Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования развития. Формирующая и констатирующая стратегия.Стр 1 из 29Следующая ⇒
План: 1. Предмет возрастной психологии 2. Возраст, психологический возраст 3. Задачи возрастной психологии (теоретические и практические) 4. Парадоксы развития Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются: o изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; o понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития. Теоретические задачи: 1. Изучение общих закономерностей и детерминант развития 2. Построение периодизации психич развития чел-ка
3. Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка 4. Построение психол портрета возраста 5. Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания. 6. Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения 7. Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий. 8. Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.
Практические задачи: 1. Контроль за ходом и динамикой психического развития человека. 2. Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п. 3. Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение 4. Как пережить кризис среднего возраста
Парадоксы развития: 1. Почему человеческий детеныш, самый беспомощный сразу после рождения, становится самым развитиым в зрелости? Зависит ли совершенство от беспомощности? 2. Гетерохронность(неравномерность) развития. Почему сущ запаздывание одной из сфер? 3. Проблема универсальности и многообразия индивидуального развития. Метафора лестницы- обяз. Проходим все ступеньки и сот- нач и конечный пункт одинаковые, но вариантов прохождения множество. 4. Что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Про детей маугли. 5. Стабильность ЦНС. Не меняется со времен кроманьонцев, но человеческий вид прогрессирует. Почему?
Критика: 1. Бихевиоризм, Уотсон: Привычки, склонности формируются в результате научения. Холл говорил, что ребенок боится темноты, т.к. это заложено в далеком прошлом. Опыт: клали змей в кроватку, дети их не боялись => это зависит от опыта и научения. 2. Отеч псих, Выготский, Рубинштейн: Выготский считал, что принципиально нельзя сравнивать три различных линии развития: фило-, онто- и социогенез. Для человека характерен принципиально иной тип жизнедеятельности, чем для животных, у животных - адаптивный, биологический, у чел-ка – культурно-исторический. Недопустимо отрицать значимую роль обучения и воспитания. У Рубинштейна новая интерпретация идеи повторения истор и индивид развития. Попытался объяснить природу сходства и параллелей, считая их обусловленными единством культурно-исторических законов развития истории человечества и онтогенеза ребенка. Человечество создает культурный опыт, ребенок его усваивает. И человечество, и ребенок движутся от простого к сложному. Но различия между онто- и социогенезом все же есть: труд - первооснова становления человеческого общества, а у ребенка долгое время не играет роли; в социогенезе речь фиксирует достижения культурного развития, а в онтогенезе неразрывно связана с мышлением, средство общения; в социогенезе каждое следующее поколение мудрее, в онто- наоборот.
Начало - см. пред вопрос. Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития – формирование эго-идентичности. Для каждой стадии характерны задачи, которые выдвигаются обществом, которые определяют этапы развития. Они зависят от достигнутого уровня психологического развития и от общества, в котором живёт индивид.
Стадии: Навязчивость Модус: сдерживающе-отторгающий. Ритуализация рассудительная.
Статуса идентичности.
Статусы идентичности. С.и - характеристика развития эго-идентичности. Понятие статусов идентичности впервые было заявлено в работах Э. Эриксона и получило дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей, в первую очередь Д. Марсиа. Разрешение кризиса идентичности предполагает выбор в сфере профессии и в сфере идеологии, включая политику и религию. В зависимости от того, как осуществлен выбор, можно говорить о различных статусах идентичности. Важнейшим показателем зрелости является прохождение через кризис — через период проб, сомнений и размышлений. Критериями выделения статусов идентичности, являются: · прохождение кризиса, · исследование возможностей выбора, · осуществление выбора. Соответственно, можно выделить четыре статуса идентичности: 1. предрешение — кризиса не было, выбор сделан; 2. мораторий — кризис актуален, исследование продолжается, окончательный выбор не сделан; 3. достигнутая идентичность — кризис пройден, выбор сделан; 4. диффузная идентичность — кризиса не было, или он состоялся, но выбор не сделан. Может быть двух видов — предкритическая диффузия, посткритическая диффузия, хорошо выражаемая словом «пофигизм». В настоящее время говорят таких сферах выбора как этнической, семейной, половой, межличностной идентичности. Развитие идентичности — это процесс, который, не прерываясь, проходит через всю нашу жизнь. В зрелом возрасте мы можем снова вернуться к кризису идентичности. Одно из перспективных направлений в современной психологии развития связано с изучением того, как происходит развитие идентичности в зрелости Важные особенности кризиса.
