Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.
- эпистемы (согласно Фуко «Археология знания») – набор определенных признаков, инструментальных приемов, используемых для создания исторического нарратива - ассоциируются с постмодерном - до Фуко – «парадигмы» - «эпистема» более инструментальна и ориентирована на то, как создается исторический нарратив - «парадигма» ориентирована на историософское знание, определяющее исторический процесс - 3 или 4 1) классическая - от Аврелия Августина «О граде Божьем» - вершина – Гегель - включает философию Огюста Конта и марксизм - телеоцентризм или телеологичность – в историческом процессе есть смысл, связанный с божественным провидением - мы стремимся к благу, прогрессу - формы проявления благого идентифицируются с понятием Абсолюта или Бога - история циклична (через познание блага возвращается к вечному блаженству) - уже у Августина есть линейный принцип истории, которая движется снизу вверх - Фейербах - идеализация прусского государства – земное воплощение пятой монархии Августина - вера в исторический прогресс - движение идет от наиболее примитивной к наиболее совершенной стадии - исторический процесс закономерен - Огюст Конт: история уподоблена социальной физике - попытка вычеслить алгоритм истории - кон. 19 века - Ранке создал свои семинары - появилась плеяда профессиональных историков - многие из учеников Ранке переросли учителя - те, кто занялись историей культуры - Зиммель, Дильтей и Гильдебрант: культура развивается по иным путям, нежели экономика или политика - Вебер создал отличную от марксистой гнесиологии 2) неклассическаяпарадигма - отрицает телеоцентризм, прогрессивность и наличие закономерностей - неклассики являются неокантианцами - краеугольная идея – это кантовская «вещь в себе» - ограниченность возможности человеческого познания - совокупность явлений и фактов, которые не подлежат осмыслению, всегда остаются за полем зрения - вечный спор о так называемых «кризисах» – это ограниченности исторического знания 3) неоклассическая - тоже неокантианская по своей сути - большая часть историков, педалирующих идею неточность исторического знания, давали шанс углубления этой мысли - стали искать наиболее приемлимый объект исследования (философы) и инструменты, облегчающие его обучение (инструменталисты) - победили инструменталисты - в 60-е гг. случился лингвистический поворот (Франклин Анкер-Смит, Хейден Уайетт) в литературоведении и искусствоведении - ориентирован на изучение этого сложного исторического объекта – исторического источника - поворот к культуре - ввели термины мужского и женского текста - появляется смысл и закономерности, но нет метафизики, нет бога - в любом тексте заключена свернутая действительность - «Граммотология» Деррида - ментальность – набор установочных ориентиров, которые с психо- аналистической точки зрения связаны с подсознательным (Леве Брюлль «Первобытное общество») - Гинзбург, работы о микроанализе - Козелик и Кинце «История понятий» - стремление создать историю тематических понятий, которые активно используются историками, а с другой стороны были частью словаря людей прошлых эпох.
- мы можем говорить об усложнении объекта исторического исследования - появляются новые вспомогательные исторические дисциплины - лингвистический поворот реанимировал ВИД
- неокантианство изживает все традиционные представления истории - в 1910-60-е заниматься политической, социальной историей было на Западе непопулярным - марксистская историография – это продолжение позитивистского историописания - Вульфиус, Карсавин и Пицилье в Петербурге и Герье в Москве отчасти выбивались - Грусман, Ардашев и Кудрявцев - были открыты Западу, учились на Западе - с 60-х гг. начинается насыщение западного интеллектуального мира культурной проблематикой, связанной с работами зрелого Февра, Дюби и Ле Гоффа - начинают обвинять в излишней рефлексивности и теоритезировании - из истории выхоластили саму историю - третичная реконструкция, которая оказываетя в этом плане чрезвычайно уязвимой - возрождаются старые исторические дисциплины в контексте нового знания - «Апология истории» Блока, Репина «Новая историческая наука в Великобритании» - процесс рождения новой социальной истории - Хачатурян «Французская сословно-представительская монархия» и Штокмар - новая социальная история изучает не социальные группы, а социальные связи - единица измерения – человек - утверждение, что социальное положение человека многостатусно, он существует в нескольких шкалах измерения - социальный статус человека в средневековом обществе диффузен - это традиционная социальная история, обновленная методами новой социальной антропологии - обязано марксизму – необычайная популярность коммунистических партий - марксизм был поводом для появления новых тем – взгляд снизу - социальные низы как специфически развивающаяся социальная масса - психология толпы и городские люмпены - плохая жизнь людей провоцировалась не столько государством, сколько самими люмпенами - Джордж Томпсон – марксист, возглавлявший англискую академию наук - работа о рабочем классе как не классе - опережали марксистскую историографию, и даже культурно-историческую историографию - термин «гражданская война» - новая политическая история исследует властные отношения, а не политическую борьбу - Фернан Бродель - появление школы анналов очень своеобразно - общались с неокантианцами, социологами и людьми искусства - жили среди идей, не относящихся к медиевистике - Февра называли отцом культурной антропологии - Марк Блок «Ремесло истории».
