Операциональная концепция развития интеллекта (Пиаже). Понятие операций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операциональная концепция развития интеллекта (Пиаже). Понятие операций.



План:

1. Детерминанты развития интеллекта

2. Адаптация, аккомодация, ассимиляция

3. Развитие интеллекта, стадии развития

Четыре основные детерминанты развития интеллекта:

  1. Фактор гомеостаза (равновесия) с внешней средой. Как только нарушается равновесие, организм проявляет активность.
  2. Биологическое созревание. Создает предпосылки развития, но не определяет его содержания.
  3. Собственная активность субъекта.
  4. Социальный опыт. Неусвоение соц. опыта приводит к развитию интеллекта, а, напротив, развитие интеллекта дает возможность для его усвоения. У Пиаже усвоение соц опыта начинается поздно, в отличие от Выг.

В поздней концепции Пиаже важную роль приобретает активность субъекта. Наследственность проявляется в стремлении к равновесию, среда обеспечивает возможности.

Важнейшее понятие – адаптация. Адаптация – уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды.

Приспособление осуществляется с помощью 2-х механизмов:

  1. ассимиляции, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям, процесс включения объекта в имеющиеся схемы действия. При виде пушистого спаниеля ребенок кричит: «Собачка». То же самое он скажет, увидев пушистых сеттера или колли. Но впервые увидев шубу, он вновь скажет «собачка», т.к. согласно системе его понятий все пушистое - собачка. В дальнейшем в понятие «собачка» встраиваются кроме характеристики - пушистая, целый набор других: мягкое, четвероногое, живое, дружелюбное, хвост, мокрый нос и т.д. Таким образом, понятие совершенствуется, что позволяет в дальнейшем отдифференцировать его от понятия «шуба»
  2. аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации, изменение схемы действия в соответствии с особенностями объекта. Например, если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, т.е. пытаться приспособить новую ситуацию к существующей схеме-сосанию (механизм ассимиляции), то вскоре он убедится, что такое поведение неэффективно (он не может утолить чувство голода и тем самым приспособиться к ситуации) и нужно изменить свою старую схему (сосание), т. е. модифицировать движения губ и языка, чтобы забрать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Таким образом, появляется новая схема действия (новое понятие).

Очевидно, что функции этих двух механизмов противоположны. Благодаря ассимиляции происходит уточнение, совершенствование имеющихся схем (понятий) и тем самым равновесие со средой достигается за счет приспособления среды к субъекту, а благодаря аккомодации - перестройка, модификация имеющихся схем и возникновение новых, усвоенных понятий.

 

Пиаже выделяет две линии развития интеллекта:

  1. развитие познавательной позиции.
  2. изменение структур интеллекта, связанное с развитием действий и формированием операций (интеллект – развитие системы операций, операции – внутренние интериоризованные действия, скоординированные в целостную систему с другими действиями и обладающие свойством обратимости. Операции подчиняются принципу группировки – комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая идентичность, спец идентичность.)

 

В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий:

  • от рождения до 2 лет – период сенсомоторного интеллекта

Новорожденный воспринимает мир, не зная себя как субъекта, не понимая своих собственных действий. На этой стадии развития ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям и восприятию ребенка. Его знание об окружающем мире складывается на их основе. Поэтому для этой стадии характерно становление и развитие чувствительных и двигательных структур - сенсорных и моторных способностей.

1. Центрация на собственном теле (от рождения до 9 мес.). На этом этапе идет упражнение рефлексов (первый месяц жизни), формируются первичные круговые реакции, то есть повторяющиеся действия ради самого процесса (дергает за шнурок) (1-4 мес.), а также вторичные круговые реакции, то есть действия, которые совершаются, чтобы продлить положительные впечатления от них (встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший звук) (4-9 мес.).

2. Объективация практического интеллекта (9-24 мес.). Она характеризует ребенка как субъекта действий, который познает себя и окружающий мир с помощью действий. Появляются третичные круговые реакции, то есть постоянно меняющиеся действия, которые ребенок совершает, чтобы увидеть новый результат (бросает игрушку из разных углов комнаты) (9-18 мес.). В результате накапливаются и закрепляются схемы действий. Он постепенно отделяет себя от внешнего мира, изобретает новые средства для достижения цели и начинает внешние умственные схемы прокручивать в уме (18-24 мес.).

Весь приобретенный индивидом опыт оформляется в схемы действия. Схема действия – это то общее (инвариантное), что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах, это ментальная структура на определенном уровне умственного развития, мыслительная система или целостность, воспроизводящая логику предметных действий.

  • от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций:

1. Дооперациональная стадия или предоператорный интеллект (2-7 лет). Переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Проявляется эгоцентризм мышления, то есть принятие только своей точки зрения и трудности понимания позиции другого человека.

Осуществляется переход внешних действий с предметами во внутренний план. Развивается интуитивное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
2. Стадия конкретных операций (7-12 лет). Действия с представлениями начинают объединяться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым он приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.

  • с 11 до 15 – период формальных операций

Основная способность — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

 

Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Таким образом, теория Пиаже рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.14 (0.007 с.)