Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.



Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.

 

- эпистемы (согласно Фуко «Археология знания») – набор определенных признаков, инструментальных приемов, используемых для создания исторического нарратива

- ассоциируются с постмодерном

- до Фуко – «парадигмы»

- «эпистема» более инструментальна и ориентирована на то, как создается исторический нарратив

- «парадигма» ориентирована на историософское знание, определяющее исторический процесс

- 3 или 4

1) классическая

- от Аврелия Августина «О граде Божьем»

- вершина – Гегель

- включает философию Огюста Конта и марксизм

- телеоцентризм или телеологичность – в историческом процессе есть смысл, связанный с божественным провидением

- мы стремимся к благу, прогрессу

- формы проявления благого идентифицируются с понятием Абсолюта или Бога

- история циклична (через познание блага возвращается к вечному блаженству)

- уже у Августина есть линейный принцип истории, которая движется снизу вверх

- Фейербах - идеализация прусского государства – земное воплощение пятой монархии Августина

- вера в исторический прогресс

- движение идет от наиболее примитивной к наиболее совершенной стадии

- исторический процесс закономерен

- Огюст Конт: история уподоблена социальной физике

- попытка вычеслить алгоритм истории

- кон. 19 века - Ранке создал свои семинары

- появилась плеяда профессиональных историков

- многие из учеников Ранке переросли учителя - те, кто занялись историей культуры

- Зиммель, Дильтей и Гильдебрант: культура развивается по иным путям, нежели экономика или политика

- Вебер создал отличную от марксистой гнесиологии

2) неклассическаяпарадигма

- отрицает телеоцентризм, прогрессивность и наличие закономерностей

- неклассики являются неокантианцами

- краеугольная идея – это кантовская «вещь в себе»

- ограниченность возможности человеческого познания

- совокупность явлений и фактов, которые не подлежат осмыслению, всегда остаются за полем зрения

- вечный спор о так называемых «кризисах» – это ограниченности исторического знания

3) неоклассическая

- тоже неокантианская по своей сути

- большая часть историков, педалирующих идею неточность исторического знания, давали шанс углубления этой мысли

- стали искать наиболее приемлимый объект исследования (философы) и инструменты, облегчающие его обучение (инструменталисты)

- победили инструменталисты

- в 60-е гг. случился лингвистический поворот (Франклин Анкер-Смит, Хейден Уайетт) в литературоведении и искусствоведении

- ориентирован на изучение этого сложного исторического объекта – исторического источника

- поворот к культуре

- ввели термины мужского и женского текста

- появляется смысл и закономерности, но нет метафизики, нет бога

- в любом тексте заключена свернутая действительность

- «Граммотология» Деррида

- ментальность – набор установочных ориентиров, которые с психо- аналистической точки зрения связаны с подсознательным (Леве Брюлль «Первобытное общество»)

- Гинзбург, работы о микроанализе

- Козелик и Кинце «История понятий» - стремление создать историю тематических понятий, которые активно используются историками, а с другой стороны были частью словаря людей прошлых эпох.

 

- мы можем говорить об усложнении объекта исторического исследования

- появляются новые вспомогательные исторические дисциплины

- лингвистический поворот реанимировал ВИД

 


2. Школа анналов и перспективы развития медиевистики

 

- неокантианство изживает все традиционные представления истории

- в 1910-60-е заниматься политической, социальной историей было на Западе непопулярным

- марксистская историография – это продолжение позитивистского историописания

- Вульфиус, Карсавин и Пицилье в Петербурге и Герье в Москве отчасти выбивались

- Грусман, Ардашев и Кудрявцев

- были открыты Западу, учились на Западе

- с 60-х гг. начинается насыщение западного интеллектуального мира культурной проблематикой, связанной с работами зрелого Февра, Дюби и Ле Гоффа

- начинают обвинять в излишней рефлексивности и теоритезировании

- из истории выхоластили саму историю

- третичная реконструкция, которая оказываетя в этом плане чрезвычайно уязвимой

- возрождаются старые исторические дисциплины в контексте нового знания

- «Апология истории» Блока, Репина «Новая историческая наука в Великобритании»

- процесс рождения новой социальной истории

- Хачатурян «Французская сословно-представительская монархия» и Штокмар

- новая социальная история изучает не социальные группы, а социальные связи

- единица измерения – человек

- утверждение, что социальное положение человека многостатусно, он существует в нескольких шкалах измерения

