Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебная практика по зоологии беспозвоночных

ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ

для направления 020400.62 – Биология

 

 

Рабочая программа

 

СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАЛИ:

Начальник УО асс.кафедры ЗБПиФГ

_________ __________ Г.А. Тимофеева

«____» ___________2011 г.

«_____» ___________ 2013 г.

 

 

Принято на заседании

кафедры ЗБПиФГ

__________ Р.М.Сабиров

«____» ____________ 2013 г.

Учебная практика по зоологии беспозвоночных

 

Предназначена для закрепления теоретических знаний по зоологии беспозвоночных и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения биосистем и их изменения в процессе хозяйственного освоения. Учебная практика должна обеспечиваться стандартным полевым оборудованием. Она необходима студентам-биологам для приобретения навыков постановки наблюдений в природе, овладения методами полевой научно-исследовательской работы по зоологии беспозвоночных.

Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных является важным звеном в подготовке биолога и учителя биологии. Она знакомит студентов непосредственно с живой природой.

 

Цели и задачи изучения практики

Основной задачей учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных, помимо закрепления и конкретизации знаний, полученных студентами на лекциях и занятиях по систематическому курсу, является: подготовить будущих специалистов – биологов и учителей биологии к самостоятельному проведению экскурсий с учащимися школ в леса, на луга, водоемы, поля, в огороды, сады и т. д.; научить их собирать, определять нужный для занятий материал, изготавливать демонстрационные препараты, систематические и биологические коллекции; проводить систематические наблюдения над образом жизни, поведением, размножением, развитием животных в природной обстановке и лаборатории; организовать и вести уголок живой природы в школе.

Студенты должны ознакомиться с основными методами научно-исследовательской работы. Каждый студент в период прохождения практики обязательно участвует в выполнении самостоятельной работы по теме данной руководителем. В конце практики по каждой теме представляется хорошо оформленный письменный отчет, иллюстрированный рисунками, а также коллекциями.

 

Требования к знаниям и умениям, отражающим уровень усвоения программы, с точки зрения подготовки специалиста–биолога.

В результате проведения практики студент должен

знать:

– методы полевой научно–исследовательской работы по зоологии беспозвоночных;

– причины изменений видового состава фауны под влиянием деятельности человека, знать механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление о возможностях управления процессами в экосистеме;

– механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости;

– экологические принципы рационального природопользования;

уметь:

– осуществлять сборы первичного биологического материала;

– проводить его камеральную обработку, в том числе в коллекционных целях;

– пользоваться определителями животных;

– применять методики изучения животных в полевых условиях;

– приобрести навыки самостоятельного проведения исследовательской работы на местности;

– анализировать и обобщать собранный биологический материал;

иметь представление:

– о видах и их популяциях, закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности, осуществлять сборы первичного биологического материала;

понимать:

– взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций;

Особенности практики

Полевая практика является завершающим этапом основного курса «Зоология беспозвоночных», проходит во 2-м семестре. На полевой практике необходимо ознакомить студентов с основными видами животных биотопов умеренной зоны.

Практика складывается из следующих основных форм работы: экскурсий, самостоятельной работы студентов и отчетности.

Проводить ее необходимо на территориях, где соседствуют различные естественные и антропогенизированные ландшафты: леса или лесопарки, болота, водоемы, сельскохозяйственные поля, населенные пункты, и одновременно хорошо сохранились разнообразные биотопы. Полевая практика может проводиться как в городе Казань и его окрестностях, так и с выездом в районы Республики Татарстан.

 

2. объем, сроки прохождения и содержание практики

Учебная практика по дисциплине «Зоология беспозвоночных» проводится в конце первого курса в течение __ часов в мае-июне, после окончания студентами теоретического обучения и сдачи зачёта по этой дисциплине.

 

Содержание учебно-полевой практики по зоологии беспозвоночных

 

Тема Место проведения экскурсии Цель экскурсии Проводимая работа Кол-во часов ауд/срс
  Инструктаж по технике безопасности (ТБ). Составление календарного плана практики.    
I. Беспозвоночные водоемов Водные источники (реки, пруды, озера, канавы, лужи и др.). Ознакомление с фауной беспозвоночных животных различных водоемов. Отлов беспозвоночных обитателей водоемов. Ознакомление с их морфологией. Определение личинок и взрослых форм членистоногих. Определение их таксономической принадлежности по определителям    
II. Многообразие беспозвоночных животных луга, поля, леса, парка. Окрестности деревень Юрьево, Деревяницы, Григорово Новгородского района. Ознакомление с видовым составом беспозвоночных животных луга, поля, леса, парка. Отлов насекомых и других групп беспозвоночных животных, их детальное рассмотрение, изучение, определение их таксономической принадлежности по определителям. Оформление дневника экскурсии.    
III. Камераль-ная обработка полевых материалов.   Лаборатория.   Детальная обработка и фиксация взятых проб, накалывание и расправление насекомых, этикетирование, изучение, определение вида, монтирование коллекций, составление и оформление отчетов.    
Всего        

 

Для прохождения практики студенты работают в распределённом режиме по графику в течение 6 часов в соответствии с календарным планом.

Для успешного прохождения учебной практики студенты могут быть распределены на бригады по 5-6 человек. Руководитель практики с согласия бригад назначает бригадиров (старших в бригаде), а члены бригад, как правило, подбираются по принципу добровольности. Бригадир следит за порядком, ведет учет посещаемости, получает при необходимости на всю бригаду приборы, оборудование, распределяет обязанности между членами бригады.