Периодизация Л. И. Божович
Внешние условия
| Деятельность, опосредованная взрослым
| Требования взрослых
|
| Новая система требований
| Переход в среднюю школу
|
| Новообразование личности
| Центральное новообразование
| Аффективные заряженные представления
| Система Я
| Внутренняя позиция
|
| Способность к целепола-ганию
| Формирование жизненных планов
|
Потребность
|
| Самоутверждение
| В новой жизненной позиции
|
|
|
|
Важные особенности кризиса.
Внешний вид. Рост - 48 - 54, 56 см. Вес - 3,2 кг. Кожа покрыта для защиты творожным слоем; волосами, которые потом отпадают (ланига); голова вытянута (деформирована); гениталии припухлые.
Период приспособления к новым условиям - кардинальная смена типа дыхания. Переход на лёгочное дыхание - излишняя работа кровообращения. Перестраивается пищеварительная система, настраивается дольше (газы, боли в желудке). Изменяется система терморегуляции (в утробе - температура постоянная). Необходимо время для приспособления, нужно держать в тепле. Дети рождаются в разной степени приспособленными к жизни вне утробы.
Все перечисленные особенности, определяемые переходным характером кризиса новорожденности, обнаруживаются в моментах инволюции развития, напр в потере веса в первые две недели, по сравн с моментом рождения вследствие несформир системы пищевого поведения. Физиологический критерий завершения кризиса – начало прибавления в весе. Социальная ситуация развития кризиса новорожденности характеризуется противоречием между полной беспомощностью ребенка и зависимостью от близкого взрослого с одной стороны и отсутствием готовых форм общения с другой. Поэтому вопрос о генезисе общения с близким взрослым – вопрос жизни и смерти. Разрешение кризиса новорожденности – формирование комплекса оживления – формир потр в общении. КО - комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребенка на лицо говорящего взрослого.
Категории поведения новорожденного: сон, бодрствование, диффузная ненаправленная активность, упорядоченные реакции. Сон – глубокий, поверхностный, полусон; 80% времени суток. Крик и плач имеют сигнальную природу. Упорядоченные реакции: пищевое и лабиринтное сосредоточение (во время сосания и укачивания), пищевые рефлексы (поиск пищи при раздражении губ, щек), защитные рефлексы (на сильн свет - зажмуривание), ориент рефл (что такое?), рефлексы – атавизмы (обезьяний хват рефлекс – при раздражении тыльной стороны ладони, тыльное сгибание подошвы ног, плавательны)
Буквально с первых дней идет выработка усл рефлексов.
Кризис первого года жизни Симпотмы кризиса: симптомы негативизма и упрямства (не хочу, не буду, дай) Реакции ребенка носят генерализованный неуправляемый х-р. Причина кризиса – противоречие между возросшими возможностями ребенка и его местом в системе социальных отношений, нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает Новообразования: · ходьба => физическая автономия от взрослого · постепенное появление волевого поведения, мотивирующие представления. Если раньше ребенок тянулся к предмету и взрослый его убирал, то он успок, теперь – нет. · элементарные формы восприятия и мышления · первые слова, своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский назвал автономной. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы) Возникшее противоречие приводит к распаду систему пра –мы, вместо единого субъекта, симбиотической связи мать-ребенок возникают два субъекта. Кризис трех лет План: 1. Основа кризиса 2. Характеристики кризиса – негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Раньше было негативное понимание, но Выг рассм в позит значении – формир принц новой сист отношений. В основе кризиса – противоречие двух тенденций: стремление принять уч-е во взросл жизни и утверждение самостоятельности – я сам! Интерес к себе в зеркале, у девочек к нарядам, у мальчиков- успехи в констуировании.
В периодизации Эльконина.
Социальная ситуация развития – «ребенок – социально значимый взрослый»
Учебная деятельность (предполагает овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий). Центральная линия – интеллектуализация – ведущая деятельность. Центральной линией развития выступает интеллектуализация, и соответственно формирование опосредованности и произвольности всех психич процессов. Восприятие преобразуется в наблюдение, память реализуется как произвольное запоминание и воспроизведение с опорой на мнемические средства, речь становится произвольной. Кризис 12 лет. Перестройка отношений со взрослым. Рождение чувства взрослости
Возникновение представления о себе как «не о ребенке, подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым, нет подлинной взрослости, но есть потребность в признании взрослости окружающими – новообразование.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
САМОСОЗНАНИЕ. Центральное новообразование – словесно – логическое мышление, вербально – дискурсивное мышление,произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь.
