Особенности развития человека в различные периоды жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития человека в различные периоды жизни



 

Междисциплинарный подход к изучению процесса индивидуального развития позволил определить основное содержание и направленность формирования индивидуальности человека. Конкретные выводы в этой связи сформулировали американские психологи Л. Шеррод, О. Брим и Р. Лернер.

1) Индивидуальное развитие содержит в себе возможность разных вариантов: ни процесс, ни конечный результат развития человека нельзя считать однонаправленным, ведущим к одному и тому же конечному состоянию.

2) Человек развивается от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению, хотя и в разной степени, сохраняется на всем протяжении жизненного пути. Развитие человека не ограничивается каким-то одним периодом жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться, происходить и заканчиваться в разные моменты жизни, причем эти субпроцессы не обязательно протекают одинаково по одним и тем же принципам.

3) Разные люди развиваются крайне неодинаково, это порождает множество биосоциальных, классовых и индивидуальных различий.

4) Развитие в разных сферах жизнедеятельности детерминируется множественными факторами, которые не сводятся к одной единственной системе влияний. Развитие не является ни простым процессом биологического созревания, развертывания чего-то изначально заложенного, ни простым следствием воспитания и обучения.

5) Человеческая индивидуальность не только продукт, но и субъект, творец своего собственного развития. Чтобы понять ее жизненный путь, необходимо учитывать множество социально-неструктурированных, случайных жизненных событий, ситуаций и кризисов, а также тех способов, которыми сама личность разрешает возникающие перед нею задачи [8, с. 480, 21, с. 71].

Индивидуальное развитие представляет собой процесс, который характеризуется последовательной сменой необратимых возрастных периодов – детства, юности, молодости, зрелости, пожилого возраста. Многие люди наиболее интенсивно развиваются в периоды детства и юности. Здесь происходит приобщение индивида к сокровищнице знаний и умений, выработанных человеческим гением, освоение наиболее важных социальных ролей (ученика, студента и т. д.). Молодые годы характеризуются началом активной творческой или просто профессиональной деятельности, освоением новых социальных ролей (мужа, жены, родителей и т. д.). Зрелые годы у большинства людей являются наиболее продуктивным периодом, когда осуществляется профессиональная самореализация.

В последние время значительно возрос интерес к развитию людей на завершающем этапе жизни, что обусловлено увеличением числа пожилых людей в различных странах, особенно в развитых капиталистических странах. Сегодня в мире доля населения 65 лет и старше составляет примерно 7 %.

Процесс увеличения числа пожилых людей в демографической структуре населения характерен и для России. С точки зрения специалистов, демографическая ситуация в нашей стране является неблагоприятной. По среднему варианту прогноза ООН, в России к 2050 г. население уменьшится на 26,8 млн. человек от уровня 1995 г. и депопуляционные тенденции сохраняются. К 2050 г. ожидается значительное постарение населения, и люди старше 60 лет составят 1/ 3. Как отмечают специалисты Центра демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, демографические проблемы в России становятся важнейшим показателем жизнеспособности нации. «В то время как естественная убыль населения достаточно распространена в современном мире, в России она сопровождается кризисными проявлениями во всех сферах», - справедливо отмечает С. Г. Спасибенко [17, с. 81].

Значительное увеличение числа пожилых людей в современном мире ставит важную практическую задачу исследования проблемы старения населения. В связи с этим растет интерес к изменениям завершающей фазы жизни, обусловленных прогрессом общества в целом, а также улучшением системы здравоохранения и социального обеспечения. Эти изменения выражаются в замедлении инволюционных процессов, сохранении трудоспособности, более позднем начале периода старости, т. е. все большей индивидуализации этой фазы. Инволюция биологических процессов необязательно сопровождается падением творческих и интеллектуальных возможностей личности, т. е. развитие личности возможно и на завершающем этапе.

В научной литературе выделяют различные типы старения. Типизация возможных вариантов процесса старения имеет эвристическое значение для повышения эффективности прямого и опосредованного влияния на течение этого процесса. Важной задачей является достижение большей согласованности, гармоничности и возможного замедления его темпа. Типы старения могут быть классифицированы по темпу процесса (замедленный, средний и ускоренный), а также по равномерности процесса на гармоничный (характеризующийся высокой сохранностью социальных и биопсихических составляющих) и асинхронный (при большей сохранности одной из них). Для личности и общества наименее благоприятным является асинхронный тип старения в сочетании с тенденцией ускоренного старения [6, с. 95].

