Основные элементы этнической структуры населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы этнической структуры населения



 

Этносы – это особый исторически возникший тип социальной общности, особая форма коллективного существования людей, способная к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Этнос представляет собой целостную систему, в которой системообразующую роль выполняют различные признаки (при определяющей роли материального фактора). Этносы, вероятно, возникли в конце каменного века, раньше, чем появились классы, города, государства. Каменный век закончился приблизительно 6 тыс. лет назад, а в отдельных районах значительно позднее. Некоторые слаборазвитые племена до сих пор находятся на данной стадии развития.

Человечество разделено на народы – этносы. Они могут быть многосотмиллионными (китайцы) или малыми (юкагиры). Существуют тысячи различных этносов, и каждый этнос имеет свою историю. Этнос не является популяцией людей, но тесно связан с определённой человеческой популяцией. При этом он живёт по социальным законам. В современных условиях этнические процессы тесно связаны с экономическими и политическими.

Общность территории – важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором его последующего воспроизводства. Сложившееся самосознание, идеология и культура могут оказаться конституирующими и воспроизводящими этнос даже при потере территориальной общности. Это отчетливо видно на примере этнической истории евреев.

Длительная совместная жизнедеятельность ведет к формированию хозяйственного единства, специфической материальной культуры, социальной стратификации. Некоторые исследователи считают характерной чертой этноса эндогамный брак. Эндогамия - это брачные связи внутри определенного сообщества, которое обычно сочетается с экзогамией – запрещением близкородственных браков, входящих в него родов. Однако эндогамия характерна скорее для примитивных этносов, например, племен, и нетипична для современных наций.

На основе территориальной и социально-экономической общности возникает духовная культура этноса: обычаи, обряды, нормы поведения, язык. Самосознание этноса существует всегда. Может измениться этническая территория, некоторые части этноса откажутся от языка, часть этноса отколется от ядра, но сознание общности происхождения и исторической судьбы, то есть этническое самосознание у представителей этноса остается. Например, многие выходцы из России во Франции, США, Австралии, СНГ, не имея с ней территориальной, хозяйственной, социальной общности, продолжают считать себя русскими людьми.

Этническая общность – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием), фиксируемым в самоназвании (этнониме).

В отличие от этносов в широком смысле слова этносоциальные общности не только обладают самосознанием, языком и размещены на определенной территории, но и создают особый социально-экономический организм и полную социальную структуру. В отличие от каст, которые такой полнотой не обладают. Как правило, этносоциальные общности состоят из нескольких классов, слоев, групп или сословий.

Первой в стадиальном отношении такой этносоциальной общностью принято считать племя, в котором социальная структура основана на принципе кровного родства, а родовая экзогамия сочетается с племенной эндогамией. Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии. Реликты родоплеменных структур в бывших советских республиках Средней Азии, на Северном Кавказе пока не стали предметом серьезного научного исследования, хотя они и оказывают заметное влияние на развитие социально-политической ситуации в регионах [6, с. 76].

На ранних стадиях развития человеческого общества начинают формироваться этногенетические пучки – группы генетически родственных народов, имеющих общие этногенетические истоки. Например, восточноевропейский этногенетический пучок объединяет восточнославянские, западнофинские и летто-литовские народы. Их тесное родство, в частности наличие балтийского и финского субстратов в этногенезе восточнославянских народов, подтверждается как всеми видами исторических источников, так и антропологическими данными. По мнению Т. И. Алексеевой и В. П. Алексеева, формирование его следует отнести к эпохе наиболее интенсивного славянского этногенеза, т. е. к началу I тысячелетия н. э. [1, c. 208]. К сожалению, последующие исторические события, в частности, обращение народов Прибалтики к католической религии не способствовали культурному единению народов, включающихся в этот пучок.