- социальный статус человека в средневековом обществе диффузен

- это традиционная социальная история, обновленная методами новой социальной антропологии

- обязано марксизму

– необычайная популярность коммунистических партий

- марксизм был поводом для появления новых тем

– взгляд снизу

- социальные низы как специфически развивающаяся социальная масса

- психология толпы и городские люмпены

- плохая жизнь людей провоцировалась не столько государством, сколько самими люмпенами

- Джордж Томпсон – марксист, возглавлявший англискую академию наук

- работа о рабочем классе как не классе

- опережали марксистскую историографию, и даже культурно-историческую историографию

- термин «гражданская война»

- новая политическая история исследует властные отношения, а не политическую борьбу

- Фернан Бродель

- появление школы анналов очень своеобразно

- общались с неокантианцами, социологами и людьми искусства

- жили среди идей, не относящихся к медиевистике

- Февра называли отцом культурной антропологии

- Марк Блок «Ремесло истории».

 

Дополнение

- щкола анналов возникла как реакция на жесткую институционализацию общественных наук

- поиски междисциплинарного синтеза

- первый выпуск – «Анналы экономической и социальной истории» - 29 г., Страстбург, Февр и Блок

- первый период – 29-45 гг.

- утверждение парадигмы «глобальной (тотальной) истории» Броделя

- воспроизведение социальности в ее целостности и единстве

- комплексный подход

- преодаление барьеров между разными дисциплинами

- приоритет проблемных исследований перед фактописанием

- перемещение акцентов на повседневную жизнь

- история человека во всех формах его бытия

- введение понятия «ментальность»

- работы Блока и Февра

- переходный период – 45-56 гг.

- увлечение экономической историей, структурными и количественными методами

- самостоятельная деятельность учеников Блока и Февра – Мандру, Дюби, Бродель

- две тенденции: сциентистское и ментальное

- сциентисты – Бродель, Блок, Лабрус, Шоню – изучали процессуально- структурные изменения большой длительности

- менталисты – Блок, Февр, Дюби, Ле Гофф, Дюпрон – в центре интересов – человек

- второй этап – 56 – 69 гг.

- броделевский период

- доминанта сциентистской ориентации

- история скорее не социальная, а экономическая

- ранее Новое время

- анализ изменяющихся социальных отношений

- манифест – статья Броделя «История и общественные науки» (58 г.)

- параллельные исследования большой и малой длительности

- изучение истории с точки зрения двух аспектов: социально-экономического и повседневно-бытового

- третий период – 69-89 гг.

- триумвират – Ле Гофф, Ле Руа Ладюри и Ферро

- манифесты: «Теория историков» (73 г.), «Техника истории» (74 г.)

- влияние исторической антропологии

- сложилась под влияние Леви-Стросса и Элиаса

- анналисты заимстовали ее аналистический инструментарий

- бум социокультурных исселдований

- сборник «Средневековый человек» Ле Гоффа (87 г.)

- антропологизация привела к возвращению историко-политического пласта

- поворот в сторону нарративной истории (Ладюри «Монтайю»)

- поворот в сторону микроистории

- четвертый период – с 89 г.

- отказ от проекта глобальной истории, от территориального определения объекта исследования, отказ от социального как первичного


3. Блок и Февр.

- Блок – 24 г. – «Короли-чудотворцы» - ментальный подход

- возникновение и история веры в чудодейственную силу монархов

- широкий комплекс ментальных проблем: вера в сакральную природу власти, убежденность в силе магии, коллективные представления

- с 19 г. – профессор в Страстбурге

- 29 г. – с Февром основывают «Анналы экономической и социальной истории»

- аграрная история, феодальный строй строй

- комплексный анализ общества

- 31 г. «Характерные черты французской аграрной истории»

- главный труд – «Феодальное общество» (39-40 гг.)

