Учебная мотивация. Виды и уровни мотивов учения. Связь умственного развития и мотивации к учению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная мотивация. Виды и уровни мотивов учения. Связь умственного развития и мотивации к учению.



 

Учебная мотивация является частным видом мотивации в целом (потребность – цель – мотив – действия – результат).

МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к деятельности, а УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к учебной деятельности.

Учебная д-ть – специфический вид дея-ти, явл-ся ведущей в младшем школьном возрасте на направлена на усвоение ЗУНов, в ходе которого происходит формирвоание психологических новообразований.

 

СТРУКТУРА УЧ. МОТИВАЦИИ: интерес (эмоц. переживание по поводу удовлетворения познавательных потребностей); отношение (к учителю, школе, учебной д-ти); эмоции; учебный мотив (зачем я учусь?); смысл (зачем вообще учиться?); потребность в учении; цель.

ФАКТОРЫ, влияющие на уч. мотивацию: образовательные учр-ия, особенности обучающегося

(пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, уровень притязаний), особенности учителя, специфика учебного предмета. Бондаренко: для того, чтобы поддерживать «интерес», нужно, чтобы ребенок мог проявить самостоятельность, творчество, материал должен быть не слишком легким и не слишком трудным, он должен быть новым, но связанным с пройденным ранее.

 

ВИДЫ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ (по А.К. Марковой):

· социальные (осознание социальной значимости учения);

· познавательные (интерес к получению знаний, любознательность);

· личностные (чув-во самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом).

 

М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов

· Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1) связанные с содержанием: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями.
2) связанные с самим процессом: ребенка увлекает сам процесс решения, а не только результаты.

· Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной дея-ти:

Широкие соц мотивы: мотивы долга и ответственности; понимание значения знаний для будущего.

Узколичные: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки; желание быть первым.

Отрицательные: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, одноклассников.

УРОВНИ УЧ. МОТИВАЦИИ:

1. отрицательное отношение к учителю, преобладание мотивов избегания, ученик объясняет

свои неудачи внешними причинами, неуверенность в себе.

2. Нейтральное отношение к учение, неустойчивый интерес, на уроках чувства скуки.

3. Аморфное положительное отношение к учению, преобладание мотива оценки, широкие

социальные мотивы, мотивы характеризуются неустойчивостью.

4. Положительное отношение с проявлением познавательных мотивов и интересов.

5. Активное творческое отношение к учению, преобладают мотивы самообразования.

6. Ответственное активное отношение к учению, устойчивая внутренняя позиция ученика.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деят-ти. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Маркова: косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деят-ти (обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости, показатели сформированности учебной деятельности). Ю.М. Орлов и В. И. Шкуркин: среди субъективных факторов, оказывающих влияние на эффективность учебной дея-ти, отношение к учению оказывается наиболее значимым. Учащиеся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации даже при низком уровне мышления могут достигать большой, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их умственных способностей. Отрицательная учебная мотивация не дает возможности реализовать свои даже достаточно высокие умственные способности.

 

12. Содержание нач. образ.гост нач. шк. Виды образовательных программ в нач. кл.

 

Под СОДЕРЖАНИЕМ образования следует понимать:

1) систему научных знаний, практических умений и навыков;

2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;

3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ содержания воспитания и образования: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное.

Составные части каждого направления: знания; навыки; умения;способности.

Знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения.

Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека.

Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности.

 

Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания:

1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности;

2) обеспечивать умственное развитие;

3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку;

4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

 

ТРИ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ:

1) родной язык;

2) математика;

3) человек, природа и общество.

Это позволяет сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Для начальной школы создаются учебные пособия по новым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только в математике), развития информационной грамотности учащихся и др.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Стандарты определяют обязательный минимум, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов: общеобразовательные; профессиональные.

К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.

 

 

13. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Виды образовательных, воспитательных и развивающих задач в начальной школе.

 

Деятельность – совокупность действий, связанных между собой общей целью.

Учебная Д. – специфический вид дея-ти, является ведущей в младшем школьном возрасте и направлена на усвоение ЗУНов, в ходе чего происходит формирование психологических новообразований.

СТРУКТУРА УЧ.Д.:

1) Учебная мотивация (частный вид мотивации – совокупности побуждений к

деятельности. Учебная мотивация состоит из интереса, отношения к учителю, школе, учебных мотивов (зачем я учусь?), смысла (зачем вообще учиться), потребности в учении и цели).

2) Учебная задача (определенное учебное задание, в котором присутствует 2

компонента известное и неизвестное, условие и вопрос).

3) Учебное действие (действие учащегося, направленное на решение уч.задачи).

Выделяют: целеполагание, планирование, исполнительские (продуктивные, репродуктивные, исследовательские), самоконтроль, самооценка.

4) Контроль, переходящий в самоконтроль.

В основе контроля лежит механизм обратной связи. Для формирования самоконтроля ученик должен осознать цель, усвоить критерии контроля, знать учебный материал.

5) Оценка……..в самооценку.

Самооценка учебн.д-ти – это оценка учебных результатов и возможностей.

Виды: оценка прошлого (ретроспективная), оценка собственных возможностей в учебной д-ти (прогоностическая). Самооценка учебной д-ти формируется на основе пед.оценки (пед.оценка – стимул, сочетание средств поощерения и наказания).

 

  • Образовательные: процесс обучения направлен прежде всего на формирование

знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые сведения по основам наук и видам деятельности. Современная дидактика считает, что образование состоит в развитии умений использовать знания для получения новых знаний и решения жизненных задач. Умение - способность применять знание.

  • Воспитательные: связь между воспитанием и обучением является объективной

закономерностью, также как связь между обучением и развитием. формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые

  • Развивающие: в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие

обучаемого. Всякое обучение развивается благодаря содержанию образования и благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.013 с.)