Дополнение - щкола анналов возникла как реакция на жесткую институционализацию общественных наук - поиски междисциплинарного синтеза - первый выпуск – «Анналы экономической и социальной истории» - 29 г., Страстбург, Февр и Блок - первый период – 29-45 гг. - утверждение парадигмы «глобальной (тотальной) истории» Броделя - воспроизведение социальности в ее целостности и единстве - комплексный подход - преодаление барьеров между разными дисциплинами - приоритет проблемных исследований перед фактописанием - перемещение акцентов на повседневную жизнь - история человека во всех формах его бытия - введение понятия «ментальность» - работы Блока и Февра - переходный период – 45-56 гг. - увлечение экономической историей, структурными и количественными методами - самостоятельная деятельность учеников Блока и Февра – Мандру, Дюби, Бродель - две тенденции: сциентистское и ментальное - сциентисты – Бродель, Блок, Лабрус, Шоню – изучали процессуально- структурные изменения большой длительности - менталисты – Блок, Февр, Дюби, Ле Гофф, Дюпрон – в центре интересов – человек - второй этап – 56 – 69 гг. - броделевский период - доминанта сциентистской ориентации - история скорее не социальная, а экономическая - ранее Новое время - анализ изменяющихся социальных отношений - манифест – статья Броделя «История и общественные науки» (58 г.) - параллельные исследования большой и малой длительности - изучение истории с точки зрения двух аспектов: социально-экономического и повседневно-бытового - третий период – 69-89 гг. - триумвират – Ле Гофф, Ле Руа Ладюри и Ферро - манифесты: «Теория историков» (73 г.), «Техника истории» (74 г.) - влияние исторической антропологии - сложилась под влияние Леви-Стросса и Элиаса - анналисты заимстовали ее аналистический инструментарий - бум социокультурных исселдований - сборник «Средневековый человек» Ле Гоффа (87 г.) - антропологизация привела к возвращению историко-политического пласта - поворот в сторону нарративной истории (Ладюри «Монтайю») - поворот в сторону микроистории - четвертый период – с 89 г. - отказ от проекта глобальной истории, от территориального определения объекта исследования, отказ от социального как первичного
- Блок – 24 г. – «Короли-чудотворцы» - ментальный подход - возникновение и история веры в чудодейственную силу монархов - широкий комплекс ментальных проблем: вера в сакральную природу власти, убежденность в силе магии, коллективные представления - с 19 г. – профессор в Страстбурге - 29 г. – с Февром основывают «Анналы экономической и социальной истории» - аграрная история, феодальный строй строй - комплексный анализ общества - 31 г. «Характерные черты французской аграрной истории» - главный труд – «Феодальное общество» (39-40 гг.) - феодальные отношения – отношения межличностных связей - «Апология истории или Ремесло историка» (49 г.) – принципы историко-антропологического метода - Февр стремился конкретизировать термин «ментальность» - ввел термин «умственная вооруженность» - психологический аппарат, присущий каждой цивилизации - духовно-психологический мир человека: «Судьба: Мартин Лютер», «Ориген и Деперье, или загадка Кимвала Мира», «Вокруг Гептамерона, любовь священная и мирская», «Проблема неверия в 16 веке: религия Рабле» - для того, чтобы понять духовный мир человека, нужно обнаружить интеллектуальные процедуры, способы восприятия, архетипы сознания, присущие людям средних веков
