты опасности, чтобы видеть всё то, что происходит вокруг, и ему пришлось вытянуться во весь рост и встать на задние лапы. Благодаря этому у него освободились передние конечности, которые постепенно превратились в руки, способные использовать палку или подвернувшийся камень в качестве орудия для добычи пищи или защиты.

В этих условиях особое значение приобрели зачатки интеллекта, которые уже имелись у приматов. Выживали более находчивые приматы, чем, возможно, более сильные. Косвенным подтверждением этого факта служит та удивительная скорость эволюции (и особенно мозга), которая имела место на начальном этапе антропогенеза. Она носила поистине взрывной характер. Предок человека поразительно быстро овладел подручными средствами, а также стал создавать новые вещи. Это были орудия труда, созданные из камня, дерева, кости. Наконец, он подчиняет себе огонь, что требовало уже довольно развитого разума. Огонь не только помог человеку пережить холод ледниковых эпох, не только защитил его от многочисленных хищников, но и дал ему возможность питаться вареной пищей, освободив тем самым значительные ресурсы собственного организма [9, с. 165].

Механизм генетического совершенствования человека на основе внутривидового отбора практически перестал функционировать – эволюция человека, процесс антропогенеза перешли в общественную стадию. Место этого механизма заняла система табу (запретов), возникло то, что позднее было названо нравственностью. И главным из них был запрет на убийство себе подобных, который по прошествии нескольких десятков тысяч лет предстал в виде заповеди «не убий». Запрет на убийство касался сначала, вероятно, только обитателей своей пещеры или орды. Потом он стал применяться более широко.

Предки современных людей пришли к выводу, что от браков между близкими родственниками довольно часто родятся нежизнеспособные младенцы, имеющие отклонения в развитии. Подобные знания влекли за собой появление запретов на близкородственные половые связи. Появлялись и другие запреты, вероятно, облеченные в религиозную или мистическую форму – человеческое сознание доросло до такого представления очень давно.

Но самым важным запретом стало табу «не убий!» - табу, сохранявшее тех умельцев, которые были способны хранить нужные знания и навыки, рождать новое мастерство, новые знания и, что самое главное, передавать знания следующим поколениям. Принцип «не убий!» разрешил противоречие между сильными и умными сородичами в пользу умных членов племени. Те мудрецы и умельцы, которые во все большей степени обеспечивали благосостояние племени, далеко не всегда были самыми сильными, самыми смелыми и удачливыми в мужских поединках, игравших ключевую роль в процессах внутривидового отбора. Огромную роль в формировании моральных норм у человеческих рас и популяций играли и другие принципы, многие из которых определялись специфическими особенностями условий материальной и духовной жизни людей. Например, важнейшую роль всегда играл кооперативный принцип «помоги ближнему своему», прежде всего связанный с трудовой деятельностью. Другими словами, объективные ценности, понятия добра и зла, всем известные вечные истины, являются, как правило, порождением единого процесса самоорганизации, характеризуя те формы общественной жизни популяции Homo sapiens, которые помогли ей выжить и занять лидирующее положение на Земле [9, с. 173].

Концепция формирования сознания. Большую роль в формировании сознания человека в процессе его антропогенеза сыграла речь. Современная наука совершенно точно установила, что человеческое сознание невозможно без языка. С полной уверенностью она пока не может ответить на вопросы о причинах возникновения и характерных чертах первобытного языка. Но благодаря совместной работе ученых разных специальностей – философов и психологов, антропологов и этнографов, археологов и лингвистов – в последние годы стало возможным, опираясь на объективные научные факты, выдвинуть некоторые предположения, касающиеся древнейшего языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.035 с.)