Формирование индивидуальных свойств личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование индивидуальных свойств личности



 

Для изучения становления индивидуальных особенностей современных людей важно знакомство с понятиями «личность», «индивидуальность», «геном».

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества. Личная независимость связана с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности не просто сознания, мышления и воли, а самосознания, т. е способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю. Личность имеет природную основу в виде свойств нервной системы, благодаря которым становится возможной психическая деятельность, а также обучение, воспитание, освоение социального опыта. Однако ее сущностным основанием являются социально значимые качества - взгляды, потребности, интересы, умения. Понятие «личность» отражает, прежде всего, социальные качества отдельного человека. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования.

Личность появляется на определенном этапе исторического развития. Первобытный человек ни в своей деятельности, ни в своем сознании не выделяет себя из родовой целостности. Развитие производительных сил и связанное с ним разделение труда делают человека особенным индивидом. Выполнение специфических функций дает ему определенную социальную роль, в свете которой он оценивается другими и на которой основывается его личное самосознание.

Каждый появившийся на свет индивид становится личностью в ходе социализации, то есть в процессе освоения социальных ролей, функций, норм поведения, духовных ценностей и развития самосознания. Личностью не рождаются, а становятся. Формирование личности представляет собой длительный процесс. Для детей, развивающихся в нормальных условиях жизни, переломным моментом в процессе формирования личности человека является его поступление в школу. Здесь он впервые убеждается в том, что его деятельность нужна не только ему, но должна отвечать требованиям общества, так как оценивается по своему результату. Личность может достигать полной зрелости у различных людей в неодинаковом возрасте и развиваться в той или иной степени в дальнейшем.

Личность не формируется у людей, выросших вне общества или в изоляции от него. Примером являются не только дети – «маугли». В середине XVIII в. русским императором был провозглашён двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Придворные свергли его с престола и заточили в тюрьму раньше, чем император вымолвил первое слово. Узник провёл в полном одиночестве много лет, так как никто никогда с ним не заговаривал. Иван Антонович был уже взрослым человеком в смысле количества лет, но говорить о нём как о личности нельзя, поскольку он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота [4, с. 44].

В личности переплетаются единичные, неповторимые, присущие только ей, и общезначимые черты.

Индивидуальность – неповторимое сочетание природных и социальных свойств индивида. В социальной антропологии индивидуальность понимается как интегрирующее творческое начало, позволяющее индивиду не приспосабливаться к условиям, а создавать нечто новое.

Существуют биологические факторы становления индивидуальности. К ним относятся:

1. свойства нервных процессов, когда тот или иной тип нервной системы определяет такие индивидуальные качества человека, как темперамент;

2. функциональная асимметрия мозга (доминирование правого полушария способствует становлению конкретно-образного мышления, а доминирование левого полушария – абстрактно-логическому мышлению);

3. различия в доминировании того или иного типа анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного и т. д.), следствием чего являются доминирование соответственной перцептивной подструктуры, а также различия в ассоциативных процессах (объём, скорость, сложность), что обусловливает интеллектуальные различия людей;

4. психологическое своеобразие человека зависит также от функционального доминирования отдельных желез внутренней секреции (доминирование гормонов мужского типа способствует формированию твёрдости, деловитости, мужского склада ума, а доминирование гормонов женского типа – мягкости, артистичности, женского склада ума).

5. уровень физического развития индивида, который влияет на жизненный путь человека;

6. врождённая психологическая программа как наследственно обусловленная диспозиция индивидуальности (врождённые операторы, эффекторы);

7. влияние природной среды, которая накладывает отпечаток на индивидуальное многообразие людей [7, с. 34, 35].

Многие индивидуальные характеристики человека генетически обусловлены. В этой связи важным является знакомство понятием «геном».

Геном – это совокупность генов, содержащихся в одинарном наборе хромосом данного организма. В последние годы появились сенсационные заявления о расшифровке человеческого генома, что означает прорыв в области фундаментальных научных знаний. Изыскиваются большие средства на борьбу за бессмертие. Международная программа «Геном человека» является самым дорогостоящим научным проектом. В осуществлении этой программы участвуют 20 научных коллективов России [17, с. 94].

Тело человека состоит из миллиардов клеток, которые берут начало от одной клетки - зиготы. Она образуется в результате слияния яйцеклетки и сперматозоида. Любая клетка состоит из цитоплазмы и ядра. В цитоплазме вырабатываются различные вещества, необходимые для роста и жизнедеятельности организма. Ядро обеспечивает программирование активности организма и обеспечивает её общее направление.

Ядро в клетке человека содержит 23 пары хромосом. Каждая хромосома несёт в себе тысячи генов, ответственных за различные аспекты строения организма и его разнообразные функции. Генетически обусловлены размеры тела, цвет глаз, волос и кожи, выработка различных ферментов, рост и развитие, продолжительность жизни и т. д.

