Психология старения и старости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология старения и старости.



План:

1. Теории старости.

2. Задачи развития в старости.

3. Понятие старости (как психологического возраста)

4. Биологический, социальный и психологический критерии старости.

5. ССР и ведущая деятельность.

6. Когнитивные изменения (память, интеллект)

7. Психофизиологические изменения.

 

СВОБОДНОРАДИКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ СТАРЕНИЯ ДЭНХЕМА ХАРМАНА

 

В ходе жизнедеятельности каждой клетки через неё проходит огромное количество кислорода. Он используется для клеточного дыхания, дающего клетке энергию. Но небольшая доля кислорода при этом уходит в паразитные соединения, обладающие огромной реакционной способностью.

ТЕОРИЯ КЛЕТОЧНОГО СТАРЕНИЯ ЛЕОНАРДА ХЕЙФЛИКА

 

В 1961 г. Леонард Хейфлик представил данные о том, что даже в идеальных условиях клетки, синтезирующие белки, способны делиться только ограниченное число раз (50 + 10).

 

ЭЛЕВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ СТАРЕНИЯ

 

Выдвинута и обоснована в начале 50-х годов прошлого века ленинградским ученым Владимиром Дильманом. Согласно этой теории, механизм старения начинает свою работу с постоянного возрастания порога чувствительности гипоталамуса к уровню гормонов в крови.

В результате возникают различные формы патологических состояний, в том числе характерные для старческого возраста: ожирение, диабет, атеросклероз, депрессия, автоиммунные заболевания и климакс. Эти болезни ведут к старению и в конечном итоге к смерти.

 

 

Теория одноразовой сомы Томаса Кирквуда.

ТЕОРИЯ ПЕРЕКРЕСТНЫХ СШИВОК

 

Этот механизм старения немного похож на воздействие свободных радикалов. Только роль агрессивных веществ здесь играют сахара, в первую очередь - всегда присутствующая в организме глюкоза. Сахара могут вступать в химическую реакцию с различными белками. При этом, естественно, функции этих белков могут нарушаться.

 

ТЕОРИЯ ОШИБОК

 

Гипотеза <старения по ошибке> была выдвинута в 1954 г. американским физиком М. Сциллардом. Исследуя эффекты воздействия радиации на живые организмы, он показал, что действие ионизирующего излучения существенно сокращает срок жизни людей и животных.

 

ТЕОРИЯ АПОПТОЗА (САМОУБИЙСТВА КЛЕТОК)

 

Академик В.П. Скулачев называет свою теорию теорией клеточного апоптоза. Апоптоз (греч. <листопад>) - процесс запрограммированной гибели клетки. Как деревья избавляются от частей, чтобы сохранить целое, так и каждая отдельная клетка, пройдя свой жизненный цикл, должна отмереть и ее место должна занять новая.

 

АДАПТАЦИОННО-РЕГУЛЯТОРНАЯ ТЕОРИЯ

 

Модель старения, разработанная выдающимся украинским физиологом и геронтологом В.В. Фролькисом в 1960-70-х гг., основана на широко распространенном представлении о том, что старость и смерть генетически запрограммированы.

 

Старость – задачи развития.

· Сохранение идентичности

· Целостность Эго против отчаяния (Эриксон)

· Приспособление к снижению физических сил и возможностей, здоровья

· Приспособление к выходу на пенсию

· Адаптация к снижению материального благополучия

· Адаптация к смерти супруга

· Принятие будущей смерти

 

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение положения человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Определить хронологические границы начала старости сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен.

 

В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет – долгожительство (старчество).

 

Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти.

 

Социальный критерий перехода к старости часто связывают с выходом на пенсию, со снижением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

 

Психологические критерии завершения периода зрелости и перехода к старости четко не сформулированы. Необходимо установить качественные отличия психики пожилого человека, показать особенности психического развития,происходящие на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.

 

Социальная ситуация развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития.

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.

 

Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. О такой модели старения говорят «пассивное старение». Она сопровождается потерей социального интереса.

 

Альтернативная модель состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.

 

 

Когнитивные изменения

 

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Если молодой мужчина, покидая здание, не может вспомнить, куда положил свою шляпу, никто не видит в этом ничего страшного; но если подобная невнимательность замечена за стариком, люди пожимают плечами и говорят: «Склероз». Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.

 

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Разные виды памяти – сенсорная, кратковременная, долговременная – страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. Резко ослабляется кратковременная или оперативная память. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память.

 

Другая особенность памяти у людей пожилого возраста – это ее выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности.

 

Интеллект. При характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект».

Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо).

Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.

 

Показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется. В сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни человек сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.

 

Хотя большинство умственных навыков не затрагивается старением, с точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении

 

1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости.

2. Ухудшение способности к восприятию.

3. Сужение поля внимания.

4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания.

5. Трудности распределения и переключения внимания.

6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания.

7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам.

8. Некоторое уменьшение возможностей памяти.

9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого.

10. Трудности воспроизведения.

 

 

Для решения когнитивных проблем старения пожилые людимогут применять принцип « компенсации дефекта ». В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность – древнерусская литература, но я-то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология – изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости».

 

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства, в основе которого лежит кристаллизованный, т. е. культурно – обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека. Когда говорят о мудрости, имеют в виду, прежде всего, способность взвешенных суждений по практическим неясным вопросам жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.014 с.)