Индивидуальных различий людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальных различий людей



 

В предыдущих разделах рассматривались свойства нервной системы, являющиеся основой темперамента. Однако не менее интересными представляются результаты многолетних исследований, проведенных В. М. Русаловым в рамках направления Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына, в ходе которых установлено, что свойства нервной системы являются наиболее важными биологическими факторами, которые детерминируют формирование и других индивидуально-психологических различий. В частности, подчёркивается, что пластичность является одним из необходимых базовых компонентов творческих способностей. Ряд авторов связывает психическую и умственную выносливость с общей одаренностью [14, с. 246, 247].

Вопрос о способностях и склонностях как наиболее важных индивидуальных характеристиках человека требует уяснения смысла этих понятий.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика сложившихся способностей проводится с помощью тестов, позволяющих разрабатывать методы количественной оценки способностей.

С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации [4, c. 377].

Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Проблема гениальности давно интересовала ученых. «Гений, - любил говорить Эдисон, - это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота». «Генетическая структура» выдающихся личностей до сих пор неизвестна. Источник мыслей, идей и творений - человеческий мозг – изучен еще не столь глубоко, как хотелось бы.

Сегодня можно с уверенностью сказать: почти в каждом человеке заложены потенциально неограниченные умственные способности. По мнению физиологов, при современных методах воспитания используется не более одной десятой возможности мозга как мыслительного органа.

При этом люди настолько различны, настолько индивидуальны, что каждый из нас – в чем-то выдающаяся неповторимая личность. К сожалению, далеко не всегда личность находит свое призвание. Ученые сделали вывод, что приблизительно на 80 % умственное развитие обусловлено генетическими причинами и только на 20 % – окружающей средой.

Некоторые ученые полагают, что показателем ума является скорость умственных процессов, быстрота решения интеллектуальных проблем. Установлено: кто быстро решает легкие задачи, тот скорее других решает и трудные. Недавно было сделано очень важное научное открытие: доказано, что с повышением трудности задачи время для ее решения увеличивается в логарифмической зависимости. Это значит, что интеллектуальные проблемы определенной степени трудности могут потребовать от некоторых людей дней, недель, месяцев, а то и лет для правильного решения.

Интеллект развивался уже не один миллион лет, однако нет определённых свидетельств того, в какой степени он изменился за последние три тысячи лет.

«Структура» умственных возможностей наших современников, естественно, известна лучше. Приблизительно 70 % людей обладают средними умственными способностями. Их коэффициент умственного развития колеблется от 80 до 115 баллов. Остальные составляют группу способных людей с коэффициентом выше 115 и группу неспособных – с коэффициентом ниже 85 баллов. Люди с коэффициентом выше 115 могут отлично учиться, хорошо выполнять сложную работу. Те, которые могут справляться только с самыми простыми делами, имеют коэффициент ниже 85 баллов.

Историками подсчитано, что за всю историю человечества на свете жили примерно 4 тысячи гениев, 120 тысяч выдающихся талантов и 150 тысяч очень одаренных людей. При этом такие мыслители, как Джон Локк и Жан Жак Руссо, решающую роль в проявлении таланта отводили воспитанию, а их последователь англичанин Ф. Гольтон – наследственности. Современные психологи придерживаются концепции шотландца Т. Рида, что человек от рождения имеет определенные ресурсы способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от внешних условий. Даже очень одаренные дети без активной поддержки взрослых могут не достигнуть никаких впечатляющих результатов. Поэтому очень важно, чтобы родители заметили необычайные способности своих детей вовремя – и создали условия для их полного развития. Ни в коем случае нельзя пытаться погасить природный интерес ребенка к любому виду деятельности. Когда придет время, он выберет сам [4, с. 394, 395].

Исследование законов и условий развития способностей осуществляется усилиями различных наук. В истории науки зафиксированы основные точки зрения на этот счёт.

В свое время в науке распространенным было представление о способностях как полностью врожденных и неизменных качествах человека. Утверждалось, что никакое обучение и воспитание не смогут повлиять на развитие способностей. Их развитие рассматривалось как полностью спонтанный процесс, не зависящий от социальных условий.

Эта позиция оказалась несостоятельной, и тогда стали придерживаться мнения, что можно у любого человека развить любые способности. Нужно только правильно организовать работу по его воспитанию, то есть создать необходимые социальные условия жизни и деятельности человека. Позднее антропологи отказались и от этой точки зрения.