- феодальные отношения – отношения межличностных связей

- «Апология истории или Ремесло историка» (49 г.) – принципы историко-антропологического метода

- Февр стремился конкретизировать термин «ментальность»

- ввел термин «умственная вооруженность» - психологический аппарат, присущий каждой цивилизации
- возвращение историческому знанию гуманистического содержания

- духовно-психологический мир человека: «Судьба: Мартин Лютер», «Ориген и Деперье, или загадка Кимвала Мира», «Вокруг Гептамерона, любовь священная и мирская», «Проблема неверия в 16 веке: религия Рабле»

- для того, чтобы понять духовный мир человека, нужно обнаружить интеллектуальные процедуры, способы восприятия, архетипы сознания, присущие людям средних веков

 

Бродель

- 49 г. – докторская «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа 2»

- стимулировала интерес к экономическим структурам

- термин «конъюктура» - категория, характеризующая систему факторов, определяющих экономическую структуру

- экономическая и социальная история

- сторонник сциентистского направления - процессуально- структурные изменения большой длительности

- «Вторые анналы» - ведущая фигура

- история скорее не социальная, а экономическая

- ранее Новое время

- анализ изменяющихся социальных отношений

- манифест – статья «История и общественные науки» (58 г.)

- структурный, конъюктурный и событийный слои повествования

- события – «лишь пыль»

- каждой действительности (слою) соответсвует свой ритм изменчивости

- история «длительноый продолжительности»

- поликаузальность динамики


5. Дюби и Ле Гофф.

Дюби

- с 70 г. – преподавал в Колледж-де-Франс

- коллективные исследования «История сельской Франции», «История городской Франции», «Семья и отношения родства на средневековом Западе», «История частной жизни»

- сторонник новой исторической науки

- Франция 11-13 вв.

- заочный ученик Блока

- концепция «феодальной революции» - 10-11 вв. – узурпирование сеньорами королевских права

- ментальность: «Феодальность? Средневековая ментальность», «Люди и структуры Средних веков»

- феодальность (не феодализм) – средневековый тип ментальности

- без изучения мыслей и чувств людей невозможно описание социума

- не согласен с определением «ментальности» как «коллективного бессознательного»

- «Три сословия или мир воображаемого при феодализме», «Трехчастная модель или представления средневекового общества о себе самом»

- не был склонен к общей истории, как Бродель

- «Время соборов: искусство и общество» - попытка обнаружить созвучие между идеями и миром, в котором они родились

Ле Гофф

- исторический антрополог

- «Купцы и банкиры Средневековья», «Интеллектуалы Средневековья»

- 64 г – «Циыилизация средневекового Запада»

- картина мира средневекового человека его глазами

- «Средневековый мир воображаемого», «Другое Средневековье: время, труд и культура Запада»

- первым поставил проблему народной культуры

- представления людей об окружающем их мире – часть реальности средневековья

- тоже против Броделя

- средневековое общество – холодное, малоподвижное

- изучение «изменчивого и неизменного» в истории

- сторонник «долгого Средневековья», периоды возрождения

- «Время церкви и время купца», «Рождение чистилища»

- стремление дополнить историю ментальностей историей идеологии

- переход от «истории-повествования» к «истории-проблеме»

- «Людовик Святой»


6. Историческая антропология.

- представления о ментальности

- влияние антропологической школы и психоанализ

- лингвистический переворот – литературоведение – за речевыми факторами исследователи ищут скрытый смысл

- абсолютный крен в историю ментальностей с 50-60-х гг.

- в 2010-х стали называть «коллективной психологией» - более социально

- психологизация работ по средневековым ментальностям

- приблизились к исследованию мировоззренческих проблем

- Эйкен «Основы средневекового миросозерцания», Петр Бицилли

- в советской историографии – неудачные подражания

- Панченко о смеховой культуре, Бахтин

- историческая антропология формируется около школы анналов

- Ле Гофф «Людовик 9»

- Ролан Мунье – работы по 16-18 вв.

- занимался институционной историей

- испытал влияние анналов

- попытка привнести в политический анализ культурный пласт

- привело к появлению новой политической истории

- Мандру “Магистраты и колдуны во Франции в XVII в. Анализ исторической психологии” (1968)

- Ле Гофф (72 г.) – этнологическая история

- британская социальная антропология - Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун и Эдвард Эванс-Причард


7. Основные особенности современного микроанализа

- рубеж 60-70-х гг.

- формируется под влиянием парадигмы Броделя

- экономика не идентична материальной культуре

- история уходит от анализа малых имперических традиций

- немецкая историография – за пределами микроанализа

- школа анналов становится интернациональной

- родина микроанализа – Италия

- нерефлексивная история, упор в нарратив

- Карл Гинзбург, Симона Черутти (писала по-французски)

- два спорящих направления

- микроанализ – обратная реакция на популярность Броделя

- Бродель – нетипичный медиевист

- его измерение – мировое

- широкий круг источников многих стран

- отсюда – спекулятивность его обобщений

- уходит в сторону социологии

- микроанализ – попытка реабилитировать точную историю со всеми нюансами

- вырос как история казусов

- Гинзбург – социо-культурное направление

- Черутти – социальная история

- Гинзбург шел по пути русской формалистской школы

- источник – вторичный документ, включающий в себя социо-культурный элемент

- «Сыр и черви»

- поскольку у текста есть свое социо-культурное измерение, его нуждо воссоздать

- только неопубликованные источники

- социальное направления – связано со структурализмом


8. Отечественная медиевистика в конце XX века.