На смену племенам приходят военно-политические союзы племен – народности. Народности – это исторически сложившиеся общности людей, характеризующиеся общностью этнического самосознания, языка, территории, единством хозяйственной и культурной жизни. Признаки в определении изложены в порядке значимости. Народности возникают в различные исторические эпохи, начиная с рабовладельческой и вплоть до современной. В эпоху античности греки и римляне были уже народностями.

Образование многих европейских народностей в период феодализма привело к замене кровнородственных связей территориальными связями, а также к некоторому укреплению хозяйственных связей и развитию торговли. В этот период возникли миграция населения, частная собственность и сословия. Некоторые племенные языки низводятся до уровня диалектов или исчезают, а один из них превращается в общий язык народности. Однако необходимо отметить, что в основном феодальное хозяйство было ещё натуральным, рыночные отношения не были господствующими в обществе. Поэтому экономический фактор не приобрёл ещё того значения, которое он имел для образования наций.

Современные народности, в том числе и в России, как правило, отличаются преобладанием аграрной экономики, слабым разделением труда, неполнотой социальной структуры, явным доминированием этнических черт в ущерб социально-экономической общности. Еще один важный признак народности – существование во взаимосвязи с крупной нацией. Например, уэльская народность – во взаимосвязи английской нацией; чукчи, ханты, манси – во взаимосвязи с русской. Этносоциологи и демографы учитывают и такой количественный критерий как численность этноса. Обычно у народности она не превышает ста тысяч человек, хотя могут быть и исключения.

Народностью являются алтайцы, численность которых составляет примерно 60 тыс. человек. В XVIII –XIX вв. алтайцы составляли несколько разных, хотя и родственных этнических групп, объединённых в два больших конгломерата – северных и южных алтайцев. Северные алтайцы – тубалары, челканцы (лебединцы) и кумандинцы – расселялись в низовьях Катуни, в бассейнах Бии и Лебеди. Основу их хозяйства составляли охота, собирательство и мотыжное земледелие. К середине XVIII в. к южным алтайцам относились телеуты, теленгиты, телесы. Джунгаро-китайская война 1755-1758 гг. повлекла истребление значительной части алтайского населения. Из остатков родоплеменных групп постепенно образовалась этническая группа алтай-кижи, которая стала ядром будущей алтайской народности. В критической для себя обстановке алтайцы вошли в состав России. Помощь русских властей и русского населения помогли сохраниться оставшимся в живых алтайцам. В последующие годы население Горного Алтая увеличилось, главным образом, за счёт высокой рождаемости. В 1991 г. Горно-Алтайская автономная область вышла из состава Алтайского края и получила статус Республики Алтай. Коренное население нашего края до 1991 г. было представлено алтайцами, составлявшими 2,3 % всех его жителей, при этом 91, 3 % алтайцев проживали в границах Горно-Алтайской авт. обл. Язык алтайцев принадлежит к тюркской группе языков, существует письменность на алтайском языке [13, с. 175-177]. Развитие национального самосознания в последние 15 лет нашло выражение в том, что во время переписи населения 2002 г. (в соответствии с желаниями граждан) кумандинцы, теленгиты, телеуты и представители других национальностей учитывались независимо от алтайцев [10, с. 68].

В эпоху капитализма возникают нации. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, возникающая и развивающаяся на основе общности экономических связей, территории, языка, а также особенностей психологии и культуры, которые отражают относительное единство интересов, составляющих данную нацию классов, их общее историческое прошлое.

Нации возникают двумя путями: 1) из народностей, проживавших на данной территории; 2) из представителей разных народов, иммигрировавших в одну страну. Из народностей возникли английская, французская и другие европейские нации. Американская нация в США возникла из представителей разных народов и даже разных рас.

Нация – прежде всего, социально-экономическая общность. Главным в развитии нации является экономический фактор: развитие товарно-денежных отношений, формирование единого внутреннего рынка. Стандартизированное товарное производство с развитым разделением труда, характерное для капитализма, предполагает интенсивный обмен товарами между различными регионами страны, что способствует развитию культурных связей между ними, формированию единого языка, консолидации (сплочению) населения страны. Подъем экономики, необходимость подготовки высококвалифицированных кадров приводят к увеличению числа высших учебных заведений, повышению культурного уровня населения и культуры в целом.

