Основы психолого-педагогического исследования. Методы психолого-педагогического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы психолого-педагогического исследования. Методы психолого-педагогического исследования.



 

Должны быть отображены следующие аспекты:

Актуальность темы исследования — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения проблемы, вопроса или задачи.

Цель — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Проблема — это формулирование противоречия (между различными точками зрения авторов, между системой и предъявляемыми к ней требованиями и т.д.).

Объектом — процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет — то, что находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования.

Гипотеза, задачи и методы исследования: указываются методики.

 

Этапы ППИ:
1. Определение проблемы исследования.

2. Изучение научных фактов, положений. Выработать собственную.
3. Изучение практики. Предусматривает анализ литературы, выяснение проблем.
4.Гипотезу нужно формулировать так, чтобы проявить положения, которые нуждаются в проверке.
5. Выполнение экспериментальной работы: выбор методики, процедуры исследования.
6. Сравнение полученных результатов исследовательской работы с существующими в практике.
7. Обобщение результатов исследования.

8. Оформление результатов исследования, воплощение их в жизнь.

 

Методы:

Методы - способы решения задач. Чем богаче арсенал, тем выше успехи деятельности. Принципы выбора:

  • принцип совокупности методов исследования означает, что для решения

используется не один, а несколько методов и соответствие.

наблюдение - непосредственное восприятие исследователем изучаемых явлений, процессов. Наряду с непосредственным прослеживанием хода наблюдаемых процессов практикуются и опосредованное, когда сам процесс скрыт, а его реальная картина может фиксироваться по каким-либо показателям. Материалы наблюдения фиксируются с помощью таких средств, как протокольные, дневниковые записи, видео- и кинорегистрации, фонографические записи и др. Метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаруживать лишь внешние проявления. Внутренние же процессы остаются недоступными.

Опросные: беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа – диалог исследователя с испытуемыми по заранее разработанной программе. К общим правилам относятся выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования; формулировка вариаций вопросов, включающих вопросы «в лоб», вопросы со скрытым смыслом, вопросы, проверяющие искренность ответов и другие.

Метод интервьюирования. Здесь исследователь задает тему.

Правила включают создание условий, располагающих к искренности испытуемых.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможностям получения и обработки информации.

Эксперимент относят к основным методам исследований. Определяется он в обобщенном смысле как опытная проверка гипотезы (предположения). Имеются две основные разновидности эксперимента - естественный и лабораторный. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Социометрические методы. Они служат средствами изучения и измерения скрытых межличностных отношений в коллективе, где партнеры знают друг друга.

Тесты – специализированные методы психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. Предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. Варианты тестов - тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

 

 

Функции педагогического процесса в начальных классах.

Пед.процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия.

  • Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения

направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности.

Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые сведения по основам наук и видам деятельности. Современная дидактика считает, что образование состоит в развитии умений использовать знания для получения новых знаний и решения жизненных задач. Умение - способность применять знание.

  • Развивающая функция обозначает то, что в процессе

обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях. Л.С. Выготский утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Всякое обучение развивается благодаря содержанию образования и благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин «развивающее обучение». В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников.

  • Воспитательная функция.

Связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. Воспитывающим фактором обучения является содержание образования. хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. Вторым фактором воспитания является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельностью учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль. который соединяет в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся.

 

9. Идеи начального образования, воспитания и развития детей втрудах известных педагогов и психологов.

ПЕСТАЛОЦЦИ

Цель воспит.– разностороннее и гармоничное развитие личности. Физическое, нравственное, умственное и трудовое воспитание нужны для достижения этой цели.

Педагог не должен подавлять естественного развития подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые могли бы его задержать.

Основной принцип воспитания - это согласие с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку.

Индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование наглядность, подавать пример.

· Определил основное содержание: родной язык (чтение, письмо), счет, элементы

геометрических знаний, географии, природоведения, рисование, ручной труд, пение.

· Ввел звуковой метод обучения чтению вместо буквослагательного (поделил

слово на звуки), создал методич рекомендации по обучению счету, музыке, изо, труду.

Основоположник развивающего обучения.

· Элементарное образование, т.к. все раскладывал на элементы:

Физич => движение. Нравств => любовь(деятельная и полезная), Умств => слово, форма, число. Трудовое=>движение=>умение. Эстетич=> чувства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.009 с.)