Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития человека в различные периоды жизни
Междисциплинарный подход к изучению процесса индивидуального развития позволил определить основное содержание и направленность формирования индивидуальности человека. Конкретные выводы в этой связи сформулировали американские психологи Л. Шеррод, О. Брим и Р. Лернер. 1) Индивидуальное развитие содержит в себе возможность разных вариантов: ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленным, ведущим к одному и тому же конечному состоянию. 2) Человек развивается от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково по одним и тем же принципам. 3) Разные люди развиваются крайне неодинаково, это порождает множество биосоциальных, классовых и индивидуальных различий. 4) Развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной единственной системе влияний. Развитие не является ни простым процессом биологического созревания, развертывания чего-то изначально заложенного, ни простым следствием воспитания и обучения. 5) Человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность разрешает возникающие перед нею задачи [8, с. 480, 21, с. 71]. Индивидуальное развитие представляет собой процесс, который характеризуется последовательной сменой необратимых возрастных периодов – детства, юности, молодости, зрелости, пожилого возраста. Многие люди наиболее интенсивно развиваются в периоды детства и юности. Здесь происходит приобщение индивида к сокровищнице знаний и умений, выработанных человеческим гением, освоение наиболее важных социальных ролей (ученика, студента и т. д.). Молодые годы характеризуются началом активной творческой или просто профессиональной деятельности, освоением новых социальных ролей (мужа, жены, родителей и т. д.). Зрелые годы у большинства людей являются наиболее продуктивным периодом, когда осуществляется профессиональная самореализация.
В последние время значительно возрос интерес к развитию людей на завершающем этапе жизни, что обусловлено увеличением числа пожилых людей в различных странах, особенно в развитых капиталистических странах. Сегодня в мире доля населения 65 лет и старше составляет примерно 7 %. Процесс увеличения числа пожилых людей в демографической структуре населения характерен и для России. С точки зрения специалистов, демографическая ситуация в нашей стране является неблагоприятной. По среднему варианту прогноза ООН, в России к 2050 г. население уменьшится на 26,8 млн. человек от уровня 1995 г. и депопуляционные тенденции сохраняются. К 2050 г. ожидается значительное постарение населения, и люди старше 60 лет составят 1/ 3. Как отмечают специалисты Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, демографические проблемы в России становятся важнейшим показателем жизнеспособности нации. «В то время как естественная убыль населения достаточно распространена в современном мире, в России она сопровождается кризисными проявлениями во всех сферах», - справедливо отмечает С. Г. Спасибенко [17, с. 81]. Значительное увеличение числа пожилых людей в современном мире ставит важную практическую задачу исследования проблемы старения населения. В связи с этим растет интерес к изменениям завершающей фазы жизни, обусловленных прогрессом общества в целом, а также улучшением системы здравоохранения и социального обеспечения. Эти изменения выражаются в замедлении инволюционных процессов, сохранении трудоспособности, более позднем начале периода старости, т. е. все большей индивидуализации этой фазы. Инволюция биологических процессов необязательно сопровождается падением творческих и интеллектуальных возможностей личности, т. е. развитие личности возможно и на завершающем этапе. В научной литературе выделяют различные типы старения. Типизация возможных вариантов процесса старения имеет эвристическое значение для повышения эффективности прямого и опосредованного влияния на течение этого процесса. Важной задачей является достижение большей согласованности, гармоничности и возможного замедления его темпа. Типы старения могут быть классифицированы по темпу процесса (замедленный, средний и ускоренный), а также по равномерности процесса на гармоничный (характеризующийся высокой сохранностью социальных и биопсихических составляющих) и асинхронный (при большей сохранности одной из них). Для личности и общества наименее благоприятным является асинхронный тип старения в сочетании с тенденцией ускоренного старения [6, с. 95].