Бродель - 49 г. – докторская «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа 2» - стимулировала интерес к экономическим структурам - термин «конъюктура» - категория, характеризующая систему факторов, определяющих экономическую структуру - экономическая и социальная история - сторонник сциентистского направления - процессуально- структурные изменения большой длительности - «Вторые анналы» - ведущая фигура - история скорее не социальная, а экономическая - ранее Новое время - анализ изменяющихся социальных отношений - манифест – статья «История и общественные науки» (58 г.) - структурный, конъюктурный и событийный слои повествования - события – «лишь пыль» - каждой действительности (слою) соответсвует свой ритм изменчивости - история «длительноый продолжительности» - поликаузальность динамики
Дюби - с 70 г. – преподавал в Колледж-де-Франс - коллективные исследования «История сельской Франции», «История городской Франции», «Семья и отношения родства на средневековом Западе», «История частной жизни» - сторонник новой исторической науки - Франция 11-13 вв. - заочный ученик Блока - концепция «феодальной революции» - 10-11 вв. – узурпирование сеньорами королевских права - ментальность: «Феодальность? Средневековая ментальность», «Люди и структуры Средних веков» - феодальность (не феодализм) – средневековый тип ментальности - без изучения мыслей и чувств людей невозможно описание социума - не согласен с определением «ментальности» как «коллективного бессознательного» - «Три сословия или мир воображаемого при феодализме», «Трехчастная модель или представления средневекового общества о себе самом» - не был склонен к общей истории, как Бродель - «Время соборов: искусство и общество» - попытка обнаружить созвучие между идеями и миром, в котором они родились Ле Гофф - исторический антрополог - «Купцы и банкиры Средневековья», «Интеллектуалы Средневековья» - 64 г – «Циыилизация средневекового Запада» - картина мира средневекового человека его глазами - «Средневековый мир воображаемого», «Другое Средневековье: время, труд и культура Запада» - первым поставил проблему народной культуры - представления людей об окружающем их мире – часть реальности средневековья - тоже против Броделя - средневековое общество – холодное, малоподвижное - изучение «изменчивого и неизменного» в истории - сторонник «долгого Средневековья», периоды возрождения - «Время церкви и время купца», «Рождение чистилища» - стремление дополнить историю ментальностей историей идеологии - переход от «истории-повествования» к «истории-проблеме» - «Людовик Святой»
- представления о ментальности - влияние антропологической школы и психоанализ - лингвистический переворот – литературоведение – за речевыми факторами исследователи ищут скрытый смысл - абсолютный крен в историю ментальностей с 50-60-х гг. - в 2010-х стали называть «коллективной психологией» - более социально - психологизация работ по средневековым ментальностям - приблизились к исследованию мировоззренческих проблем - Эйкен «Основы средневекового миросозерцания», Петр Бицилли - в советской историографии – неудачные подражания - Панченко о смеховой культуре, Бахтин - историческая антропология формируется около школы анналов - Ле Гофф «Людовик 9» - Ролан Мунье – работы по 16-18 вв. - занимался институционной историей - испытал влияние анналов - попытка привнести в политический анализ культурный пласт - привело к появлению новой политической истории - Мандру “Магистраты и колдуны во Франции в XVII в. Анализ исторической психологии” (1968) - Ле Гофф (72 г.) – этнологическая история - британская социальная антропология - Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун и Эдвард Эванс-Причард
