Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Операциональная концепция развития интеллекта (Пиаже). Понятие операций.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1. Детерминанты развития интеллекта 2. Адаптация, аккомодация, ассимиляция 3. Развитие интеллекта, стадии развития Четыре основные детерминанты развития интеллекта:
В поздней концепции Пиаже важную роль приобретает активность субъекта. Наследственность проявляется в стремлении к равновесию, среда обеспечивает возможности. Важнейшее понятие – адаптация. Адаптация – уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Приспособление осуществляется с помощью 2-х механизмов:
Очевидно, что функции этих двух механизмов противоположны. Благодаря ассимиляции происходит уточнение, совершенствование имеющихся схем (понятий) и тем самым равновесие со средой достигается за счет приспособления среды к субъекту, а благодаря аккомодации - перестройка, модификация имеющихся схем и возникновение новых, усвоенных понятий.
Пиаже выделяет две линии развития интеллекта:
В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий:
Новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей. 1. Центрация на собственном теле (от рождения до 9 мес.). На этом этапе идет упражнение рефлексов (первый месяц жизни), формируются первичные круговые реакции, то есть повторяющиеся действия ради самого процесса (дергает за шнурок) (1-4 мес.), а также вторичные круговые реакции, то есть действия, которые совершаются, чтобы продлить положительные впечатления от них (встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший звук) (4-9 мес.). 2. Объективация практического интеллекта (9-24 мес.). Она характеризует ребенка как субъекта действий, который познает себя и окружающий мир с помощью действий. Появляются третичные круговые реакции, то есть постоянно меняющиеся действия, которые ребенок совершает, чтобы увидеть новый результат (бросает игрушку из разных углов комнаты) (9-18 мес.). В результате накапливаются и закрепляются схемы действий. Он постепенно отделяет себя от внешнего мира, изобретает новые средства для достижения цели и начинает внешние умственные схемы прокручивать в уме (18-24 мес.). Весь приобретенный индивидом опыт оформляется в схемы действия. Схема действия – это то общее (инвариантное), что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах, это ментальная структура на определенном уровне умственного развития, мыслительная система или целостность, воспроизводящая логику предметных действий.
1. Дооперациональная стадия или предоператорный интеллект (2-7 лет). Переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Проявляется эгоцентризм мышления, то есть принятие только своей точки зрения и трудности понимания позиции другого человека. Осуществляется переход внешних действий с предметами во внутренний план. Развивается интуитивное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Основная способность — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому. Таким образом, теория Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.011 с.) |