Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная деятельность, ее структура, закономерности становления и развитияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Определение учебной деятельности (Эльконин) 2. Компоненты учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка) 3. Конкуренция с другими видами деятельности.
Учебная д-ть является ведущей в мл шк в-те. Предополагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. По опр Эльконина трижды общественна: по содержанию(усв соц-культ опыта), по смыслу (соц значима и соц оцениваема) и по форме(регулир соц нормами и правилами).
В процессе учебной деятельности осуществляются отношения ребенка с обществом, происходит формирование как основных его личностных качеств, так и отдельных психических процессов. Продукт учебной д-ти – самоизменение учащегося.
Эффективность формирования учебной деятельности зависит от содержания материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьника. Ученик должен знать: что, зачем и как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, только поступивший в школу, на это еще не способен — он приобретает эти навыки в процессе учебной деятельности.
Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов рассматривают учебную деятельность как единство нескольких компонентов — учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки.
Учебная задача – усвоение общего способа действий применительно к определенной предметной области научных понятий. Учебную задачу надо отличать от конкретно-практической. Например, задача «выучить стихотворение» отличается от задачи «научиться заучивать стихотворение». Выполнив первую, конкретно-практическую задачу, ребенок чему-то научится, но вряд ли в следующий раз будет заучивать стихотворение более рациональным способом. Во втором же случае перед ребенком стоит действительно учебная задача, решение которой может быть достигнуто разными способами. В учебных задачах, в отличие от практических, процесс не может быть вычеркнут, ибо он и есть ее непосредственный результат. Вот почему при организации учебной деятельности в начальных классах учитель должен обращать особое внимание на процесс, на способы выполнения действий, на их четкое осознание.
Самоконтроль - это сличение, соотнесение учебных действии с образцом, который задается извне. В школьной практике обучение контролю идет путем прямого подражания учителю, а формирование контроля осуществляется стихийно, путем совершения бесчисленных проб и ошибок. Контроль по результату и способу действия (потом перерастает во внимание к процессу уч д-ти). Ф-ция оценки – заключение об усвоении обобщенного способа действий.
Самооценка — это оценивание своей деятельности на разных этапах ее осуществления. Самая важная функция самооценки — регулятивная.
Выделяют два вида самооценки: • ретроспективная — оценка достигнутых результатов своей деятельности («Хорошо или плохо я сделал?»); • прогностическая — оценка человеком собственных возможностей («Могу я справиться с задачей или нет?). Как показали исследования, от самооценки зависит уверенность ученика в своих силах, его отношение к допущенным ошибкам, трудностям учебной деятельности. Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью. Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой, они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.
К сожалению, родители и учителя часто сравнивают детей с разными возможностями. Ставя в пример ребенку, который неважно учится, другого, более одаренного или трудолюбивого, они пытаются повысить успеваемость первого, но вместо ожидаемого результата это приводит к снижению его самооценки. Гораздо эффективнее действует сравнение ребенка с самим собой: если ему сообщить о том, насколько Он продвинулся но сравнению с прежним уровнем, это может оказать благоприятное влияние на его самооценку и стать предпосылкой повышения уровня учебной деятельности, Необходимо помнить и о том, что существуют конкурентные отношения между учебной деятельностью и другими сферами жизни ребенка (увлечения, игры, компьютер). Учебная деятельность не становится ведущей автоматически.
Интерес к учебе может быть потерян по ряду причин: • позиция школьника не находится в определенных отношениях с содержанием процесса обучения, в результате чего для многих ребят важным является не то, чем занимаются, а то, что происходит в школе; • снижение мотивации к учению.
47. Психологические особенности младшего школьника.
План:
1. Место в периодизации Эльконина. 2. Мотивационная сфера (Леонтьев) 3. Самосознание 4. Новообразования 5. Структура учебной деятельности (Эльконин).
В периодизации Эльконина.
Социальная ситуация развития – «ребенок – социально значимый взрослый»
Учебная деятельность (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация – ведущая деятельность. Центральной линией развития выступает интеллектуализация, и соответственно формирование опосредованности и произвольности всех психич процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемические средства, речь становится произвольной. Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости
Возникновение представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими – новообразование.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
САМОСОЗНАНИЕ. Центральное новообразование – словесно – логическое мышление, вербально – дискурсивное мышление,произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
В рамках деятельностного подхода следующие новообр: o Анализ – выделение в целом его частей, единиц. Теоретич и эмпирич. o Рефлексия – рассмотрение и осознание человеком своих действий. Формальная и содержательная. o Планирование – кол-во шагов и вариантов реализации действия, кот можно предусмотреть во внутреннем плане в процессе выполнения действия. Пошаговое и планирование целостного д-я. Развитие самооценки: устойчивая, адекватная – у школьников с высоким уровнем сформированности учеб. д-ти. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: 1. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. 2. учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; 3. учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); 4. действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 5. действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. 48. Основные психологические новообразования подросткового возраста. План: 1. Центральное новообразование - чувство взрослости (и его виды). 2. Другие характерные новообразования. 3. Различные направленности личности подростка. 4. Акцентуация характера. Степень акцентуации. (Настя пошла нахуй, ей помог СЭР Пол) 5. Центральные задачи подросткового возраста. 6. Понятие подросткового эгоцентризма.
Центральное новообразование подростничества – "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Взрослость бывает социоморальная (участие в заботе о семье), интеллектуальная (самообр..) и внешняя (развлечения, взр во внешнем виде, манере пов…)
Развитие самосознания, формирование "Я-концепции" (система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".)
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.011 с.) |