Особое место в формировании и развитии нации играет язык. Он относится к этническим признакам нации и возникает чаще всего в процессе развития предшествующих ей этносоциальных общностей. При капитализме изменяются социальные функции языка как средства административно-политического и социокультурного общения. В этом процессе язык унифицируется (преодолевается диалектная раздробленность), обогащается, становится литературным. Национальным не обязательно становится язык народности, из которой возникла данная нация. Латиноамериканские нации говорят на испанском и португальском языках. Главное заключается не в том, на каком языке говорит та или иная нация, а в том, что нация не может существовать без общности языка. Показателен в этой связи пример Швейцарии. Высокий уровень развития капитализма в этой стране не привел к возникновению культурной и языковой общности, а, следовательно, нации. В Швейцарии государственными считаются 3 языка: немецкий, французский и итальянский языки. Небольшое число швейцарцев говорит на ретороманском языке.

История показывает, что на конкретных территориях сменилось множество народов, угасли цивилизации. Четко фиксируемым пространством жизни нации территория становится тогда, когда в ее границах формируется определенный социально-экономический организм. Именно тогда встает вопрос об охране границ территории, а сами границы становятся государственными.

В подавляющем большинстве развитых стран мира под нацией понимают согражданство, сообщество граждан, образующих данное государство. Государства-нации в США, Франции, Дании и т. д. не состоят из национальных государств.

Однако государственность является важным, но не обязательным признаком нации, поскольку существуют многонациональные государства с унитарным государственным устройством. Баски в Испании, курды в Турции и Ираке, палестинцы лишены своей государственности, но не перестают быть нациями. Только в бывших республиках СССР и Югославии в основу государственного устройства был заложен этнический принцип, что, по мнению учёных, и стало одной из решающих причин их распада. Титульные нации, давшие название территории, здесь самоопределялись за счет вытеснения или притеснения других этносов.

Таким образом, не государства строят нации, а наоборот.

До сих пор дискуссионным является вопрос о том, в какой степени обладает нация признаком общности психического склада, национального характера. Специфическая природно-географическая среда, общие традиции, обряды, ритуалы, реликвии и общность исторического прошлого могут сохранить некоторые национальные особенности психологии и самосознания. Однако в развитом классовом обществе более существенны социально-статусные различия психологии и культуры. Это обусловлено тем, что в отличие от предшествующих социально-этнических общностей, развитие нации определяется законами функционирования социально-экономического организма.

При изучении наций социологи обращают внимание на такой важный, но не обязательный признак, как доминирующая религиозная конфессия. По мнению большинства исследователей, мировые религии скорее определяют различия цивилизаций или суперэтносов (метаэтносов): мусульманского, православного, христианского западноевропейского и т. п. Таким образом, отдельный человек (этнофор) может быть носителем нескольких уровней этносоциальной общности. Например, уроженец Краснодарского края окажется и кубанским казаком (субэтнос), и русским (этнос) и православным славянином (суперэтнос).

Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, то есть такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации, и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще. До середины 30-х годов в нашей стране национальные группы назывались национальными меньшинствами. Тогда этот термин сочли уничижительным, кроме того, численность некоторых меньшинств оказалась больше численности ряда наций. Число национальных групп на территории СНГ в результат распада СССР увеличилось. В России живут сотни тысяч немцев, евреев поляков, в то же время за ее пределами оказались 24 миллиона русских [6, с. 78].

В Алтайском крае есть Немецкий национальный район, районным центром которого является Гальбштадт.

Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой. Во всех местностях того государства, где дислоцируется диаспора, она составляет незначительное меньшинство населения. Однако, возможна ситуация, когда за пределами территории титульного этноса проживает большая его часть. Так, в Татарстане проживает примерно половина российских татар. Удельный вес диаспоры у мордвы и марийцев на территории всей России составляет соответственно 71 и 51 процент [6, с. 79].