В рамках деятельностного подхода следующие новообр: o Анализ – выделение в целом его частей, единиц. Теоретич и эмпирич. o Рефлексия – рассмотрение и осознание человеком своих действий. Формальная и содержательная. o Планирование – кол-во шагов и вариантов реализации действия, кот можно предусмотреть во внутреннем плане в процессе выполнения действия. Пошаговое и планирование целостного д-я. Развитие самооценки: устойчивая, адекватная – у школьников с высоким уровнем сформированности учеб. д-ти. Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину: 1. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл. 2. учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; 3. учебные действия, те, с помощью которых усваивается учебная задача, т.е. все те действия которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие); 4. действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи; 5. действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.
Итак, в младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. 48. Основные психологические новообразования подросткового возраста. План: 1. Центральное новообразование - чувство взрослости (и его виды). 2. Другие характерные новообразования. 3. Различные направленности личности подростка. 4. Акцентуация характера. Степень акцентуации. (Настя пошла нахуй, ей помог СЭР Пол) 5. Центральные задачи подросткового возраста. 6. Понятие подросткового эгоцентризма.
Центральное новообразование подростничества – "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
Взрослость бывает социоморальная (участие в заботе о семье), интеллектуальная (самообр..) и внешняя (развлечения, взр во внешнем виде, манере пов…)
Развитие самосознания, формирование "Я-концепции" (система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".)
Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
Из периодизации Эльконина: План: 1. Теории старости. 2. Задачи развития в старости. 3. Понятие старости (как психологического возраста) 4. Биологический, социальный и психологический критерии старости. 5. ССР и ведущая деятельность. 6. Когнитивные изменения (память, интеллект) 7. Психофизиологические изменения.
ТЕОРИЯ ПЕРЕКРЕСТНЫХ СШИВОК
Этот механизм старения немного похож на воздействие свободных радикалов. Только роль агрессивных веществ здесь играют сахара, в первую очередь - всегда присутствующая в организме глюкоза. Сахара могут вступать в химическую реакцию с различными белками. При этом, естественно, функции этих белков могут нарушаться.
ТЕОРИЯ ОШИБОК
Гипотеза <старения по ошибке> была выдвинута в 1954 г. американским физиком М. Сциллардом. Исследуя эффекты воздействия радиации на живые организмы, он показал, что действие ионизирующего излучения существенно сокращает срок жизни людей и животных.
Старость – задачи развития. · Сохранение идентичности · Целостность Эго против отчаяния (Эриксон) · Приспособление к снижению физических сил и возможностей, здоровья · Приспособление к выходу на пенсию · Адаптация к снижению материального благополучия · Адаптация к смерти супруга · Принятие будущей смерти
Поздняя взрослость, старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение положения человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Определить хронологические границы начала старости сложно, поскольку диапазон индивидуальных различий в появлении признаков старения огромен.
В соответствии с классификацией Европейского регионального бюро, старение (пожилой возраст) длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин – с 55 до 74 лет. С 75 лет наступает старость (преклонный возраст). Период старше 90 лет – долгожительство (старчество).
Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти.
Социальный критерий перехода к старости часто связывают с выходом на пенсию, со снижением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.
Психологические критерии завершения периода зрелости и перехода к старости четко не сформулированы. Необходимо установить качественные отличия психики пожилого человека, показать особенности психического развития,происходящие на фоне ухудшающейся психофизиологии, в условиях инволюционных изменений нервной системы.
Социальная ситуация развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.
Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. О такой модели старения говорят «пассивное старение». Она сопровождается потерей социального интереса.
Альтернативная модель состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.
Когнитивные изменения
Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения. Если молодой мужчина, покидая здание, не может вспомнить, куда положил свою шляпу, никто не видит в этом ничего страшного; но если подобная невнимательность замечена за стариком, люди пожимают плечами и говорят: «Склероз». Фиксация на нарушениях памяти типична и для самих старых людей.
Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Разные виды памяти – сенсорная, кратковременная, долговременная – страдают в разной степени. «Основной» объем долговременной памяти сохраняется. Резко ослабляется кратковременная или оперативная память. В период после 70 лет в основном страдает механическое запоминание, а лучше всего работает логическая память.
Другая особенность памяти у людей пожилого возраста – это ее выраженная профессиональная направленность, избирательность. Лучше всего запоминается то, что особенно важно и значимо для профессиональной деятельности.