Синдром ускоренного, преждевременного старения человека характеризуется снижением умственной и физической работоспособности, легкой утомляемостью, ранним ухудшением памяти, ослаблением эмоций, репродуктивной способности. Снижение приспособительных возможностей сердечно-сосудистой и других физиологических систем организма также является отличительной чертой преждевременного старения. Его последствия - раннее развитие атеросклероза, ишемической болезни сердца и мозга, артериальной гипертонии, диабета и других проявлений возрастной патологии. Возникшие болезни ускоряют темп старения человека. Очень важно, что преждевременное старение начинает бурно развиваться у людей в возрасте 45-55 лет, сказываясь на их трудоспособности.

Физиологическое и ускоренное старение обусловлено внутренними (генетическими) и внешними экологическими факторами. Эти факторы могут включаться на разных этапах развития физиологического старения, видоизменяя его механизмы и проявления, а также сказываясь на темпе и характере развития старческих изменений.

В настоящее время доказана роль генетического фактора в развитии преждевременного старения. Многие исследователи отмечали, что среди людей, у которых родители умирали в молодом возрасте не в связи с трагическими случайностями, во всех возрастных группах выше показатели смертности. Генетический фактор играет важную роль в развитии артериальной гипертонии, сахарного диабета и ряда других заболеваний и патологических состояний, которые сами приводят к преждевременному старению и смерти до достижения видового биологического предела жизни человека.

К ускоренному старению также приводят хронические заболевания желудка, печени, кишечника, центральной нервной системы (церебральный атеросклероз, паркинсонизм и др.), эндокринной системы (ожирение, опухоли надпочечников и др.).

Поэтому раннее обнаружение и лечение патологических процессов является важным моментом в комплексе мероприятий, направленных на профилактику преждевременного старения.

Одним из факторов, определяющих тип старения человека и продолжительность его жизни, являются социально-экономические условия бытия. В зарубежных исследованиях показано, что средняя продолжительность жизни непосредственно зависит от уровня доходов населения, особенно той их части, которая направляется на личное потребление (питание, физкультура, отдых, лекарства и др.). Так, с увеличением доходов человека, направленных на личное потребление, ожидаемый прирост продолжительности жизни составляет 1 год на каждые 1000 долларов США.

Ограничение двигательной активности человека (гиподинамия) в сочетании с нарастанием интенсивности нервно-психической деятельности способствует развитию многих заболеваний и ускоренного старения. У людей, систематически занимающихся физическим трудом, физкультурой, значительно медленнее снижается мышечная сила, физическая работоспособность. Физические нагрузки умеренной интенсивности уменьшают степень постарения сердечно-сосудистой системы. Поэтому такие нагрузки крайне необходимы пожилым людям.

Часто повторяющиеся стрессовые ситуации, вызывающие нарушение регуляции, функциональные, а затем и структурные изменения различных физиологических систем организма человека, являются важным фактором развития патологии и преждевременного старения.

Среди внешних факторов ускоренного старения важная роль принадлежит фактору питания. По некоторым данным, ожирение укорачивает продолжительность жизни на 6-8 лет. Аналогичный эффект оказывает дисбаланс отдельных компонентов пищи, так как с возрастом снижается толерантность к углеводам и жирам. Поэтому рационально построенное питание в детском и юношеском возрасте закладывает основы активного долголетия. Его значение увеличивается в пожилом возрасте, когда изменяются обменные процессы, масса тела, двигательная активность, появляются сопутствующие возрасту заболевания. Важным фактором риска ускоренного старения является курение.

Профилактика старения в широком смысле слова должна строиться на определении биологического возраста, знании особенностей развития преждевременного, ускоренного старения.

Регулирование старения имеет целью достижение гармоничного течения процесса. Оно может в определенной степени достигаться прямым и опосредованным воздействием на интеллект, обеспечивая его сохранность, физическую крепость и долголетие, посредством умственной и физической активности.

Учёных всегда интересовали характерные особенности в физическом и психическом состоянии долгожителей. Изучение образа жизни долгожителей показало, что они, как правило, практически ничем не болели. В процессе специальных исследований у большинства долгожителей обнаружены явления нормальной физиологической старости. Было отмечено также, что долгожители очень активны, жизнерадостны, быстро восстанавливают свое настроение после тяжелых психических потрясений и не поддаются мрачным мыслям. Для них характерен высокий жизненный тонус, который достигается любым творческим трудом и способствует долголетию. Это подтверждается историческими примерами. Так, Софокл, доживший до 90 лет, гениальное произведение «Царь Эдип» создал в 75-летнем возрасте, а «Эдип в Колоне» - немного позднее. До глубокой старости сохранил ясный ум и работоспособность Бернард Шоу. Знаменитый немецкий поэт Гете закончил «Фауста» в возрасте 83 лет. Великий Репин последние шедевры создал в 86 лет. Творческим долголетием отличались Тициан, И. П. Павлов, Л. Н. Толстой [3, с. 25-27, 29].