Диаспора называется внутренней, если она проживает в одном государстве со своей исторической родиной (мордовская, марийская, татарская диаспоры в различных регионах России). Внешней диаспора считается в тех случаях, когда проживает на территории другого государства (китайская, корейская, немецкая диаспоры в России). Согласно переписи 1989 г. в Алтайском крае проживало около 128 тыс. представителей немецкой национальности, в своём большинстве тут и родившихся. В соответствие с данными микропереписи, проведённой в 1994 г., основная часть немецкой диаспоры (70 %) располагается в сельской местности. В настоящее время численность представителей немецкой национальности в нашем крае сократилась вследствие эмиграции по преимуществу в ФРГ. Если в 1989 г. выехало на новое постоянное место жительства 2 тыс. немцев, то, начиная с 1992 г. их выезжало ежегодно в среднем около 9 тыс. человек (в основном рабочие и крестьяне). Из числа жителей, покинувших край, немцы составляют 83 %, русские – 15 %, а все остальные национальности – лишь 2 % [8, с. 80, 81; 13, с. 178].

Среди населения Алтайского края немцы занимают второе место по численности населения после русских. В целом национальный состав Алтайского края отличается большим разнообразием. На территории края проживают представители достаточно многочисленных национальностей (от 80 до 8 тыс. чел.). К ним относятся: украинцы, белорусы, казахи, татары, мордва. Численность других этнических групп, проживающих на Алтае, не достигает 5-х тыс. человек. Они представлены чувашами, азербайджанцами, армянами, евреями, узбеками, грузинами, поляками, литовцами, чеченцами, коми и др.

Наконец, в России имеется довольно значительное число малых этнических групп, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, самосознание, некоторые бытовые традиции и территорию расселения. Это ороки, живущие на Сахалине (170 человек), энцы – на полуострове Таймыр (200 человек) и другие.

Таковы основные типы этносоциальных общностей, живущих на территории России, которые входят в этносоциальную структуру общества – сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства.

За последнее десятилетие в этносоциальной структуре российского общества произошли определённые изменения. Согласно данным переписи 2002 г., которые, к сожалению, не являются абсолютно точными, общая численность населения России составила 145 166, 7 тыс. человек. Если в 1989 г. В СССР было 128 «национальностей», то сейчас только в России более полутора сотен, что обусловлено иной методикой их учёта. В. В. Степанов – старший научный сотрудник и В. А. Тишков – член-корреспондент РАН, директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук - отмечают численную стагнацию русских с тенденцией к сокращению по причине демографического старения. Сокращение числа граждан русской национальности за указанный период произошло на 3,3 %, а доля в составе населения страны – на 1,7 %. Таким образом, в 2002 г. в нашей стране проживало 115889, 1 тыс. русских [10, с. 68, 69].

В отношении самых крупных этнических категорий, насчитывающих свыше миллиона человек, перепись обнаружила следующие тенденции. Удвоилось количество армян (по отношению к численности в России в 1989 г.) и стало 1, 13 млн. человек. Одна причина роста обусловлена интенсивной миграцией с конца 1980-х годов из Армении (землетрясение) и Азербайджана (Карабахский конфликт). Вторая причина связана с положительным демографическим ростом, особенно в среде выходцев из сельской местности.

Второе место по уровню прироста занимают чеченцы. Их численность увеличилась на 50 % и достигла 1, 36 млн. человек (причём миллион приходится на саму Чечню). Учёные предполагают, что смертность из-за военных действий была меньшей, чем принято считать. Перепись показала численный рост башкир вследствие различных причин, в том числе причин демографо-миграционного характера. Численность татар практически не изменилась. Причины замедления роста: демографические процессы, процессы ассимиляции и неточности учёта этнической идентичности.