Интеллект. При характеристике когнитивных изменений в старости выделяют «кристаллизованный интеллект» и «подвижный интеллект». Кристаллизованный интеллект определяется количеством приобретенных в течение жизни знаний, способностью решать задачи, опираясь на имеющуюся информацию (дать определения понятий, объяснить, почему красть нехорошо). Подвижный интеллект подразумевает способность решать новые проблемы, для которых нет привычных способов. Оценка общего интеллекта (Q-фактор) складывается из совокупности оценок и кристаллизованного, и подвижного интеллекта.
Показано, что значительное снижение интеллектуальных показателей можно констатировать только после 65 лет. Кристаллизованный интеллект более устойчив к старению по сравнению с подвижным, снижение которого, как правило, выражается резче и в более ранние сроки. Хотя оценка интеллекта, определяемая количеством правильных ответов по тесту, в старости снижается, однако интеллектуальный коэффициент (IQ) с возрастом почти не изменяется. В сравнении с другими членами своей возрастной группы на протяжении жизни человек сохраняет примерно одинаковый уровень интеллекта. Человек, демонстрировавший средний IQ в период ранней взрослости, с наибольшей вероятностью будет иметь средний IQ в старости.
Хотя большинство умственных навыков не затрагивается старением, с точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизиологические изменения при нормальном старении
1. Замедление реакций при большей и более быстрой утомляемости. 2. Ухудшение способности к восприятию. 3. Сужение поля внимания. 4. Уменьшение длительности сосредоточения внимания. 5. Трудности распределения и переключения внимания. 6. Снижение способности к концентрации и сосредоточению внимания. 7. Повышенная чувствительность к посторонним помехам. 8. Некоторое уменьшение возможностей памяти. 9. Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого. 10. Трудности воспроизведения.
Для решения когнитивных проблем старения пожилые людимогут применять принцип « компенсации дефекта ». В одном из своих интервью известный литературовед Д.С. Лихачев на вопрос, как ему удается, несмотря на преклонный возраст, вести активную научную и общественную жизнь, ответил, что помогает размеренный образ жизни, четкий режим, отсутствие больших перерывов в работе и избирательный подход к выбору тем. Он пояснил: «Основная моя специальность – древнерусская литература, но я-то о Пастернаке пишу, то о Мандельштаме, обращаюсь даже к вопросам музыки, архитектуры. Дело в том, что есть такие области науки, которые по возрасту мне уже трудны. Скажем, текстология – изучение текстов: для этого нужна очень хорошая память, а у меня она уже не та, что в молодости».
Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства, в основе которого лежит кристаллизованный, т. е. культурно – обусловленный интеллект, связанный с опытом и личностью человека. Когда говорят о мудрости, имеют в виду, прежде всего, способность взвешенных суждений по практическим неясным вопросам жизни.
План: 1. Предмет возрастной психологии 2. Возраст, психологический возраст 3. Задачи возрастной психологии (теоретические и практические) 4. Парадоксы развития Предмет: закономерности психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются: o изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении; o понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека. Возр психология- у нас, в мировой психологии –психология развития. Теоретические задачи: 1. Изучение общих закономерностей и детерминант развития 2. Построение периодизации психич развития чел-ка 3. Определение соотношения между обучением и психическим развитием чел-ка 4. Построение психол портрета возраста 5. Раскрыть психологическое содержание обучения и воспитания. 6. Дать психологический анализ механизмов развивающего обучения 7. Выявить психологические механизмы и обоснование обучающих технологий. 8. Разработать психологически обоснованные требования к пед. общению.
Практические задачи: 1. Контроль за ходом и динамикой психического развития человека. 2. Помощь в построении программ обучения, создания психологического комфорта в школе и т.п. 3. Решение вопроса, в каком возрасте надо начинать школьное обучение 4. Как пережить кризис среднего возраста
Парадоксы развития: 1. Почему человеческий детеныш, самый беспомощный сразу после рождения, становится самым развитиым в зрелости? Зависит ли совершенство от беспомощности? 2. Гетерохронность(неравномерность) развития. Почему сущ запаздывание одной из сфер? 3. Проблема универсальности и многообразия индивидуального развития. Метафора лестницы- обяз. Проходим все ступеньки и сот- нач и конечный пункт одинаковые, но вариантов прохождения множество. 4. Что произойдет с человеком, если он окажется вне человеческого общества? Про детей маугли. 5. Стабильность ЦНС. Не меняется со времен кроманьонцев, но человеческий вид прогрессирует. Почему?
Методы исследования развития. Формирующая и констатирующая стратегия. План: 1. Требования к исследованию в возрастной пси
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.167 с.) |