- два направления современной историографии

1) историки, сохранившие марксистскую тематику, методику исследований и источники, но с большей гибкостью в терминах («формация», «классовая борьба»); реконструкция у них превалирует над другими функциями; ослаблена рефлексия

2) ученые, которые еще в СССР склонялись к творческому осмыслению западных методик

- второе направление неоднородно

- одни имитируют подходы западной историографии (не самые лучшие историки), другие переосмысливают западные практики

- современная историография вторична с точки зрения методик

- попытка воспроизведения западной источниковедческой базы

- присутсвие архивных материалов – это конкурентноспособность

- несколько школ

- исследования в духе культурной антропологии (А.Я. Гуревич и ученики – московская школа)

- историки исторической демографии (ученики Ю.Л. Бессмертного)

- у первых есть журнал «Одиссей» и «Мировое древо»

- работы первых: Гуревич «Викинги», «Эдда и сага», «Средневековое общество: культура безмолствующего большинства», «Средневековое общество и культура (Экземпла 13 в.)», «Индивид в средневековом обществе»; Лучицкая Свет. Иг. «Образ другого в средневековой культуре», «Восприятие мусульман в эпоху крестовых походов»; Арнаутова «Колдуны и святые»; Игина «Проблемы восприятия ведовства в Англии 17 века»; Парамонова «Дуализм восприятия святых на Западе и Востоке»

- работы вторых: Габдарахманов и Тушина

- «Мировое древо» - основан Милетинским (семиотик-лингвист); Топоров, Иванов, Аверинцев, Библер, Михайлов; семиотика средневековой культуры

- «Одиссей» с 89 по 97 г. выходит под редакцией Гуревича и Бессмертного, с 98 – только под редакцией Гуревича

- альманах «Казус» - оформление микроанализа – основан Бессмертным в 98 г.

- русская версия микроанализа – история казусов

- дала начало церемониалистскому направлению (Бойцов «Величие и смирение»)

+ 2 направления вокруг исследовательской группы «Власть и общество» (Хачатурян)

- самая продуктивная группа, меньше сенсаций

- новая политическая история (наши А.Ю., А.А., С.Е., В.А. + Дмитриева, Гусарова, Бойцов)

- занимается властными манифестациями, но важен контекст

- большой спектр тем и методик: королевский двор, священное тело короля, этничность

- новая социальная история – С.Е., А.Ю., Дмитриева, Чернова

- история идей или новая интеллектцальная история – журнал «Диалог со временем»

- гендерные исследования – альманах «Адам и Ева», ред. Репина

- урбанистика – г. Саратов, журнал «Средневековый город»

- школа византинистики: Василевский, Курбатов (город), Лебедева (право и соц. структура раннего общества)

 

Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.

 

- эпистемы (согласно Фуко «Археология знания») – набор определенных признаков, инструментальных приемов, используемых для создания исторического нарратива

- ассоциируются с постмодерном

- до Фуко – «парадигмы»

- «эпистема» более инструментальна и ориентирована на то, как создается исторический нарратив

- «парадигма» ориентирована на историософское знание, определяющее исторический процесс

- 3 или 4

1) классическая

- от Аврелия Августина «О граде Божьем»

- вершина – Гегель

- включает философию Огюста Конта и марксизм

- телеоцентризм или телеологичность – в историческом процессе есть смысл, связанный с божественным провидением

- мы стремимся к благу, прогрессу

- формы проявления благого идентифицируются с понятием Абсолюта или Бога

- история циклична (через познание блага возвращается к вечному блаженству)

- уже у Августина есть линейный принцип истории, которая движется снизу вверх

- Фейербах - идеализация прусского государства – земное воплощение пятой монархии Августина