- рубеж 60-70-х гг. - формируется под влиянием парадигмы Броделя - экономика не идентична материальной культуре - история уходит от анализа малых имперических традиций - немецкая историография – за пределами микроанализа - школа анналов становится интернациональной - родина микроанализа – Италия - нерефлексивная история, упор в нарратив - Карл Гинзбург, Симона Черутти (писала по-французски) - два спорящих направления - микроанализ – обратная реакция на популярность Броделя - Бродель – нетипичный медиевист - его измерение – мировое - широкий круг источников многих стран - отсюда – спекулятивность его обобщений - уходит в сторону социологии - микроанализ – попытка реабилитировать точную историю со всеми нюансами - вырос как история казусов - Гинзбург – социо-культурное направление - Черутти – социальная история - Гинзбург шел по пути русской формалистской школы - источник – вторичный документ, включающий в себя социо-культурный элемент - «Сыр и черви» - поскольку у текста есть свое социо-культурное измерение, его нуждо воссоздать - только неопубликованные источники - социальное направления – связано со структурализмом
- два направления современной историографии 1) историки, сохранившие марксистскую тематику, методику исследований и источники, но с большей гибкостью в терминах («формация», «классовая борьба»); реконструкция у них превалирует над другими функциями; ослаблена рефлексия 2) ученые, которые еще в СССР склонялись к творческому осмыслению западных методик - второе направление неоднородно - одни имитируют подходы западной историографии (не самые лучшие историки), другие переосмысливают западные практики - современная историография вторична с точки зрения методик - попытка воспроизведения западной источниковедческой базы - присутсвие архивных материалов – это конкурентноспособность - несколько школ - исследования в духе культурной антропологии (А.Я. Гуревич и ученики – московская школа) - историки исторической демографии (ученики Ю.Л. Бессмертного) - у первых есть журнал «Одиссей» и «Мировое древо» - работы первых: Гуревич «Викинги», «Эдда и сага», «Средневековое общество: культура безмолствующего большинства», «Средневековое общество и культура (Экземпла 13 в.)», «Индивид в средневековом обществе»; Лучицкая Свет. Иг. «Образ другого в средневековой культуре», «Восприятие мусульман в эпоху крестовых походов»; Арнаутова «Колдуны и святые»; Игина «Проблемы восприятия ведовства в Англии 17 века»; Парамонова «Дуализм восприятия святых на Западе и Востоке» - работы вторых: Габдарахманов и Тушина - «Мировое древо» - основан Милетинским (семиотик-лингвист); Топоров, Иванов, Аверинцев, Библер, Михайлов; семиотика средневековой культуры - «Одиссей» с 89 по 97 г. выходит под редакцией Гуревича и Бессмертного, с 98 – только под редакцией Гуревича - альманах «Казус» - оформление микроанализа – основан Бессмертным в 98 г. - русская версия микроанализа – история казусов - дала начало церемониалистскому направлению (Бойцов «Величие и смирение») + 2 направления вокруг исследовательской группы «Власть и общество» (Хачатурян) - самая продуктивная группа, меньше сенсаций - новая политическая история (наши А.Ю., А.А., С.Е., В.А. + Дмитриева, Гусарова, Бойцов) - занимается властными манифестациями, но важен контекст - большой спектр тем и методик: королевский двор, священное тело короля, этничность - новая социальная история – С.Е., А.Ю., Дмитриева, Чернова - история идей или новая интеллектцальная история – журнал «Диалог со временем» - гендерные исследования – альманах «Адам и Ева», ред. Репина - урбанистика – г. Саратов, журнал «Средневековый город» - школа византинистики: Василевский, Курбатов (город), Лебедева (право и соц. структура раннего общества)
Основные исторические парадигмы в историографии ХХ века.
