Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебная мотивация. Виды и уровни мотивов учения. Связь умственного развития и мотивации к учению.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Учебная мотивация является частным видом мотивации в целом (потребность – цель – мотив – действия – результат). МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к деятельности, а УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ – совокупность побуждений к учебной деятельности. Учебная д-ть – специфический вид дея-ти, явл-ся ведущей в младшем школьном возрасте на направлена на усвоение ЗУНов, в ходе которого происходит формирвоание психологических новообразований.
СТРУКТУРА УЧ. МОТИВАЦИИ: интерес (эмоц. переживание по поводу удовлетворения познавательных потребностей); отношение (к учителю, школе, учебной д-ти); эмоции; учебный мотив (зачем я учусь?); смысл (зачем вообще учиться?); потребность в учении; цель. ФАКТОРЫ, влияющие на уч. мотивацию: образовательные учр-ия, особенности обучающегося (пол, возраст, интеллектуальное развитие, способности, самооценка, уровень притязаний), особенности учителя, специфика учебного предмета. Бондаренко: для того, чтобы поддерживать «интерес», нужно, чтобы ребенок мог проявить самостоятельность, творчество, материал должен быть не слишком легким и не слишком трудным, он должен быть новым, но связанным с пройденным ранее.
ВИДЫ УЧЕБНЫХ МОТИВОВ (по А.К. Марковой): · социальные (осознание социальной значимости учения); · познавательные (интерес к получению знаний, любознательность); · личностные (чув-во самоуважения и честолюбия, стремление пользоваться авторитетом).
М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов · Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1) связанные с содержанием: стремление узнать новые факты, овладеть знаниями. · Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной дея-ти: Широкие соц мотивы: мотивы долга и ответственности; понимание значения знаний для будущего. Узколичные: стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки; желание быть первым. Отрицательные: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, одноклассников. УРОВНИ УЧ. МОТИВАЦИИ: 1. отрицательное отношение к учителю, преобладание мотивов избегания, ученик объясняет свои неудачи внешними причинами, неуверенность в себе. 2. Нейтральное отношение к учение, неустойчивый интерес, на уроках чувства скуки. 3. Аморфное положительное отношение к учению, преобладание мотива оценки, широкие социальные мотивы, мотивы характеризуются неустойчивостью. 4. Положительное отношение с проявлением познавательных мотивов и интересов. 5. Активное творческое отношение к учению, преобладают мотивы самообразования. 6. Ответственное активное отношение к учению, устойчивая внутренняя позиция ученика. Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деят-ти. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Маркова: косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деят-ти (обычные показатели школьной успеваемости, посещаемости, показатели сформированности учебной деятельности). Ю.М. Орлов и В. И. Шкуркин: среди субъективных факторов, оказывающих влияние на эффективность учебной дея-ти, отношение к учению оказывается наиболее значимым. Учащиеся с высоким уровнем учебно-познавательной мотивации даже при низком уровне мышления могут достигать большой, что, в свою очередь, будет способствовать развитию их умственных способностей. Отрицательная учебная мотивация не дает возможности реализовать свои даже достаточно высокие умственные способности.
12. Содержание нач. образ.гост нач. шк. Виды образовательных программ в нач. кл.
Под СОДЕРЖАНИЕМ образования следует понимать: 1) систему научных знаний, практических умений и навыков; 2) систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения; 3) часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ содержания воспитания и образования: физическое; эстетическое; трудовое; умственное; нравственное. Составные части каждого направления: знания; навыки; умения;способности. Знание можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения. Умение – это владение способами применения усвоенных знаний на практике. Оно включает в себя знания и навыки, а его формирование зависит от способностей человека. Способности – это развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности.
Содержание образования на всех этапах должно быть направлено на осуществление основных целей воспитания: 1) формировать всестороннее и гармоничное развитие личности; 2) обеспечивать умственное развитие; 3) обеспечивать техническую и трудовую подготовку; 4) обеспечивать физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.
ТРИ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ: 1) родной язык; 2) математика; 3) человек, природа и общество. Это позволяет сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта. Для начальной школы создаются учебные пособия по новым интегрированным курсам: «окружающий мир», «математика и конструирование», «грамота» и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только в математике), развития информационной грамотности учащихся и др.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. Стандарты определяют обязательный минимум, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные программы – документы, определяющие содержание образования всех уровней и направленности. Основные задачи образовательных программ: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. В Российской Федерации образовательные программы бывают двух типов: общеобразовательные; профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования. Образовательные программы являются преемственными, т. е. каждая последующая программа базируется на предыдущей.
13. Психологическое содержание и структура учебной деятельности. Виды образовательных, воспитательных и развивающих задач в начальной школе.
Деятельность – совокупность действий, связанных между собой общей целью. Учебная Д. – специфический вид дея-ти, является ведущей в младшем школьном возрасте и направлена на усвоение ЗУНов, в ходе чего происходит формирование психологических новообразований. СТРУКТУРА УЧ.Д.: 1) Учебная мотивация (частный вид мотивации – совокупности побуждений к деятельности. Учебная мотивация состоит из интереса, отношения к учителю, школе, учебных мотивов (зачем я учусь?), смысла (зачем вообще учиться), потребности в учении и цели). 2) Учебная задача (определенное учебное задание, в котором присутствует 2 компонента известное и неизвестное, условие и вопрос). 3) Учебное действие (действие учащегося, направленное на решение уч.задачи). Выделяют: целеполагание, планирование, исполнительские (продуктивные, репродуктивные, исследовательские), самоконтроль, самооценка. 4) Контроль, переходящий в самоконтроль. В основе контроля лежит механизм обратной связи. Для формирования самоконтроля ученик должен осознать цель, усвоить критерии контроля, знать учебный материал. 5) Оценка……..в самооценку. Самооценка учебн.д-ти – это оценка учебных результатов и возможностей. Виды: оценка прошлого (ретроспективная), оценка собственных возможностей в учебной д-ти (прогоностическая). Самооценка учебной д-ти формируется на основе пед.оценки (пед.оценка – стимул, сочетание средств поощерения и наказания).
знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые сведения по основам наук и видам деятельности. Современная дидактика считает, что образование состоит в развитии умений использовать знания для получения новых знаний и решения жизненных задач. Умение - способность применять знание.
закономерностью, также как связь между обучением и развитием. формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые
обучаемого. Всякое обучение развивается благодаря содержанию образования и благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.236 (0.01 с.) |