- вера в исторический прогресс

- движение идет от наиболее примитивной к наиболее совершенной стадии

- исторический процесс закономерен

- Огюст Конт: история уподоблена социальной физике

- попытка вычеслить алгоритм истории

- кон. 19 века - Ранке создал свои семинары

- появилась плеяда профессиональных историков

- многие из учеников Ранке переросли учителя - те, кто занялись историей культуры

- Зиммель, Дильтей и Гильдебрант: культура развивается по иным путям, нежели экономика или политика

- Вебер создал отличную от марксистой гнесиологии

2) неклассическаяпарадигма

- отрицает телеоцентризм, прогрессивность и наличие закономерностей

- неклассики являются неокантианцами

- краеугольная идея – это кантовская «вещь в себе»

- ограниченность возможности человеческого познания

- совокупность явлений и фактов, которые не подлежат осмыслению, всегда остаются за полем зрения

- вечный спор о так называемых «кризисах» – это ограниченности исторического знания

3) неоклассическая

- тоже неокантианская по своей сути

- большая часть историков, педалирующих идею неточность исторического знания, давали шанс углубления этой мысли

- стали искать наиболее приемлимый объект исследования (философы) и инструменты, облегчающие его обучение (инструменталисты)

- победили инструменталисты

- в 60-е гг. случился лингвистический поворот (Франклин Анкер-Смит, Хейден Уайетт) в литературоведении и искусствоведении

- ориентирован на изучение этого сложного исторического объекта – исторического источника

- поворот к культуре

- ввели термины мужского и женского текста

- появляется смысл и закономерности, но нет метафизики, нет бога

- в любом тексте заключена свернутая действительность

- «Граммотология» Деррида

- ментальность – набор установочных ориентиров, которые с психо- аналистической точки зрения связаны с подсознательным (Леве Брюлль «Первобытное общество»)

- Гинзбург, работы о микроанализе

- Козелик и Кинце «История понятий» - стремление создать историю тематических понятий, которые активно используются историками, а с другой стороны были частью словаря людей прошлых эпох.

 

- мы можем говорить об усложнении объекта исторического исследования

- появляются новые вспомогательные исторические дисциплины

- лингвистический поворот реанимировал ВИД

 


2. Школа анналов и перспективы развития медиевистики

 

- неокантианство изживает все традиционные представления истории

- в 1910-60-е заниматься политической, социальной историей было на Западе непопулярным

- марксистская историография – это продолжение позитивистского историописания

- Вульфиус, Карсавин и Пицилье в Петербурге и Герье в Москве отчасти выбивались

- Грусман, Ардашев и Кудрявцев

- были открыты Западу, учились на Западе

- с 60-х гг. начинается насыщение западного интеллектуального мира культурной проблематикой, связанной с работами зрелого Февра, Дюби и Ле Гоффа

- начинают обвинять в излишней рефлексивности и теоритезировании

- из истории выхоластили саму историю

- третичная реконструкция, которая оказываетя в этом плане чрезвычайно уязвимой

- возрождаются старые исторические дисциплины в контексте нового знания

- «Апология истории» Блока, Репина «Новая историческая наука в Великобритании»

- процесс рождения новой социальной истории

- Хачатурян «Французская сословно-представительская монархия» и Штокмар

- новая социальная история изучает не социальные группы, а социальные связи

- единица измерения – человек

- утверждение, что социальное положение человека многостатусно, он существует в нескольких шкалах измерения

- социальный статус человека в средневековом обществе диффузен

- это традиционная социальная история, обновленная методами новой социальной антропологии

- обязано марксизму

– необычайная популярность коммунистических партий

- марксизм был поводом для появления новых тем

– взгляд снизу

- социальные низы как специфически развивающаяся социальная масса

- психология толпы и городские люмпены

- плохая жизнь людей провоцировалась не столько государством, сколько самими люмпенами

- Джордж Томпсон – марксист, возглавлявший англискую академию наук

- работа о рабочем классе как не классе

- опережали марксистскую историографию, и даже культурно-историческую историографию

- термин «гражданская война»

- новая политическая история исследует властные отношения, а не политическую борьбу

- Фернан Бродель

- появление школы анналов очень своеобразно

- общались с неокантианцами, социологами и людьми искусства

- жили среди идей, не относящихся к медиевистике

- Февра называли отцом культурной антропологии

- Марк Блок «Ремесло истории».

 

Дополнение

- щкола анналов возникла как реакция на жесткую институционализацию общественных наук

- поиски междисциплинарного синтеза

- первый выпуск – «Анналы экономической и социальной истории» - 29 г., Страстбург, Февр и Блок

- первый период – 29-45 гг.