Синдром ускоренного, преждевременного старения человека характеризуется снижением умственной и физической работоспособности, легкой утомляемостью, ранним ухудшением памяти, ослаблением эмоций, репродуктивной способности. Снижение приспособительных возможностей сердечно-сосудистой и других физиологических систем организма также является отличительной чертой преждевременного старения. Его последствия - раннее развитие атеросклероза, ишемической болезни сердца и мозга, артериальной гипертонии, диабета и других проявлений возрастной патологии. Возникшие болезни ускоряют темп старения человека. Очень важно, что преждевременное старение начинает бурно развиваться у людей в возрасте 45-55 лет, сказываясь на их трудоспособности. Физиологическое и ускоренное старение обусловлено внутренними (генетическими) и внешними экологическими факторами. Эти факторы могут включаться на разных этапах развития физиологического старения, видоизменяя его механизмы и проявления, а также сказываясь на темпе и характере развития старческих изменений. В настоящее время доказана роль генетического фактора в развитии преждевременного старения. Многие исследователи отмечали, что среди людей, у которых родители умирали в молодом возрасте не в связи с трагическими случайностями, во всех возрастных группах выше показатели смертности. Генетический фактор играет важную роль в развитии артериальной гипертонии, сахарного диабета и ряда других заболеваний и патологических состояний, которые сами приводят к преждевременному старению и смерти до достижения видового биологического предела жизни человека. К ускоренному старению также приводят хронические заболевания желудка, печени, кишечника, центральной нервной системы (церебральный атеросклероз, паркинсонизм и др.), эндокринной системы (ожирение, опухоли надпочечников и др.). Поэтому раннее обнаружение и лечение патологических процессов является важным моментом в комплексе мероприятий, направленных на профилактику преждевременного старения. Одним из факторов, определяющих тип старения человека и продолжительность его жизни, являются социально-экономические условия бытия. В зарубежных исследованиях показано, что средняя продолжительность жизни непосредственно зависит от уровня доходов населения, особенно той их части, которая направляется на личное потребление (питание, физкультура, отдых, лекарства и др.). Так, с увеличением доходов человека, направленных на личное потребление, ожидаемый прирост продолжительности жизни составляет 1 год на каждые 1000 долларов США.
Ограничение двигательной активности человека (гиподинамия) в сочетании с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует развитию многих заболеваний и ускоренного старения. У людей, систематически занимающихся физическим трудом, физкультурой, значительно медленнее снижается мышечная сила, физическая работоспособность. Физические нагрузки умеренной интенсивности уменьшают степень постарения сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие нагрузки крайне необходимы пожилым людям. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации, вызывающие нарушение регуляции, функциональные, а затем и структурные изменения различных физиологических систем организма человека, являются важным фактором развития патологии и преждевременного старения. Среди внешних факторов ускоренного старения важная роль принадлежит фактору питания. По некоторым данным, ожирение укорачивает продолжительность жизни на 6-8 лет. Аналогичный эффект оказывает дисбаланс отдельных компонентов пищи, так как с возрастом снижается толерантность к углеводам и жирам. Поэтому рационально построенное питание в детском и юношеском возрасте закладывает основы активного долголетия. Его значение увеличивается в пожилом возрасте, когда изменяются обменные процессы, масса тела, двигательная активность, появляются сопутствующие возрасту заболевания. Важным фактором риска ускоренного старения является курение. Профилактика старения в широком смысле слова должна строиться на определении биологического возраста, знании особенностей развития преждевременного, ускоренного старения. Регулирование старения имеет целью достижение гармоничного течения процесса. Оно может в определенной степени достигаться прямым и опосредованным воздействием на интеллект, обеспечивая его сохранность, физическую крепость и долголетие, посредством умственной и физической активности. Учёных всегда интересовали характерные особенности в физическом и психическом состоянии долгожителей. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, практически ничем не болели. В процессе специальных исследований у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологической старости. Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений и не поддаются мрачным мыслям. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом и способствует долголетию. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл, доживший до 90 лет, гениальное произведение «Царь Эдип» создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне» - немного позднее. До глубокой старости сохранил ясный ум и работоспособность Бернард Шоу. Знаменитый немецкий поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Великий Репин последние шедевры создал в 86 лет. Творческим долголетием отличались Тициан, И. П. Павлов, Л. Н. Толстой [3, с. 25-27, 29].