Наконец была предложена следующая концепция: способности формируются и развиваются в процессе деятельности, но они формируются не на пустом месте, а на базе некоторых задатков, то есть врождённых анатомо-физиологических особенностей мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональных особенностей организма человека. Задатки, составляющие природную основу развития способностей, могут реализоваться, так или иначе, в зависимости от конкретных социальных условий жизни человека. При этом утверждалось, что связь между задатками и способностями неоднозначна. На основе сходных задатков могут формироваться разные способности, и наоборот [11, с. 10, 11]. Данная точка зрения представляется перспективной для дальнейшего изучения условий формирования способностей. Решая вопрос о структуре задатков и динамике их развития, а также ряд других вопросов психология неизбежно должна обращаться к биологическим наукам, прежде всего к физиологии и генетике человека.

Таким образом, в изучении способностей психология вынуждена обращаться, с одной стороны, к общественным наукам, поскольку без этого невозможно дать объективный анализ условий жизни человека, а с другой – к естественным наукам, которые позволяют понять материальные предпосылки развития способностей.

Основываясь на результатах исследований последних лет, И. П. Меркулов пришёл к выводу о продолжающейся когнитивной эволюции человеческих популяций при участии генов. По его мнению, когнитивная эволюция Homo sapiens sapiens – это, прежде всего, эволюция его когнитивных способностей, обеспечивающих информационный контроль окружающей среды и внутренних состояний человека, а тем самым выживание человеческих популяций. Познание требует немалых усилий и напряжённого труда. Благодаря когнитивной эволюции все наши знания развиваются частично без нашего сознательного участия в силу естественной смены поколений и появления популяций – носителей новых адаптивно ценных способов переработки когнитивной информации, новых когнитивных способностей [12, с. 102]. Способности необходимо отличать от склонностей.

Склонность – постоянное влечение, расположение к чему-нибудь. Например, склонность к самоанализу. Способности и склонности не всегда совпадают. Э. А. Голубева изучала способности и склонности восьмиклассников. В процессе исследования было обнаружено, что между субъективными и объективными данными более чем в трети случаев имеет место существенное рассогласование результатов при анализе способностей (и склонностей) учащихся к умственной и сенсорной деятельности. Например, 30 % учеников обследованного класса имеют склонность к напряженному умственному труду, но реальный уровень способностей, развитых в этой сфере, пока с данными склонностями не согласуется. И наоборот, 23 % учеников обнаружили выраженную способность к напряженному умственному труду, но у них не представлены соответствующие склонности. Автор справедливо указывает на то, что не следует использовать в диагностических целях методик, построенных только на субъективных оценках, вне их сопоставления с объективными данными [5, c. 257].

К важным индивидуальным особенностям личности относится характер.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, которые складываются и проявляются в деятельности и общении. Характер обусловливает типичные для человека способы поведения. В нём проявляются самые существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения и познания.

Характер формируется в процессе жизнедеятельности человека как представителя определённой социальной группы. В индивидуальном характере отражаются разнообразные типичные черты: национальные, профессиональные, возрастные и т. д.

Под влиянием обстоятельств жизни и воспитания, требований общества тип характера может изменяться.

Отдельные свойства характера, связанные друг с другом, образуют структуру характера. В структуре характера выделяют две группы черт.

Под чертой характера понимают некоторые особенности личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности. По ним можно судить также о возможных поступках человека в определённых ситуациях. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеала, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуальные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Характеры бывают замкнутые и общительные, когда речь идёт об отношении человека к другим людям. В отношении человека не только к людям, но и продуктам деятельности проявляются характерологические черты: аккуратность или небрежность, практичность или непрактичность, расчётливость (скупость) или щедрость, добросовестность или халатность.

С отношением человека к самому себе связана третья группа характерологических свойств человека: самообладание или несдержанность, самоуважение или самоуничижение, высокомерие или скромность, самоуверенность или достоинство, гордость, обидчивость, эгоистичность и т. д.

Все стороны характера, в их единстве, проявляются в отношении человека к труду. В этом случае говорят об активности или пассивности, ответственности или безответственности, инициативности, усердии, организованности и т. д.

В деятельности устанавливаются отношения между характером личности и её способностями. Реализация человеком своих способностей в значительной степени зависит от его характера.

Различные типологии характера предложены К. Юнгом, Э. Кречмером, К. Леонгардом, П. Б. Ганнушкиным, Е. А. Личко [19, с. 184-186].

В процессе социальной работы необходимо учитывать индивидуальные характеристики человека. Это особенно важно в отношении детей с различными особенностями развития. Известно, что для детей младшего дошкольного возраста характерной чертой является слабость нервной системы и преобладание возбуждения над торможением. Это общее свойство детей данного возраста, но среди них выделяются дети, у которых возрастная слабость сочетается с индивидуальной слабостью нервной системы.