Носителем наследственности с её генетическим кодом служит ДНК. Она передаёт заложенную в ней информацию в цитоплазму через другую, синтезируемую с её помощью кислоту – РНК.

Существенное различие между мужчинами и женщинами связано со структурой 23-й пары хромосом. У женщин она образована двумя большими Х-образными хромосомами, а у мужчин состоит из большой Х-образной хромосомы и более мелкой Y- образной [19, с. 66].

Человек как социальное существо во всех своих проявлениях не лишается своей биологической индивидуальности. Социальные условия жизни не устраняют генетическое разнообразие людей. Такие психические характеристики человека, как понимание, пространственное восприятие, вычислительные, речевые, музыкальные и математические способности, темперамент и уровень эмоциональности, зависят в той или иной степени от генетической компоненты общей изменчивости. Это относится и к таким свойствам психики человека, как сила, чувствительность и лабильность нервной системы, подвижность нервных процессов, а также к психодинамическим и нейродинамическим параметрам, определяемым разными методами. Под генетическим контролем находятся некоторые параметры энцефалограмм человека, в частности альфа-ритм, характеризующий некоторое базальное состояние функциональной активности ассоциативной зоны мозга. Формируясь к 12-14-летнему возрасту, а иногда несколько раньше, характер альфа-ритма сохраняется на всю жизнь как индивидуальная характеристика человека, но его межличностная вариация чрезвычайно велика [2, с. 155].

Говоря о генетической обусловленности интеллекта человека, важно отметить, что интеллект определяется не одним геном, а имеет сложную структуру, в которую включены десятки генов. Точное число еще не известно, но это сочетание в зарождающемся организме происходит по принципу случайных чисел. Угадать почти невозможно. Только группа крови передается одним геном. С какой группой крови человек родился, с той и умрет. Рост человека лишь на 80 % обусловлен наследственностью, на 20 % – средой.

Пытаясь разложить интеллект по полочкам, анализируя интеллект, ученые выделили 120 его компонентов. Поэтому лучше говорить о наследовании лишь отдельных «слагаемых». Например, пространственное мышление обусловлено наследственностью на 59 %. Логическое – передается от родителей на 60 %. Если от отца – гениального математика – ребенку достанутся «талантливые гены» и он получит хорошее образование, то может стать прекрасным математиком, хотя и не обязательно таким выдающимся, как отец. А если тот же ребенок будет расти в других условиях, его способности могут и вовсе не развиться.

По мнению Кэттелла, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект. Именно он лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает своего наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется интеллект, состоящий из различных навыков и знаний (лингвистических, математических, социальных и т. п.), которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта [4, с. 379].

Таким образом, талант определяют три компонента: наследственные задатки, личные качества (например, сила воли, трудолюбие) и условия среды.

В начале 70-х годов опасения всеобщего упадка общества в США достигли такого масштаба, что возникла идея: породу человека надо искусственно улучшать, осеменяя женщин спермой талантливых ученых.

Максимальное количество детей от одного нобелевского лауреата было 16. Они считаются сводными братьями и сестрами. Ребята, находясь в подростковом возрасте, не знали своих отцов. Матери могут сказать, что отец её ребёнка – лауреат Нобелевской премии, но сохранят в тайне его имя и адрес.

С разрешения матери за умственным и физическим состоянием детей постоянно наблюдали, проводили тестирование. В определенном возрасте детям скажут и об их необычном происхождении (но только по их желанию).

К сожалению, среди таких детей одаренных не выявлено. В этой связи учёные полагают, что лауреаты Нобелевской премии, у которых взяли сперму, были уже далеко не молодыми людьми. А с возрастом происходят изменения генетического набора яйцеклеток и сперматозоидов [4, с. 373, 374].

Генетически обусловлены многие другие индивидуальные особенности человека. Каждый человек обладает своим, неповторимым запахом. Так же, как голос и дактилоскопический рисунок кожи, запах у человека строго индивидуален. По мнению учёных, запах должен учитываться в служебной деятельности. Замечено, что некоторые люди, наделенные особой обонятельной чувствительностью, не могут выносить резкий запах другого человека. В настоящее время экипажи космических кораблей подбираются с учетом запахов человека, и с этой же целью внутреннюю обивку космических кораблей делают из специальных материалов, которые поглощают запахи человека [4, с. 153].

В детерминации личностных качеств и индивидуальности человека участвуют не только нормальные, но и мутантные гены. Исследуя, когнитивные (познавательные) аномалии (например, синдром Тернера, который влечёт за собой когнитивные проблемы, связанные с ориентацией в пространстве), генетики обнаружили убедительные примеры того, как количественные и структурные нарушения X – и Y- хромосом негативно влияют на работу когнитивной системы человека [12, с. 100].

В настоящее время определено уже около 3 тысяч мутантных генов человека, сотни из них участвуют в развитии некоторых черт индивидуальности.