- эпистемы (согласно Фуко «Археология знания») – набор определенных признаков, инструментальных приемов, используемых для создания исторического нарратива - ассоциируются с постмодерном - до Фуко – «парадигмы» - «эпистема» более инструментальна и ориентирована на то, как создается исторический нарратив - «парадигма» ориентирована на историософское знание, определяющее исторический процесс - 3 или 4 1) классическая - от Аврелия Августина «О граде Божьем» - вершина – Гегель - включает философию Огюста Конта и марксизм - телеоцентризм или телеологичность – в историческом процессе есть смысл, связанный с божественным провидением - мы стремимся к благу, прогрессу - формы проявления благого идентифицируются с понятием Абсолюта или Бога - история циклична (через познание блага возвращается к вечному блаженству) - уже у Августина есть линейный принцип истории, которая движется снизу вверх - Фейербах - идеализация прусского государства – земное воплощение пятой монархии Августина - вера в исторический прогресс - движение идет от наиболее примитивной к наиболее совершенной стадии - исторический процесс закономерен - Огюст Конт: история уподоблена социальной физике - попытка вычеслить алгоритм истории - кон. 19 века - Ранке создал свои семинары - появилась плеяда профессиональных историков - многие из учеников Ранке переросли учителя - те, кто занялись историей культуры - Зиммель, Дильтей и Гильдебрант: культура развивается по иным путям, нежели экономика или политика - Вебер создал отличную от марксистой гнесиологии 2) неклассическаяпарадигма - отрицает телеоцентризм, прогрессивность и наличие закономерностей - неклассики являются неокантианцами - краеугольная идея – это кантовская «вещь в себе» - ограниченность возможности человеческого познания - совокупность явлений и фактов, которые не подлежат осмыслению, всегда остаются за полем зрения - вечный спор о так называемых «кризисах» – это ограниченности исторического знания 3) неоклассическая - тоже неокантианская по своей сути - большая часть историков, педалирующих идею неточность исторического знания, давали шанс углубления этой мысли - стали искать наиболее приемлимый объект исследования (философы) и инструменты, облегчающие его обучение (инструменталисты) - победили инструменталисты - в 60-е гг. случился лингвистический поворот (Франклин Анкер-Смит, Хейден Уайетт) в литературоведении и искусствоведении - ориентирован на изучение этого сложного исторического объекта – исторического источника - поворот к культуре - ввели термины мужского и женского текста - появляется смысл и закономерности, но нет метафизики, нет бога - в любом тексте заключена свернутая действительность - «Граммотология» Деррида - ментальность – набор установочных ориентиров, которые с психо- аналистической точки зрения связаны с подсознательным (Леве Брюлль «Первобытное общество») - Гинзбург, работы о микроанализе - Козелик и Кинце «История понятий» - стремление создать историю тематических понятий, которые активно используются историками, а с другой стороны были частью словаря людей прошлых эпох.
- мы можем говорить об усложнении объекта исторического исследования - появляются новые вспомогательные исторические дисциплины - лингвистический поворот реанимировал ВИД
- неокантианство изживает все традиционные представления истории - в 1910-60-е заниматься политической, социальной историей было на Западе непопулярным - марксистская историография – это продолжение позитивистского историописания - Вульфиус, Карсавин и Пицилье в Петербурге и Герье в Москве отчасти выбивались - Грусман, Ардашев и Кудрявцев - были открыты Западу, учились на Западе - с 60-х гг. начинается насыщение западного интеллектуального мира культурной проблематикой, связанной с работами зрелого Февра, Дюби и Ле Гоффа - начинают обвинять в излишней рефлексивности и теоритезировании - из истории выхоластили саму историю - третичная реконструкция, которая оказываетя в этом плане чрезвычайно уязвимой - возрождаются старые исторические дисциплины в контексте нового знания - «Апология истории» Блока, Репина «Новая историческая наука в Великобритании» - процесс рождения новой социальной истории - Хачатурян «Французская сословно-представительская монархия» и Штокмар - новая социальная история изучает не социальные группы, а социальные связи - единица измерения – человек - утверждение, что социальное положение человека многостатусно, он существует в нескольких шкалах измерения - социальный статус человека в средневековом обществе диффузен - это традиционная социальная история, обновленная методами новой социальной антропологии - обязано марксизму – необычайная популярность коммунистических партий - марксизм был поводом для появления новых тем – взгляд снизу - социальные низы как специфически развивающаяся социальная масса - психология толпы и городские люмпены - плохая жизнь людей провоцировалась не столько государством, сколько самими люмпенами - Джордж Томпсон – марксист, возглавлявший англискую академию наук - работа о рабочем классе как не классе - опережали марксистскую историографию, и даже культурно-историческую историографию - термин «гражданская война» - новая политическая история исследует властные отношения, а не политическую борьбу - Фернан Бродель - появление школы анналов очень своеобразно - общались с неокантианцами, социологами и людьми искусства - жили среди идей, не относящихся к медиевистике - Февра называли отцом культурной антропологии - Марк Блок «Ремесло истории».