Незначительно сократилась численность чувашей как следствие неблагоприятной демографической тенденции и смены этнической идентичности. Перепись зафиксировала сильное и никем непредвиденное снижение численности украинцев – с 4, 36 млн. до 2, 94 млн., т. е. почти на треть. Причиной этого феномена является смена идентичности, поскольку до настоящего времени Украина является основным источником российского миграционного прироста.

Среди других крупных этнических категорий численностью от 500 тыс. до млн. увеличение характерно только для кавказских групп. В этом плане наиболее заметны азербайджанцы, давшие 85-процентное увеличение по причинам в основном миграционного свойства.

Полуторное увеличение численности зафиксировано среди даргинцев и аварцев. На 130 тыс. человек увеличилась численность кабардинцев. Практически единственным источником увеличения численности среди перечисленных кавказских групп – естественный прирост. На 28 % увеличилась численность осетин, так как десятки тысяч осетин переселились в Северную Осетию из Грузии.

Численность казахов возросла всего лишь на 3 %, хотя наблюдается их интенсивный миграционный поток из соседнего Казахстана.

Остальные крупные этнические категории – белорусы, марийцы, мордва, немцы, удмурты сократились по численному составу. Главные причины – это снижение рождаемости и смена идентичности. Количество белорусов и немцев снизилось также за счёт миграции.

Среди категории населения – от 100 до 500 тыс. человек произошли следующие изменения. За счёт интенсивной эмиграции в страны дальнего зарубежья и демографического постарения уменьшилась численность евреев. В 1889 г. их было более полумиллиона, а в 2002 г. осталось 230 тыс. человек. По причинам ассимилятивного характера сократилась численность коми и коми-пермяков. Незначительно возросла численность таких групп как буряты, калмыки, адыгейцы. Несколько более заметен рост числа якутов и тувинцев. Прирост якутов объясняется не только демографическим увеличением, но и невозможностью в ходе переписи учесть двойную идентичность (якутско-русскую и др.). Увеличение численности тувинцев объясняется в основном значительным демографическим приростом.

По причинам главным образом естественного прироста на 20 % увеличилось количество цыган. В 2002 г. их учтено 183 тыс. В 3 с лишним раза в результате миграции возросла численность таджиков и достигла 120 тыс. Очень заметно возросло количество ингушей, лезгин (почти на 60 %), корейцев (на 40 %), кумыков, табасаранов, лакцев, балкарцев, карачаевцев, грузин (на 50 %). Рост численности лезгин, корейцев и грузин, по мнению учёных, объясняется значительным естественным приростом, а также притоком извне. В то же время они сомневаются в достоверности информации об увеличении численности ингушей и балкарцев.

В. В. Степанов и В. А. Тишков характеризуют как кризисное социально-экономическое положение и состояние культуры коренных малочисленных народов (КМНС), проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. После распада СССР эти народы оказались без опеки государства и материальной поддержки, лишились гарантированной системы здравоохранения, образования и снабжения, а также других мер социальной защиты, к которым привыкли за годы советской власти. С целью выживания многим пришлось перейти на натуральное хозяйство. Часть семей переселилась из городов в посёлки, а из посёлков в тайгу и тундру, на места прежних сезонных селений и стойбищ [10, с. 73]. Разумеется, оказывать помощь малочисленным народам необходимо с учётом их коренных интересов, потребностей, культурных традиций и готовности эту помощь принять. Проблемы адаптации КМНС к современным условиям ещё требуют серьёзного изучения.

Каждому социальному работнику необходимо иметь представление об этнических общностях, их культурных особенностях и запросах, особенно тем, кто работает в миграционных службах. Только в этих случаях помощь клиенту может быть действенной. В процессе заполнения документов иногда возникает необходимость указания национальности. В этих случаях социальный работник должен обращаться к клиенту с подобным вопросом и ждать ответа относительно его национальности. Например, не следует считать человека алтайцем только на том основании, что он похож на алтайца и родом из Горного Алтая, так как клиент может обидеться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 1222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.033 с.)