Известно также, что российские академики Г. Ф. Александров, Н. Н. Моисеев, артисты балета Г. С. Уланова, М. Ф. Кшесинская и другие представители творческой интеллигенции на протяжении долгих лет сохраняли способность к продуктивной деятельности. Олимпийские чемпионы Л. Белоусова и О. Протопопов в семидесятилетнем возрасте участвуют в показательных выступлениях по фигурному катанию. Наша современница Т. М. Степанская - первый доктор искусствоведения на Алтае, несмотря на преклонный возраст, обладает прекрасной памятью и незаурядными творческими способностями. Она известна не только как автор 200 работ по искусству, архитектуре и истории Алтайского края, но и как автор поэтического сборника «Тихое слово».

Неодинаковость процесса старения у различных людей актуализирует проблему периодизации индивидуального развития человека, которая обусловлена потребностью в научном обосновании допустимых и необходимых психических, физических и других нагрузок на разных этапах жизни человека. Учет реальных возможностей человека на каждом жизненном этапе особенно важен, когда речь идет о пожилых людях. Верным методологическим ориентиром для определения способности к продуктивной деятельности представляется концепция функционального возраста.

Разрабатывающие концепцию функционального возраста У. Бехер и Д. Хеемскерк считают, что «истинный» возраст есть функциональное производное от «биологического» и «социального» возраста. Это понятие должно учитывать противоречивость процесса старения, включающего сложные связи сниженной и компенсированной активности разных систем организма (с учетом возрастных нормативов для разных профессиональных групп) [6, с. 98].

Думается, что концепция функционального возраста может быть использована в теории и практике социальной работы с людьми разных возрастов, в первую очередь с гражданами пожилого возраста.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие индивидуальные характеристики человека генетически обусловлены?

2. Можно ли у каждого человека развить любые способности? Обоснуйте ответ.

3. Всегда ли совпадают способности и склонности?

4. Как соотносятся понятия: «онтогенез», «жизненный цикл» «жизненный путь»?

5. Возможно ли развитие человека на завершающем этапе его жизненного пути?

6. Какое значение имеет концепция функционального возраста для теории и практики социальной работы?

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антропология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Беляев Д. К. Генетика, общество, личность / Д. К. Беляев // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. - С. 155-164.

3. Васильев В. П. Биологические «основания» жизненных сил / В. П. Васильев, Н. З. Кайгородова // Социологический витализм: новые направления развития: сборник научных статей / ред. С. И. Григорьев, О. Т. Коростелёва. – М.; Барнаул: Азбука, 2006. – С. 20-40.

4. В лабиринтах психологии личности: мир психических явлений / авт. – упоряд. О. В. Тимченко, В. Б. Шапар. – Харьков: Прапор, 1997. – 414 с.

5. Голубева Э. А. Опыт комплексного исследования способностей / Э. А. Голубева // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 171-189.

6. Карсаевская Г. В. Принцип историзма и диалектика жизненного цикла человека / Г. В. Карсаевская // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. - С. 92-100.

7. Коломиец В. П. Становление индивидуальности: социологический аспект / В. П. Коломиец. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 141 с.

8. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования / И. С. Кон // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 471-483.

9. Конфликтология / под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – 448 с.

10. Корольков А. А. Духовный смысл русской культуры / А. А. Корольков. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – 739 с.

11. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода / Б. Ф. Ломов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 5-13.

12. Меркулов И. П. Эволюционируют ли наши когнитивные способности? / И. П. Меркулов // Вопросы философии. -2005. - № 5. – С. 92-102.

13. Мысливченко А. Г. Феномен внутренней свободы / А. Г. Мысливченко // О человеческом в человеке / под общ. ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – С. 207-230.

14. Русалов В. М. Психофизиологические аспекты в изучении индивидуальности / В. М. Русалов // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 243-251.

15. Солодникова И. В. Развитие человека в зрелости как проблема гуманитарных наук / И. В. Солодникова // Общественные науки и современность. –2001. - № 2 – С. 147-157.

16. Словарь виталистской социологии / под ред. чл.-корр. РАО С. И. Григорьева. – М.: Гардарики, 2006. – 223 с.

17. Спасибенко С. Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека / С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2004. - № 6. – С. 79-101.

18. Философия: справочник студента / Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов – М., 1999. – 672 с.

19. Хасанова Г. Б. Антропология: учебное пособие / Г. Б. Хасанова. – М.: КНОРУС, 2004. – 240 с.

20. Хомутов А.Е. Антропология / А. Е. Хомутов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

21. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.

22. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии / В. Н. Ягодинский. – М.: Знание, 1985. – 192 с.

 

Тема 7 ДУХОВНЫЙ МИР И ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.034 с.)