Подобная картина была обнаружена у детей 6 лет, обучавшихся в первом классе. У них наблюдается большая инертность нервной системы, которая выступает в качестве одной из природных предпосылок некоторой медлительности на уровне поведения. Особую трудность испытывают дети, у которых эта возрастная черта усугубляется индивидуальной инертностью. Очень тяжело приходится таким медлительным шестилетним школьникам в условиях дефицита времени и нарастания требований к оперативности учебных действий.

У подростков «ядром» природных предпосылок успешной мнемонической (связанной с запоминанием) и учебной деятельности часто выступает активированность нервной системы, преобладание возбуждения. Но «сложение» возрастной и индивидуальной активации у подростков может привести не только к большей результативности учебной и других видов деятельности, а и быть причиной утраты самоконтроля, срывов и неблаговидных поступков [5, с. 258].

Мастерство специалиста по социальной работе в школе проявляется в умении применять психологические знания в процессе работы с конкретными людьми: используя специальные тренинги, активизировать слишком медлительных учеников, а также применять успокаивающие методики в отношении чрезмерно возбудимых школьников.

 

6.3 Основные понятия, характеризующие
индивидуальное развитие человека

 

Развитие человека, с точки зрения И. С. Кона, может быть рассмотрено в трех автономных системах отсчета.

Первая система – индивидуальное развитие описывается в таких терминах, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография». В этой связи рассматриваются его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни») и производные («возрастные свойства»).

Вторая система отсчета – это социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация (расслоение)», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «поколение», «когортные различия» и т. д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, отражение возрастных процессов и свойств в культуре, т. е. то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т. п.).

Все эти явления взаимосвязаны, но их изучением занимались различные науки. Первую систему изучают антропология, психология и социология. Вторая система – заповедная зона социологии и демографии. Третья система изучается преимущественно этнографами, при участии фольклористов и историков. Каждая из этих дисциплин имеет свою собственную, исторически сложившуюся систему понятий и методов. Необходимо учитывать, что одни и те же термины имеют в разных науках и у разных авторов совершенно разные значения.

Например, слово «поколение» обозначает: 1) звено в цепи происхождения от общего предка («поколение отцов» в отличие от «поколения детей»); 2) возрастно-однородную группу, когорту сверстников, которые родились в одно и то же время; 3) условный отрезок времени, в течение которого живет или активно действует данное поколение; 4) общность современников, сформировавшихся в определенных исторических условиях, под влиянием каких-то значимых исторических событий независимо от их хронологического возраста («поколение романтизма» или «послевоенное поколение» в отличие от «военного» и «довоенного») [8, с. 473, 474].

Изучение процесса индивидуального развития человека в рамках данного курса антропологии предполагает выяснение соотношения таких понятий, как «онтогенез», «время жизни» «жизненный цикл», «жизненный путь».

Онтогенез – это индивидуальное развитие человека с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства. То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, периодов) или этапов развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и т. д.).

К основным закономерностям роста и развития относятся необратимость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность и индивидуальное разнообразие.

Необратимость – невозможность возвращения растущего организма человека к предыдущим стадиям онтогенеза.

Постепенность – стадии роста и развития человека происходят последовательно, одна за другой.

Гетерохрония – неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем человеческого организма.

Эндогенность – отражает генетическую обусловленность процессов роста, развития и старения, удерживающих их в определённых рамках.

Индивидуальное разнообразие позволяет объяснить вариабельность процессов роста и созревания организма отдельных людей, реализующихся вследствие взаимодействия генетической программы и условий среды.

Процессы роста и развития человека характеризуются цикличностью, т. е. происходят не плавно, а циклами. Так, периоды активного роста перемежаются с периодами его торможения.

Термин «онтогенез» был введён в биологию Э. Геккелем. Онтогенез, отражающий изменения в процессе индивидуального развития организмов, противопоставлялся филогенезу и относился только к периоду развития. Однако впоследствии под онтогенезом стали понимать все последовательные преобразования организма, от зачатия до окончания жизни. Таким образом, в процессе индивидуального развития можно выделить два больших периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный.

Существует немало периодизаций онтогенеза. Древнейшие из них принадлежат ещё античным учёным. В разработку периодизации индивидуального развития внесли значительный вклад немецкие учёные С. Штрац, Г. Гримм, Х. Ремшмидт, американский антрополог Б. Богин, российские учёные В. В. Бунак, И. А. Аршавский и др. [1, с. 119, 120; 15, с. 147- 157; 19, с. 97-106; 20, с. 52-54]

В нашей стране нашла широкое применение в антропологии, педиатрии, педагогике схема (табл. 1) возрастной периодизации постнатального развития человека, которая была принята на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, состоявшейся в 1965 г.

 

 

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.021 с.)