Известно также, что российские академики Г. Ф. Александров, Н. Н. Моисеев, артисты балета Г. С. Уланова, М. Ф. Кшесинская и другие представители творческой интеллигенции на протяжении долгих лет сохраняли способность к продуктивной деятельности. Олимпийские чемпионы Л. Белоусова и О. Протопопов в семидесятилетнем возрасте участвуют в показательных выступлениях по фигурному катанию. Наша современница Т. М. Степанская - первый доктор искусствоведения на Алтае, несмотря на преклонный возраст, обладает прекрасной памятью и незаурядными творческими способностями. Она известна не только как автор 200 работ по искусству, архитектуре и истории Алтайского края, но и как автор поэтического сборника «Тихое слово». Неодинаковость процесса старения у различных людей актуализирует проблему периодизации индивидуального развития человека, которая обусловлена потребностью в научном обосновании допустимых и необходимых психических, физических и других нагрузок на разных этапах жизни человека. Учет реальных возможностей человека на каждом жизненном этапе особенно важен, когда речь идет о пожилых людях. Верным методологическим ориентиром для определения способности к продуктивной деятельности представляется концепция функционального возраста. Разрабатывающие концепцию функционального возраста У. Бехер и Д. Хеемскерк считают, что «истинный» возраст есть функциональное производное от «биологического» и «социального» возраста. Это понятие должно учитывать противоречивость процесса старения, включающего сложные связи сниженной и компенсированной активности разных систем организма (с учетом возрастных нормативов для разных профессиональных групп) [6, с. 98]. Думается, что концепция функционального возраста может быть использована в теории и практике социальной работы с людьми разных возрастов, в первую очередь с гражданами пожилого возраста.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие индивидуальные характеристики человека генетически обусловлены? 2. Можно ли у каждого человека развить любые способности? Обоснуйте ответ. 3. Всегда ли совпадают способности и склонности? 4. Как соотносятся понятия: «онтогенез», «жизненный цикл» «жизненный путь»? 5. Возможно ли развитие человека на завершающем этапе его жизненного пути?
6. Какое значение имеет концепция функционального возраста для теории и практики социальной работы?
ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с. 2. Беляев Д. К. Генетика, общество, личность / Д. К. Беляев // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. - С. 155-164. 3. Васильев В. П. Биологические «основания» жизненных сил / В. П. Васильев, Н. З. Кайгородова // Социологический витализм: новые направления развития: сборник научных статей / ред. С. И. Григорьев, О. Т. Коростелёва. – М.; Барнаул: Азбука, 2006. – С. 20-40. 4. В лабиринтах психологии личности: мир психических явлений / авт. – упоряд. О. В. Тимченко, В. Б. Шапар. – Харьков: Прапор, 1997. – 414 с. 5. Голубева Э. А. Опыт комплексного исследования способностей / Э. А. Голубева // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 171-189. 6. Карсаевская Г. В. Принцип историзма и диалектика жизненного цикла человека / Г. В. Карсаевская // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. - С. 92-100. 7. Коломиец В. П. Становление индивидуальности: социологический аспект / В. П. Коломиец. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 141 с. 8. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / И. С. Кон // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 471-483. 9. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с. 10. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры / А. А. Корольков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – 739 с. 11. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода / Б. Ф. Ломов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 5-13. 12. Меркулов И. П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? / И. П. Меркулов // Вопросы философии. -2005. - № 5. – С. 92-102. 13. Мысливченко А. Г. Феномен внутренней свободы / А. Г. Мысливченко // О человеческом в человеке / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – С. 207-230. 14. Русалов В. М. Психофизиологические аспекты в изучении индивидуальности / В. М. Русалов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 243-251. 15. Солодникова И. В. Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук / И. В. Солодникова // Общественные науки и современность. –2001. - № 2 – С. 147-157. 16. Словарь виталистской социологии / под ред. чл.-корр. РАО С. И. Григорьева. – М.: Гардарики, 2006. – 223 с. 17. Спасибенко С. Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 6. – С. 79-101. 18. Философия: справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов – М., 1999. – 672 с. 19. Хасанова Г. Б. Антропология: учебное пособие / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с. 20. Хомутов А.Е. Антропология / А. Е. Хомутов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с. 21. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с. 22. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии / В. Н. Ягодинский. – М.: Знание, 1985. – 192 с.
Тема 7 ДУХОВНЫЙ МИР И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.034 с.) |