Дополнение - щкола анналов возникла как реакция на жесткую институционализацию общественных наук - поиски междисциплинарного синтеза - первый выпуск – «Анналы экономической и социальной истории» - 29 г., Страстбург, Февр и Блок - первый период – 29-45 гг. - утверждение парадигмы «глобальной (тотальной) истории» Броделя - воспроизведение социальности в ее целостности и единстве - комплексный подход - преодаление барьеров между разными дисциплинами - приоритет проблемных исследований перед фактописанием - перемещение акцентов на повседневную жизнь - история человека во всех формах его бытия - введение понятия «ментальность» - работы Блока и Февра - переходный период – 45-56 гг. - увлечение экономической историей, структурными и количественными методами - самостоятельная деятельность учеников Блока и Февра – Мандру, Дюби, Бродель - две тенденции: сциентистское и ментальное - сциентисты – Бродель, Блок, Лабрус, Шоню – изучали процессуально- структурные изменения большой длительности - менталисты – Блок, Февр, Дюби, Ле Гофф, Дюпрон – в центре интересов – человек - второй этап – 56 – 69 гг. - броделевский период - доминанта сциентистской ориентации - история скорее не социальная, а экономическая - ранее Новое время - анализ изменяющихся социальных отношений - манифест – статья Броделя «История и общественные науки» (58 г.) - параллельные исследования большой и малой длительности - изучение истории с точки зрения двух аспектов: социально-экономического и повседневно-бытового - третий период – 69-89 гг. - триумвират – Ле Гофф, Ле Руа Ладюри и Ферро - манифесты: «Теория историков» (73 г.), «Техника истории» (74 г.) - влияние исторической антропологии - сложилась под влияние Леви-Стросса и Элиаса - анналисты заимстовали ее аналистический инструментарий - бум социокультурных исселдований - сборник «Средневековый человек» Ле Гоффа (87 г.) - антропологизация привела к возвращению историко-политического пласта - поворот в сторону нарративной истории (Ладюри «Монтайю») - поворот в сторону микроистории - четвертый период – с 89 г. - отказ от проекта глобальной истории, от территориального определения объекта исследования, отказ от социального как первичного
- Блок – 24 г. – «Короли-чудотворцы» - ментальный подход - возникновение и история веры в чудодейственную силу монархов - широкий комплекс ментальных проблем: вера в сакральную природу власти, убежденность в силе магии, коллективные представления - с 19 г. – профессор в Страстбурге - 29 г. – с Февром основывают «Анналы экономической и социальной истории» - аграрная история, феодальный строй строй - комплексный анализ общества - 31 г. «Характерные черты французской аграрной истории» - главный труд – «Феодальное общество» (39-40 гг.) - феодальные отношения – отношения межличностных связей - «Апология истории или Ремесло историка» (49 г.) – принципы историко-антропологического метода - Февр стремился конкретизировать термин «ментальность» - ввел термин «умственная вооруженность» - психологический аппарат, присущий каждой цивилизации - духовно-психологический мир человека: «Судьба: Мартин Лютер», «Ориген и Деперье, или загадка Кимвала Мира», «Вокруг Гептамерона, любовь священная и мирская», «Проблема неверия в 16 веке: религия Рабле» - для того, чтобы понять духовный мир человека, нужно обнаружить интеллектуальные процедуры, способы восприятия, архетипы сознания, присущие людям средних веков
Бродель - 49 г. – докторская «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа 2» - стимулировала интерес к экономическим структурам - термин «конъюктура» - категория, характеризующая систему факторов, определяющих экономическую структуру - экономическая и социальная история - сторонник сциентистского направления - процессуально- структурные изменения большой длительности - «Вторые анналы» - ведущая фигура - история скорее не социальная, а экономическая - ранее Новое время - анализ изменяющихся социальных отношений - манифест – статья «История и общественные науки» (58 г.) - структурный, конъюктурный и событийный слои повествования - события – «лишь пыль» - каждой действительности (слою) соответсвует свой ритм изменчивости - история «длительноый продолжительности» - поликаузальность динамики
