Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский). Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.



План:

1. Дискуссия Выготского и Пиаже

2. Пиаже: корни эгоцентризма, особенности эгоцентрической речи

3. Основные отличия теорий

4. Семенные представления

Л. Выготский не согласен с Пиаже относительно интеллектуального эгоцентризма ребенка, но он признает существование того, что он назвал эгоцентрической речью. Он рассматривает ее как начальную точку для интериоризированной речи, которая развивается позднее и которая, как он полагает, может быть использована для аутистических и логических целей.

Когда Выготский заключает, что ранняя функция языка должна быть функцией глобальной коммуникации и что позднее речь дифференцируется на эгоцентрическую и коммуникативную, Пиаже согласен с ним. Но когда он утверждает, что две эти лингвистические формы равно социализированы и отличаются только по функциям, он не может согласиться с ним, потому что слово «социализация» становится двусмысленным в этом контексте: если индивид А ошибочно считает, что индивид В думает так же, как и А, и если он не пытается понять различие между двумя точками зрения, то это будет социальное поведение в том смысле, что здесь существует контакт между двумя, но я могу назвать такое поведение неадаптированным с точки зрения интеллектуальной кооперации.

Точка зрения Пиаже на эгоцентрическую речь ребенка состоит том, что ребенок говорит для себя в том смысле, в котором лектор может говорит «для себя», даже когда он обращает свои слова к аудитории.

Пиаже приходит к выводу, что все разговоры детей можно подразделить на две группы, которые можно назвать эгоцентрической и социализированной речью. Под именем эгоцентрической речи Пиаже понимает речь, отличающуюся прежде всего свой функцией. "Эта речь эгоцентрична, - говорит Пиаже, - прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе. Он не интересуется тем, слушают ли его, не ожидает ответа. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника или действительно сообщить ему что-нибудь. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается».

Однако под влиянием внешних факторов эгоцентрическое мышление постепенно социализируется. Активное начало этого процесса можно отнести к 7-8 годам, результатом же является переход к форме мышления, которую Пиаже называл социализированной, стремясь подчеркнуть завершенность процесса.

Проведя ряд экспериментов, Выготский показал, что помимо функций указанных у Пиаже, эгоцентрическая речь очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи.

Корни эгоцентризма Пиаже видит в двух обстоятельствах:

  • вслед за психоанализом, в асоциальности ребёнка
  • в своеобразном характере его практической деятельности.

Эгоцентрический характер мысли внутренне связан с самой психологической природой ребёнка и проявляется всегда закономерно, неизбежно, устойчиво, независимо от детского опыта.

Особенности эгоцентрической речи:

  • не направлена на собеседника
  • не выполняет коммуникативной ф-ции
  • ничего не меняет в деятельности
  • фрагментарна и предикативна

Для оценки динамики изменения эгоцентрической речи ввел понятие коэффициент эгоцентрической речи = отношению количества эгоцентрических высказываний ребенка к общему числу высказываний. Пик в 4-5 лет, потом снижение, но никогда не достиг нуля.

Основные отличия П. от В.:

Процесс развития детского мышления у Пиаже идет от аутизма, от миражного воображения, от логики сновидений к социализированной речи и логическому мышлению, переваливая в своем критическом пункте через эгоцентрическую речь, у Выготского процесс идет обратным путем: от социальной речи ребенка через эгоцентрическую речь к его внутренней речи и мышлению.

У Пиаже эгоцентрическая речь выражает особую познавательную позицию ребенка, у Выготского – этап интериоризации речи.

В современной психологии разделили эти позиции: эгоцентрическая речь и речь для себя (РДС). Отличия:

  • эгоцентрическая речь отражает умственный эгоцентризм ребенка, РДС является переходной формой от внешнего к внутреннему способу мышления
  • эгоцентрическая речь не зависит от условий, РДС зависит от трудностей
  • эгоцентрическая речь отмирает с возрастом, РДС сохраняется вплоть до зрелого возраста

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.227.189 (0.005 с.)