Многие гены, вызывающие психические дефекты, характеризуются крайне варьирующей пенетрантностью (частота появления гена, определяемая по числу особей, в пределах родственной группы организмов, у которых появляется признак, контролируемый данным геном) и экспрессивностью, что вызывает большое число случаев, граничащих с нормой и трудно диагностируемых либо вовсе не диагностируемых.

Таким образом, наблюдается огромный полиморфизм (разнообразие) элементов наследственной системы, детерминирующей индивидуальные и личностные качества людей. Это создает подлинную уникальность генотипа индивидуальности каждого человека независимо от его национальной, расовой или социальной принадлежности.

Однако все индивидуальные и личностные свойства человека, его отношение к людям и поведение в обществе всегда определяются взаимодействием генетической системы и внешних условий, в которых он формируется и развивается.

Положение о взаимодействии генотипа и среды в развитии любых свойств организмов имеет применительно к человеку специфику. Формирование индивидуальности человека начинается еще на эмбриональной стадии развития, то есть через систему метаболизма (обмен веществ) матери. Во время пренатального (внутриутробного) развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить последующее взаимодействие его с окружающей средой.

Многие пороки развития, в том числе головного и спинного мозга возникают в силу элементарно неправильного питания женщин в период беременности. Это - дефицит витаминов и солей. Даже двухнедельный курс поливитаминов перед зачатием ребенка может очень резко снизить вероятность рождения неполноценных детей, особенно, если эти препараты будут принимать оба будущих родителя.

Существует немало примеров того, как серьезные нарушения питания матери оказывают негативное влияние на состояние физического здоровья и последующую умственную деятельность ребенка. Наиболее ярким примером служит кретинизм – дефект умственного развития, возникающий у детей в изолированных горных селениях из-за недостатка йода в рационе у женщин. Дефицит железа в организме матери может привести к анемии новорожденного.

Различные заболевания, возникающие во время беременности, могут пагубно отразиться на развитии ребенка. Достаточно упомянуть такие болезни, как диабет, сифилис или краснуха. Известно, например, что у матери краснуха протекает легко, но при заражении ее в первые месяцы беременности она приводит к необратимым дефектам слуха, зрения и особенно интеллектуальных функций у ребенка.

Многие вещества (в том числе лекарственные) могут серьезно нарушать развитие утробного плода. Установлено, что злоупотребление в первые месяцы беременности некоторыми антибиотиками, транквилизаторами типа элениума или даже аспирином может приводить к значительной задержке умственного развития новорожденного. Такие последствия возможны и в том случае, если мать во время беременности употребляет алкоголь или курит [4, с. 381]. Еще более вредное влияние на здоровье потомства оказывают наркотики.

В последнее время получен также ряд данных, свидетельствующих о влиянии некоторых социальных факторов на психическое развитие человека еще в стадии эмбриогенеза. Сегодня учёные установили, что чувства ребенка и его мозг начинают работать гораздо раньше, чем принято об этом думать. К 12 - 14 неделям беременности у ребенка формируются все органы и системы жизнедеятельности. Плод может видеть (образы), слышать, переживать и на примитивном уровне даже обучаться. Для него важно, в каком настроении находится мать, испытывает ли она страх, сомнения или радость, оптимизм по поводу грядущего рождения ребенка. Уже в утробе матери ребёнок эмоционально реагирует на пение, беседу, мягкие прикосновения к животу.

После рождения ребенка и в течение всего онтогенеза (индивидуальное развитие) на него воздействует большой и с возрастом все возрастающий объем сенсорной информации, навязывающей генной системе специфику контроля над развитием и функцией мозга и всей системы поведения человека. Огромную, ни с чем не сравнимую роль в этом смысле играет социальная среда во всем разнообразии ее качественного проявления и силы действия.

Крайне пагубное влияние на развитие ребенка оказывают такие факторы, как экологическая ситуация в стране, городе, жилище, заброшенность детства, отсутствие необходимых ему любви, ласки, игр и просто материального обеспечения в детстве. Все это в значительной степени зависит от характера социальных факторов — индивидуально-семейных и общегосударственных: они, прежде всего, влияют на то, будут дети здоровыми и талантливыми, или больными, наркоманами и преступниками. В то же время нельзя забывать, что каждый формирующийся человек активно реагирует на влияние окружающей и природной среды.

Сформулированная Аристотелем идея, что каждый ребенок представляет собой tabula rasa (чистая доска), не находит подтверждения. Уникальность биосоциальной организации человека, реализованная в неповторимом и совершенно особом индивидуальном характере деятельности мозга и мышления, создает один из парадоксов человеческого бытия. Этот парадокс состоит в том, что человек, будучи продуктом общества и создаваемой им культурной и социальной среды, всегда остается одиноким в мире своих мыслей и чувств. Он всегда индивидуален в конкретных оценках реальностей жизни и оценках своего «Я». А это значит, что человек выступает как распорядитель своей собственной судьбы [2, с. 158].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.024 с.)