- утверждение парадигмы «глобальной (тотальной) истории» Броделя

- воспроизведение социальности в ее целостности и единстве

- комплексный подход

- преодаление барьеров между разными дисциплинами

- приоритет проблемных исследований перед фактописанием

- перемещение акцентов на повседневную жизнь

- история человека во всех формах его бытия

- введение понятия «ментальность»

- работы Блока и Февра

- переходный период – 45-56 гг.

- увлечение экономической историей, структурными и количественными методами

- самостоятельная деятельность учеников Блока и Февра – Мандру, Дюби, Бродель

- две тенденции: сциентистское и ментальное

- сциентисты – Бродель, Блок, Лабрус, Шоню – изучали процессуально- структурные изменения большой длительности

- менталисты – Блок, Февр, Дюби, Ле Гофф, Дюпрон – в центре интересов – человек

- второй этап – 56 – 69 гг.

- броделевский период

- доминанта сциентистской ориентации

- история скорее не социальная, а экономическая

- ранее Новое время

- анализ изменяющихся социальных отношений

- манифест – статья Броделя «История и общественные науки» (58 г.)

- параллельные исследования большой и малой длительности

- изучение истории с точки зрения двух аспектов: социально-экономического и повседневно-бытового

- третий период – 69-89 гг.

- триумвират – Ле Гофф, Ле Руа Ладюри и Ферро

- манифесты: «Теория историков» (73 г.), «Техника истории» (74 г.)

- влияние исторической антропологии

- сложилась под влияние Леви-Стросса и Элиаса

- анналисты заимстовали ее аналистический инструментарий

- бум социокультурных исселдований

- сборник «Средневековый человек» Ле Гоффа (87 г.)

- антропологизация привела к возвращению историко-политического пласта

- поворот в сторону нарративной истории (Ладюри «Монтайю»)

- поворот в сторону микроистории

- четвертый период – с 89 г.

- отказ от проекта глобальной истории, от территориального определения объекта исследования, отказ от социального как первичного


3. Блок и Февр.

- Блок – 24 г. – «Короли-чудотворцы» - ментальный подход

- возникновение и история веры в чудодейственную силу монархов

- широкий комплекс ментальных проблем: вера в сакральную природу власти, убежденность в силе магии, коллективные представления

- с 19 г. – профессор в Страстбурге

- 29 г. – с Февром основывают «Анналы экономической и социальной истории»

- аграрная история, феодальный строй строй

- комплексный анализ общества

- 31 г. «Характерные черты французской аграрной истории»

- главный труд – «Феодальное общество» (39-40 гг.)

- феодальные отношения – отношения межличностных связей

- «Апология истории или Ремесло историка» (49 г.) – принципы историко-антропологического метода

- Февр стремился конкретизировать термин «ментальность»

- ввел термин «умственная вооруженность» - психологический аппарат, присущий каждой цивилизации
- возвращение историческому знанию гуманистического содержания

- духовно-психологический мир человека: «Судьба: Мартин Лютер», «Ориген и Деперье, или загадка Кимвала Мира», «Вокруг Гептамерона, любовь священная и мирская», «Проблема неверия в 16 веке: религия Рабле»

- для того, чтобы понять духовный мир человека, нужно обнаружить интеллектуальные процедуры, способы восприятия, архетипы сознания, присущие людям средних веков

 

Бродель

- 49 г. – докторская «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа 2»

- стимулировала интерес к экономическим структурам

- термин «конъюктура» - категория, характеризующая систему факторов, определяющих экономическую структуру

- экономическая и социальная история

- сторонник сциентистского направления - процессуально- структурные изменения большой длительности

- «Вторые анналы» - ведущая фигура

- история скорее не социальная, а экономическая

- ранее Новое время

- анализ изменяющихся социальных отношений

- манифест – статья «История и общественные науки» (58 г.)

- структурный, конъюктурный и событийный слои повествования

- события – «лишь пыль»

- каждой действительности (слою) соответсвует свой ритм изменчивости

- история «длительноый продолжительности»

- поликаузальность динамики


5. Дюби и Ле Гофф.

Дюби

- с 70 г. – преподавал в Колледж-де-Франс

- коллективные исследования «История сельской Франции», «История городской Франции», «Семья и отношения родства на средневековом Западе», «История частной жизни»

- сторонник новой исторической науки

- Франция 11-13 вв.