 

Структура и трудоемкость учебной полевой практики по зоологии беспозвоночных (7 учебных дней)

№п.п. Разделы (этапы) практики Дни Часы Формы текущего контроля
  Введение. Задачи полевой практики. Инструктаж. Техника безопасности     Оформление полевого дневника экскурсий
  Животные лесов и парков     Оформление полевого дневника экскурсий
  Животные открытых биотопов (лес, парк)     Оформление полевого дневника экскурсий
  Животные вод, болот и побережий     Оформление полевого дневника экскурсий
  Животные агроценозов     Оформление полевого дневника экскурсий
  Животные поселений человека     Оформление полевого дневника экскурсий
  Подведение итогов полевой практики     Оформление полевого дневника экскурсий. Письменный отчет по темам индивидуальных работ. Защита проведенной работы. Зачет.
         

Учебно-методическое обеспечение

Список рекомендуемой литературы

5.1.1 Основная литература

1 Догель В. А. Зоология беспозвоночных. – М.: Альянс, 2011.

2 Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. А.Шапкин, З. И. Тюмасева, И. В. Машкова, Е. В. Гуськова. – 2-е изд., испр.- М.: Изд. центр «Академия», 2005.

3 Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. вузов. М.: Владос, 2004. – 591 с.

5.1.2 Дополнительная литература

1 Блохин Г. И. Зоология: Учеб. для вузов. - М.: КолосС, 2006. – 510 с.

2 Инфузории (Ciliata, Ciliophora) северо- и юго-западного районов литорали озера Ильмень: Монография. - В. Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2004.

3 Душенков В. М., Макаров К. В. Летняя практика по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Изд. центр «Академия», 2000.

4 Мамаев Б. М., Медведев Л. Н., Правдин Ф. Н. Определитель насекомых Европейской части СССР, - М.: Просвещение, 1976.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А – Карта учебно-методического обеспечения.

Приложение Б – Примерная форма календарного плана прохождения учебной практики.

Приложение В – Методические рекомендации по проведению полевых исследований.

Приложение Г – Примерный список коллекций и тем для самостоятельной работы.


Приложение А

Карта учебно-методического обеспечения

Дисциплина: Практика учебная «Зоология беспозвоночных»

Форма обучения: дневная Семестр: 2

Всего часов:

Направление 020400.62 – Биология

Отделение педагогическое

Обеспечивающая кафедра: зоологии беспозвоночных и функциональной гистологии

 

Таблица 1 – Обеспечение дисциплины учебными изданиями

и учебно-методическими указаниями

Издание Вид занятия, в котором исполь зуется Число часов, обеспе-чиваемое изданием
1. Догель В. А. Зоология беспозвоночных. – М.: Альянс, 2011 практика учебная  
2. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В. А. Шапкин, З. И. Тюмасева, И. В. Машкова, Е. В. Гуськова. – 2-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
3. Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: Учеб. для студ. вузов. – М., Владос, 2004
4. Потапов И. В. Зоология с основами экологии животных. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 296 с.
5. Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных/Авт.-сост. И. А. Дружинина; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2007. – 48 с.
6. Инфузории (Ciliata, Ciliophora) северо- и юго-западного районов литорали озера Ильмень: Монография. – В. Новгород, НовГУ, 2004
7. Мамаев Б. М., Медведев Л. Н., Правдин Ф. Н. Определитель насекомых Европейской части СССР, – М.: Просвещение, 1976.
8. Рабочая программа по учебной практике по дисциплине «Зоология беспозвоночных». – В.Новгород: НовГУ, 2011.

 

Обеспеченность практики 100%.

 

Действительно для учебного года 2012-2013

 


Приложение Б

Календарный план прохождения учебной практики

студ. _____________. (гр.___) на период _____________________________

 

Дата Место прохождения практики и содержание работы (заполняет студент) Сроки выполнения работы Отметка о выполнении работы, дата выполнения Подпись руководителя практики
         
         
         
         
         

 

План составил

(подпись)

Дата

План согласован:

Руководитель практики от кафедры:

(подпись)

Дата

 

Приложение В

Методические рекомендации по проведению полевых исследований по зоологии беспозвоночных

 

Приложение Е

Примерный список коллекций и тем

для самостоятельных работ по проводимым темам

ПРАКТИКА УЧЕБНАЯ ПОЛЕВАЯ

для направления 020400.62 – Биология

 

 

Рабочая программа

 

СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАЛИ:

Начальник УО асс.кафедры ЗБПиФГ

_________ __________ Г.А. Тимофеева

«____» ___________2011 г.

«_____» ___________ 2013 г.

 

 

Принято на заседании

кафедры ЗБПиФГ

__________ Р.М.Сабиров

«____» ____________ 2013 г.

учебная практика по зоологии беспозвоночных

 

Предназначена для закрепления теоретических знаний по зоологии беспозвоночных и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения биосистем и их изменения в процессе хозяйственного освоения. Учебная практика должна обеспечиваться стандартным полевым оборудованием. Она необходима студентам-биологам для приобретения навыков постановки наблюдений в природе, овладения методами полевой научно-исследовательской работы по зоологии беспозвоночных.

Учебно-полевая практика по зоологии беспозвоночных является важным звеном в подготовке биолога и учителя биологии. Она знакомит студентов непосредственно с живой природой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.240.101 (0.007 с.)