Дюби - с 70 г. – преподавал в Колледж-де-Франс - коллективные исследования «История сельской Франции», «История городской Франции», «Семья и отношения родства на средневековом Западе», «История частной жизни» - сторонник новой исторической науки - Франция 11-13 вв. - заочный ученик Блока - концепция «феодальной революции» - 10-11 вв. – узурпирование сеньорами королевских права - ментальность: «Феодальность? Средневековая ментальность», «Люди и структуры Средних веков» - феодальность (не феодализм) – средневековый тип ментальности - без изучения мыслей и чувств людей невозможно описание социума - не согласен с определением «ментальности» как «коллективного бессознательного» - «Три сословия или мир воображаемого при феодализме», «Трехчастная модель или представления средневекового общества о себе самом» - не был склонен к общей истории, как Бродель - «Время соборов: искусство и общество» - попытка обнаружить созвучие между идеями и миром, в котором они родились Ле Гофф - исторический антрополог - «Купцы и банкиры Средневековья», «Интеллектуалы Средневековья» - 64 г – «Циыилизация средневекового Запада» - картина мира средневекового человека его глазами - «Средневековый мир воображаемого», «Другое Средневековье: время, труд и культура Запада» - первым поставил проблему народной культуры - представления людей об окружающем их мире – часть реальности средневековья - тоже против Броделя - средневековое общество – холодное, малоподвижное - изучение «изменчивого и неизменного» в истории - сторонник «долгого Средневековья», периоды возрождения - «Время церкви и время купца», «Рождение чистилища» - стремление дополнить историю ментальностей историей идеологии - переход от «истории-повествования» к «истории-проблеме» - «Людовик Святой»
- представления о ментальности - влияние антропологической школы и психоанализ - лингвистический переворот – литературоведение – за речевыми факторами исследователи ищут скрытый смысл - абсолютный крен в историю ментальностей с 50-60-х гг. - в 2010-х стали называть «коллективной психологией» - более социально - психологизация работ по средневековым ментальностям - приблизились к исследованию мировоззренческих проблем - Эйкен «Основы средневекового миросозерцания», Петр Бицилли - в советской историографии – неудачные подражания - Панченко о смеховой культуре, Бахтин - историческая антропология формируется около школы анналов - Ле Гофф «Людовик 9» - Ролан Мунье – работы по 16-18 вв. - занимался институционной историей - испытал влияние анналов - попытка привнести в политический анализ культурный пласт - привело к появлению новой политической истории - Мандру “Магистраты и колдуны во Франции в XVII в. Анализ исторической психологии” (1968) - Ле Гофф (72 г.) – этнологическая история - британская социальная антропология - Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун и Эдвард Эванс-Причард
- рубеж 60-70-х гг. - формируется под влиянием парадигмы Броделя - экономика не идентична материальной культуре - история уходит от анализа малых имперических традиций - немецкая историография – за пределами микроанализа - школа анналов становится интернациональной - родина микроанализа – Италия - нерефлексивная история, упор в нарратив - Карл Гинзбург, Симона Черутти (писала по-французски) - два спорящих направления - микроанализ – обратная реакция на популярность Броделя - Бродель – нетипичный медиевист - его измерение – мировое - широкий круг источников многих стран - отсюда – спекулятивность его обобщений - уходит в сторону социологии - микроанализ – попытка реабилитировать точную историю со всеми нюансами - вырос как история казусов - Гинзбург – социо-культурное направление - Черутти – социальная история - Гинзбург шел по пути русской формалистской школы - источник – вторичный документ, включающий в себя социо-культурный элемент - «Сыр и черви» - поскольку у текста есть свое социо-культурное измерение, его нуждо воссоздать - только неопубликованные источники - социальное направления – связано со структурализмом
- два направления современной историографии 1) историки, сохранившие марксистскую тематику, методику исследований и источники, но с большей гибкостью в терминах («формация», «классовая борьба»); реконструкция у них превалирует над другими функциями; ослаблена рефлексия 2) ученые, которые еще в СССР склонялись к творческому осмыслению западных методик - второе направление неоднородно - одни имитируют подходы западной историографии (не самые лучшие историки), другие переосмысливают западные практики - современная историография вторична с точки зрения методик - попытка воспроизведения западной источниковедческой базы - присутсвие архивных материалов – это ко
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.016 с.) |