- заочный ученик Блока

- концепция «феодальной революции» - 10-11 вв. – узурпирование сеньорами королевских права

- ментальность: «Феодальность? Средневековая ментальность», «Люди и структуры Средних веков»

- феодальность (не феодализм) – средневековый тип ментальности

- без изучения мыслей и чувств людей невозможно описание социума

- не согласен с определением «ментальности» как «коллективного бессознательного»

- «Три сословия или мир воображаемого при феодализме», «Трехчастная модель или представления средневекового общества о себе самом»

- не был склонен к общей истории, как Бродель

- «Время соборов: искусство и общество» - попытка обнаружить созвучие между идеями и миром, в котором они родились

Ле Гофф

- исторический антрополог

- «Купцы и банкиры Средневековья», «Интеллектуалы Средневековья»

- 64 г – «Циыилизация средневекового Запада»

- картина мира средневекового человека его глазами

- «Средневековый мир воображаемого», «Другое Средневековье: время, труд и культура Запада»

- первым поставил проблему народной культуры

- представления людей об окружающем их мире – часть реальности средневековья

- тоже против Броделя

- средневековое общество – холодное, малоподвижное

- изучение «изменчивого и неизменного» в истории

- сторонник «долгого Средневековья», периоды возрождения

- «Время церкви и время купца», «Рождение чистилища»

- стремление дополнить историю ментальностей историей идеологии

- переход от «истории-повествования» к «истории-проблеме»

- «Людовик Святой»


6. Историческая антропология.

- представления о ментальности

- влияние антропологической школы и психоанализ

- лингвистический переворот – литературоведение – за речевыми факторами исследователи ищут скрытый смысл

- абсолютный крен в историю ментальностей с 50-60-х гг.

- в 2010-х стали называть «коллективной психологией» - более социально

- психологизация работ по средневековым ментальностям

- приблизились к исследованию мировоззренческих проблем

- Эйкен «Основы средневекового миросозерцания», Петр Бицилли

- в советской историографии – неудачные подражания

- Панченко о смеховой культуре, Бахтин

- историческая антропология формируется около школы анналов

- Ле Гофф «Людовик 9»

- Ролан Мунье – работы по 16-18 вв.

- занимался институционной историей

- испытал влияние анналов

- попытка привнести в политический анализ культурный пласт

- привело к появлению новой политической истории

- Мандру “Магистраты и колдуны во Франции в XVII в. Анализ исторической психологии” (1968)

- Ле Гофф (72 г.) – этнологическая история

- британская социальная антропология - Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун и Эдвард Эванс-Причард


7. Основные особенности современного микроанализа

- рубеж 60-70-х гг.

- формируется под влиянием парадигмы Броделя

- экономика не идентична материальной культуре

- история уходит от анализа малых имперических традиций

- немецкая историография – за пределами микроанализа

- школа анналов становится интернациональной

- родина микроанализа – Италия

- нерефлексивная история, упор в нарратив

- Карл Гинзбург, Симона Черутти (писала по-французски)

- два спорящих направления

- микроанализ – обратная реакция на популярность Броделя

- Бродель – нетипичный медиевист

- его измерение – мировое

- широкий круг источников многих стран

- отсюда – спекулятивность его обобщений

- уходит в сторону социологии

- микроанализ – попытка реабилитировать точную историю со всеми нюансами

- вырос как история казусов

- Гинзбург – социо-культурное направление

- Черутти – социальная история

- Гинзбург шел по пути русской формалистской школы

- источник – вторичный документ, включающий в себя социо-культурный элемент

- «Сыр и черви»

- поскольку у текста есть свое социо-культурное измерение, его нуждо воссоздать

- только неопубликованные источники

- социальное направления – связано со структурализмом


8. Отечественная медиевистика в конце XX века.

- два направления современной историографии

1) историки, сохранившие марксистскую тематику, методику исследований и источники, но с большей гибкостью в терминах («формация», «классовая борьба»); реконструкция у них превалирует над другими функциями; ослаблена рефлексия

2) ученые, которые еще в СССР склонялись к творческому осмыслению западных методик

- второе направление неоднородно

- одни имитируют подходы западной историографии (не самые лучшие историки), другие переосмысливают западные практики

- современная историография вторична с точки зрения методик

- попытка воспроизведения западной источниковедческой базы

- присутсвие архивных материалов – это конку



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.232.99 (0.017 с.)