Психологические особенности зрелых возрастов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности зрелых возрастов.



План:

1. Три модели описания изменений в зрелом возрасте.

2. Изменение когнитивных способностей (снижение операционно-динамического, подвижного интеллекта, как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект не только сохраняет свой уровень, но и возрастает).

3. Факторы предотвращения снижения уровня когнитивных способностей.

Существуют три основных модели описания происходящих в период взросления и старости изменений:

· модель необратимости утраты, регресса, упадка;

· модель, описывающая старение как упа­док с компенсацией;

· модель, описывающая процесс старения как период, включающий динамику приобретения и потерь.

 

Наибо­лее обоснованной представляется третья модель, где с возрастом удельный вес потерь возрастает, а приобретений — уменьшается.

Исследования динамики изменения когнитивных способностей с возрастом обнаруживают несостоятельность взглядов на умственное развитие как процесс стабильности и неизменности в зрелости, сме­няющийся падением и регрессом в старости.

Установлено, что ин­теллект является многомерным образованием, включающим различ­ные формы.

 

С возрастом наблюдается снижение операционно-дина­мического, подвижного интеллекта, ответственного за базовую переработку информации и установление отношений классифика­ции, в то время как предметно-содержательный кристаллизованный интеллект не только сохраняет свой уровень, но и возрастает.

 

Пред­метно-содержательный интеллект связан с функционированием операционно-динамического интеллекта в контексте определенных зна­ний и жизненных ситуаций.

Противоположно направленные изме­нения разных форм интеллекта регулируются во внешней картине стабильности и неизменности интеллекта.

В исследовании развития интеллекта К. Шайи было проанализировано изменение спо­собности к числовой комбинаторике, установлению пространствен­ных отношений, логической индукции, классификации.

Были полу­чены доказательства того, что снижение интеллекта не является линейным. Наиболее очевиден регресс там, где для решения интеллек­туальных задач оказываются необходимыми скорость реакции и участие сенсорных органов и мышечной активности.

 

 

Факторами риска снижения интеллекта являются сердечно-сосудистые заболе­вания и депривация и ограничение общения и взаимодействия с со­циальным окружением.

 

 

Сохранение активных форм деятельности профессиональной практики предотвращает снижение интеллек­та. Оказались велики как индивидуальные различия снижения интеллекта, связанные с состоянием здоровья, образованием, профессией, так и межкогортные различия. Полученные факты свидетельствуют в пользу того, что влияние культуры и исторического времени существенным образом определяет картину когнитивных изменений в период старения и старости. Регрессивные изменения могут быть компенсированы за счет высокой пластичности познаватель­ной сферы человека.

Высокая пластичность развития основана на компенсации ут­раченных способностей. Резервы пластичности могут рассматри­ваться на трех уровнях:

· базовом уровне интеллектуальной дея­тельности человека;

· на уровне основного резерва возможностей, определяемого как «потолок исполнения», доступный при мобили­зации всех основных ресурсов;

· на уровне резерва развития воз­можностей.

 

Отметим, что возможности обучения и приобретения нового опыта достаточно велики в пожилом возрасте и старости. Результатом обучения оказывается увеличение основного резерва возможностей человека.

Важнейшим психологическим новообразованием старости яв­ляется «мудрость, позволяющая решать жизненные задачи на осно­ве достижения баланса между знаниями и опытом и определенной жизненной позицией доброжелательности и оптимизма. Понятие эффективного или успешного старения, развиваемое в последние годы в психологии, открывает новую перспективу развития в ста­рости, когда снижение, регресс и упадок перестают быть синонима­ми старости.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.005 с.)